Статья "База данных «Личностные достижения обучающихся» – инструмент практического отслеживания личностных достижений"
статья по теме

Вершкова Елена Ивановна

В данной статье автор делится опытом разработки оптимальных форм фиксации личностных достижений обучающихся и создания на основе этих форм компьютерной базы данных при помощи электронных таблиц Excel. Описаны возможности использования этой базы данных в работе педагогов, методистов, администрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vershkova_bd_statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вершкова Е.И., методист, педагог дополнительного образования

База данных «Личностные достижения обучающихся» –

инструмент практического отслеживания личностных достижений

В данной статье автор делится опытом разработки оптимальных форм фиксации личностных достижений обучающихся и создания на основе этих форм компьютерной базы данных при помощи электронных таблиц Excel. Описаны возможности использования этой базы данных в работе педагогов, методистов, администрации. Практический инструмент фиксации и предъявления личностных достижений обучающихся и педагогов в виде описанной здесь электронной базы данных поможет начинающему пользователю такой базы данных.

В век информационных технологий все более востребованным является умение работать с возрастающим потоком информации. Например, во всех учреждениях дополнительного образования детей накапливается часто требующаяся информация, касающаяся педагогов и воспитанников, связанная с отслеживанием результативности освоения образовательных программ. Одним из реальных рабочих инструментов обработки информации, т.е. её хранения и предъявления, является создание баз данных, в том числе электронных.

В ГБОУ ДОД Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга работа по созданию баз данных ведется с 2000 года.

Описываемая база данных «Личностные достижения обучающихся» проста в построении, так как используется популярная, известная всем пользователям компьютерная программа Excel. Даже не владеющий языком программирования может заполнить поля таблицы и научиться делать необходимые выборки.

Такая база данных может быть создана как в целом по учреждению, так и в отдельном детском объединении.

Использование базы данных в учреждении автоматически ведет к тому, что и в каждом детском объединении педагоги или заведующие отделами соответствующим образом накапливают, систематизируют и хранят информацию о достижениях воспитанников и педагогов дополнительного образования.

История создания базы данных

(вы можете сделать по-своему…)

Для разработки методики фиксации и предъявления личностных достижений обучающихся за период 2000-2001 г. было пройдено несколько этапов:

  1. Сбор первичной информации по четырем отделам КЦТТ – «Уровни достижений обучающихся и педагогов за период 1996-2000 гг.»
  2. Проведение количественного и качественного анализа
  3. Составление сводных информационных таблиц по уровням достижений в рукописном варианте
  4. Разработка и поиск оптимальных форм фиксации достижений обучающихся

После того, как были опробованы и выбраны оптимальные формы фиксации достижений обучающихся, возникла необходимость перевести все документы в электронный вид, т.е. перейти к следующим этапам (2001 год):

  1. Создание компьютерной базы данных при помощи электронных таблиц Excel
  2. Обучение заведующих отделами и педагогов работе с базой данных.
    Согласование форм и периодичности поступления информации к методисту по базам данных.

Создание и сопровождение базы данных (БД) «Личностные достижения обучающихся» в ЦДЮТТ Московского района является одним из направлений методической работы.

Функции методиста по БД

Функциональные обязанности

Организаторская

Сбор информации от заведующих отделами

Исследовательская

Совершенствование форм фиксации достижений, внесение изменений в БД

Обобщающая

Сопровождение БД, занесение информации

Аналитически-прогностическая

Анализ данных, подготовка выборок

 

Продуктивная

Подготовка ответов на запросы

Диагностическая

Диагностические исследования, построение диаграмм по информации из БД

Рекламная

Связь со школами, создание выборок по школам

Обучающая
и информативная

Обучение пользованию БД и информирование зав. отделами и  педагогов по изменениям в базе данных

Возможности использования компьютерной базы данных

(как видим их мы …)

Предлагаемая компьютерная база данных во многом облегчила работу педагогов и администрации ЦДЮТТ:

  1. Появилась возможность отследить личностный рост и участие в мероприятиях каждого обучающегося ЦДЮТТ.

Например, воспитанник ЦДЮТТ Илья П. занимается в объединении «Юнармейская подготовка» с 2010 года и имеет на своем счету множество наград и дипломов соревнований различных рангов. Его достижения могут быть представлены в таблице. Основанием для создания «выборки» служит графа  «ФИО» в таблице Excel.

