Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования
методическая разработка на тему

Ольга Сергеевна Еричева

Методические рекомендации

по написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования

 для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Введение  

Со времени утверждения Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-р   от 4 сентября 2014 г.) и плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ № 729-р  от 24 апреля 2015 г.) в центре внимания находится дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.  

До недавнего времени единственным нормативным документом, в котором были даны рекомендации по  структурированию программы ДОД и примерному содержательному наполнению каждого ее компонента, было письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам   дополнительного образования детей»

Сегодня законодательная база, определяющая развитие дополнительного образования детей в нашей стране, претерпела существенные изменения.  Дополнительное образование детей позиционируется как открытое, вариативное образование, как социокультурная практика - творческая созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования.

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

 − Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р).

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  

Законодательно закреплена

1. Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 2).

3. К освоению программ «допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 3). Это могут быть как обучающиеся, проявившие выдающиеся способности (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 77), так и с ограниченными возможностями здоровья (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 79), занимающиеся как в учреждениях общего и дополнительного образования, так и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

4. О приложении к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам   дополнительного образования детей». С. 9-− по степени авторства – типовая (примерная),

 модифицированная,

 экспериментальная,

авторская;

 − по уровню усвоения – общекультурный,

углубленный,

 профессионально-ориентированный уровень;

 − по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, комплексная, модульная.  

5. Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей:

 техническая,

естественнонаучная,

 физкультурно-спортивная,

художественная,

туристскокраеведческая,

социально-педагогическая

6.Общие требования к условиям реализации образовательных программ зафиксированы во 2 главе Федерального Закона № 273-ФЗ пп. 1319 и определяют язык образования, формы реализации образовательных программ, формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы.

7. Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4). 8. Содержание программы оформляется в учебном плане – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5) 1.5.4.

9.Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы: − могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15); − могут осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16);

− могут использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов» (гл. 2, ст. 13, п. 3);

 − посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (гл. 1, ст. 2, п. 23);

с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4).

В разделе IV Концепции развития дополнительного образования детей выделены основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ: 

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;  

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;  

− вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

 − разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;  

− модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

 − ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;  

 − творческий и продуктивный характер образовательных программ;

 − открытый и сетевой характер реализации.

10.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» закреплено:

− организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6);

 −  организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7)

занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9);

особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов (пп. 18-22)

− Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации (п. 8.2);. 11.Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 

 Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

 -. Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (организации) – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы

-. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности. По результатам данной экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности. 2

 

Каждая образовательная программа - это продукт самостоятельного творческого труда и практического опыта работы педагога.
Каждая программа, с одной стороны, чем-то
похожа на другую, а с другой стороны, неповторима.
Необходимо соблюдать шрифт, кегль шрифта, межстрочный интервал, поля. Штифт используется
Times New Roman, кегль 14, иногда 12, межстрочный интервал 1 – 1,5.

Классификация программ

По степени авторства (Буйлова Л.Н., Кочнева С.В.)

Типовая (примерная) программа – программа, утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (адаптированная) программа – программа, измененная с учетом особенностей организации и содержания образования (формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания); коррективы вносятся педагогом, не затрагивая основных закономерностей, концептуальных аспектов, традиционной структуры образовательного процесса.

Экспериментальная программа – программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа – программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ (в конкретном случае, авторство  утверждается ЧИППКРО).

По признаку образовательной области.

Профильная — программа реализуется в одной образовательной области.

Многопрофильная - программа реализуется в нескольким образовательных областях.

По признаку направленности деятельности.

Таким образом, направленность деятельности программы это сосредоточенность ее содержания на занятиях с детьми в какой-либо определенной сфере образовательного процесса.

В учреждении дополнительного образования могут быть реализованы образовательные программы следующей направленности деятельности:

художественная;•

 физкультурно-спортивной;•

туристско-краеведческая;•

социально-педагогическая;
•        техническая

По уровню освоения.

Уровень - степень величины, развития чего-нибудь.

Освоить - вполне овладеть чем-нибудь (С. И. Ожегов.).

Образовательные программы общекультурного уровня освоения. Реализация образовательных программ общекультурно-ознакомительного уровня освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в определенной образовательной области, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности в освоении программы; конечный результат предполагает базовый уровень образованности.

Образовательные программы углубленного уровня. Реализация образовательных программ углубленного уровня освоения предполагает достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, расширение базового компонента образования до уровня совершенствования деятельности и мастерства в выбранном виде деятельности и начальной допрофессиональной подготовки.

Образовательные программы профессионально-ориентированного уровня освоения. Реализация образовательных программ профессионально-ориентированного уровня освоения позволяет детям знакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личностные возможности и определиться в выборе профессии; предусматривает достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной области.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности.

Интегрированная программа - это программа, отражающая содержание и процесс образования по нескольким взаимосвязанным направлениям деятельности.

Модульная программа - это программа, по способу организации своего содержания составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав основание для этого, а затем компоновать модули в зависимости от цели исследования.

Комплексная программа - это программа совместной деятельности нескольких педагогов, направленная на достижение определенной общей цели средствами содержания и процесса образования по нескольким предметам. Представляет собой определенное соединение отдельных областей, направлений, процессов в некое целое.

По признаку возрастного предназначения.

Программы делятся в соответствии с психо-физиологическими возрастными особенностями воспитанников.

