Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Сайдашева Елена Шагидулаевна

Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка" с календарно-тематическим планированием.Работа в кружке «Смастеримка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Программа рассчитана на второй год обучения (216 ч).Возраст 10-15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП «Созвездие» ГБОУ СОШ с. Камышла

(группа ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган)

Авторская рабочая программа

Творческое объединение

«Смастеримка»

Художественно-эстетического направления

Второй год .

Руководитель кружка:

Сайдашева Елена Шагидулаевна

2016-2017 г

  1. Оглавление 

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план;

4. Содержание;

5. Требования по уровню подготовки;

6. Перечень учебно-методического обеспечения;

6а. Материально-техническое обеспечение.

7. Списки литературы (или информационных источников);

8. Аннотация;

9. Учебно-методический комплект;

10. Календарно-тематический план.

Пояснительная записка

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Смастеримка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

 -  закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

-  обучение умению планирования своей работы;

-   обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

-  обучение приемам  работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию учащихся;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира

Воспитательные:

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

- экологическое воспитание;

- развитие любви к природе.

Коррекционные:

- обогащение словарного запаса воспитанников;

- развитие устной речи.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, выставки.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) работы педагогом,  работа по образцу и др.);

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.  

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с природным материалом.
  2. Работа с бумагой
  3. Работа с бросовым материалом
  4. Работа с тканью, кожей, органзой
  5. Работа с бисером, стразами, пайетками
  6. Витраж
  7. Декупаж
  8. Творческий проект
  9. Выставки, праздники.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы  направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
  •  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
  • навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
  • Учащиеся получат возможность для формирования:
  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
  • Учащиеся  получат возможность научиться:
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

          В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
  • художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
  • развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

    В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение с
  • сверстниками и взрослыми
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Проведение выставок работ учащихся;

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах;

•Защита проектов;

• Творческий отчет руководителя кружка на МО учителей технологии;

•Проведение мастер-классов;

•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);

•Участие в  конкурсах разных уровней.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение. Техника безопасности при работе.

2

2

Работа с природным материалом.

24

3

Бумажная филигрань. Квиллинг.

20

4

Плетение из газетных трубочек.

18

5

Витраж.

14

6

Работа с лентами.

14

7

Бисероплетение.

16

8

Работа со стразами и пойетками.

16

9

Создание украшения из органзы и кожи

16

10

Объемная аппликация

16

11

Декупаж

16

12

Батик

16

13

Фелтинг (Вяляние)

16

14

Творческие проекты. Выставки.

12

Итого:

216

Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Вводное занятие  (2  часа).

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий .

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Работа с природным материалом (24 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Что такое природный материал? Что из него можно сделать, как правильно заготовить. Сочетание разного природного материала. Аппликации из сухих листьев. Подбор фигур на тему. Аппликации из цветов и семян

растений. Вырезание деталей. Наклейка плоскостью на основание бумаги, картона.

Изготовление композиций из засушенных листьев и семян.

Изготовление животных из шишек.

Виды соломы и изделия из неё. Подготовка соломы к работе. Безопасность труда при заготовке соломы.

Поделки из соломы.

Бумажная филигрань (20 ч.)

 Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Материал — бумага. Как родилась бумага? История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование... Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.  Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях.. Коллективная работа.

 Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга. Изготовление цветов в технике квиллинга.  Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.  Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. . Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают творческий проект .Подготовка к выставке.

Работа с бросовым материалом (18 часов).

Что можно назвать «бросовым материалом», как подготовить материал к работе.  Правила Т.Б. и О.Т. при работе .

Что можно сделать из ненужных вещей. Разнообразие поделок из бросового материала. Что  такое экология. Проблемы загрязнения окружающей среды.

История плетения корзин. Виды лозы Техника выполнения трубочек из газетной бумаги. Основные приемы  плетения. Покраска. Лакирования. Коллективная работ. Педагог дает задание коллективной работы. Изделия из пластиковых бутылок, бутылочек и баночек. Особенности работы с клеем, этапы наклеивания.

Изделия из стеклянных бутылок и банок. Оформление таких изделий «шнуром», «декупаж», покраска изделий.  

   Дети сами разбиваются на группы, выбирают творческий проект .Подготовка к выставке.

Витраж (14 ч.)

 История  витража. Виды витража. Витражная роспись .Правила ТБ при работе . Витраж на стекле. Витраж на диске. Нанесение контура. Выбор цветовой гаммы. Индивидуальная работа.

