Рабочая образовательная программа предмету Историко-бытовой и современный бальный танец
рабочая программа на тему

Никитина Инна Олеговна

Рабочая образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету Историко-бытовой и современный бальный  танец

Хореографического объединения «Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся: 9(10)-14(15) лет

Срок реализации: 5 лет обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                «ВАХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Утверждаю»

Директор МАОДО «Ваховкая ДШИ»

___________Г.И.Бутенко

Приказ от ___ сентября 2015г. №___

Принята педагогическим советом, протокол заседания

от __. ___. 2015г.

 

  Рабочая образовательная программа

Художественно-эстетической направленности

по предмету Историко-бытовой и современный бальный  танец 

Хореографического объединения

«Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся: 9(10)-14(15) лет

Срок реализации: 5 лет обучения

                                                     

                      Составитель:

                                            Никитина Инна Олеговна,

                                                                   Преподаватель по классу хореографии

                             Ваховской ДШИ

                                                                                                                                   Ваховск – 2015

Пояснительная записка.

Формирования культуры поведения  подрастающего поколения – одна из актуальных проблем современности. Среди форм художественного воспитания, хореография занимает особое место, в частности, историко – бытовой и современный  бальный танец, который можно рассматривать как органическую часть системы дополнительного образования, воспитания и развития личности ребёнка в ДШИ. Занятия танцем не только учат, и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Выпускники хореографических отделений ДШИ должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми с развитым художественным вкусом. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонически развитой личности.  

                        I.Основные характеристики программы:

1.1. Образовательная   программа «Историко-бытовой танец» реализуется в соответствии с художественно-эстетической направленностью. Данная программа направлена на практическую подготовку  обучающихся, к концертной деятельности. Практика является составной частью основных образовательных программ хореографического образования и выступает в роли основного преобразователя полученных знаний в практические умения и навыки. Основным способом реализации программы является  теоретическая и практическая подготовка обучающихся.

Обучение по данной программе начинается с 1 года обучения.

        Учитывая индивидуальный характер занятий по данному предмету, допускается наиболее успешным обучающимся давать более сложный хореографический материал, не предусмотренный  образовательной программой. 

1.2.Актуальность программы: 

 Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа и словесных объяснений.

   Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных занятий создаётся мышечный корсет, и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. В латиноамериканских танцах в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется, ребёнок меньше болеет. Таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития ребёнка.  

   Танцуя в паре, ребёнок многому учиться и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроить на партнёра, контроль над собой, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.

   Данная программа включает бальные танцы, которые являются общепринятыми во всём мире. Их знает и умеет танцевать всё цивилизованное общество, и они являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.  

   Отслеживание развития и результативности осуществляется методами наблюдения, опроса, самоконтроля, анкетирования, контрольных заданий.

     Основными аспектами в освоении программы являются принципы «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнёром», «осмысли и выполни», «от эмоции к логике», «от логики  к ощущению».

   На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменит вид деятельности, мобилизует внимание. В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

  Предмет содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков учащихся, что создаёт основу для целостного развития личности. Показателем этого являются межпредметные связи.

   Непосредственная связь с «Музыкальной грамотой», так как мы танцуем  под музыку и выражаем характер музыки танцем. Учащиеся должны усвоить понятия «ритм», «счет», «размер» и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Музыкальное оформление урока

          Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее  его можно разнообразить.

        В каждом классе в зависимости от возрастной  категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

    Музыкальное сопровождение не только является ритмической основой, но и задаёт характер, настроение, вдохновляет на творческий поиск.

      Программа рассчитана и предусматривает такие виды занятий:

  • практически -  групповые (на протяжении всех лет обучения);
  • лекционные – групповые (7- 8 классы).

1.3.Отличительные особенности программы

Данная программа разработана специально для хореографического объединения детской школы искусств. Программа способствует всестороннему развитию детей.     

 Программа рассчитана и предусматривает такие виды занятий:

  • практически -  групповые (на протяжении всех лет обучения);
  • лекционные – групповые (7- 8 классы).

Каждый танец, который включён в программу, имеет определённые исторические корни и географическое происхождение. Приступая к  изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошёл, в какую страну он переместился. При изучении общих понятий в бальных танцах учащиеся сталкиваются с понятиями «угол поворота», «направление движения» (по линии танца, диагонально), «доли счёта» (1/4, 2/4, 4/4 и т.д.). Существуют понятия «геометрия шагов», «диаграмма шагов», «вес тела», «ось поворота», «импульс движения», «ускорение».

   Законодателем моды в бальных танцах является Англия, поэтому часто названия шагов и фигур звучат на английском языке.

   Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают учащихся, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром. В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям с учётом их физических данных и способности к восприятию предлагаемого материала.

Музыкальное сопровождение уроков хореографии не только играет прикладную роль, но имеет,  важное значение, как самостоятельная часть учебного процесса.  При подборе музыкального сопровождения необходимо учитывать возрастные особенности восприятия музыки учащимися, что значительно облегчит освоение сложных элементов и поможет развитию танцевальности и выразительности.  

1.4. Педагогическая целесообразность

  • Систематичность и последовательность. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
  • Оздоровительная направленность. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку  
  • Доступность и индивидуализация. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
  • Гуманизация. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с педагогом и сверстниками.

1.5.Цель программы: 

-художественно – эстетическое, культурное и физическое развитие детей средствами историко – бытового и современного бального танца.

 - воспитание и развитие учащихся средствами историко-бытового танца, формирование устойчивого интереса к занятиям хореографией.

1.6.Задачи:

- создание условий для развития способностей учащихся;

- развитие навыков и умения в самостоятельной деятельности.

 - формирование правильной осанки;

- воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного;

- дать представление о стилистических особенностях и манере исполнения танцев различных эпох;

-научить понимать и органически ощущать характер исполнения танца,

- развитие координации движения;

- формирование чувства красоты движения, мелодии. 

