Развитие творческих способностей детей на уроках декоративной керамики
статья на тему

Лысикова Людмила Михайловна

 

 Одним из предметов в ДХШ №2 г. Курска, в которой я работаю преподавателем, является предмет декоративной керамики. Основная его направленность – это изучение народных промыслов России. Наряду с изучением традиций курской (кожлянской), филимоновской, каргопольской игрушки большое место отводится дымковской. Детей привлекают яркие запоминающиеся фигурки – дамы и кавалеры, индюки и водоноски, уточки и медведи,- изящные в своей простоте, раскрашенные жизнерадостными красками.  Изучение народных промыслов является ярким примером приобщения детей к народной культуре, традициям ; развития чувства патриотизма, творческих способностей, художественного вкуса, чувства гармонии.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon декоративная керамика732.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие творческих способностей детей на уроках декоративной керамики

     Произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими качествами,

образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние челове-

ка, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружа-

ющему миру.

     Велико эмоциональное и содержательное значение цвета в традиционном народном искусстве. В нём покоряет смелость и гармония цветовых решений. Ведущий цвет в боль-шинстве случаев – красный, оранжевый – это цвет солнца, тепла, благополучия.

     Игрушечные промыслы возникли в разное время, формировались в разных историчес-ких условиях. У мастеров-игрушечников были свои секреты «потешного» ремесла, опре-

делённые способы приёма технического и художественного исполнения изделий. Поэто-му, так легко отличить игрушки из под Каргополя, Тулы и Вятки. Среди множества игру-

шек   можно сразу узнать курские, костромские, рязанские, орловские свистульки из гли-ны. Традиции художественного мастерства передавались из поколения в поколение.

           

     Один из оригинальных художественных промыслов – лепная дымковская игрушка. За-

бавные в своей важности фигурки и групповые композиции дымковских  игрушек  харак-

терны обобщённой пластикой и ярким  крупным  геометрическим орнаментом  на  белом

фоне. Некоторые из них похожи на фигурные пряники; другие отличаются декоративной

статуэточностью, в чём выразилось отчасти влияние фарфора. Одежда дымковских кукол

напоминает моды костюма второй половины ХIХ в. Наряду с традиционными барынями,

няньками, кормилицами, водоносками, всадниками, миром птиц и зверей появились и постоянно возникают новые бытовые и сказочные сюжеты: «Ярмарка-свистунья», «Кару-

сель», «Семья», «Маша и медведь» и др. У каждого автора свои излюбленные  темы, ха-

рактеристики образов. Хотя основные профессиональные приёмы лепки и росписи фигу-

рок для  всех одинаковы, что объединяет их общее стилевое единство, каждая из игрушек

неповторимо индивидуальна по образу.

     

                       

   Характерная особенность женских фигурок – расходящаяся  колоколом  юбка, которая

одновременно является и важной декоративной частью, и устойчивым основанием. Одна-

ко некоторые мастерицы любят выполнять куколок на ножках, особенно небольшого  раз-

мера: танцующих, идущих с корзинкой за грибами, катающихся в лодке и т.д.

      Лепят фигурки из местной гончарной глины с добавлением песка: головки - шарики,

ножки и ручки – колбаски, соединяются между собой с помощью жидкой глины. Наряд-

ность им  придают лепные оборки и воланы, высокие головные уборы, вносят разнообра-

зие и создают сюжетную завязку скульптурные детали – небольшая собачка, птичка, кор-

зинка, муфта, сумочка, зонтик и т.п. Важны и причёска, и цвет волос, и положение рук, их

ритмическое отношение к воланам фартука или другим частям костюма. При большом лаконизме пластических  решений  каждый  элемент  имеет существенное  образное  зна-

чение. После сушки и обжига фигурки грунтуют – окунают в мел, разведённый молоком,

а потом расписывают анилиновыми красками, приготовленными на курином яйце (яичная

темпера), дополняя роспись кусочками сусального золота.

      Прежде игрушки обжигали в русских печах. Как говорят, их название «дымковские»

пошло от заречной слободы Дымково в бывшем  г.Вятке, где постоянно над домами под-

нималось много дымков, т.к. там жили  игрушечники,  которые и обжигали свои изделия.

Теперь в новых мастерских их обжигают в специальных электрических муфельных печах.

      Роспись дымковских  игрушек  не  менее  значительна  в художественном отношении, чем лепка. Сочетание  цветных  горохов, клеток, полос, овалов и т.д. бесконечно  разно-

образно по масштабам, ритму, колориту, и каждая  игрушка по-своему  привлекательна, эмоциональна. Дымковские игрушки настолько мажорны и активны в своей красочности,

что находясь в интерьере как бы прибавляют ему света. Лица, руки. фартуки остаются бе-

лыми, так что по отношению к ним каждый другой цвет особенно звучен. Как правило, преобладает тёплая гамма – красные, жёлтые, оранжевые цвета, которые ещё усиливаются

от соседства с синим, голубым. Всегда в небольшом количестве присутствует чёрный, соз-

дающий максимальный контраст с белым. И в такой звучной расцветке удаётся достигать

удивительной гармонии, чему помогает и присутствие нейтральных строгих белого и

черного цветов, и сочетание пёстрого орнамента со сплошной окраской и перекличка

одноцветных поверхностей с элементами узора, и ритмическая закономерность размещения цветов. Во всём проявляется большое традиционное искусство.

