СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ (Зверева, Смирнова, Грисюк)
статья на тему

Владислава Валерьевна

В статье представлены материалы исследования, посвященного изучению формирования социальной активности у детей и подростков в условиях дополнительного образования. Проанализированы результаты психодиагностического исследования социальной активности подрастающего поколения, а также выделены основные критерии. Выявлены и описаны пять психотипов социально-психологической активности детей и подростков. На основе проведенного исследования были сделаны выводы и намечены перспективы работы по формированию социальной активности подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zvereva_smirnova_grisyuk.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Зверева Светлана Викторовна

Смирнова Анастасия Валерьевна

Грисюк Владислава Валерьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Россия, Санкт-Петербург

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

В статье представлены материалы исследования, посвященного изучению формирования социальной активности у детей и подростков в условиях дополнительного образования. Проанализированы результаты психодиагностического исследования социальной активности подрастающего поколения, а также выделены основные критерии. Выявлены и описаны пять психотипов социально-психологической активности детей и подростков. На основе проведенного исследования были сделаны выводы и намечены перспективы работы по формированию социальной активности подрастающего поколения.

На сегодняшний день проблема формирования социальной активности подростков находится в центре внимания не только современной педагогической науки, но и общества и государства в целом. Рассмотрение феномена социальной активности, применительно к подростковому возрасту, объясняется наличием у данной категории высокой и склонностью к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. Исходя из этого особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности, основные формы которой заключены в понятиях «асоциальное» или «девиантное» поведение, и направить естественную активность личности в социально одобряемое русло.

Таким образом, в рамках городской экспериментальной площадки по теме «Формирование условий для развития социальной активности детей и подростков в деятельности клубного объединения в системе дополнительного образования детей» на базе Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) Московского района г. Санкт-Петербурга было проведено исследование целью которого являлось изучение индивидных и индивидуально-личностных предпосылок становления социальной активности в подростковом возрасте.

В исследовании приняли участие 99 подростков в возрастном диапазоне 12-14 лет, обучающиеся на момент проведения в общеобразовательных школах Московского района Санкт-Петербурга.

Для решения поставленной цели и частных экспериментальных задач были выбраны следующие психодиагностические методики:

  • Анкета, оценивающая социальную активность современных подростков (разработка сотрудников ДД(Ю)Т). Анкета включает в себя 30 утверждений, описывающих те или иные формы проявления социальной активности.
  • Тест Г. Айзенка, оценивающий нейропсихическую лабильность, экстра/интроверсию (подростковый вариант).
  • Опросник «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик-Келлерман-Конте в модификации С.В. Зверевой, В.Г. Каменской).
  • Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина).
  • Оценка профиля ФСМА предполагает проведение проб по зрительной, слуховой и двум моторным (руки и ноги) модальностям.
  • Исследование пола мозга с помощью оценки соотношения длины        указательного и безымянного пальцев ведущей руки (Д2/Д4) (Индекс Маннинга).
  • Диагностический тест «Способности школьника» (Автор: В.И. Петрушин).

В результате психодиагностического исследования социальной активности подрастающего поколения были выделены следующие критерии: инициативность, целеустремленность, ответственность, направленность на преобразование социальных условий, направленность на саморазвитие, направленность на другую личность. Лучше всего у современных подростков сформирована такая составляющая социальной активности как направленность на другую личность, а хуже всего – направленность на преобразование социальных условий и ответственность.  Подобные особенности проявления социальной активности являются вполне закономерными для подросткового периода развития. В качестве одной из ведущих мотиваций подросткового возраста выступает, обычно, мотивация общения, отсюда и интерес к другому человеку. Тогда как направленность на преобразование социальных условий наряду с ответственностью предполагают достаточно высокий уровень личностной зрелости, что не совсем типично для подростков, сочетающих в себе, как правило, черты инфантилизма с претензиями на взрослую роль и взрослые привилегии.

С целью последующего установления взаимосвязи уровня социальной активности с комплексом индивидных и индивидуально-личностных свойств и качеств был проведен дисперсионный анализ методом главных компонент (Statistika SPSS-20). По результатам применения дисперсионного анализа были сформированы следующие пять психотипов подростков:

1. Подростки с высоким уровнем социально-психологической активности

Способности подростков данной группы весьма плохо дифференцированы и практически все одинаково сильно выражены.  Наиболее сильно представлены художественно-изобразительные, музыкальные и филологические способности. Хуже всего сформированы конструкторско-технические способности.  Стоит также отметить достаточно высокую креативность подростков данной группы.

Подростки с высоким уровнем социально-психологической активности очень инициативны и ориентированы на общение с ровесниками. Любят общаться, часто вынуждают людей общаться с ними, не считаясь с их желаниями и потребностями. Социальная активность осуществляется с одной единственной целью – показать себя. Принимать на себя ответственность за последствия такого взаимодействия подростки не хотят и не умеют.

