Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"
методическая разработка (5 класс) на тему

Орехова Эльвира Александровна

Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к педагогу, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Педагог Э.А. Орехова

- Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А теперь, откройте глаза и попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

Я думаю, перед каждым из нас периодически встает вопрос: Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и учителю, и ученику, и его родителям?

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает: «Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы привить выпускнику потребность  к постоянному самообразованию.

Какова же во всем этом роль ситуации успеха?

Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

Использование ситуации успеха способствует повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помогает учащимся осознать себя полноценной  социализированной личностью.

Некоторые приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха и активизировать познавательную деятельность на уроках информатики и ИКТ, я хочу предложить вашему вниманию.

«Цветные карточки».

В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют»  их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.

Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

-Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

        

Использование Электронных приложений к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др.

Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике и ИКТ с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соответствует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. Задания направлены на организацию работы по закреплению материала, а так же на развитие навыков работы с мышью и клавиатурой.

Дети осваивают приемы и способы работы на компьютере не теоретически, а по принципу: «ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!». В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.

  

Тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен, а сейчас идет речь о введении компьютерной формы проведения ЕГЭ. Тренировки в течение года позволяют учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля.

MyTestX это - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.

Апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении темы «Базы данных» в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми мы определяемся с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решаем вопрос о его технических характеристиках (хочу заметить еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее мы рассматриваем все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно звучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Пример 1.  Тема урока: Компьютерное моделирование биологических  процессов (9класс)

Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента.

Краткий рассказ учителя:

Среди биологических процессов, которые изучаются учеными наиболее интересным для нас является циклический процесс, описывающий самочувствие человека, так как именно его можно смоделировать посредством электронных таблиц.

Можно ли  прогнозировать благоприятные дни и предупреждать  о неблагоприятных днях?

Я предлагаю учащимся ознакомиться со следующим текстом.

«Есть наука – хронобиология, которая занимается изучением биологических процессов, происходящих в живом  организме, в различные отрезки времени.    Оказывается, специалисты насчитывают до 100 биоритмов, влияющих на работоспособность и самочувствие человека. Но существует теория, что наша жизнь всё - таки  подчиняется основным трем биоритмам: физическому, эмоциональному  и интеллектуальному. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которых  график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т.п.) предоставляются выходные дни»

И на нашем уроке я предлагаю ребятам составить диаграмму своих биоритмов.

Пример 2. Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Можно теорию изложить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и организовать работу в форме игры – «Секрет». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет послание, а затем прячет его в любой папке (как в детской игре прячут «Секрет»). Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание.

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на мой взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” -  вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля. Что я и делаю при изучении тем «Кодирование и обработка числовой информации с помощью электронных таблиц» в 9 классе и «Моделирование и формализация» в 11 классе. Вот одна из таких задач:

Липецкая фирма "Элита" занимается реализацией и транспортировкой зерна по России. Пусть с трех складов, находящихся в г. Липецке требуется развести грузы в  объемах 50, 30 и 40 тонн потребителям в два пункта доставки, находящихся в г. Москва, в объеме 40 и 80 тонн соответственно. Известна цена перевозки  груза с каждого склада в каждый пункт доставки.

Наша задача заключается в следующем: определить такие объемы перевозок со складов в пункты доставки, чтобы стоимость транспортировки была минимальной.

Ребятам я предлагаю смоделировать (проиграть) следующую ситуацию: когда каждый из них является экономистом такой фирмы.

Предположим, что в процессе вашей работы произошла непредвиденная поломка компьютера (например, произошло заражение вирусом из-за загрузки файла, полученного из Интернет). То есть настало время, когда будущее процветание вашей фирмы полностью зависит от принятого вами решения.

Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Вот некоторые из таких задач:

Пример1. Шифр Цезаря

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Пример 2. При изучении программирования я предлагаю учащимся стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

Начало светлое весны

Лесов зеленые массивы 

Цветут. И липы, и осины

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин,

И говорю я ей: пока!

Пример3. Классическая задача: “чай - кофе”

Даны значения двух величин а и b. Произвести обмен их значений.

Решение “в лоб” а = b , b = a результата не даст. Как быть?

А так как происходит обмен содержимого двух чашек в одной из которых находится кофе, а в другой - чай. Нужна третья чашка! То есть требуется третья вспомогательная переменная. Тогда: с=а, а=b, b= c. Но оказывается третью переменную можно не использовать. Обычно дети говорят: “Не может быть!” Но оказывается, может, да еще и несколькими способами, например: a=a+b, b=a-b, a=a-b.

Игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы предлагаю  ситуации следующего характера:

Пример1: Игра “Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

- Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

- Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

- Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

- В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

- Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

  • “Этот процесс орнитологи называют миграцией”
  • “Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”
  • “Он всегда имел запас калькуляторов”

В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке можно предложить сюрпризы - потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также поможет ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой.

Важное место в социализации личности занимает проект учащихся как способ эффективно выстраивать какой-либо тип деятельности: проект позволяет так спланировать деятельность, конструкторскую разработку, управление, чтобы достичь результата оптимальным способом. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы.

Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к педагогу, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.

- Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Роль ситуации успеха в социализации детей. Приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на уроках русского языка....

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования. Оркестр народных инструментов.

Методическое сообщение на тему "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования"на примере работы детского творческого коллектива "Оркестр народных инструментов". дет...

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке

1.Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).2. «Три лица».Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.Учащимся п...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы по созданию ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут ...

методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится рад...