"Специфика деятельности концертмейстера с вокалистами".
методическая разработка на тему

Методическая разработка по обобщению концертмейстерского опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeysterstvo.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-западное окружное управления образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа  883"

Хоровая школа "Дебют"

Методическая разработка по обобщению концертмейстерского опыта

"Специфика деятельности концертмейстера с вокалистами"

Автор-составитель программы:

Бушарова Елена Анатольевна,

концертмейстер

Москва – 2016

 

План  

Введение.  

1. Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера.

2. Специфика работы концертмейстера в классе вокала.  

3. Этапы работы над музыкальным произведением.

Заключение.  

Список использованной литературы.  

Введение

  «По-видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…» — пишет Е. М. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе». Аккомпанемент в вокальных произведениях очень выразителен, это равноправная партия, которая усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.

  Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки: бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать тексты, делать переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате обширной концертмейстерской практики. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Искусство аккомпанемента - это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра.

  Цель методической разработки - изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.

 Задачи:

1) описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера;

2) выявить специфику деятельности концертмейстера в условиях работы с вокалистами.

1. Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера.

  Прежде всего, концертмейстер должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

  Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Воля и самообладание - качества необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на сцене, он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

  Специфика работы концертмейстера предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать два главных показателя содержания мелодии - её жанр и характер.

  Чтение с листа - это органическая составная часть общего музыкально-исполнительского потенциала, и без этого умения ни один пианист ( да и не только пианист) не сможет стать крупным музыкантом-художником. Для того чтобы понять художественную сущность произведения, нужно уметь быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно. Научиться зрительно, охватывать музыкальный текст, умение сразу понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение - цель данного навыка.

  Важным условием профессионализма является также наличие у концертмейстера исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе.

Исполнительская деятельность концертмейстера очень разнообразна. Существует множество различных форм исполнительской практики: выступления в концертах, участие в конкурсах, концертмейстерская работа на педагогической практике, аккомпанирование студентам и т.д. Всё это даёт право говорить о широте круга профессиональных задач, стоящих перед пианистом-концертмейстером.

Исполнительский процесс в концертмейстерском искусстве состоит из двух основных частей: становление исполнительского замысла и его воплощение.

Процесс становления исполнительского замысла начинается с ознакомления с нотным текстом композитора и точным его воспроизведением на фортепиано. После знакомства с авторским текстом происходит осознание образного строя музыкального сочинения, его художественной идеи. Главной исполнительской задачей концертмейстера на данном этапе является создание художественного образа произведения.

Затем следует новый этап в творческой работе исполнителя - эстетическая оценка музыкального произведения. Концертмейстер в этот период вырабатывает собственное отношение к рассматриваемому сочинению. Эстетическая оценка - своего рода эмоционально-образное отражение услышанного. Огромное значение имеет музыкальное восприятие, через которое происходит эмоциональная реакция на звучащую музыку. Именно эстетическая оценка музыкального сочинения поможет концертмейстеру продвинуться к следующей задаче - созданию исполнительской трактовки.

Создание исполнительской концепции - видение музыкального произведения путём оформления в рамках подлинного образа своего индивидуализированного образа, творческим воссозданием в поле композиторской мысли собственной исполнительской мысли.

Можно с уверенностью сказать, что концертмейстер - это интерпретатор музыкального сочинения. Постигая композиторский замысел, концертмейстер старается передать своё представление об идейно-художественном содержании музыкального сочинения солисту и вместе с тем помогает партнёру точно донести задуманное до слушателей.

Вторая часть исполнительского процесса - воплощение творческого замысла. Перед концертмейстером возникают задачи, связанные с правильным и точным донесением композиторской идеи до слушателей и умением подчинить аудиторию своему воздействию. Именно теперь концертмейстеру необходимы эмоциональный подъём, творческая воля и артистизм.

Главная черта профессионального мастерства концертмейстера - это способность воздействия на аудиторию путём передачи внутреннего содержания художественного образа методом сценического перевоплощения. Именно в этом и состоит его артистизм. Исполнительская деятельность - это одно из важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства.

2. Специфика работы концертмейстера в классе вокала.  

  Специфика концертмейстерского мастерства предполагает решение многообразных творческих задач. Каковы эти задачи? Это ансамблевое соотношение между партией солиста и аккомпанемента, чуткость к партнеру, умение слиться с его намерениями, единство исполнительской концепции. Концертмейстер должен приспособить своё видение музыки к исполнительской манере солиста, сохранив при этом свой индивидуальный облик для достижения художественной правды и убедительности.

  Одно из главных качеств – удобство, которое он обеспечивает солисту.

 В обязанности концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования учащимся на концертах входит помощь им в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят и педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональное и образное содержание вокального сочинения раскрывается не только через музыку, но и через слово.

Разучивая с вокалистом программное произведение, концертмейстер должен наблюдать за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом мелодической линии и ритмического рисунка произведения, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией. Концертмейстер должен обладать тонким интонационным слухом, голосом, чтобы следить за точностью звуковысотной интонации.

  Специфика совместного исполнительства заключается в создании единого художественного прочтения произведения участниками ансамбля. На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

Концертмейстер для солиста должен стать помощником, наставником. Необходимо установить творческий, рабочий контакт с вокалистом, но и нужен еще контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его “ведет”, любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, слабости и достоинства. Все ученики, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости.