Также высокий уровень социально-психологической активности характеризуются повышенной конфликтностью (причем преимущественно межличностной). Конфликты данные подростки разрешают весьма неэффективно, попросту приписывая вину за произошедшее своему партнеру по конфликту и полностью оправдывая самого себя. Причем объяснить им, в чем именно состоит их вина, в чем именно заключаются их проблемы, практически невозможно. Для самих себя они всегда правы. Такая особенность усугубляет имеющуюся конфликтность. Очень часто ситуации взаимодействия с окружающими, в которых подросткам не позволяют вести себя так, как им хочется, заканчиваются их ярко выраженным недовольством и конфликтом. В конфликтной ситуации ведут себя очень агрессивно, бурно выражая свое недовольство и оскорбляя обидчика. Тем самым добиваются негативного к себе отношения. Высокий риск стать изгоями.

Таким образом, подростки с высоким уровнем социальной активности характеризуются весьма широким перечнем способностей и возможностей. Ориентированы преимущественно на виды деятельности творческой направленности. Однако их интересы не дифференцированы, неустойчивы и противоречивы. Отсутствует основной вектор развития и социализации. Отмечаются достаточно серьезные проблемы взаимодействия с окружающими в проблемных и конфликтных ситуациях.

2. Подростки со средне-высоким уровнем социально-психологической активности

Способности подростков данной группы дифференцированы недостаточно хорошо. Однако можно выделить ведущие способности – физические и коммуникативные, а также способности, сформированные хуже всего – музыкальные и организационные. Подростки данной группы также характеризуются достаточно высокими показателями креативности.

Подростки со средне-высоким уровнем социальной активности также очень инициативны и ориентированы на общение с другими людьми. Эмоциональная чувствительность этих подростков является оптимальной. Стремление представить себя лучше в глазах окружающих лучше, чем они есть на самом деле, находится в допустимых для данного возраста границах.

Конфликтность подростков данной группы также укладывается в диапазон нормативных значений и ее можно охарактеризовать как среднюю.

Таким образом, подростки со средне-высоким уровнем социальной активности характеризуются также весьма широким перечнем способностей и возможностей. Ориентированы, преимущественно, либо на физическую деятельность, либо на коммуникацию, на взаимодействие с окружающими. У многих обнаруживаются неплохие способности к аналитико-синтетической деятельности в сочетании с креативностью.  

3. Подростки со средним уровнем социально-психологической активности

Подростки данной группы в одинаковой степени ориентированы как на свой внутренний мир, так и на общение с окружающими; эмоциональная чувствительность является оптимальной. Стремление представить себя лучше в глазах окружающих лучше, чем они есть на самом деле, находится в допустимых для данного возраста границах.

Особенностью разрешения конфликтных ситуаций подростками является то, что после конфликтов они избавляются от отрицательных эмоций посредством переключения на другие виды деятельности, доставляющие удовольствие. Конфликт остается не разрешенным до конца. Собственное поведение не проанализировано и не сделаны соответствующие выводы о том, как дальше себя вести в похожих конфликтных ситуациях. Подросток попросту «убежал» от конфликта.

Способности подростков данной группы можно охарактеризовать как умеренно-дифференцированные. В качестве ведущих способностей можно обозначить математические и физические способности. Хуже всего сформированы филологические, организационные и музыкальные способности. Показатели креативности являются средними, заурядными.

Подростки со средним уровнем социальной активности в первую очередь являются целеустремленными и ориентированными на другую личность.

Таким образом, подростки со средним уровнем социальной активности характеризуются достаточно дифференцированным перечнем способностей и возможностей. Наиболее предпочитаемыми видами деятельности являются хобби и увлечения, связанные с математикой, а также физическая активность. Наименее предпочитаемыми являются филологические, организационные и музыкальные формы активности. Наиболее сильной стороной развития таких подростков является логичность мышления, аналитические способности.

4. Подростки со средне-низким уровнем социально-психологической активности

Способности подростков данной группы можно охарактеризовать как дифференцированные. В качестве ведущих способностей можно обозначить физические, коммуникативные, и филологические способности.  Хуже всего сформированы организационные и математические способности. Показатели креативности являются средними, заурядными.

Конфликтность подростков данной группы характеризуются умеренно-средними значениями. Данные подростки крайне редко выступают в качестве инициаторов конфликтов. Чаще всего их втягивают в конфликтные ситуации. Им присуще пассивность, даже равнодушие к проблемам окружающих, позиция наблюдателя со стороны. Подростки данной группы склонны попросту забывать как причины возникновения конфликтных ситуаций, так и сам конфликт. Негативной стороной такой особенности является то, что подростки оказываются практически неспособными к осознанию и анализу конфликтов и, соответственно, крайне плохо обучаются наиболее благоприятным формам поведения в конфликте. Конфликты не замечают, пропускают «мимо ушей»; живут дальше так, словно проблем и не было, чем вызывают недоумение и недовольство ближайшего окружения. Разрешать конфликтные ситуации не умеют и часто, в самой ситуации конфликта, наблюдается «потерянное» поведение.  Также подростки данной группы являются амбивертами со средними показателями нейротизма.

