Программа школьного хора "Серебряные голоса"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Мирон Александр Георгиевич

Рабочая программа школьного хора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkolnogo_hora_2015-2016.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Резюме программы

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на занятии музыкой. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи занятия должны быть неразрывно связаны. Отсюда, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития целостной творческой личности.

Срок реализации программы «Хор – это класс!» - 1 год.

Цель программы – организация сводного школьного хора из учащихся 5-11 классов.

Задачи: способствовать развитию художественного вкуса, творческого потенциала, познавательного интереса детей к музыке, расширению их кругозора, воспитанию личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ребенка, развивать заложенный в них творческий потенциал, приобщить к музыке каждого ребенка, независимо от его природных данных.

Описание программы

Способы разучивания песни различны. Можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса: краткое вступительное слово педагога; исполнение (показ) песни учителем; беседа с детьми о песни; чтение поэтического текста песни; разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление художественного исполнения песни.

Механизм реализации программы

Занятия хора организуются с учащимися 5-11 классов и проводятся по следующим четырем направлениям: хоровое сольфеджио, слушание музыки, пение учебно-тренировочного материала, пение произведений.

Через вокальные упражнения; выразительность исполнения; навыки строя и ансамбля формируются вокально-интонационные навыки учащихся: певческая установка; певческое дыхание; звуковедение; дикция.

На данный момент участниками сводного хора являются 47 учащихся различных параллелей.

В связи с тем, что творческий коллектив действует на базе школы, реализуются следующие принципы:

  • сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительско–творческой деятельности;
  • тесная взаимосвязь нескольких организационно-педагогических форм деятельности (младший сводный хор «Хоровое пение», ВИА «Грани», солисты-вокалисты вокальной студии «Диапазон»);
  • наличие хоровых ступеней (хоровое пение в каждой параллели).

Ожидаемые результаты программы

Хоровые навыки формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика, а оно должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция и подвижность голоса.

В ходе реализации проекта «Хор - это класс» у участников формируется система специальных знаний и навыков, приобретаются:

-опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление;
-опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка;

-опыт концертной деятельности, который формирует состояние успеха, расширяет сценические, артистические и технические знания процесса.

Кроме того, учащиеся приобретают следующие умения и навыки: звукообразования в различных регистрах, артикуляции, дыхания, слухового внимания и самоконтроля.

Пояснительная записка 

Актуальность (обоснование) Хоровое пение – всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хор с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй остается испытанным средством творческого воспитания.

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на занятии. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи занятия должны быть неразрывно связаны в едином процессе. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития.

Огромное влияние на развитие творчества обучающихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом произведения и выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей через разучивание с ними песен и истории их создания о Родине, Великой отечественной войне, природе, дружбе. В последние годы у нас опять возродились фестивали патриотической песни, в которых мы принимали самое активное участие и имели высокие результаты. Очень радует искренний интерес и воодушевленное пение детьми патриотических песен. Наша школа ежегодно принимает активное участие в конкурсах военно-патриотической песни «Память» и Димитриевская суббота, где неоднократно занимает призовые места. Дети с большой радостью и гордостью принимают участие в этих концертах, отдавая всю теплоту своих душ и получая в ответ еще большее – благодарность и искренность зрителей: родителей, одноклассников, друзей, что придаёт им состояние успеха и рост авторитета.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству;
  • творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Обучение детей пению, приобщение к прекрасному, является мощным средством их воспитания и развития. Пение обладает большой оздоровительной силой. Известный венгерский композитор З. Кодай писал: «Чудесное свойство пения, дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких - все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем пища». Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

1. В коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

2. Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

3. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

4. Хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

5. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

6. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

Итак, хоровое пение - одно из главных средств музыкального воспитания школьников. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности, формируют такие качества как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность. На занятиях развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. А так же специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность, ораторское искусство. Хоровые занятия развивают психические способности школьника: эмоции, чувства - восприятия, ощущения, память (эмоциональную, образную, слуховую, механическую, логическую, двигательную), сознание, волю, внимание, сосредоточенность, воображение, мышление, речь.

Вокальные навыки формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей детей формирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Срок реализации программы «Хор – это класс!» - 2015-2016 учебный год.

Цель, задачи и принципы программы.

Цель программы – организация сводного школьного хора из учащихся 5-11 классов.

Задачи: способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал, приобщить к музыке каждого ребенка, независимо от его природных данных.

Принципы обучения:

  • доступность содержательного материала, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени образования, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
  • последовательность и систематичность творческого развития;
  • принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов деятельности;
  • единство художественного и технического развития учащихся, оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса;
  • хор – сплочённый коллектив.