-открыть перед учащимися мир историко – бытового и современного бального  танца;

-заинтересовать и  приобщить их к этому прекрасному виду искусства, научить элементарным основам танца, т. е. создать фундамент для будущей профессиональной деятельности;

- научить понимать и органически ощущать характер исполнения танца, определяемый особенностью костюма.

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа 

 Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10(11)-14(15) лет, 3-7кл ДШИ, имеющих способности к хореографии, обладающих в первую очередь качествами, необходимыми для обучению танцу:

- внешними и физическими данными: пропорциональность сложения, стройность, гибкость, прыгучесть, выворотность, устойчивость, танцевальный шаг.

-  психологические данные: внимание, память, сила воли, активность, ловкость.

-  музыкально-актёрские:  музыкальность, эмоциональность, чувство ритма, музыкальный слух, творческое воображение.

1.8.Формы занятий:

  Формой обучения является урок. Содержанием урока является теоретический и практический материал. Обучение проходит в виде урока историко-бытового танца: экзерсис на середине зала, этюды и танцевальные комбинации, беседы.

    Номера, построенные на основе историко-бытового танца и входящие в программу концертных выступлений, не должны превышать возможностей учащихся и программы соответствующих классов. Занятия проводятся групповые, возможно деление на группы (солисты, дуэты, массовка), в зависимости от учебного процесса.

                                       II. Объем программы:

2.1. Объем программы Общее количество часов по данной программе 1 час в неделю, 33 учебных недель итого 33 часа  в год. 

2.2.Срок реализации программы  - 5 лет обучения.

2.3.Режим занятий: 1 раз  в неделю по 40 минут.

III. Планируемые результаты:

3.1. Планируемые результаты

Учащийся-выпускник по предмету «Историко-бытовой и современный бальный танец» должен демонстрировать следующие качества:

Первый год(3 класс) – учащиеся выучивают движения экзерсиса, изучение танцев начинается с элементов самых простейших танцевальных форм.

   Второй год (4 класс) – проводится экзамен. Учащиеся должны делать движения более красиво, выразительно и показать развёрнутые композиции танцев.

   Третий и четвёртый годы (5 – 6 классы) – помимо осмысленного запоминания шагов и поклонов дети должны научиться музыкально и пластично двигаться, слитно производить танцевальные движения. Приобщаясь к основам танцевальной науки, учащиеся должны привыкать к танцу в паре и общению с партнёром, чётко исполнять движения в различных ритмах.

   Пятый год (7 класс) –Учащиеся должны  танцевать все формы, доведя их до безукоризненного исполнения, сохраняя при этом позиции ног, плавность и мягкость переходов от движения к движению, музыкальность и пластичность.

По окончанию курса обучающийся должен знать и уметь:

- владеть основами историко-бытового и современного бального танца;

- знать методику исполнения движений данных танцев, уметь грамотно их исполнять;

- определять на слух образцы историко-бытовой  и современной бальной музыке, ориентироваться в музыкальном сопровождении уроков историко-бытового танца и современного бального танцев;

- иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.

По окончании курса обучения по предмету «Историко-бытовой и современный бальный танец» учащиеся сдают выпускной экзамен по всему курсу предмета (теория и практика). Экзамен строится на расширенном и технически усложнённом материале старинных танцев и на общедоступных композициях современного бального танца. Экзамен должен выявить овладение как техникой, манерой исполнения, культурой общения, так и знание теории.

 В течение седьмого года обучения готовятся самостоятельно или при помощи педагога хореографические композиции и этюды по данному предмету и сдается экзамен. Оценка данного экзамена вносится в свидетельство об окончании ДШИ.

 IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы художественно-эстетической направленности дополнительного образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа по классическому танцу направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в области хореографического искусства.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

    Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении хореографии для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное).
  • овладение умением организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и тд.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития физических данных (гибкость, танцевальный шаг, апломб, координация движений).

                               V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

5.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы  классический танец:   

№п/п

        Наименование темы

         Теория

       Практика

                                          1 год обучения (1 час в неделю)

   1

Тренировочные упражнения

В течении года

             5        

   2

Подготовительные упражнения

В течении года

             5        

   3

Поклоны и реверансы

В течении года

             3      

   4

Историко-бытовые танцы

В течении года

             10      

   5

Современные бальные танцы (детские)

В течении года

             10

                                                                                                       Итого: 33

                                          2 год обучения (1 часа в неделю)

    1

Тренировочные упражнения

В течении года

            5

    2

Подготовительные упражнения

В течении года

            5

    3

Историко-бытовые танцы

В течении года

            12

    4

Современные бальные танцы (детские)

В течении года

            11

                                                                                                      Итого: 33

                                          3 год обучения (1 час в неделю)

    1

Тренировочные упражнения

В течении года

            5

    2

Подготовительные упражнения

В течении года

            5

    3

Историко-бытовые танцы

В течении года

            12

    4

Современные бальные танцы (детские)

В течении года

            11

                                                                                                      Итого: 33

                                           4 год обучения (1 час в неделю)

    1

Тренировочные упражнения

В течении года

            5

    2

Подготовительные упражнения

В течении года

            5

    3

Историко-бытовые танцы

В течении года

            10

    4

Современные бальные танцы

В течении года

            13

                                                                                                       Итого: 33

                                           5 год обучения (1 час в неделю)

    1

Тренировочные упражнения

В течении года

            5

    2

Подготовительные упражнения

В течении года

            5

    3

Историко-бытовые танцы

В течении года

            10

    4

Современные бальные танцы

В течении года

            13

                                                                                                       Итого: 33

                            5.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ 

Содержание программы.

Первый год обучения (3  класс).

Задачи:

1. Формирование умения оценивать выразительность исполнения друг друга:

  - различать характер исполнения (плавно – отрывисто, изящно – грубо, легко – тяжело, уверенно – робко, бодро – вяло, торжественно – неторжественно);

- находить исполнительские средства выразительности у других, применять «находки» в своём собственном исполнении.

2. Формирование знаний о выразительности танца: музыка определяет характер танца, выразительность рук, лица, походки, позы – исполнительские средства выразительности.

