Воспитательный потенциал духовной музыки.
статья на тему

Леонтьева Светлана Владимировна

В статье обсуждается актуальная для современной России проблема - формирование духовности. Произошедшая ее утрата до сих пор отзывается в людях. Попытка рассмотреть возможности духовной музыки,как один из путей преодоления недостаточности духовности в растущем человеке, представлена в предлагаемом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnyy_potentsial_duhovnoy_muzyki_fragment.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал духовной музыки

(фрагмент статьи от 2014 г.)

С.В.Леонтьева

Духовность  — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Каждый педагог, учитель, преподаватель  должен знать и понимать, что дело   его не только в развитии ума, памяти, наблюдения, а в пробуждении и укреплении духовности в воспитанниках.

Мы живём в очень интересное и трудное время. Мир не стоит на месте. На наших глазах жизнь на земле принимает новый облик. Развитие цивилизации движется вперед, прогресс предоставляет  человеку  многообразные  возможности.   Однако, одновременно  с этим,  утрачиваются  духовные ценности. Особенно заметны утраты духовности  у молодого поколения.

Каким же образом в современных условиях  способствовать сохранению духовности человека,   помочь формированию  духовности у   молодежи,  подростков и детей?  

Возможности   формирования  духовности  были и будут всегда. Один из ключевых   - культура;  одно из направлений культуры - классическая музыка   (русская и западноевропейская);  а  в области музыкальной культуры    - духовная музыка, сохраняющая многовековые традиции духовно-нравственного  воспитания.

Музыкальная культура многообразна:    это   симфоническая,      фортепианная и  инструментальная музыка,       а также  вокальная и  хоровая.        Хоровая музыка - это не только народное и песенное  творчество, истоки ее в той культуре, что пришла на Русь вместе с христианством в конце X века.  Христианизация,   начавшаяся   более 1000 лет назад, полностью изменила облик Руси, сформировала новые основы ее     культуры. В течение последующих веков    русская  архитектура, живопись, литература, музыка были тесно связаны с церковью, верой, становлением православия.

Музыка русской православной церкви  - это  достояние нашей отечественной культуры,  ее  весомый  вклад  в  мировую  музыкальную  культуру. Исторически сложилось так,  что  всеобщая хоровая культура неотделима от многовековой церковной певческой традиции.   Русская     хоровая      вокальная    школа имеет   корни,   уходящие вглубь веков,   к истокам     Православия на Руси.   Песнопения Православной Церкви,  с их  необыкновенной мелодикой, несимметричным ритмом древних напевов, богатой   подголосочной полифонией, неповторимым своеобразием гармонии  -     национальное богатство, духовно - насыщенное  достояние.

 Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки - она принципиально a'capella.          Поэтому русская духовная музыка   -  один из наиболее интересных разделов   хорового репертуара.  Говоря о (ней) русской духовной  музыке,  имеют в виду исключительно вокальное искусство.  Более того, русская духовная музыка  - это уникальная школа хорового пения а'capella, которая базируется на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания.

На протяжении нескольких веков само понятие "музыка" в сознании народа было прочно связано с исполнением церковных молитв. Церковное пение всегда было любимо на Руси,    в его мелодиях всесторонне  выразился художественный гений русского народа

Появление в России в  XVIII веке   светской культуры привело к образованию её особого направления – духовной музыки, представленной многочисленными произведениями, ставшими шедеврами мирового значения.  Именно тогда сложилось совершенно новое отношение к духовной музыке,  как предмету эстетической ценности.  Почти все  русские композиторы-классики,  известные своими вокальными и инструментальными сочинениями, обращались к созданию церковной музыки, рассматривая ее как музыкально-художественное явление отечественной культуры.

Князь В.Ф. Одоевский,    еще в середине 19 в.,  писал, что русская духовная музыка   - искусство "самобытное,    не похожее ни на какое другое, имеющее свои особые законы, свой отличительный характер и высокое,  как историческое, так и художественное значение" (Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие.:   М., 1956., с.35)

Несколько слов об истории духовной музыки. Духовная музыка - это  музыка, связанная с текстами религиозного содержания,  предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как один из компонентов культового ритуала, эта музыка входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма культовой духовной музыки  в иудаизме и у христиан связана с пением псалмов.