Работа с лентами.(14 ч)

«Волшебная лента» ,Где можно применить ленту. История создания  Канзаши. История вышивки лентами. Плетение из лент. Ознакомление с основными приемами техники. Индивидуальна, групповая, коллективная работа.

 Вышивка лентами. История вышивки лентами .Подготовка лент и пялец к работе. Виды основных швов. Безопасные приемы работы

Подготовка пялец и лент к работе. Технология  выполнения украшающих швов. Способы перевода рисунка на ткань. Требования к качеству швов. Практические работы. Перевод рисунка на ткань .Выполнение стебельчатого шва, тамбурного шва, шва « вперѐд  иголку», шва «узелки».

Выполнение изделия с использованием изученных швов. Практические работы.

Выполнение «Канзаши» « японский листок», выполнение « петельки с глазком». Изготовление изделия с использованием изученных швов. Мешочек для заколок, шкатулочка. Виды и формы изделий для заколок. Рисунки для вышивки. Практическая работа.Оформление работы

Бисероплетение ( 16ч)

История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.Основы цветоведения. Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями. Основные приемы плетения на проволоке. Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

Практическая работа «Цветы из бисера». Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки. . Сборка. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

Букет подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы.

Браслеты из бисера.

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Цепочка-веночек, цепочка - восьмерка, односторонняя цепочка с петельками, двусторонняя цепочка с петельками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Освоение приемов бисероплетения. Изготовление браслетов и различных украшений.

.Миниатюрные деревья Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

Стразы и пойетки.(16 ч)

Основные понятия Основы ТБ работы с инструментами, инструктаж безопасной работы. Область применения. Инструменты и приспособления. ТБ при работе с острыми предметами. Основные приемы.

Создание украшения из органзы и кожи (16 ч. )

Объемная аппликация (16 ч.)

Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашивании их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: солому,  бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бумагу. 

     Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Они являются отличительной особенностью детской одежды. Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях подушках, ковриках ит.д. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняется из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением нитей в тканях.

    Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного материала. Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из наиболее актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

Декупаж.(16 ч.)

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости. На кружке учащиеся будут декорировать изделия из стекла, керамики, картона.

Батик (16ч.)

Основные понятия. Холодный батик Горячий батик. Тб при работе с утюгом.  Основные приемы работы. Практическая работа :холодный батик на текстиле из смешанных волокон.

 Фелтинг – валяние шерсти(16ч)

Показ презентации  знакомство с экспонатами из различных материалов. Инструктаж по ТБ, учебные пособия по ТБ. «Основы: мокрого валяния» Ознакомление с материалами: разновидности шерсти и волокон, элементов декора, их применение в зависимости от изготавливаемого изделия (шарфы, шляпы, тапки, нуно фелтинг). Ознакомление с приспособлениями и инструментами для валяния (классификация игл для сухого валяния).Рассмотрение образцов шерсти для понятия фактуры и возможностей шерсти различных пород овец. Цельно-валяный цветок Ознакомление с техникой мокрого валяния на примере валяния цельно- валяного цветка. Правильное раскладывание шерсти. Приваливание элементов декора. Валяние жгута-стебля и его дальнейшее приваливание к цветку. Валяния бусин различной формы (круглых, эллипсообразных, нарезных) с применением волокон банана, сари, шёлка малбери.  Оформление бус, ожерелья, браслета  «Основы: сухого валяния» Теоретические занятия: ТБ при работе с острыми предметами. Ознакомление с материалами: разновидности шерсти и волокон для сухого валяния. Ознакомление с приспособлениями и инструментами для валяния (классификация игл для сухого валяния).

Итоговые творческие проекты (12 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Организация деятельности .

Программа работы творческого объединения рассчитана на одногодичное  обучение. Объединение комплектуется из учащихся возраст 10-13 лет. Количество детей в группе для освоения программы – 15 человек.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часа.

Информационная карта  учебно-методического комплекса

дополнительной образовательной программы

Наименование материалов

Автор составитель

Год разработки

Учебные пособия

«Внеклассная работа по труду», М.Просвещение. – 87с.

Гукасова А.М.

2006

Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение.– 176 с.

Молотобарова О.С.

1990

Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., «Аркти», 2005. – 96с.

Пахомов Н.Ю.

2005

 Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы. – Волгоград: Учитель. - 137с.

Гурбина Е.А.