3. Уметь координировать движения:

- рук и ног на ходьбе, подскоках, беге;

- ног – головы при исполнении движений вальса, польки, поклона, pas  glisse, pas  chasse;

- корпуса, головы, ног в польке на эффасе и при вращении.

4. Формирование знаний о графическом рисунке танца, движении по линии и против линии танца, геометрической точности рисунка, роли центра и интервалов в формировании рисунка, понятие о симметрии и асимметрии рисунка танца.

5. Формирование умений ориентироваться в пространстве и коллективе:

- выполнять повороты, двигаясь по линии танца, вправо и влево по одному и в паре;

-сохранять интервалы при перестроениях;

- чётко строить графический рисунок танца относительно центра площадки (круг, кружочки, шеренга, колонна по одному, парами, четвёрками).

6. Формирование умений свободно (ненапряжённо) держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.

7. Формирование знаний об ансамбле, как согласованном движении в паре и коллективе, по темпу, амплитуде, характеру.

8. Формирование умений ансамблевого исполнения:

- согласование движений в паре (полька, полонез, вальс и т. д.).

9. Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений:

- знать правила выполнения  программных движений, их структуру и ритмическую раскладку;

- замечать ошибки в исполнении других.

Разминка проводится на каждом занятии. В разминку включаются подготовительные, тренировочные упражнения.

  Задачи – развить координацию, память и внимание, умения «читать» движения; увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата; разработать мышцы стопы.

Тренировочные упражнения.

   Количество каждого вида упражнений – 4 – 8; на 4, 16, 32 счёта. Общая продолжительность – 10 – 15 мин. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и насыщенности урока.

- Бытовой шаг; лёгкий шаг.

- Позиции ног, характерные для бытового танца: I, II, III, IV, VI.

- Положение корпуса: croise, efface, epaulement.

- Позиции рук:I, II, III, за платье, за спину, опущенные вниз с отведёнными от корпуса кистями.

- Demi – plie по I, II, III, VI поз. Муз. раз. 3/4,4/4.

- Battement  tendu по I, III, VI поз. вперёд, в сторону, назад. Муз. раз. 2/4.

- Battement  tendu с demi – plie по I, III поз. вперёд, в сторону, назад.  Муз. раз. 2/4, 4/4.

- Rond de jambe par terre (с остановкой по точкам и слитно). Муз.раз. 3/4.

- Battement  tendu jete по I, III поз. Вперёд, в сторону, назад. Муз. раз. 2/4.

- Поднимание на полупальцы по I, II, III, VI поз. Муз. раз. 2/4.

- sur le cov – de – pied (условное впереди, условное сзади, обхватное, или основное).

- pas de bourree. Муз. раз. ¾.

- I u III port de bra.

- Sote по I, II, III, VI поз. Муз. раз. 2/4.

- Шаги танцевальные в ритме марша, полонеза, вальса, польки (по четвертям, восьмым, половинным, на сильную долю), продвигаясь вперёд и назад. Муз. раз. 2/4.

- Шаги на полупальцах (высокие и низкие), двигаясь вперёд и назад (по четвертям, восьмым, половинным, на сильную долю). Муз. раз. 2/4.

 - pas  glisse (скользящий шаг), вперёд и назад.  Муз. раз. 2/4.

- pas  chasse - это два глиссирующих шага с одной ноги, вперёд и назад.

 Муз. раз. 2/4.

- pas degage – подготовительное или связующее движение. Для pas degage исходным положением могут быть I,  III, IV позиции.

     Поклоны и реверансы:

- в ритме вальса на четыре такта (реверанс в танцевальной форме);

- в ритме полонеза на два такта;

- в ритме гавота, падеграса на два такта и на один;

- в ритме польки на два и на один такт (короткий реверанс – книксен).

- Па галопа вперёд по одному и в паре.  Муз. раз. 2/4.

- Па полонеза  вперёд и назад по одному и в паре. Муз. раз. ¾.

- Па польки: вперёд, назад, боковое, в повороте;

                      с поворотом на 180°  вправо, влево;

                      с поворотом вправо на 360° под  рукой партнёра;

- Па польки в сочетании с танцевальным шагом, поклоном и реверансом.

- pas  balance в сторону на месте и с продвижением вперёд и назад. Муз. раз. 3/4, 2/4.

- pas  balance в паре.

- «Дорожка» вальса вперёд  назад.

   Положения рук в паре:

- руки накрест (правая в правой – левая в левой);

-за две руки (II поз.), правая в левой;

- кружочки;

- за одну руку ( променадное положение, характерное для Полонеза);

- за одну руку, стоя лицом друг к другу (III поз.), правя в правой или левая в левой;

- поза, характерная для исполнения вальса, польки, галопа в паре.

 Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно также научить их переходу из одного построения в другое:

- круг, полукруг;

- колонна по одному, по два, по четыре;

- круг, два круга;

- шеренга, колонна;

- цепочка, змейка;

- круг, звёздочка;

- шахматное построение колонны;

- круг в круге, корзиночка, воротца, карусель.

   Свободная композиция на основе простых шагов, переменного хода, подскоков и других движений в разном характере, темпе и ритме.

Подготовительные упражнения.

   Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танца:

- на носках, каблуках;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени;

- выпады;

- подъём рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей  в одну и другую сторону;

- вращение рук в локтевом суставе;

- круговое движение плечами вперёд и назад;

- подъём и опускание плеч (поочерёдно – правого, левого и синхронно обоих);

- круговые движения плечами вперёд и назад;

- движения рук «волна»;

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад;

- перенос тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стопы из VI поз. в I (полувыворотную) поочерёдно правой ногой и левой, затем одновременно двух стоп;

- упражнения на устойчивость – «цапля»;  

- шаг в сторону с приставкой (раз – два), два хлопка (три – четыре);

- шаг вперёд с приставкой (раз – два), два хлопка (три – четыре);

- шаг в сторону и точка (тэп ) - удар носком об пол без переноса веса тела  (раз – два);

- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперёд накрест перед опорной ногой (раз – два);

- три шага в сторону и кик (раз – два – три – четыре);

- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз – два – три – четыре);

- «пружинка» с шагом;

- прыжки по VI поз. в различном темпе и ритме;

- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);

- бег с подниманием выпрямленных ног  вперёд и назад;

- мелкий бег на пальцах;

- подскоки на месте, в повороте.