  1. Упростился доступ педагогов к систематизированным информационным  материалам, необходимым для прохождения аттестации.

Основанием для создания выборки служит графа «Педагог» в таблице Excel

        Результаты личностных достижений обучающихся могут являться также основой для поощрения педагога.

  1. Используются новые технологии взаимодействия со школами района.

Создавая единое воспитательное пространство в районе, раз в полгода (или по запросам) ЦДЮТТ информирует школы о достижениях своих обучающихся, которые одновременно являются учащимися школ района. Полученная информация может способствовать изменению статуса ребенка или подростка в школе и т.д.

Основанием для создания выборки служит графа «Школа» в таблице  Excel

  1. Упростился механизм ответов на запросы вышестоящих организаций.

Содержание запросов о достижениях обучающихся, поступающих из отдела образования администрации района, из других УДОД, ГИБДД и т.п. может быть самым разным:

  • по возрастам обучающихся (классы; начальная, средняя, старшая школа);
  • по уровням мероприятий (районные, городские, всероссийские, международные);
  • по учебным годам (2010/2011, 2012/2013 и т.д.);
  • по направлениям (юнармейская подготовка, компьютерные технологии, многоборье радистов, керамика, авиамоделирование, судомоделирование и др.);
  • по формам оценки (дипломы, грамоты, сертификаты, разряды и др.);
  • по уровням достижений (призовые места, спортивные разряды).

Основанием для создания выборок служат графы  «Класс», «Уровень», «Уровень достижений», «Форма оценки достижений», «Год» или «Учебный  год» в таблице Excel в зависимости от содержания запроса.

  1. Используются возможности Excel для проведения диагностических исследований на основании информации из базы данных.

Наглядное представление результатов диагностики может быть использовано при проведении родительских собраний, дней открытых дверей, собраний обучающихся, методических объединений и совещаний на базе учреждения, а также в рекламных кампаниях.

К примеру, диаграмма, может наглядно показать изменение количества дипломов 1-й, 2-й и 3-й степени, полученных воспитанниками  за три учебных года на мероприятиях различного уровня:

  1. Происходит накопление в электронном виде материалов по истории развития ЦДЮТТ и о достижениях учреждения.

Электронная база данных, концентрируя в себе информацию, сохраняет ее в структурированном и компактном виде.

  1. Появляются новые формы предъявления информации в распечатанных таблицах и на съемных электронных носителях.

Критерии отбора информации в базу данных

 (вы можете придумать свои…)

Под «достижениями» обучающихся в базе данных «Личностные достижения обучающихся » понимаются:

  • личные призовые места на мероприятиях различного уровня, которые подтверждены протоколами, и ксерокопиями дипломов и грамот;
  • призовые места в составе команды, также подтвержденные протоколами и грамотами;
  • участие в мероприятиях высокого уровня (всероссийского, международного), отмеченное сертификатом, удостоверением и др.

Те достижения обучающихся, которые не могут быть реально измерены (не подтверждены дипломами, грамотами, сертификатами), но также являются важными показателями личностного роста ребенка, фиксируются педагогами по результатам наблюдений и диагностических исследований. Эти достижения  описываются в «Результативности образовательных программ», в отчетах о воспитательной работе и отзывах родителей.

Такие материалы накапливаются в методическом кабинете и могут стать основой создания новой формы для хранения информации, которую пока сложно структурировать, но которая является очень важной для педагогов, родителей, классных руководителей, администрации школ и самих обучающихся. Работа над усовершенствованием базы данных продолжается.

Практические советы для пользователя базой данных:

Пользователь базы данных должен иметь начальные знания об электронных таблицах Excel и заполнить таблицу с необходимыми данными.

Чтобы создать какую-либо выборку по достижениям обучающихся необходимо:  

  1. Выделить в таблице заголовок.
  2. В меню «Данные» выбрать «Фильтр», затем «Автофильтр».

В каждой ячейке заголовка появляется  темная стрелка.

  1. Например, делая выборку о достижениях конкретного ребенка, необходимо  выбрать ячейку «ФИО», нажать на эту стрелку и из предлагаемого списка выбрать нужную фамилию.
  2. Выделив фамилию, нажать Enter. Получим необходимую выборку достижений.

Аналогичным образом можно сделать выборки по всем остальным параметрам.

Не тоните в море информации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей. Участие и достижения обучающихся в олимпиадах...

Участие и достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...

Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...