Ранне-христианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе     исторически   преобладающим   было    григорианское пение, на Руси — знаменный роспев.    Многоголосие в духовной музыке    западной традиции складывалось в IX—XIII вв.,   это григорианский хорал;    на Руси — в XVII в.   сформировалось  строчное  и  партесное пение.  В западной духовной   музыке с конца XV—XVI вв. хоровые  партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом. Русская духовная музыка  - исключительно вокальная, a'capella…

Как  в западноевропейской, так и русской  духовной  музыке выделяется   церковная,  звучащая  в храме как богослужебные песнопения, и светская, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. Если раньше обращение к духовной музыке было нормой жизни, быта всех слоев общества, то теперь эта традиция практически утрачена. К сожалению, светская духовная музыка    почти перестала развиваться. А церковная музыка для новых поколений россиян остается, в большинстве своем, неизвестной.         Однако, с 90-тых годов прошлого века в нашем обществе проснулся интерес к истории   Православия, а вместе с ним  и к духовной музыке.

  Путь развития русского национального музыкального искусства длителен  и значителен.  От древних церковных распевов, которые пришли из Византии вместе с Христианством,  и  многоголосных крестьянских песен,  до великих опер Глинки, Мусоргского, хоровых полотен Рахманинова, ораторий Свиридова.      В этих произведениях  чувствуется  не только бесконечное  русское пространство, но и величие исторической судьбы России,  выраженное   соборным, поистине всенародным пением.

Хоровое пение   – основа музыкального искусства  России.  Пение – это душа, красота, величие   земли русской.    С другой стороны, хоровое пение несет       образовательный  и воспитательный    потенциал,     напрямую отражая  не только дух родного народа, его эмоциональные переживания, но    и    исторические события,   им пережитые.

 Русская  музыкой в целом  и духовная музыка, как ее часть,  (во многом) тесно связаны с    народной песней.  Русская музыка,   в особенности хоровая, обладает  распевностью,  певучестью, широтой, как и большинство народных    песен.  Эти ее качества как нельзя лучше  способствует  развитию вокальных   навыков,  певческого дыхания,  чистоты интонации.  Русские народные традиции наиболее  полно  выражены  в музыке русского средневековья  -   в знаменных роспевах и раннем многоголосии,  которые,  по своей сути и ритмике,  напоминают   былины. Подчеркнем, одна из отличительных особенностей древнерусского пения — спокойствие, самоуглубленность и  акцентирование внимания  на тексте.  

Несколько слов в сторону… Музыкотерапия  - целительное  воздействие музыки на человека известно с древних времен и сейчас используется в медицинской практике.  Применяется  музыка медитативная, духовная и классическая.   Проведенные с водой  исследования   показали, что ее молекулярная структура   под влиянием определенной музыки, в частности,   духовной, формируется  в  кристаллы  правильной формы.  Молекулярная структура  воды полностью разрушается под воздействием громких, резких, дребезжащих, агрессивных и беспорядочных звуков  в стиле Rap или Rock…

Подобные процессы происходят с  биоэнергетическими полями человека под воздействием разной по характеру музыки. Звук  - это сила, выраженная в вибрациях, а музыка  - это сочетание звуковых вибраций, звуковых волн.  Когда частота вибраций  в музыкальном произведении  совпадает с частотой вибраций нашего организма, он реагирует, настраиваясь  физически, психически, духовно. Звуком можно как  разрушить, так   и   исцелить!  Классическая и   духовная музыка,  колокольный звон,   как  сочетание звуковых волн,  вибраций,     гармонизируют   окружающие вибрации, попадающие в поле  действия звучащей музыки…

Музыка по своей природе является инструментом познания и самопознания, средством общения и ценностной ориентации, источником наслаждения и способом  духовно-практического преобразования  человека.  Классическая и духовная музыка развивают мозг и облагораживает чувства, воспитывают художественный вкус.

Репертуарная политика в хоровом коллективе – другой   важный  аспект, связанный с организацией         его деятельности.       От   репертуара в значительной  степени зависит,  каким вырастет хор,   какими будут хористы, какие взгляды на искусство,   художественные приоритеты будут у них сформированы. И самое главное -  какие нравственные  ориентиры, идеалы,  ценности   разовьются  у  ребят  за годы пения.   Репертуар  хорового коллектива  - это не просто произведения для исполнения,  это своего рода   библиотека.  