  Полонез XVIIIвек.(муз. раз. ¾).

 Полонез – польский парный танец – шествие. Основу полонеза составляет ритмический, плавный  и мягкий неизменяющийся шаг. Изящный и лёгкий шаг полонеза сопровождался неглубоким и плавным приседанием  на третьей четверти каждого такта. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез.

Простейшая композиция, построенная на рисунке.

- Основной шаг.

- Реверансы и поклоны.

- Сhaine правой рукой со своим кавалером, левой – со встречным.

- Moulinet - пары подают друг другу правую руку, двигаясь влево. Обратный ход направо, подавая левую руку.

Комбинированная полька (муз. раз. ¾).

Полька – это весёлый, полный радости жизни бальный танец.

Сочетание польки, па галопа, танцевальных шагов, поклонов и реверансов.

Фигурный вальс (муз. раз. ¾). Это один из самых красивых танцев.

Свободная композиция, состоящая из:

- «дорожки»,

-  па балансе,

- поклонов и реверансов,

- «окно» - смена места,

- променад – поворот,

- поворот партнёрши под рукой.

Падеграс (муз. раз. 4/4). (Хореография Е. Иванова

«Учите детей танцевать» Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В. Кветная).

Танец исполняется грациозно и плавно.

Композиция состоящая из:

- основное движение,

- первая фигура,

- вторая фигура.

Весёлая зарядка.(Муз. раз. 2/4).

(«Учите детей танцевать» Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В. Кветная).

   Музыкальное сопровождение – полька.

  Первая фигура.

  Вторая фигура.

Приглашение.(Муз. раз. 2/4).

(«Учите детей танцевать» Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В. Кветная).

    Первая фигура исполняется в медленном темпе (16 тактов), вторая фигура – в быстром (16 тактов).

И. п.: танцующие становятся парами лицом друг к другу (мальчик -  спиной, девочка – лицом к центру круга), руки мальчика опущены вниз, девочка держится за юбочку. По I поз.

Первая фигура.

Вторая фигура.

Пингвин. (Муз. раз. 4/4). Темп умеренно – быстрый.

   Танец построен на имитации движений пингвина. Композиция свободная, исполняется по кругу или в линиях, парами или группой.

И. п. VI поз. Автор танца Ю. Эминов («Учите детей танцевать» Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В. Кветная).

Лошадки(Муз. раз. 2/4). Темп умеренный.

   В основе игрового, образного танца – имитация движений запряжённых в тройку лошадей. Композиция занимает 24 такта. Автор танца Н.Горохова.

(«Учите детей танцевать» Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В. Кветная).

Основные движения:

- флик;

- бег вперёд;

- подкова. 

Русский лирический (муз. раз.2/4).

(Постановка и описание танца Л. Степановой)

   Лирический танец построен на движениях русских народных танцев. Он исполняется мягко, плавно и требует полного достоинства осанки девушки и подчёркнуто внимательного отношения к ней юноши.

   Танец состоит из двух фигур и занимает 16 тактов.

   Основные  движения:

- тройной шаг вперёд;

-тройной шаг назад;

- припадание.

Вару – вару.(Муз. раз. 2/4).

Композиция свободная, исполняется по кругу или в линиях, парами или группой. И. п. VI поз.

Основные движения:

- шаг – приставка;

- прыжки;

- хлопушки;

- шаг – поворот.

Второй год обучения(4 класс).

Задачи:

1. Ещё более развить чувство ритма, музыкальность, пластику, координацию. Развивать память.

2. Свободно и естественно держать корпус, голову в позах парного танца, естественно и легко переводить руки.

3. Расширяются представления о  выразительности  исполнения:

- различать изящно – манерно, легко – тяжело, плавно – отрывисто, вежливо – грубо, равнодушно – с чувством, различать исполнительские средства выразительности.

4. Передавать изящество, отличая изящество от манерности.

5. Расширяются представления о графическом рисунке танца:

- знание новых форм рисунка.

6. Формирование умений ориентироваться в пространстве, на сценической площадке:

- выполнять вращения вправо влево по кругу по одному и в паре;

- сохранять интервалы при вращении и выполнении « шена»;

- геометрически точно строить графический рисунок танца (французская кадриль).

7. Расширяются представления об ансамблевой технике:

- согласовывать движение в паре при переходах и вращении;

- согласовывать движения в коллективе (начинать и заканчивать одновременно, сохраняя одинаковую амплитуду и темп движения).

8. Формирование понятий о танцевальном этикете; взаимоотношения дамы и кавалера и взаимоотношения с парой визави.

9. Формирование умений быть вежливым, учтивым в танце:

- аккуратно вести даму, пропускать даму вперёд, предлагать даме руку;

- не поворачиваться друг к другу спиной, проявлять внимательность, выполнять элегантно поклоны, реверансы.

10. Формирование навыков грамотного исполнения программных танцев и движений:

- знать правила выполнения  программных движений, их структуру и ритмическую раскладку;

- замечать ошибки в исполнении других.

 Отрабатывается техника подготовительных и тренировочных упражнений  разминки.  Добавляются новые движения:

- pas eleve (повышенный шаг) вперёд и назад.  Муз. раз. 2/4.

- Формы  pas  chasse I, II, III, VI и дубль chasse.

- Галоп в паре по линии танца, против линии танца, к центру и от центра.

- Боковая полька. Вращение по кругу в правую сторону по одному  и в паре. Полька вперёд и назад с одновременным подъёмом  руки в III поз. по одному и в парах.  «Шен».

- Боковой скользящий шаг – глиссад. Вальс – миньон по одному и  в паре.

