Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»
методическая разработка на тему

Демидова Татьяна Анатольевна

Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия конкурс-соревнование. Возраст детей 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc104.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодежью

Калининского района Санкт-Петербурга

«Академический»

Методическая разработка открытого занятия

«Музыкально-ритмические упражнения как средство развития

физических данных и творческих возможностей детей»

Автор-составитель: Демидова Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

2016

Пояснительная записка

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач физического, творческого, эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память.

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.

Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогают ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

Успешность занятий во многом определяется нахождением приёмов, способствующих созданию атмосферы увлечённости, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим.

Тема данного занятия: «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и  творческих возможностей детей» (ритмопластика).

Возраст учащихся  - 6-7 лет

Тип занятия  - систематизация и проверка знаний и умений

Форма занятия  - конкурс

Дети в возрасте 6-7 лет любят игры и соревнования. Соревнование стимулирует деятельность детей, они  больше стараются, добиваются наилучшего результата.    

Способы реализации поставленных задач (методы):

Задачи занятия решаются через практическое выполнение определенного набора упражнений. Методы, преобладающие на занятии, – наглядные и объяснительные, т. е. педагог сначала показывает упражнение и объясняет, как его правильно выполнить.

Особенность данного занятия то, что оно носит практический характер.

Результативность занятия. Контроль. Атмосфера.

Т.к. это занятие проходит в форме конкурса, требовался постоянный контроль. На этом занятии контроль проходит поэтапно, т.е. после каждого упражнения детям, которые лучше и правильнее его выполнили, выдается звездочка. Оценивается правильность и чистота выполнения упражнений. На протяжении всего занятия должна сохраняться атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно (без чувства страха, напряжения).

Доступность.

Все выполняемые упражнения должны быть доступны и понятны детям, т.к. они изучаются ранее в течение учебных занятий.

Конспект занятия

Цель: систематизировать и проверить умения и навыки детей, достигнутые за время обучения.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать мышечную силу;
  • развивать гибкость, выворотность;
  • развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой;
  • развивать и формировать навыки выразительности, пластичности;
  • развивать воображение через музыкально-ритмические игры;
  • развитие умения импровизировать (т. е. самостоятельного выражения движения под музыку);
  • формировать правильную осанку;

Воспитательные:

  • создавать благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей;
  • учить уважать творческие достижения других воспитанников;
  • развивать творческое начало в детях через музыкально-ритмические игры;
  • повышать культуру общения;
  • развивать чувство товарищества;
  • развивать артистические способности детей через мимику и жестикуляцию;
  • воспитывать в детях чувство ответственности за свою деятельность.

Обучающие:

  • закреплять правильную технику выполнения движений;
  • формировать основы правильного ритмического движения;
  • обогащать двигательный опыт различными видами движений,

Оборудование:

  • хореографический зал, фортепиано;
  • гимнастические коврики;
  • гюйсы для игры;
  • звездочки, выполненные из бумаги (для оценивания);
  • медали (за I, II, III места; за артистичность; за старание; за лучшее выполнение упражнения (разнообразие видов медалей обуславливается тем, чтобы большнство детей получило какую-либо награду);
  • сладкие призы;
  • магнитола, флешки или диски с  фонограммами
  • с педагогом работает концертмейстер, сопровождая весь учебный процесс аккомпанементом

Музыкальное оформление:

  1. Глинка «Полька», Бетховен «Экосез», Брамс «Вальс».
  2. Грибоедов «Вальс», Николаев «Полька».
  3. Слонимский «Ехали медведи».
  4. Прокофьев «Полька».
  5. Кравченко «Марш».
  6. Дунаевский «33 коровы».
  7. Крылатов «Колыбельная медведицы».
  8. Шаинский «Облака».
  9. Франц. нар. песня «Большой олень».
  10. Рыбников музыка из к/ф «Буратино».
  11. Русск. нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я», «Береза».
  12. Музыкальные импровизации концертмейстера.

План занятия

  1. Вступительное слово. Организационный момент. 3 мин.
  2. Разминка по кругу. 5 мин.
  3. Разминка на середине. 4 мин.
  4. Партерная гимнастика. 15 мин.
  5. Растяжка, шпагат. 5 мин.
  6. Музыкально-ритмическая игра «Морское путешествие» на развитие импровизации. 5 мин.
  7. Танцевальный этюд 2 мин.
  8.  Подведение итогов и награждение. 5 мин.
  9. Организованный конец. 1 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в зал  и выстраиваются по росту.