В каждом доме (или почти в каждом)   есть шкаф с книгами. Посмотрите на корешки книг,  сразу становиться понятно,    каков  владелец шкафа. Одни читают И. Бунина, С. Есенина, Т. Манна, Ф. Достоевского, другие - читают "глянцевые" журналы или фентези,   детективы или псевдо литературу непонятного содержания. Так  и репертуар хора - либо он наполнен интеллектом,    духовностью, патриотизмом и  направлен на сохранение культурных традиций,    либо это ширпотреб, безликая музыка, не несущая в себе ничего, кроме набора звуков.  Репертуар хора - это и своего рода лакмусовая бумажка, которая отражает художественно-эстетические взгляды руководителя, дирижера.

Процесс становления сознания, личности довольно длительный. А процесс изменения сознания - это совершенно особый период. У одних он проходит гладко и последовательно;    у других - это борьба, метания;    у третьих  все происходит в одно мгновение,   как  это было с  Апостолом  Павлом. Главное, что это возможно - направить сознание и внутренний мир человека к свету, добру, красоте.

И еще один   важный аспект  исполнения  духовной музыки  необходимо рассмотреть:    воздействие   музыки  не только на душу  и  сознание человека,  но   и на организм человека   в целом. Мы говорим об исполнении духовной музыки, следовательно,    о вокале. О том, что пение может исцелять, было известно  давно.     Об этом писали   Платон и Демокрит, они  предлагали лечить хоровым пением некоторые психические заболевания. В Древнем Египте пением лечили бессонницу, в  китайской  медицине    отмечалось  огромное влияние музыки и пения на способность восстанавливать гармонию   человека с Природой.     В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные наборы звуков – мантры, которые до сих пор практикуются в йоге.

Поистине,   мы мало знаем  возможности   организма. Оказывается, наши   голосовые связки могут стать инструментом исцеления, и это называется   вокалотерапия.

Вокалотерапия – это   научно обоснованная медицинская методика. Серьезное изучение лечебных свойств музыки и пения в нашей стране началось в начале ХХ века. Еще в  1913 году,  по инициативе выдающегося исследователя В.М. Бехтерева,  был основан комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов. В него входили ученые и музыканты.   Проведенные  опыты  подтвердили положительное влияние музыки на   разные системы человеческого организма.  У каждого органа, у каждой клетки,    есть собственная частота «звучания». У крупных  органов она  способна  замедляться   или, наоборот, ускоряться.   Правильное чистое пение воздействует на ослабленные органы и может  вернуть им здоровую вибрацию,     настроить разладившиеся системы организма.   В процессе пения  всего 15–20%  излучаемых человеком  звуковых волн уходят во внешнее пространство и воспринимается слушателями, остальные поглощаются внутренними органами исполнителя, вызывая в них резонанс. Происходит  мощное воздействие на собственный организм  -  человек поющий не только слышит  эти вибрации, он находится внутри них, производя эти вибрации голосом. Более того, замечено, что правильное пение, и,  в особенности,  хоровое пение, способствуют нормализации биохимических процессов в организме. Человек поющий выглядит моложе, сохраняет бодрость физическую и духовную.

Вместо заключения. Всему сущему свойственно развитие,   преобразование  или деградация.   Процесс развития общества предполагает сохранение  и передачу  накопленных знаний, традиций,  ценностей, духовности.      Путь   к возрождению   России, несомненно,  лежит через возрождение её духовности,  приобщение молодых к истории русской культуры, ее глубинам.    У нашей культуры свой голос, язык, свои неповторимые черты.  Только опора на культурные  традиции   может  предотвратить   деградацию  нашего  общества.

  Видимо,     тут очень уместно  вспомнить, что "только искусство,   дополняя науки естественные и гуманитарные, проецируя весь мир человека,   только оно и может сообщить целостность восприятия мира современному человеку.   Искусству замены нет. Функции гуманитарной части образования, включая искусство, должны расти, если человечество желает сохранить здоровье..."  (Е. Фейнберг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика

В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников

Материалы научно-практической конференции "Формирование жизненных ценностей средствами литературы и искусства"...

Духовно-нравственный воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями – совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство дол...

Воспитательный потенциал урока музыки в общеобразовательной школе.

Статья "Воспитательный потенциал урока музыки в общеобразовательной школе" рассказывает о важности этого предмета искусства в современной школе. Раскрывает различные аспекты урока музыки, ко...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...