Полонез. XVIIIвек.

- Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперёд и  назад.

- Обвод дамы (совместный поворот влево на 360° ).

- Обвод дамы с опусканием кавалера на колено.

- «Шен» с подачей руки.

Комбинация полонеза, усложнённая форма.

Французская кадриль. XIV век.(I, II, VI  фигуры)

   Танцующие располагаются в две линии. Расстояние между линиями не более пяти шагов. Расстояние между парами – один – два шага. Количество пар чётное. Ноги в I или в  III поз.

    Перед началом проигрывается ритурнель – 8 или 16 тактов.

   Перед каждой новой фигурой  идёт интродукция на 8 тактов.

  Первая фигура – 40 тактов (муз. раз. 2/4):

- интродукция (8 тактов);

- Chaine anglaise. Переход двух пар визави на сторону визави (третья форма chasse Б), (8 тактов).

- Сhasse – croise вправо и два pas eleve (8 тактов).

- Chaine des dames (8 тактов).

- Promenade (8 тактов).

Вторая фигура – 32 такта(муз. раз. 2/4):

- интродукция и поклоны(8 тактов);

- En avant deux. Кавалеры и дамы визави исполняют chasse (первая форма chasse), 16 тактов;

- Сhasse – croise (8 тактов);

- фигуру повторяют другие кавалеры и дамы (24 такта).

  Шестая фигура – галоп – 42 такта  (муз. раз. 2/4):

- интродукция (8 тактов);

- галоп (26 тактов);

- pas  chasse и переходы дам (16 тактов);

- pas  chasse вперёд, назад и поворот (8 тактов);

- галоп (16 тактов);

- pas  chasse и переход кавалеров (16 тактов);

- галоп по кругу (16 тактов);

- поклоны (8 тактов).

(«Историко – бытовой танец» М. Васильева – Рождественская).  

Комбинированная полька (муз. раз. ¾).

   С различными положениями рук.  Свободная композиция, усложнённый вариант.

Вальс в три – па:

- вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре;

- вращение по кругу влево по одному;

- па – де – баск в ритм вальса с продвижением вперёд по одному и в паре.

   Комбинации движений вальса: вращение вправо и влево и в сочетании  с pas balance и па – де – баском. Комбинированный вальс в три – па, средней трудности.

Миньон (муз. раз.3/4).(Хореография Н. Гавликовского)

   Танец конца XIX века, состоит из 16 тактов. И. п. III поз.

- pas balance поворотами (полтура вальса), 8 тактов;

- «вальс – миньон» состоит из скользящих шагов и вальса, 8 тактов.

Рилио (муз. раз.4/4).(Постановка и описание танца А. Генейтис)

   Современный бальный танец основан на движениях литовского народного танца. Подвижная, ритмичная музыка. Танец исполняется легко и весело. Для танца характерны пружинистость движений,  лёгкие покачивания верхней части  корпуса вправо и влево.

   Танец состоит из трёх фигур, по 8 тактов,  которые можно исполнять отдельно и в свободной композиции.

   Движение первое – основное движение.

  Движение второе – двойной шаг:

- на месте;

- вперёд – назад;

- с поворотом.

   Движение третье – каблучки.

Сударушка (муз. раз.2/4).(Постановка А. Тарасова,Описание танца Л. Школьникова)

        Мягкий  лиричный танец, построен на движениях русских народных танцев, Уральского региона. Танец занимает 24 такта.

   Основные движения:

- два тройных шага с ударом по линии танца, движения рук;

- шаг левой ногой в сторону с ударом, шаг правой ногой вправо, левую ногу поставить на каблук, при этом корпус наклонить влево. Партнёрша делает это движение с правой ноги.

- приглашение к  танцу;

- «расходимся – сходимся»; «свечка».

Полкис (муз. раз.2/4).

   По характеру музыки этот финский танец близок польке. Композиция свободная.

   И. п.: ноги в VI поз., руки свободно согнуты в локтях.

   Основные движения:

- лёгкие подскоки;

- двойной подскок;

- перескоки;

- боковые прыжки;

- галоп с пыжом – пике;

- бег с прыжком – пике.

КУ – КА – РЕ – КУ (муз. раз.2/4).

   Этот весёлый массовый танец – шутка построен на элементах русской хореографии. Танцуют его задорно, чётко и в то же время с важной неторопливостью. Движения рук в хлопках по бёдрам и в ладоши похожи на взмахи крыльев. Каждый шаг сопровождается неглубоким приседанием и лёгким покачиванием корпуса вперёд и назад. Танец можно исполнять на месте, с продвижением по кругу или по прямой линии.  Свободная композиция.

   Движение первое: шаги с хлопками по бёдрам.

Движение второе: шаги с хлопками в ладоши.

 Движение третье: подскоки с продвижением и поворотом.

 Движение четвёртое: лицом друг к другу притоп, «ку – ка – ре- ку», притоп.

 Движение пятое: притоп, расшаркивание.

Движение шестое: притоп, подскоки с поворотом, прыжок.

Третий год обучения(5 класс).

Задачи:

  1. Формирование умений координировать движения рук, ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе.
  2. Формирование умений ансамблевого исполнения:

- чётко согласовывать движения шеренг, четвёрок, пар во французской кадрили;

- согласовывать движения в танцах в быстром темпе;

- синхронно исполнять движения в паре в современных танцах.

3. Формирование умений выразительно исполнять:

- передавать в польском танце горделивый задор;

- передавать изящество и учтивость во французской кадрили;

- передавать элегантность и кантилену в вальсе;

- передавать контрастность характера в «Вальсе – мазурке» (плавность в сочетании с чёткостью и остротой), т. д.

4. Формирование знаний об исполнительских средствах выразительности.

5. Формирование умений оценивать выразительность исполнения:

- различать изящное исполнение от манерного и манерного от вульгарного;

- различать благородную манеру от навязчиво – крикливой, пошлой;

- различать выразительные средства в передаче характера, настроения.