2008

Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации: – Волгоград. Учитель. – 250с.

Горнова Л.В.

2008

Дополнительные источники реализации программы см. в списке литературы.

Дидактические материалы

Презентации

2013-14 у.г.

Информационные карты (ИФК): образцы объектов труда, коллекции материалов, образцы различных тканей. 

2013-14 у.г.

Схемы, эскизы, трафареты, картинки, иллюстрации из книг.

2013-14 у.г.

Трафареты и эскизы бабочек, картинки, открытки, книги «В стране синих махаонов» (о бабочках).

2013-14 у.г.

Образцы цветов и цветочных композиций.

2013-14 у.г.

Технологические карты поэтапного изготовления изделий

2013-14 у.г.

Материалы, инструменты,  приспособления

2013-14 у.г.

Методические материалы

Рабочая программа объединения «Смастеримка»

2013г

Сценарии праздников

2013-14 у.г.

Конструкт  занятий

2013-14 у.г.

Конструкт конкурсных программ

2013-14 у.г.

План практических и  творчески работ

2013-14 у.г.

Правила техники безопасности

2007г

 Материально-техническое обеспечение.

Материальное обеспечение

  1. Бумага цветная
  2. Бумага для квиллинга
  3. Природные материалы
  4. Бисер
  5. Органза
  6. Шерсть
  7. Краски : акриловые, витражные, гуашь
  8. Салфетки
  9. Клей
  10. Кожа (искуственная кожа)
  11. Ткань
  12. Батик
  13. Стразы ,пайетки
  14. Ленты.
  15. Канва
  16. Рамки для оформление работ
  17. Нитки
  18. Кисти
  19. Лак
  20. Стекло для витража
  21. Газеты
  22. Калька
  23. Копировальная бумага
  24. Альбом

Техническое обеспечение:

  1. Ножницы
  2. Палочка для квиллинга
  3. Иглы
  4. Палочки деревянные для шерсти
  5. Пинцет
  6. Линейка для квиллинга
  7. Утюг
  8. Пяльца

Литература (для руководителя кружка)

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение»,

Москва, 1988 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 1985

5. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков

6.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва

7. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004

8. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.» ЭКСМО» Москва, 2005

9. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.» ЭКСМО» Москва,2005

10. Газета «Делаем сами»

11. Газета «Мастак»

12. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.

13. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. – 64 с        2001г.

14. Байер А. Суперкнига рукоделия./ Аннете Байер, Нелли Болгерт и др.; Ярославль: Академия развития. -144с.        2009г.

14. Браиловская Л. В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made» из серии «Стильные штучки», – Ростов-на-Дону. – 65с.         2004г.

15.Вешнина О.Б. Этот удивительный батик: искусство росписи по шелку/ Ольга Вешнина. _ М.: Эксмо. -64с.        2010 г.

16.Все о декупаже и монотипии из серии «Техника и изделия» - М.- 89с.        2006г.

17. Гликина Н.А. Букет от всей души. Цветы из ткани / Н.А.Гликина. –М.: АСТ; СПб.: Сова. – 31с.        2007г.

18. Журнал: Сделай сам . № 3        2010г.

19. Журнал Поделки своими руками. №2-9        2013г.

20. Кузьмина Т. А., Четина, Е. В. Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими руками»,  – Ростов-на-Дону. – 124с.        2006г.

21. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель. - 137с.        2008г.

22. Фантазии из шелковых ленточек. Картины. Одежда. Аксессуары. Сост. Х.Дафтер. – М. – 314с.        2007г.

Список литературы для учащихся

  1. Все о декупаже и монотипии из серии «Техника и изделия» - М.- 89с.        2006г.
  2. Журнал Поделки своими руками. №2-9        2013г.
  3. Журнал «Мастерская на дому» № 2, ноябрь,         2006г
  4. Кузьмина Т. А., Четина, Е. В. Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими руками»,  – Ростов-на-Дону. – 124с.        2006г.
  5. Нина Соколова – Кубай  Узоры из бумаги Изд. Культура и традиции. – 54с.        2006г.

Интернет ресурсы

1.        http://stranamasterov.ru        

2.        http://scrap-info.ru

3.        http://www.livemaster.ru

        

4.        http://rus-scrap.ru

        

5.         http://nightbird.su/nggallery/page-159

6.         http://efimov.ws/main/design/logo/otlichnyie-logotipov-s-izobrazheniem-ptic.html

7.         http://www.wool-bulb.com/kak.html

8.         http://www.torrentshunt.ru/torrent644534_kartini_tomasa_kinkejda_133sht

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел

Тема занятия

теория

Виды практической деятельности

1

2

Работа с природным материалом

Введение. ТБ при работе.