  Таким образом, профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него таких качеств, как высокая работоспособность, большой объем памяти и внимания, педагогический такт и чуткость, наличие музыкально-исполнительских навыков, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства и отличного музыкального слуха.

3. Этапы работы над музыкальным произведением.

1 этап. В самом начале необходим тщательный анализ произведения. Обсуждения эпохи, стиля композитора, формы произведения. Необходим разговор о разнице между камерным и оперным стилем. На данном этапе возможен эскизный показ пианистам произведения в качестве фортепианной пьесы, то есть исполнение всей фактуры с вплетением вокальной строчки внутрь фортепианной партии.

 От вокального концертмейстера требуется, по сути, два вида пианизма: камерный (для исполнения романсов, избранных произведений с тонкой нюансировкой, допустимый агогикой, богатой звуковой палитрой, филигранной техникой) и симфонический (при исполнении партии оркестра в оперных отрывках, сценах, ариях недопустимы мелкие фразы и мелкое мышление, мелкая динамика и избыток свободы); требования оркестровой палитры приводят пианиста к более объективным темпам, динамики, к другому масштабу.

  Концертмейстеру в классе вокала очень важно сохранить свое индивидуальное туше, а в аккомпанирующих эпизодах слушать голосоведение, дифференцированную фактуру, линию баса и мелодию. Оркестровое пиццикато не должно звучать как «отбойный молоток» и заглушать вокальную строчку. Соло виолончели, фагота, флейты или гобоя должны отличаться друг от друга даже в исполнении на рояле. Развернутые оперные отрывки концертмейстеру часто приходиться выучивать наизусть, на концерте бывает сложно перевернуть ноты и заглянуть в них лишний раз, а учитывая, что вокалист на сцене может забыть текст, пианисту приходится еще и превращаться в суфлера. Очевидно, что концертмейстер сможет помочь только при условии великолепного знания материала, хорошего контакта с солистом и совместной проработки произведения.

  2 этап. Исполнениестудента данного произведения без слов, сольфеджио, затем-с текстом автора.

В случае если ученик, увидев динамические обозначения «пиано» и «пианиссимо», предпримет попытки их исполнить, возможно, надо отдать предпочтение полному голосу. Организм ребенка не готов к правильному исполнению пиано, без снятия с дыхания. То же относиться и к обознчению диминуэндо. В дальнейшем, когда вокалист освоит навыки полноценного дыхания, можно будет ознакомить его с правилами исполнения диминуэндо: ноты под самой надписью не всегда исполняются тихо.

Разговор о звуке и дыхании может иметь множество метафор и сравнений. Диалог преподавателей вокала часто похож на беседу «инопланетян». В классе каждого преподавателя имеет хождение свой «птичий» язык. Его прекрасно понимают все студенты данного педагога. Поскольку сама вокальная методика не пришла к единому мнению по поводу терминологии, выработка своего лексикона очень помогает, тем более в работе с юными музыкантами. Конечно, концертмейстер должен знать особые слова и уметь так подбирать свои «ключики» к певцам, чтобы говорить с ними на одном языке. Старые наименования вокальных приемов можно заменить новыми, теми, что использует преподаватель данного класса.

  3 этап. Помощь в переводе итальянских музыкальных терминов-от элементарного ritenuto до более сложных- a piacere, deciso, accelerando, liggiero и др. Конечно, желательно дать учащемуся задание узнать значение слов самостоятельно - он должен учиться работать сам, но в любом случае концертмейстер не может не знать терминологии при работе над программой.

  4 этап. Работа над формой - выявление кульминации, а также ключевой нот отдельных фраз, расстановка дополнительных фразировочных лиг. Техническое исполнение пассажей, особенно если они усложнены пунктирными последовательностями может быть важным в формообразовании – ступор в технике, в трудностях может остановить все движение. Главная задача в исполнении пунктирных последовательностей и пассажей – не садится на первую долю, преодолеть все точки, все мелкие пунктирные ноты, пройти сквозь все тактовые черты, добиться адресной направленности фразы. Важно распределить дыхание в пунктирных пассажах таким образом, чтобы избежать дыхательных «растрат» на первых нотах. Трудная задача – добиться отсутствия пестроты в мелких нотах, то есть равенство длительностей всех острых пунктирных нот одного музыкального раздела, интонационной точности, активного интонирования пассажей.

Заключение.

  Таким образом, мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию.

  Для педагога по вокалу – концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста – он – наперсник его творческих дел, помощник, друг, наставник, педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

  Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности.

Список использованной литературы:

  1. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога.- М. Музыка, 1996г.
  2. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. – М. Музыка, 1987г.
  3. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л. Музыка, 1988г.
  4. Бейлина С. З. В классе профессора В. Х. Разумовской. – Л. Музыка, 1982г.
  5. Методические записки по вопросам музыкального образования: сб. статей: выпуск 3/ ред. – сост. Лагутин А. –М. Музыка,1991г.
  6. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988г.
  7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе – 2001г.  
  8. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М 2002г.
  9. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности концертмейстера .

Данная методическая разработка обобщает имеющийся многолетний опыт концертмейстерской деятельности....

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концерт-мейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хорово...

Название работы: « Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами в хоровой школе мальчиков и юношей.»

Концертмейстер должен обладать профессиональным набором исполнительского мастерства, знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, широ...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с вокалистами

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом колле...

Реферат: "Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами"

Реферат раскрывает трудности, с которыми сталкивется аккомпаниатор. В нем затрагиваются вопросы умений ,навыков концертмейстера и особеностей его работы с вокалистами...

Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»...