6. Формирование  навыков грамотного исполнения программных танцев и движений:

- знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку;

- грамотно исполнять выученные движения и танцы;

- замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления.

Отрабатывается техника движений,  подготовительных и  тренировочных упражнений разминки. Достигается музыкальность и ритмичность. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная.

Вальс в три – па:

- pas balance вперёд и назад;

- переход типа «до – за – до»;

- вальс с вращением влево в парах.

Свободная композиция вальса в три – па с использованием вращений вправо и влево, переходов «до – за – до», вращений под рукой партнёра, pas balance и па – де – баск (усложнённый вариант вальса в три – па).

Вальс – мазурка (муз. раз.3/4). (Автор танца С. Жуков)

              Композиция танца состоит из двух частей и занимает 32 такта. Первая часть танца исполняется два раза в умеренно – быстром темпе. Вторая часть также исполняется два раза, но в более медленном темпе. Перед началом каждой части выдерживается небольшая пауза.

Основные движения:

- «па – де – бурре»;

- «па  балансе»;

- вальс;

-голубец с шагом;

- шаг – ключ;

- поворот – ключ.

Французская кадриль. XIV век. ( III, IV, V фигуры)

Повторить I, II, VI фигуры («Историко – бытовой танец» М. Васильева – Рождественская).  

Шакон (муз. раз4/4). ( Хореография  Н. Гавликовского)

   Конец XIX века. Танец исполняется мягко и плавно. В основном он построен на движениях менуэта и гавота. Весь танец занимает 16 тактов. И. п. III поз.

Первое движение:  pas demi-coupe.

Второе движение: chasse.

Треть движение: balance de menuet.

Краковяк (муз. раз.2/4). ( Хореография  Н. Гавликовского)

   Жизнерадостный темпераментный  танец построен на основе польских народных танцев. В нём две фигуры по 8 тактов. Темп умеренно быстрый.

Основные движения:

- падебаск с поворотом;

- проходка;

- вальс в паре (в правую сторону);

- два голубца и тройной притоп.

Венгерский бальный (муз. раз.2/4). ( Хореография  И. Диментман)

   Танец построен на венгерских народных движениях.

Первая часть – 16 тактов. Исполняется плавно, лирично. Муз. раз. 4/4, темп умеренный.

Вторая часть – 32 такта. Исполняется живо. Темпераментно. Муз. раз. 2/4, темп быстрый.

 Перед каждой частью исполняется вступление.

Заканчивая танец, следует исполнить вступление к первой части танца.

Основные движения:

- приглашение;

- венгерский шаг вперёд;

- венгерский шаг накрест назад;

- венгерский шаг назад;

- венгерский ключ;

- шаг и удар;

- первый поворот и ключ;

- шаги с приставкой;

- боковой шаг;

- переменный шаг;

- второй поворот;

- шаг и ключ.

Разрешите пригласить  (муз. раз.4/4). ( Хореография А. Ивашковского)

    Жизнерадостный танец, в основу которого положены элементы современных движений и ритмов.

   Композиция состоит из 4 фигур по 4 такта в каждой. Весь танец занимает 16 тактов. Темп подвижный.

   Основные движения:

- шаг с подскоком;

- перескок с ноги на ногу;

- маятник;

- закладка накрест;

- шаги с хлопками;

- «разрешите пригласить».

Греческий хоровод (муз. раз.4/4). (Обработка Г. Тейдера)

  Массовый танец – хоровод сочинён в Греции. Композиция танца построена так, что при каждом повторении танца юноша танцует с новой партнёршей, а  девушка с новым партнёром. Танец занимает – 30 тактов.

Основные движения:

- основной шаг;

- повороты на месте;

- шаги вперёд и поворот;

- шаги в сторону и поворот; поклон.

Кубинская  румба (муз. раз.4/4).

   Румба, как и другие латиноамериканские танцы (самба, ча-ча-ча), отличается многообразием ритмических рисунков.

   Кубинская, или медленная, румба появилась на основе танца мамбо под  влиянием свинга и усложнения ритма за счёт синкопы.

   Хореографический такт в румбе начинается на 2-ю четверть музыкального такта, а заканчивается на счёт «раз» следующего такта.

  Позиции в паре:

- закрытая позиция;

- открытая позиция;

- веерная позиция;

- позиция боком друг к другу.

Основные движения:

-  основное движение (партнёра и партнёра);

- первая фигура – поворот партнёрши под рукой;

- вторая фигура – кукарача;

- третья фигура – веер;

- четвёртая фигура – алемана.

Четвёртый год обучения(6 класс).

Задачи:

1. Формирование знания об особенностях бытового танца, связи народного, бального и театрального танца, выразительных средств танца.

2. Формирование навыков грамотно исполнять программные танцы(умение свободно координировать движения рук, ног, головы, корпуса, владеть сценической площадкой и ансамблевой техникой, музыкально и выразительно исполнять).

3. Знание основных правил  танцевального этикета.

4. Владение навыками танцевального этикета:

- умение пригласить на танец и проводить даму до места;

- умение  вести партнёршу, элегантно менять направление, поворачивать, пропускать вперёд, кланяться.

5. Знание исполнительских средств выразительности.

6. Умение выразительно исполнять танцы разных эпох, сохраняя благородную, сдержанную манеру.

7. Умение анализировать исполнение танцев.

  Увеличивается сложность вариаций, музыкальность, техничность исполнения разминки. Отрабатывается ведение в паре.

1. Реверансы дам, поклоны кавалеров XVI века.

2. Простой бранль (муз. раз. 2/4):

- Двойной бранль с репризой.

- Светский бранль.

-Крестьянский бранль.

3. Реверанс дамы, поклон кавалера XVII века.

Менуэт XVII века (муз. раз. ¾):

Менуэт возник из народного бранля, но претерпел изменения. Попав в придворную среду. Большое значение имеют движения рук, которые дорисовывают позы менуэта. Мягкость, пластичность, красивые изгибы рук, элегантность и грациозность – вот характерные особенности этого танца.