Программы рассчитаны на реализацию с детьми дошкольного возраста (до 7 лет).

Программы рассчитаны на реализацию с детьми младшего школьного возраста (7-10лет, 1-4 классы общеобразовательной школы).

Программы рассчитаны на реализацию с детьми среднего школьного возраста (10-15 лет, 5-8 классы общеобразовательной школы).

Программы рассчитаны на реализацию с детьми старшего школьного возраста (15-18лет, 9-11 классы общеобразовательной школы).

По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы.

Сверхкраткосрочная программа - это программа, которая реализуется за промежуток времени не более чем учебное полугодие.

Краткосрочная программа - это программа, которая реализуется в течение одного учебного года.

Программа средней продолжительности реализации это программа, которая реализуется в течение 2-3 лет обучения.

Программа длительной реализации - это программа, которая реализуется в течение четырех лет обучения

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка должна содержать:

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы. Указать направленность программы с предоставлением перечня нормативных и иных документов (законы РФ, положения, устав учреждения, ссылка на типовую программу дополнительного образования детей•

художественная;•

 физкультурно-спортивной;•

туристско-краеведческая;•

социально-педагогическая;
•        техническая

  • 2.2. Новизна и основных отличий от других аналогичных или смежных по профилю (новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.);
  • 2.3.Актуальность программы. это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
  • 2.4.Педагогическая целесообразность программы Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

2.5. Цель программы - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей (может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими).

Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цели могут быть направлены:

  • на развитие ребенка в целом;
  • на развитие определенных способностей ребенка;
  • на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
  • на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
  • на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
  • на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
  • на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективном взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
  • 1. Обучить... (чему?)
  • 2. Сформировать (какие?) умения (какой?) деятельности.
  •  3. Воспитать (какое?) отношение к (чему?)

Задачи программы — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы (глаголы: способствовать, развивать, формировать и т. д.).

2.6. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... 

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...

2.7.Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от ... до ... лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания... Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной. Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы. Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

2.8. Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Например: ... 5 лет.

1год обучения _______возраст детей,

2 год………………………………,

3 год………………………………,

4 год……………………………….

5 год……………………………….

2.9.Формы занятий:

Теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия);

Практическое обучение (практическое занятие);

Интерактивные формы:

- игровые 
(ролевые и деловые игры)

- исследовательские 
(метод проектов, «кейс-метод», «мозговой штурм»)

- дискуссионные 
(дебаты, дискуссии, круглый стол)

- тренинги  
(стрессоустойчивости, командообразования, коммуникативности, социально-психологический )

Семинары в режиме реального времени: чат – семинары

2.10 Режим занятий: Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий.

2.11Ожидаемые результаты освоения программы.

 Обучающиеся будет знать:

Обучающиеся будет уметь:

Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи: Обучающиеся способены проявлять следующие отношения:

 Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.

2.12 Способы проверки результатов освоения программы: ... Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции,выставки, проекты, тестирование,—

анкетирования, , зачётов, взаимозачётов, опросов, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и стартовый контроль.

Промежуточная аттестация в конце 1 и последующего годов обучения и итоговая аттестация в конце последнего года обучения по программе.

3. Учебно-тематический план (УТП)

 УТП является основным элементом программы, должен быть соотнесен в соответствии с целями и задачами, обеспечивать получение ожидаемых результатов, и составляется в соответствии с продолжительностью реализации программы (отдельно на каждый год обучения).

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 34 недели.

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).

Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

— на вводное занятие (введение в программу);

— концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

—  мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

—  итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование. Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу.

4. Содержание образовательной программы.

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

— название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Вводное занятие включает: встречу с коллективом, знакомство с правилами  техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета, диагностирование детей (0 – срез 1 года обучения), приветствуются нестандартные формы проведения вводного занятия с использованием  инновационных технологии.

5.Методическое обеспечение

5.1 Материально-техническое обеспечение программ

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

- сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

- перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

- перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD- проигрыватель и т.п.);

- перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

- перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

- учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

  • требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
  • 6. Список литература.
  • В данного раздела предоставляется два списка:
  • 1. Методическая литература для педагогов (литература, использованная педагогом при написании образовательной программы).
  • 2. Литература для воспитанников (учебная, познавательная литература детей: справочники, хрестоматии, энциклопедии, словари и т. д.).
  • Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
  • — по общей педагогике;
  • — по методике данного вида деятельности;
  • — по методике воспитания;
  • — по общей и возрастной психологии;
  • — по теории и истории выбранного вида деятельности;
  • — опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
  • Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.
  • Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется

7. Приложения

• Методическое и дидактическое обеспечение образовательной программы:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

• Календарно-тематический план-сетка на текущий учебный год (Приложение).

• Перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной и творческой работы детей.

• Репертуарный план (для художественных коллективов) и др.

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• технологические карты;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• условия прослушивания;

• материалы тестирования;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

• сценарии творческих мероприятий;

• диагностические материалы;

• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

• электронные ресурсы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей

Мастер-класс-это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудит...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности ( в помощь педагогам дополнительного образования)

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования провести самоанализ педагогической деятельности. Самоанализ  призван дать полное представление о работе педагога и р...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования. Основные цели, задачи мастер-класса....

Методические рекомендации Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования

Методическая разработка поможет педагогам  дополнительного образования любой направленности создать  свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу....

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной ауд...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...