Беседа.

Сбор  природного материала

2

2

Панно «Чудеса леса».

Аппликация из листьев.

3

2

Панно «Чудеса леса».

Аппликация из листьев.

4

2

Панно «Чудеса леса».

Аппликация из листьев.

5

2

«Осенний букет».

Составление цветов  из листьев

6

2

«Осенний букет».

Составление цветов  из листьев

7

2

«Корзина»

Работа с шишками

8

2

«Картина из бересты»

Презентация.

М.К.

Выбор идеи. Подбор материала.

9

2

«Картина из бересты»

Сборка картины

10

2

Картина из соломы

презентация

Подготовка материала

11

2

Картина из соломы

Сборка картины

12

2

Картина из соломы

Сборка картины

13

2

Подготовка к выставке «Осенние дары» Выставка.

презентация

Составление композиции. Поделки из тыквы, семян.

14

2

Бумажная филигрань. Квиллинг

Квиллинг

Понятие о квиллинге. Знакомство с основными   приемами

Заготовки деталей.

15

2

Картина «Павлин»

Коллективная работа.

16

2

Картина «Павлин»

Коллективная работа.

17

2

Картина «Павлин»

Коллективная работа.

18

2

Картина «Павлин»

Коллективная работа.

19

2

Картина «Павлин»

Коллективная работа.

20

2

Картина «Павлин»

Коллективная работа.

21

2

Картина «Павлин»

Коллективная работа

22

2

Творческий проект «Подарок маме»

Индивидуальная работа

23

2

Творческий проект «Подарок маме»

Индивидуальная работа

24

2

Плетение из газетных трубочек

Освоение техники скручивания трубочек.

М.к. по скручиванию трубочек.

Заготовка трубочек.

25

2

Плетение дна.

Презентация.

Работа в группах

26

2

Плетение по кругу.

Плетение шахматкой.

27

2

Заключительный этап. Покраска изделия.

28

2

Выбор творческой работы «Кашпо», «Изгородь»

Индивидуальная работа

29

2

Выбор творческой работы «Кашпо», «Изгородь»

Индивидуальная работа

30

2

Выбор творческой работы «Кашпо», «Изгородь»

Индивидуальная работа

31

2

Выбор творческой работы «Кашпо», «Изгородь»

Индивидуальная работа

32

2

Заключительный этап. Выставка.

33

2

Витраж

История витража.

Презентация. м.к.

Выбор эскиза. Создание композиции.

34

2

Нанесения контура.

Работа над проектом.

35

2

Нанесения контура.

Работа над проектом.

36

2

Нанесения контура.

Работа над проектом.

37

2

Заливка .

Понятие о цветоведении.

Работа  над картиной

38

2

Нанесения контура.

Работа над проектом.

39

2

Заключительный этап. Выставка.

Оформление работ в рамку

40

2

Работа с лентами

Что можно сделать из лент? Веер с использованием лент.

Презентации. м.к.  плетение из четырех лент. М.К. Презентация.

Работа парами

41

2

Вышивка лентами

Презентация. История возникновения. М.К.

Виды швов основные приемы. Практич работа

42

2

Вышивка лентами

Выбор идеи

Работа над эскизом.

43

2

Вышивка лентами

Проработка деталей

Практическая индивидуальная работа

44

2

Вышивка лентами

Презентация работ.

Заключительный этап

45

2

Искусство «Канзаши»

История возникновения. Техника выполнения. Презентация.

Заготовка деталей

46

2

Искусство «Канзаши»

Групповая работа. Выставка «Волшебная ленточка»

47

2

Бисероплетение

Фенечки из бисера

Презентация. М.К.  Основние приемы

Выбор проекта. Подбор материала. Практическая работа.

48

2

Фенечки из бисера

Заключительный этап.

49

2

Плетение цветов из бисера

Презентация. М.к.   Основные приемы

Выбор идеи. Работа в группах. Заготовка деталей

50

2

Плетение лепестков  

51

2

Сборка деталей.

Заключительный этап.

52

2

Творческий проект «Денежное дерево»

Индивидуальная творческая  работа.