Основные движения:

- первый шаг менуэта;

- второй шаг менуэта;

- шаг менуэта и па де бурре;

- шаг менуэта вправо и влево;

- balance – menuet.

4. Реверанс дамы, поклон кавалера XVIII века.

Гавот XVIII века (муз. раз. 4/4 ).

   Гавот – это видоизменённый французский бранль. Излюбленный танец придворной знати, гавот был популярен на рубеже XVII – XVIII вв.

  Основные движения:

- «балансе» менуэт;

- «балансе» гавот;

- па де зефир (воздушный шаг).

   Композиция состоит из трёх фигур по 8 тактов музыкального сопровождения («Учите детей танцевать» Т.В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная).

5. Реверанс дамы, поклон кавалера XIX века.

Мазурка (муз. раз. 3/4 ).

           Родина мазурки – Польша. Это стремительный и динамичный танец. Ведущая роль принадлежит кавалеру.  Дама должна уметь легко  лететь по залу. Сам танец начинается променадом – движением танцующих по кругу зала.

Основные движения:

- Pas gala (парадное па);

- Pas couru (лёгкий бег);

- Pas boiteux (хромой шаг) – па буато;

- Pas boiteux  en tournant (па буато в повороте).

Учебная композиция мазурки из выученных элементов.

Быстрый фокстрот (муз. раз. 4/4 ).

   Танец исполняется динамично, со стремительным продвижением по залу. Широкие скользящие шаги, медленные и быстрые, сочетаются в разнообразных ритмических рисунка. И.п. VI поз.

Основные элементы:

- простой медленный шаг (М);

- шассе (ББМ);

- шассе вперёд (движение партнёра);

- шассе назад (движение партнёрши);

- боковое шассе;

- правый поворот.

Освоив эти элементы,  можно варьировать их последовательность.

Танго (муз. раз. 2/4 ).

   Источниками танго являются аргентинские и испанские народные танцы.

Для танго характерны внезапные остановки, неожиданные позы, изменения направлений, обилие левых поворотов и променадов, мягкий, но ритмичный, стаккатированный шаг без скольжения.

   Быстрый шаг занимает одну восьмую, медленный – четверть. И. п. VI поз.

- Основной шаг должен быть в меру широким, от бедра.

- Поступательный боковой шаг.

- Кортэ.

- Правый поворот.

- Левый поворот с выходом в положение променада.

- Закрытый променад.

- Выход из променада.

Свободная композиция из выученных движений.

Румба (муз. раз.4/4).

Отрабатывается ведение в паре. Увеличивается техничность.

Ча - ча - ча (муз. раз. 4/4 ).

   Бальный вариант ча-ча-ча, созданный на основе кубинского народного танца. Исполняется динамично, темпераментно, но техника основного шага, движение бёдер, рисунок основных фигур у этих танцев очень близки.

Так же, как и в румбе, хореографический такт начинается со 2-й четверти музыкального такта и заканчивается на счёт «раз» следующего такта: «два-три-четыре и раз».

- Основной ход вперёд, назад.

- Основное движение в паре.

- Повороты вправо, влево.

- Поворот под рукой (движение партнёрши).

- Рука в руке (движение партнёра).

- Чек (движение партнёра).

8. Повторяются следующие танцы: «Русский лирический», «Сударушка», «Рилио», «Разрешите пригласить».

Пятый год обучения (7 класс).

Задачи:

1. Формирование знаний о танцевальной культуре XVI , XVII, XVIII, XIX, XX вв.

2. Формирование умений музыкально, грамотно и выразительно исполнять программные танцы, передавать стиль эпохи, носить костюм, соблюдать этикет.

3. Формирование умений  обосновано анализировать художественные достоинства бальных танцев (единство содержания и формы, логичность композиции, соответствие музыки и хореографии и т. д.).

4. Формирование умений анализировать стиль и манеру исполнения друг друга, соответствует ли стиль исполнения исторической эпохе, адекватен ли характер  исполнения музыкальной основе, насколько обоснован выбор исполнительских выразительных средств.

5.  Формирование умений составлять композиции в ритме выученных современных танцев.

6. Вводятся лекционные занятия, на которых углубляются и теоретически осмысливаются знания  о танцевальной культуре XVI, XVII, XVIII, XIX, XX вв.

XVI век.

     Краткая характеристика средневековья и эпохи Возрождения. Развитие бытовой хореографии  в Западной Европе (Италия, Франция, Германия). Танцы народные: хороводные, парные, танцы под пение (бранль, фарандола, ригодон и др.). Народные празднества, обычаи, музыка, костюм.

   Праздники и балы феодалов, рыцарские турниры. Светские променадные  танцы – шествия (бассдансы). Светский костюм  XVI века. Придворный этикет. Связь и различие народных и салонных танцев. Изображение старинного танца в живописи.

- Реверанс дам, салют-поклон кавалера XVI века.

- Павана.

- Бурре.

- Крестьянский бранль, Светский бранль (повторение).

XVII век.

   Ведущая роль Франции в развитии хореографии. Парижская Академия  танца (1661г). Появление новых форм  салонного танца (менуэт), отличающегося утончённой грацией, манерностью, усложнённой техникой, рисунком, обилием поз. Тесная связь салонного и сценического танца (движения, позы менуэта, гавота вошли в основу лексики классического танца).

- Реверанс и поклоны XVII века.

- Алеманда (конец XVI – начало  XVII века)

- Менуэт (повторение).

- Романеска.

XVIII век.

   Эпоха просвещения. Появление новых форм бытового танца. Придворные балы XVIII века, их изысканность и роскошь. Влияние стиля рококо на стиль бальной хореографии, костюм (одежду).  Широкое распространение скорого менуэта, гавота, контрданса.

   Песни и танцы Французской революции. Массовое исполнение на улицах и площадях Парижа – Фарандолы, Карманьолы.

   Бытовой танец в России. Народные празднества, русские хороводы, их музыкальная основа и хореография. Реформы Петра I в области культуры. Петровские ассамблеи и их роль в развитии танцевальной культуры России.

- Реверанс и поклоны XVIII века.

- Скорый менуэт XVIII века.

- Гавот XVIII века.

- Полонез XVIII века.

XIXвек.

   Век массовых бальных танцев, век вальса. Придворные и общественные балы и маскарады. Народные корни бальных танцев славянских народов (полонез, полька, краковяк).

   Связь бального со сценическим, влияние на балетный театр. Музыка в бытовом танце. Костюмы и этикет.

- Реверанс и поклоны XIX века.

- Полонез.

- Вальс (все сценические формы).

- Бальная мазурка.

XX век.

Вальсы по 6-позиции:

- основные положения в паре (закрытое и положение в променаде);

- подготовительные и основные движения (приседания и подъёмы на полупальцы, повороты корпуса, отведение ноги в сторону, шаги на месте, шаги вперёд и назад, пивот – поворот).

Медленный вальс.

   Медленный вальс – одна из разновидностей вальса, в отличии от классического вальса, исполняется по VI поз. со своеобразной техникой шагов.

- Закрытая перемена с правой ноги.

- Закрытая перемена с левой ноги.

- Правый поворот, левый поворот.

- Открытая перемена вперёд и назад.

- правый спин – поворот.

Ча-ча-ча.

   Отрабатывается ведение в паре. Увеличивается техничность.

Самба (муз. раз. 2/4 ).

   Особенность самбы – пружинистое движение колен. При каждом движении колено опорной ноги слегка сгибается и выпрямляется, но так, чтобы оно не становилось жёстким.

И. п. VI поз., вес тела на левой ноге.

- Основные положения в паре и соединения рук.

- Маятник.

- Бота – фого.

- Самба-ход на месте.

-Виск.

-Променадный самба-ход.

- Боковой самба-ход.

-Поворот под рукой.

-Теневая (тандем) бота-фого.

- Соло-поворот дамы.

         

       VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

6.1.  Методическое обеспечение программы:

  1. Изучение методической и специальной литературы по историко-бытовому танцу.
  2. Просмотр видеоматериалов: открытых уроков и концертных номеров аналогичных  и специальных учебных заведений.
  3. Просмотр хореографических номеров профессиональных коллективов.
  4. Обмен опытом работы посредством открытых уроков и отчётных концертов.
  5. Знакомство с методикой работы аналогичных учебных заведений.
  6. Поиск необходимого материала в интернете, участие в форумах на интересующую тему.

6.2. Условия реализации программы:

1.Учебный оборудованный хореографический класс.

2. Актовый зал, с местами для зрителей.

3. Концертный зал.

4. Комнаты для переодевания.

5. Интернет сайт, наглядная информация по историко-бытовому танцу (фото, видеоматериал).

6. Концертные костюмы.

7. Аудиоаппаратура (музыкальный центр, колонки.)                  

                        VII. Материально-техническое обеспечение:

1.Библиотечный фонд:

  • Стандарт дополнительного образования художественно-эстетической направленности для ДШИ;
  • Методические издания, учебные пособия, книги по историко-бытовому танцу, для преподавателей хореографических дисциплин и руководителей хореографических коллективов.
  • Примерные программы по хореографическим дисциплинам.

  2 .Демонстрационные материалы:

  • плакаты методические;
  • портреты выдающихся хореографов, выдающихся деятелей в области хореографического искусства.

3.Технические средства:

  • персональный компьютер;
  • усилитель звука, колонки;
  • переносной музыкальный центр;
  • экран (на штативе);
  • цифровая видеокамера.

  4.Учебно-практическое оборудование:

  • хореографический станок;
  • гимнастические коврики;
  • гимнастические скакалки;
  • сценические костюмы.                    

               VIII. Мониторинг успеваемости обучающихся

по предмету классический танец:

        Фамилия, имя

        обучающегося

   I четв.

  II

четв.

  III четв.

  IV

четв.

Оценка  

  за год

Оценка

      за экзамен

                                                       1 год обучения:

                                                       2 год обучения:

                                                       3 год обучения:

                                                       4 год обучения:

                                                       5 год обучения:

                                                        6 год обучения:

                                                         7 год обучения:

                                           Рекомендуемая литература:

  1. Квестная О.В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических коллективов: учебно-методическое пособие / О.В. Квестная М.: ЗНУИ 1981г
  2. Нарская Т.Б.  Историко-бытовой танец: учебно-методическое пособие /  Т.Б. Нарская; ЧГКИ – Челябинск, 2009г
  3. Историко – бытовой современный бальный  танец. Программа для хореографических отделений ДШИ. Составитель Бахто С.Е. (1983г.)
  4. Ритмика и  бальные танцы. Программа для начальной и средней школы.   Машкова Е.И. Рекомендовано Управлением общего среднего образования. (1997г.)
  5. Теория и методика преподавания историко-бытового и современного бального танца. Программа для Институтов культуры и искусства(1978 г.)
  6.  Пуртова Т.В.,  Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия (2004г.)
  7.  Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец.  Допущено Управлением учебных заведений  и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия. (1987г.)
  8.  Ермакова Д. А. В вихре вальса. Серия « Танцуют все!» основана в 2002 году.(2003г.)
  9.  Приглашаем танцевать. Сборник бальных танцев. (1982г.)
  10.  Новые  бальные танцы. Сборник. (1972г.)
  11.  Бальные танцы. Составитель Беликова А. Н. (1979г.)
  12.  Секрет танца. Составитель Васильева Т.К. (1997г.)
  13.  Балет. Иллюстрированная энциклопедия. (1995г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету "вокал"

РАБОЧАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММАПО  ПРЕДМЕТУ  «ВОКАЛ»(в рамках «предмета по выбору»)для детей 10 -17 лет(5-летний срок обучения)Модифицированная...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Балалайка»

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу балалайки, разработанных Министерством культу...

Программа по учебному предмету Историко-бытовой танец.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"....

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства по предмету "Историко-бытовой танец"

Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств, сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.Рабочая программа по ис...