Таким образом, подростки со средне-низким уровнем социальной активности характеризуются весьма дифференцированным перечнем способностей и возможностей с преобладание способностей лингвистической направленности. К проблемным сторонам развития можно отнести риск невротизации, а также некоторая эмоциональная отгороженность.

5. Подростки с низким уровнем социально-психологической активности

Способности подростков данной группы можно охарактеризовать как недостаточно дифференцированные. Как и в случае с подростками с высоким уровнем социальной активности, все способности практически одинаково выражены. В качестве ведущих способностей можно обозначить конструкторско-технические и музыкальные.  Хуже всего сформированы художественно-изобразительные и эмоционально-изобразительные способности. Показатели креативности являются средними, заурядными.

В качестве способа разрешения конфликтных ситуаций эти подростки стараются выбрать социально одобряемые, правильные формы поведения с последующим переключением на виды деятельности, доставляющие удовольствие. Эти подростки либо неспособны, либо не умеют отстаивать собственную точку зрения. Недостатком такого способа разрешения конфликтов является ориентация на социальные стереотипы, а не на собственное «Я». В итоге «Я-концепция» таких подростков является недостаточно полной, характеризуется наличием «белых пятен». Подросткам данной группы свойственна пассивность по отношению к себе и к окружающей действительности. В результате – полное незнание самого себя и своих собственных возможностей, низкая самооценка, неуверенность и высокий риск невротизации.

Таким образом, подростки с низким уровнем социальной активности характеризуются недостаточно дифференцированным перечнем способностей и возможностей с преобладание способностей конструкторско-технической и музыкальной направленностей. К проблемным сторонам развития можно отнести незначительный риск невротизации, эмоциональную неустойчивость, несколько повышенную впечатлительность, излишне сильно выраженную ориентацию на социально одобряемые, «правильные» формы поведения, что затрудняет процесс самопознания.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

  • Высокая социальная активность, в случае отсутствия адекватного психолого-педагогического сопровождения такого подростка, представляет собой потенциально неблагоприятный вариант развития, сопровождающийся высоким риском возникновения поведенческих девиаций.
  • Наиболее высокие показатели социальной активности достигаются, в первую очередь, за счет таких ее составляющих как инициативность и направленность на преобразование социальных условий. Причем подобные ее особенности сочетаются с весьма неблагоприятной структурой психологических защит личности, свидетельствующей о высокой конфликтности и недостаточной социально-психологической зрелости. Отсутствие основного вектора в развитии способностей таких подростков в сочетании со склонностью к актерской деятельности делает их чрезвычайно плохо управляемыми.
  • Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение таких подростков, необходимо оптимизировать проявления их социальной активности, индивидуализируя развитие и стимулируя становление социально-психологической зрелости личности.
  • Наиболее благоприятные показатели развития наблюдаются у подростков со средними значениями социальной активности – средне-высокой, средней и средне-низкой.  Подростки данных подгрупп характеризуются соответствием между уровнем социальной активности и индивидуально-типологическими особенностями. Их способности носят более дифференцированный характер. Существенных проблем эмоционально-личностного развития не обнаружено.
  • Подростки с низким уровнем социальной активности также обнаружили проблемы развития, определяемые недостаточно дифференцированным перечнем способностей, риском невротизации, эмоциональной неустойчивостью, а также излишне сильно выраженной ориентацией на социально одобряемые, «правильные» формы поведения, что затрудняет процесс самопознания.

На сегодняшний день продолжается исследование социальной активности подрастающего поколения на базе ДД(Ю)Т Московского района г. Санкт-Петербурга. Ведутся разработки программы клубной деятельности, на основе проведенного диагностического исследования, направленной на развитие социальной активности, с учетом индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"

Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...

Мастер – класс «Современный подход к одежде как один из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения»

Дорогие женщины, девушки, девочки сохраняйте своё здоровье не только физически, но и энергетически. Не забывайте кто вы есть на самом деле....

Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, ...

Патриотизм - важнейший фактор воспитания подрастающего поколения/ Ватанпәрвәрлек - яшь буынны тәрбияләүдә иң мөһим фактор

ldquo;Хәзерге мәктәпнең вазифасы безнең киләчәк буыныбызны аңлы, укымышлы бер татар ясап чыгарудыр”.                          ...

Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся

Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся...