Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
методическая разработка на тему

Жбанова Юлия Константиновна
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное значение, так как отражают многие жизненные явления, обогащают представления учащихся о природе, истории, быте и традициях разных народов. Младший школьный возраст —благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Чтобы учебное занятие представляло для детей интерес, необходимо грамотно организовать обучение, используя разнообразные методы и педагогические технологии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества г.Павлово

Методическая разработка раздела

дополнительной образовательной программы

детского музыкального театра «Вдохновение»

 «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения»

                                                                        1-й  год обучения

Составила Жбанова Ю.К.,

педагог дополнительного образования

г. Павлово

2014 г.

1. Пояснительная записка.

    Образовательной областью программы детского музыкального театра «Вдохновение» является искусство. Искусство концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.

   Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; дополняет знания, полученные в школе и позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.

 Отличительные особенности программы состоят в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей ( вокальное искусство, сольфеджио , сценическое движение). Интеграция позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более  глубоко и в большем объёме преподносить их обучающимся.

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства.

Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное значение, так как отражают многие жизненные явления, обогащают представления учащихся о природе, истории, быте и традициях разных народов.

Обучение вокалу является одним из самых доступных видов деятельности, однако процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определённой системы. Занятия по  вокалу состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются упражнения на формирование правильного звукопроизношения и  певческого дыхания , упражнения для распевания. Именно эта часть вокальных упражнений даёт основу формированию  основных вокальных навыков.

Цель программы:

создание условий, обеспечивающих музыкальное развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей , воспитание эмоционально-чувственной сферы.

Данная программа рассчитана на пять лет обучения.

Отличительными особенностями программы являются:

- ориентация на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики;

- применение речевых игр и упражнений, которые развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомство с национальными особенностями музыкального искусства разных народов и стран;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной работы  МБОУ ДОД ЦРТДЮ г.Павлово;

- использование в репертуаре авторских песен педагога и детей.

Для методической разработки я выбрала раздел программы 1 года обучения «Формирование детского голоса.. Речевые игры и упражнения».

2. Цель и задачи раздела.

Цель:

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством  отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

- обучить  правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных..

- учить передавать мелодию, чисто интонировать.

Развивающие:

- развить дикционные способности и навыки,

- развить образное мышление средствами музыкальной выразительности,

- развить умение анализировать смысловое содержание произведений,

- развить мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику.

Воспитательные:

- способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность,

- формировать  интерес к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению,

- способствовать  творческому самовыражению детей,

- воспитывать у детей чувство коллективизма, коммуникабельность и активность.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Особенности работы с группой связаны с психолого-педагогическими особенностями детей возраста 6-7 лет .Главное новообразование данного возрастного периода -  способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Развитие личности в этом возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка.. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа .

 Ребенок  усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций. Шестилетний  возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.  

Ведущим видом деятельности у 6-7 летних детей кроме учебной деятельности выступает игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, где требуется соблюдение определенных правил.

Основываясь на особенностях данного детского возраста, в процессе обучения вокалу я использую индивидуальный подход к каждому ребенку, способствую закреплению в его сознании имеющихся у него достижений и успехов, оказываю психологическую поддержку тем детям, кто в ней нуждается. В ходе учебного занятия я способствую формированию у обучающихся адекватной самооценки, используя поощрение, похвалу , тем самым поддерживается интерес к музыкальным занятиям.На занятиях я ставлю также целью воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, помогать друг другу.

Психологические условия на занятии:   утверждение радости на уроке.

личностно-ориентированные общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.

психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение, право учиться на успех.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Предметные результаты:

 обучающийся должен :

- иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям,

- уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить музыкальное произведение

- приобретут певческие умения (дыхание и артикуляция)

Метапредметные результаты:

- разовьют  интонационный слух ( способность слышать и понимать содержательный смысл музыки)

- разовьют логическое и образное мышление,

- разовьют память и интуицию,

- научатся создавать творческий продукт-образ в игре.

Личностные результаты:

- обучающиеся разовьют эмоционально-чувственную сферу,

- совершенствуют коммуникативные умения,

- разовьют художественный вкус.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Младший школьный возраст —благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Чтобы учебное занятие представляло для детей интерес, необходимо грамотно организовать обучение, используя разнообразные методы и педагогические технологии.

