Рабочая программа кружка "Весь мир в игрушке"
рабочая программа (6 класс) на тему

Крылова Татьяна Робертовна

Рабочая программа кружка "Весь мир в игрушке" для 6 класса художественно-эстетической направленности.

Декоративно-прикладное искусство - лепка игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ves_mir_v_igrushke_6_kl.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Протокол № ___ от                «___»____________2015г.

Руководитель ШМО

_______/ ____                        /

                       

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/В. Н. Демченко/                 

 «__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор

__________/С. И. Демченко/                 

                         

Приказ № ____ от «___»______2015г.

Рабочая программа кружка

«Весь мир в игрушке»

(художественно-эстетическая направленность)

для 6 класса

Составитель: Т.Р.Крылова учитель изобразительного искусства ВКК

МКОУ Копёнкинская СОШ

Россошанского района

Воронежской области

Количество часов: 35

2015/2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

Актуальность данной программы кружка состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

Очень важным моментом является развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА «ВЕСЬ МИР В ИГРУШКЕ»

Цели:

1)  образовательные:

  1. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
  2. освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.

2) развивающие:

  1. развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.
  2. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

  1. ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
  2. информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам
  3. регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми
  4. коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению
  5. культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

1) образовательные:

  1. формирование представлений о народных  промыслах
  2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура
  3. овладение основами, умениями  работы из  целого куска глины, из отдельных частей  создание образов
  4. формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  5. обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из глины
  6. овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. развитие интереса к изучению народных промыслов
  2. повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ
  3. активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  4. формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения
  5. развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций
  6. развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам
  2. соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности
  3. активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
  4. стремление к  поиску, самостоятельности
  5. понимание необходимости  качественного выполнения образа
  6. конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера
  7. приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек,  требуемых по программе, а также скульптуре
  8. самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному  искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному  искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.

ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и  самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. динамика движения;
  4. выразительность образа;
  5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  6. поза;
  7. пропорции;
  8. разные способы лепки;
  9. сплющивание;
  10. оттягивание;
  11. сглаживание;
  12. вдавливание;
  13. прижимание;
  14. примазывание;
  15. раскатывание;
  16. мелкие налепы;
  17. устойчивость;
  18. рельеф;
  19. роспись;
  20. использование стеки.

Форма организации процесса обучения: занятия по лепке проводятся в классе. На столе у каждого учащегося находится подкладная доска или клеёнка, баночка с водой, стеки (тонкие палочки для выполнения мелких деталей не изделии).Занятия проводятся 1 раз в неделю по четвергам.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ЗАНЯТИЙ  КРУЖКА

«ВЕСЬ МИР В ИГРУШКЕ»

№ урока

Дата

Тема

Программное содержание

план

факт

1

Знакомство с народными игрушками. (Дымковская игрушка).

Лепка по замыслу.

Материалы: глиняные игрушки (уточка, барыня, нянька, водоноска, лошадка, олень, баран).

Познакомить детей с народной игрушкой. Историческая справка.  Рассмотреть основные мотивы росписи (цвет, форма, ритм), определить символьное значение. Использование ранее полученных знаний.

2

Знакомство с народными игрушками(дымка)

Лепка по образцу

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Баран».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

3

Барыня (дымка)

рисование

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, набор образцов узоров,  изображение игрушки «Гусь».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования

4

Барыня (дымка)

лепка

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Уточка», технологические карты для лепки изделия.

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

5

Барыня (дымка)

роспись

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Уточка».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

6

Конь – огонь (дымка).

Материалы: глина, стеки. Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

7

Емеля (дымка)

рисование

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, набор образцов узоров,  изображение игрушки «Гусь».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования.

8

Емеля (дымка)

Лепка по образцу

Учить передавать основные особенности представленной натуры выполнять работу аккуратно, Доводить начатое дело до конца, крепче примазывать детали к основе.

9

Емеля (дымка)

роспись

Учить передавать основные особенности представленной натуры выполнять работу аккуратно, Доводить начатое дело до конца, крепче примазывать детали к основе.

10

Лепка животных «кошка с характером»

Роспись ранее вылепленных фигурок.

Использовать ранее полученные знания.

Закреплять умение украшать объект элементами узора; приобщать детей к народной культуре; совершенствовать технические приемы рисования.

11

Сюжетные композиции

По сказкам «Три медведя»

Коллективная работа

Рисунок

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, набор образцов узоров,  изображение игрушки «Гусь».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования.

12

Сюжетные композиции

По сказкам «Три медведя»

Коллективная работа

Лепка

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Уточка», технологические карты для лепки изделия.

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

13

Сюжетные композиции

По сказкам «Три медведя»

Коллективная работа

роспись

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Гусь»,

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

14

«Уточка»

(лепка)

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Уточка», технологические карты для лепки изделия.

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

15

«Мастерская Деда Мороза».

Изготовление игрушек , сувениров ,украшений для класса.

16

«Уточка»

(роспись)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Уточка».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

17

«Гусь»

(рисование)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, набор образцов узоров,  изображение игрушки «Гусь».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования.

18

«Гусь»

(лепка)

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Гусь»,

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

19

«Гусь»

(роспись)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Гусь».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

20

«Петушок»

(рисование)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, образцы узоров, изображение игрушки «Петушок». Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развивать чувство ритма композиции, цвета.

21

«Петушок»

(лепка)

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Петушок».

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

22

«Петушок»

(грунтовка)

Материалы: гуашь белая, кисть № 4, салфетки, подставки под изделия.

Познакомить с приемами грунтования изделия и нанесения рабочего фона.

23

«Петушок»

(роспись)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Петушок».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

24

«Индюк»

(лепка с натуры).

Учить передавать основные особенности представленной натуры выполнять работу аккуратно, Доводить начатое дело до конца, крепче примазывать детали к основе.

25

«Водоноска»

(лепка)

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Водоноска».

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

26

«Водоноска»

(грунтовка)

Материалы: гуашь белая, кисть № 4, салфетки, подставки под изделия.

Познакомить с приемами грунтования изделия и нанесения рабочего фона.

27

«Водоноска».

(роспись)

«Индюк».

(роспись)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Водоноска»,»Индюк».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

28

«Баран»

(рисование)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, образцы узоров, изображение игрушки «Баран». Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования.

29

«Баран»

(лепка)

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Баран»,.

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

30

«Баран»

(грунтовка)

Материалы: гуашь белая, кисть № 4, салфетки, подставки под изделия.

Познакомить с приемами грунтования изделия и нанесения рабочего фона.

31

«Баран»

(роспись)

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Баран».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

32

Сюжетная композиция

«Семья»

Коллективная работа

рисование

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, технологические карточки, образцы узоров, изображение игрушки «Баран». Закреплять умение украшать объект элементами узора; развивать чувство ритма композиции, цвета; совершенствовать технические приемы рисования.

33

Сюжетная композиция

«Семья»

Коллективная работа

лепка

Материал: доска для лепки, глина, салфетки, стеки, площадки для просушки, глиняная игрушка «Баран»,.

Познакомить детей с особенностями материала для лепки; основными приемами лепки дымковской игрушки; развивать эстетический вкус.

34-35

 Сюжетная композиция

«Семья»

Коллективная работа

Роспись

Материалы: гуашь, кисти № 2,4, салфетки, каталог из образцов узоров, изображение игрушки «Баран».

Закреплять умение украшать объект элементами узора; совершенствовать технические приемы рисования; развитие творческого воображения; приобщение детей к народной культуре.

ИТОГО:

 35 часов

     

Список литературы.

1.        Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.

2.        Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький ,1988г.

3.        Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2007г.

4.        Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2009г.

5.        Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2008г.

6.        Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.

7.        Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.

8.        Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; книга для учителя. М., Просвещение, 1984г.

9.        Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г.

10.        Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.

11.        Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка".

Мягкая игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация. Целью программы является развитие худо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мягкая игрушка".

Программа внеклассных занятий "Мягкая игрушка"расчитана на учащихся 8 классов.Выполнение практических работ-прекрасное средство развития творчества, умственных способностей,эстетического вкуса и конст...

рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год

Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...

Рабочая программа "Традиционная глиняная игрушка".

Занятие программы предполагает использование русских народных игрушек,роспись по ней....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мягкая игрушка» 6-7 класс

Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...