Педагог:

Здравствуйте. Сегодня у нас необычное занятие, а конкурс на лучшего исполнителя из вашей  группы. За хорошо выполненное упражнение вы будете получать звездочку (педагог демонстрирует звездочки). Оценивать ваши умения буду я. В конце занятия мы подведем итоги, и победители получат призы.

Итак, начинаем конкурс. 1 этап – «Разминка по кругу».  

II. Разминка по кругу.

Педагог:

Девочки, развернулись друг за другом, руки на пояс, живот втянуть, спину выпрямить.

  1. Марш
  2. Идем на носочках
  3. Идем на пяточках
  4. Бег с захлестом ног назад
  5. Наклоны:

1-2 – наклон, достать ладонями до пола

3 – выпрямиться

1-2 шаг + наклон

3 – выпрямиться

  1. Подскоки
  2. Ходьба с высоким подниманием колен
  3. Бег с высоким подниманием колен
  4. Шаг с носка

Перестроение в линии.

За разминку звездочки получают…

(выбранным детям педагог вешает на шею звездочки)

III. Разминка на середине

Педагог:

2 этап конкурса «Разминка на середине»

  1. Наклон головы: вперед, назад, влево, вправо
  2. Поднимание и опускание, вращение плечами
  3. Приседания
  4. Подъем на носки
  5. Наклон, доставая ладонями до пола

За разминку на середине звездочки получают…

(Педагог раздает звездочки выбранным детям)

Берем коврики и садимся на свои места.

IV. Партерная гимнастика.

Педагог:

Следующий этап конкурса – упражнения на коврике. Не все упражнения будут оцениваться, об этом я буду говорить по ходу занятия.

1. Упражнение: работаем стопами.

Описание:

И.п.: Сидя на полу, ноги вытянуть вперед

1-4 – носочки вытянуть

1-4 – стопы разворачиваем подошвой друг к другу, мизинец стремится к полу.

1-8 –  I позиция.

Это упражнение не оценивается

(дети выполняют упражнение)

  1. Упражнение: поднимаем натянутую ногу. Это упражнение тоже не оценивается.

Описание: сидя на полу, руки сзади, спина прямая, ноги вытянуты вперед, стопы развернуты.

1-2 – поднимаем невысоко натянутую правую ногу, колено развернуто вправо, пятка влево, носок натянут.

3-4 – опускаем ногу.

5-8 – тоже с левой ноги

(дети выполняют упражнения)

  1. Упражнение: Поднимаем, через сгибание, две ноги к носу.

Это упражнение оценивается.

Описание:

И.п.: сидя, руки сзади, ноги прямые вперед.

1-2 – согнули две ноги в коленях;

3-4 – вытянули их вверх, колени выпрямлены, носки натянуты.

5-6 – согнули ноги в коленях;

7-8 – выпрямили в и.п.

(дети выполняют упражнение)

За это упражнение звездочку получают…

(педагог раздает звездочки детям).

  1. Делаем «книжечку» и «растем».

Это упражнение оценивается.

И.п.: сидя, руки сзади, ноги прямые, носки вытянуты, спина прямая.

1-4 – «складываемся», кладем грудь на колени, позвоночник вытягиваем.

5-8 – выпрямляемся, поднимая руки вверх, и тянем спину.

(дети выполняют упражнение)

За это упражнение звездочки получают…

(педагог раздает звездочки)

  1. Следующее упражнение на гибкость. Это упражнение не оценивается.
  2. Описание:
  3. И.п.: стоя на коленях, прогнуть спину
  4. 1-4 – назад, руками достаем до пяток.
  5. 5-8 – отдыхаем.
  6. (дети выполняют упражнение)
  1. Следующее упражнение – «рыбка»

Это упражнение оценивается.

Описание:

И.п.: лежа на животе.

Опираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, стараться коснуться ногами головы.

За это упражнение звездочки получают…

(педагог раздает звездочки детям)

  1. «Мостик»

Это упражнение оценивается. «Мостик» делаем по линиям.

(Дети выполняют упражнение)

За «Мостик» звездочки получают…

(педагог раздает звездочки детям)

Сейчас мы немножко отдохнем и сделаем простое упражнение.