 Обучение формированию детского голоса основано на концепции музыкального воспитания Карла Орфа. Эта концепция объединяет речь, движение и музыку как генетически и исторически взаимосвязанное триединство .Практическое знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело  к идее начать развитие певческого голоса детей с речевого этапа. Прежде чем обучать, пробуем на занятиях по разделу программы «Формирование детского голоса» дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

Вот примерная линия усложнения этого процесса:

  • сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи,
  • затем исследование возможностей речевого и певческого голоса,
  • после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

В процессе обучения по разделу «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» я использую следующие технологии:

игровые технологии, развивающего обучения , арттехнологии, здоровьесберегающие.

Наиболее часто применяются на занятиях по разделу музыкально-дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый ; другая - игровая, ради которой действует ребенок. Музыкально-дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры интересно и красочно оформляются ( например, карточки или плакаты с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры).

На занятиях по вокалу используются элементы технологии развивающего обучения. Развивающее обучение- новый, активно - деятельностный способ обучения , он учитывает и использует закономерности развития ребенка, приспосабливается к уровню и способностям индивидуума. Развивающее обучение-это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию .В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. На занятиях по разделу используется метод «эмоционального тренинга», который способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и развитию образного мышления. Арт-технология  способствует восстановлению внутренних сил обучающихся, поддержанию и даже ускорению темпа их общего и интеллектуального развития, обеспечивает устойчивость эмоционального состояния.

Работа по разделу «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» строится также с использованием таких общепризнанных элементов здоровьесберегающей технологии как дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой и артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова.

Методы работы:

  • По источнику знаний :

Наглядный – наглядно-иллюстративный, показ

Словесный – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа

Практический – упражнения, практические задания

  • По характеру познавательной деятельности :

Объяснительно-иллюстративный,

Репродуктивный

Игровой.

  • Методы вокальной педагогики:

 концентрический,

фонетический,

вокальные упражнения,

методы показа и подражания.

6. Учебно-тематическое планирование по разделу.

Тема

Часы

Тип и форма занятия

Способы, приемы организации учебной деятельности

На развитие каких способностей направлено

1.

Звукообразование

2

Изучение нового материала. Учебное занятие с объяснением.

Рассказ, демонстрация плакатов, тренинг по образцу

Развитие слухового контроля и координацию звукообразования

2.

Певческое дыхание

2

Комбинированное занятие, объяснение, практические упражнения

Рассказ, диалог, демонстрация упражнений. Активизация внимания на правильность выполнения упражнений

формирование певческого дыхания

3.

Дикция и артикуляция

2

Комбинированное занятие, объяснение, практические упражнения

Демонстрация наглядных пособий, показ, контроль за выполнением упражнений, повторение ранее выученных упражнений

Формирование высокой певческой позиции, четкой дикции. Правила орфоэпии.

4.

Речевые игры и упражнения

2

Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра

Диалог. Активизация внимания на сюжете занятия. Побуждение к правильному выполнению всех упражнений. Вовлечение в сюжет занятия , перевоплощение.

Выразительное исполнение упражнений, раскрытие творческого воображения, развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков

5.

Вокальные упражнения

2

Практическое занятие.

Демонстрация правильного выполнения упражнения ,воспроизведение обучающимися упражнений на основе ранее изученного материала

Формирование начальных певческих навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Кроссворд «Музыкальный театр» »

Данный кроссоврд можно применять на занятиях по предмету синтезатор для проверки знаний учащихся по теме....

Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре - обучение игре в баскетбол – младший и средний школьный возраст.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он у...

Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»

Форма: путешествие по станциям  (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...

Методическая разработка "Открытый урок "My place (6 form). Module 2b" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Методическая разработка "My place (6 form). Module 2b" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.Интерактивные игры-упражнения на сервере LearningApps.1. Найди пару "...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методическая разработка: Совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с воспитанниками подготовительной к школе группы. «Путешествие по Самарскому краю»

Данная методическая разработка раскрывает тему формирования у дошкольников нравственных ценностей: воспитание патриотических чувств,признание совершенства и самобытности каждого народа проживающих в С...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”

ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...