53

2

Творческий проект «Денежное дерево»

Индивидуальная творческая  работа.

54

2

Творческий проект «Денежное дерево»

Заключительный этап .выставка.

55

2

Работа со стразами  и пайетками

История возникновения.

Презентация .М.К. Основные приемы

Выбор  лучшей идеи. Проработка эскиза.

56

2

Выполнение работы

Работа  над проектом.

57

2

Выполнение работы

Работа  над проектом.

58

2

Выполнение работы

Работа  над проектом.

59

2

Выполнение работы

Работа  над проектом.

60

2

Выполнение работы

Работа  над проектом.

61

2

Выполнение работы

Работа  над проектом.

62

2

Заключительный этап. Выставка.

Оформление работы. Презентация

63

2

Создание украшений из органзы и кожи

Цветы из органзы

История  возникновения .Основные приемы

Презентация

Работа в группах

64

2

Панно. «Изгородь »

Индивидуальная работа

65

2

Панно. «Изгородь »

Индивидуальная работа

66

2

Панно. «Изгородь »

Индивидуальная работа

67

2

Цветок из кожи. Создание картины.

Работа в группах

68

2

Цветок из кожи. Создание картины.

Работа в группах

69

2

Цветок из кожи. Создание картины.

Работа в группах

70

2

Заключительный этап. Выставка.

Оформление работ в рамку.

71

2

Объемная аппликация

Виды объемной аппликации. Выбор проекта.

Презентация. М.К.

Проработка идей ,выбор материала.

72

2

Картина «Барышня»

Заготовка деталей

73

2

Картина «Барышня»                

Заготовка деталей

74

2

Картина «Барышня»

Заготовка деталей

75

2

Работа над индивидуальным проектом

Разработка изделия.

76

2

Работа над аппликацией

Индивидуальная работа

77

2

Работа над аппликацией

Индивидуальная работа

78

2

Заключительный этап. Выставка.

Заключительный этап.

79

2

Декупаж

История возникновения. Основные виды декупажа.

Презентация. Терминология.

Декупаж на керамике.

80

2

Обратный декупаж на стеклянной тарелке

Основные приемы.

Практическая работа.

81

2

Обратный декупаж на стеклянной тарелке

Основные приемы.

Практическая работа.

82

2

Одношаговый кракелюр.

Практическая работа.

83

2

Декупаж на картоне, на текстиле.

Практическая работа.

84

2

Декупаж на картоне, на текстиле.

Практическая работа.

85

2

Декупаж на картоне, на текстиле.

Практическая работа.

86

2

Заключительный этап. Выставка.

Презентация работ.

87

2

Батик

Понятие батик. История возникновения. Холодный батик.

Презентация. М.К. Основные приемы.

Практическая работа.

88

2

Понятие горячий батик.

Разработка идей .

Создание картин на одежде.

89

2

Работа над проектом Холодный батик.

Работа над проектом.

90

2

Работа над проектом Холодный батик.

Работа над проектом.

91

2

Работа над проектом Холодный батик.

Работа над проектом.

92

2

Работа над проектом Холодный батик.

Работа над проектом.

93

2

Работа над проектом Холодный батик.

Работа над проектом.

94

2

Заключительный этап. Выставка.

Оформление работ. Презентация.

95

2

Фелтинг (Вяляние)

История возникновения. Основные приемы.

Презентация .М.К. Окраска.

Выбор проекта .Работа в парах.

96

2

Фелтинг украшение бусы.

Окрашивание. Сушка.

97

2

Фелтинг украшение бусы.

Сборка  деталей.

98

2

Фелтинг картина.

Индивидуальная работа

99

2

Фелтинг картина.

Индивидуальная работа

100

2

Фелтинг картина.

Индивидуальная работа

101

2

Фелтинг картина.

Индивидуальная работа

102

2

Заключительный этап. Выставка.

Оформление работ. Презентация.

103

2

Творческие проекты

Самостоятельная творческая работа. Создание коллажа.

Обобщение и систематизация полученных знаний .

Проработка идей.

Выбор материала.

104

2

Самостоятельная творческая работа. Создание коллажа

Работа над проектом

105106107108

2

2

2

2

Выставка.

Заключительные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Вокал». (1 год).

Тип программы: образовательная программа дополнительного образования.    Направление: художественно – эстетическое     Срок реализации: 1год    Возрас...

Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Тесты для  детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...

Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах

Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год...

Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления

Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....