  1. «Лягушка»

Описание:

И.п.: сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью.

1-2-3-4 – четыре раза, опираясь руками на колени, опустить их как можно ниже к полу.

5-8 – нажать на колени, опустить их к полу и задержать.

При выполнении упражнения «квакаем как лягушки».

(Дети выполняют упражнение)

  1. Следующее упражнение «лодочка». Это упражнение оценивается.

Описание:

И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги вытянуты.

1-4 – поднять вытянутые ноги назад над полом, верхняя часть туловища отрывается от пола (сохраняется прямая линия рук и спины, ног)

5-8 – отдыхаем

А также сразу «плывем».

Описание: лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги вытянуты.

1-8 – плывем«: поднимаемся в положение «лодочка» и имитируем «плаванье».

1-8 – отдыхаем.

За это упражнение звездочки получают..

(педагог раздает звездочки)

  1.    Следующее упражнение «Корзиночка», а потом «Везем ягодки в корзиночке». 

Описание:

И.п.: лечь на живот, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы.

1-4 –«вытягиваем себя за ноги» (т.е. попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища).

5-8 – отдыхаем.

«Везем ягодки» – подняться в положение «Корзиночка» и раскачиваться.

(Дети выполняют упражнение)

За «Корзиночку» звездочки получают…

(педагог раздает звездочки)

V. Растяжка. Шпагат

Педагог:

Следующий этап конкурса – растяжка и шпагат. Сначала мы немного растянемся, а потом будем садиться на шпагат. И шпагат будет оцениваться.

(Дети выполняют несколько упражнений на растяжку):

  1. Складываемся к ногам.

Описание:

И.п.: сидя на полу, вытянутые ноги раскрыть в стороны, носки натянуты.

1-4 – наклоняем корпус к правой ноге, положить грудь на ногу;

5-8 – наклоняем корпус вперед, стараясь животом и грудью достать пол.

1-4 – наклоняем корпус к левой ноге;

5-8 –– наклоняем корпус вперед

  1. Тянем ногу к носу сидя.

Описание:

И.п.: лежа на спине, ноги вытянуть, бедра прижимать к полу.

 1-4 – берем правую ногу, двумя руками и притягиваем ее

к носу, колено выпрямляем.

5-6 – тянем левую ногу.

  1. Тянем ногу к носу лежа.

Описание:

И.п.: лежа на спине, ноги вытянуть, бедра прижаться к полу.

1-4 – берем правую ногу, двумя руками и притягиваем ее к носу, бедра от пола не отрываем, колено выпрямляем.

5-8 – тянем левую ногу.

  1. Тянем ногу за ухо.

Описание:

И.п.: лежа на боку, ноги прямые.

1-4 – лежа на правом боку, берем левую ногу за пятку и тянем ее за ухо, колено выпрямляем.

5-8 – лежа на левом боку, берем правую ногу за пятку и тянем ее за ухо.

Теперь, когда вы растянулись, будем садиться на шпагат.

Тот, кто сядет на три шпагата, получит 2 звездочки; кто сядет на один или два шпагата, получит одну звездочку. Садимся на шпагат по линиям.

(Дети садятся на поперечный шпагат. Затем на правую и на левую ногу).

На три шпагата сели…

Они получают по две звездочки.

(педагог вручает звездочки)

На один шпагат сели…

Они получают по одной звездочке.

(педагог вручает звездочки)

Убираем коврики и встаем на свои места.

VI. Музыкально-ритмическая игра на развитие импровизации

«Морское путешествие»

Педагог:

А сейчас мы с вами немножко поиграем. Игра называется «Морское путешествие», здесь все зависит от вашей фантазии, воображения. Я буду немножко вам подсказывать, а остальное вы будете придумывать сами.

Итак, мы с вами отправляемся в морское путешествие на корабле. Чтобы стать настоящими моряками, мы сейчас оденем гюйсы (воротнички моряков).

(Педагог раздает и помогает одеть детям гюйсы)

  1. Моряки, на корабль шагом марш!

(дети маршируют на месте под соответствующую музыку). Прощаемся с друзьями, родителями. (дети машут руками, посылают воздушные поцелуи).

  1. Все моряки на корабле, отправляемся в путешествие, полный вперед!