В связи с тем, что творческий коллектив действует на базе школы, реализуются следующие принципы:

  • сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительско–творческой деятельности;
  • тесная взаимосвязь нескольких организационно-педагогических форм деятельности (младший сводный хор «Хоровое пение», ВИА «Грани», солисты-вокалисты вокальной студии «Диапазон»);
  • наличие хоровых ступеней (хоровой класс в каждой параллели).

Описание программы

Способы разучивания школьной песни различны. Можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса: краткое вступительное слово педагога; исполнение (показ) песни учителем; беседа с детьми о песни; чтение поэтического текста песни; разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление художественное исполнение песни.

Механизм реализации программы

Занятия хора организуются с 52 учащимися 5-11 классов по 4 часа еженедельно из расчета:

-1 час – для учащихся 5-6 классов;

-1 час – для учащихся 7-9 классов;

-1 час – для учащихся 10-11 классов.

-1 час – сводные  репетиции

Занятия рассчитаны суммарно на 140 часов, включая индивидуальные и коллективные занятия: 

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.Пение произведений.

2.Пение учебно-тренировочного материала.

3.Слушание музыки.

4.Хоровое сольфеджио.

Итого:

112

12

4

12

140

12

3

0

10

100

9

4

2

Содержание

Занятия хора проводятся по следующим четырем направлениям:

1.Пение произведений.

Беседа о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной для детей форме с привлечением материала из школьной программы и вне ее. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик, о его творчестве. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

2.Пение учебно-тренировочного материала.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

3.Слушание музыки.

Слушание вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

4.Хоровое пение.

Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на занятиях сольфеджио. Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.

Способы диагностики результативности:

- тесты, беседы с детьми;

- наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках;

- выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса;

- предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения. 

Вокально-интонационные навыки учащихся: 

1.Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.

2.Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.

3.Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона.

4.Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.

Вокальные упражнения: смена гласных на повторяющемся звуке; мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении; трезвучия вниз и вверх; небольшие мелодические обороты; простые поступенные секвенции.

Выразительность исполнения: выражение глаз, лица, мимика; многообразие тембровых красок голоса; точная и выразительная фразировка; соблюдение темпа, пауз, цезур.

Навыки строя и ансамбля: чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка; сольфеджирование и транспонирование доступных по трудности песен; упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов.


Работа над исполнением хорового произведения:

        1.Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;

2.Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации. 

Ожидаемые результаты проекта

Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

В результате воспитательной деятельности учащиеся получат:

  • опыт творческой и концертной деятельности;
  • радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
  • навыки коллективного творчества;
  • возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

На уровне педагога:

- тесная взаимосвязь нескольких организационно-педагогических форм деятельности (младший сводный хор, ВИА «Грани», солисты-вокалисты вокальной студии «Диапазон»);

- участие в конкурсах;

- развитие новых форм учебно-воспитательной работы;

- проведение открытых занятий;

- участие в городских семинарах, курсах повышении квалификации.

На уровне учащегося:

- формирование и поддержание интереса к хоровому пению;

- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах;

- заинтересованность обучающихся в личном росте;

- качественное выполнение учебных заданий;

- рост объема музыкальной эрудиции.

Литература

1. Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-416с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-336 с.

3. Из истории музыкального воспитания. / Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990.

4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка, 1980.

5. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, №3. 1994.- 19-21 с.

6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 2000.

7. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. 

8. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., Издательский центр "Академия", 2001г. 368.

9. Радынова О.П., Груздова И.В. Практикум по методике музыкального воспитания школьников. М., Издательский центр «Академия», 2002г.

10. Сергеева ГЛ. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. - М., 2000. 

11. Смолина Е.А. Современный урок музыки: Творческие приемы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2006. 

12 Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76.

13 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1988.

14 Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе. - М.: Издательский центр «Академия»; 2001. - 232с.

15 Научно-методический журнал Музыка в школе №3, 2010.

16 Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Школьная газета "ГОЛОС ШКОЛЫ". Редактор Заморовская Т.И.

Газета посвящена здоровому образу жизни обучающихся. Ведь 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом, поэтому в газете созданы рубрики: Классный час«Мы – за здоровый образ жизни»Будьте здор...

Образовательная программа по постановке голоса.

Для педагогов вокалистов и преподавателей хоровых дисциплин....

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....

Программа кружка "Свой голос"

Очень важно  для человека   выразить все, что ему   захочется, верно  сформулировать мысль, найти нужные слова для передачи мысли....