(И.п.: ноги широко, дети переносят вес тела с одной ноги на другую: 1-4 – выпад вправо, 5-8 – выпал влево; руки в стороны) (под соответствующее музыкальное сопровождение)

  1. Моряки, посмотрите, над нами летают какие-то птицы, по-моему, это чайки. А что могут делать чайки? Они пьют водичку, кто-то парит в небе, какие-то две чайки разговаривает.

(дети изображают чаек: кружатся вокруг себя, руки-«крылья»; водичку пьют: наклоняются, «пьют воду»; чайки болтают друг с другом»)

(под соответствующее музыкальное сопровождение).

  1. Что-то море волнуется, кажется, начинается шторм.

(дети изображают волны – волнообразные движения рук, туловища) (под соответствующее музыкальное сопровождение). 

  1. Море успокаивается, выходит солнышко.

(дети кистями «трясут» – изображают лучики солнышка)

(под соответствующее музыкальное сопровождение).

  1.  Моряки, посмотрим, не видно ли земли. Смотрим вправо.

(дети прикладывают руку ко лбу и смотрят вправо) (музыкальный сигнал).

Ничего не видно. (Пожимают плечами)

Смотрим влево.

(дети прикладывают руку ко лбу, смотрят влево) (музыкальный сигнал).

Ничего не видно. Возьмем бинокль и посмотрим. (Дети изображают, как они берут бинокль, «сморят»).

  1. Мы приближаемся к острову. Шлюпки за борт, плывем к берегу.

(дети садятся на пол и «гребут»). 

1-2 – руки вытянуть вперед, ноги согнуть в коленях;

3-4 – руки согнуть в локтях, колени выпрямить  (под соответствующее музыкальное сопровождение).

  1. Мы приплыли в Африку. Здесь много разных животных: обезьяны, крокодилы, жирафы, змеи и т.д.  

(дети изображают любых животных) (музыкальное сопровождение).

  1.  Моряки, мы отправляемся в увольнение и идем на дискотеку.

(дети под современную музыку танцуют как хотят).

  1. Моряки, строимся! Отправляемся домой. (Музыкальный сигнал). (дети плывут на корабле).
  2. Мы прибыли в Санкт-Петербург. Встречаемся с родителями, друзьями и расходимся по домам. (дети обнимаются, здороваются и расходятся парами по домам). Молодцы, ребята! Вы были настоящими моряками.

(Вся игра проходит с музыкальным сопровождением). 

VII. Танцевальный этюд

Педагог:

И в заключение нашего конкурса исполним небольшой танцевальный этюд. (Дети исполняют этюд, изученный ранее). 

VIII. Подведение итогов. Награждение.

Педагог:

А теперь подсчитываем, кто сколько звездочек заработал на сегодняшнем конкурсе. (Дети подсчитывают звездочки и сообщают их количество педагогу).

А теперь награждение. Награждается … за III место в конкурсе на лучшего исполнителя из  группы (педагог вручает медаль и сладкий приз).

Награждается … за II место в конкурсе на лучшего исполнителя из 28 группы (педагог вручает медаль и сладкий приз).

А также – за артистичность награждается…

За старание награждается – ...

(Педагог вручает медали и сладкие призы).

IX. Организованный конец занятия

Педагог:

Девочки, вы все большие молодцы, вы сегодня очень постарались и получили заслуженные медали и призы.

Мы с вами прощаемся до следующего занятия.

Встаем на поклон. (Дети выполняют поклон). 

До свидания.

Дети:

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия к программе «Радушка» Тема: Лепка из солёного теста – защита творческих проектов.

Занятие по теме «Лепка из солёного теста – защита творческих проектов» относится ко 2 разделу программы «Радушка» - «Солёное тесто» и рассчитана на 2 учебных часа....

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...

Методическая разработка открытого занятия Творческого объединения "Рисуем нитями" Тема: «Петушок – золотой гребешок» для детей младшего школьного возраста

Цель: создание в 3 – D композиции новогоднего символа 2017 года в технике изонить – "Петух" с использованием электронно -  образовательных ресурсов....

Презентация Методическая разработка открытого занятия Творческого объединения "Рисуем нитями" Тема: «Я приглашаю вас в свой мир» для детей младшего школьного возраста

Презентация Методическая разработка открытого занятия Творческого объединения "Рисуем нитями "Тема: «Я приглашаю вас в свой мир» для детей младшего школьного возраста. Выполнения...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»

Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...

Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"

Конспект открытого  занятия  «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...