      Надо сказать, что в прошлом цвет был строже и мягче по сочетаниям, узор крупнее и ещё проще, сочнее, лепка – небрежнее,  но энергичнее, темпераментнее.  Игрушки действительно были ярморочными, грошовыми. Сейчас это – скульптура.

                     

                     

    В современном декоративном искусстве дымковская игрушка – сложное художествен-

ное явление. Наряду с сохранением  каноничности в характере лепки и росписи она отображает современность, пополняется новыми сюжетами и образами. Дымковские игрушки не только развлекают и радуют людей, они вдохновляют художников тканей,

фарфора, стекла и т.д., которые часто интерпретируют в своём творчестве их формы, об-

ращаются к их орнаментам и цветовым сочетаниям.

     Современные дымковские игрушки – желанный подарок, хорошее украшение в доме.

Их коллекционируют музеи, их часто можно увидеть на художественных выставках.

     Одним из предметов в ДХШ №2 г. Курска, в которой я работаю преподавателем, явля-

ется предмет декоративной керамики. Основная его направленность – это изучение народ-

ных промыслов России.

     Наряду с изучением традиций курской (кожлянской), филимоновской, каргопольской

игрушки большое место отводится дымковской. Детей привлекают яркие запоминающи-

еся фигурки – дамы и кавалеры, индюки и водоноски, уточки и медведи,- изящные в своей простоте, раскрашенные жизнерадостными красками. Это близкие детскому сердцу обра-

зы, они декоративны и нарядны, покоряют разнообразием узоров, смелостью и гармонией

цветовых решений. Все они из жизни, но сказочно преображены, празднично торжествен-

ны. И если это конь – то сказочный, если это птица – то жар-птица.

     

     Как правило, занятия по изучению дымковской игрушки проходят в доступной увлека-

тельно-познавательной форме с использованием  разнообразных методов и приёмов. Сна-

чала ведётся беседа с детьми о роли и значении декоративных украшений, о важности цвета в эмоциональном  восприятии изделий. Затем учащиеся знакомятся с дымковской

игрушкой,   характерными особенностями лепки и приёмами росписи, разнообразием ви-

дов узоров, цветовым решением. Для наглядности показываю образцы изделий, иллюстра-

ции из книг, альбомов, сравнительные таблицы. Знакомлю детей с такими понятиями, как

«ритм», «симметрия», «равновесие», «цветовая гармония», «цветовой контраст»; сообщаю

об истории и развитии дымковского промысла.

     Учащиеся очень отзывчивы на эмоциональное объяснение с яркой наглядностью, с восхищением воспринимают увиденное, активно отвечают на наводящие вопросы.

     С приёмами и последовательностью лепки в традициях дымковской игрушки знакомлю

детей на собственном примере. Для этого, собираю их вокруг себя и показываю, как надо

лепить, к примеру, куклу-барыньку, козлика и т.д., постоянно комментируя свои действия. Во время объяснения постоянно поддерживаю контакт с детьми.

     Наглядное объяснение нового увлекательного материала является мощным толчком к

самостоятельной творческой работе. Несмотря на традиционность лепки, видов и форм дымковских игрушек элемент детского творчества  заключается в выборе и трактовке образа, выборе средств выразительности: добавление разнообразных скульптурных деталей (собачка, птичка, корзинка и т.д.), декорирование фигурок лепными  оборка-

ми, воланами, жгутами и т.п. Лепка из глины очень увлекает ребят, одна за другой из под

детских рук выходят разнообразные потешные фигурки: петушки и утицы с утятами, оле-

ни и лошадки, клоуны и водоноски… В отличие от детей младшего школьного возраста,

взрослые лепят игрушки более сложной формы, иногда и групповые композиции по пред-

варительным эскизам.

     Учащиеся знакомятся с условиями сушки и обжига изделий. Они с нетерпением ждут

момента росписи игрушек. И вот он настаёт. Вместе с детьми намешиваем краски разно-

образных оттенков в нужной консистенции, предварительно познакомив с их составом.

Изделия грунтуем.

     Знакомлю детей с последовательнстью выполнения росписи. Напоминаю о традициях

декоративной росписи дымковской игрушки, разнообразии видов узоров, орнамента, зна-

чении цветовых отношений, цветового контраста для выразительности образа. Постоянно

обращаю внимание  детей  на экспонаты, иллюстрации, методические пособия, таблицы. Сидя за мольбертом, на листе бумаги выполняю «творческие поиски» - т.е. варианты рос-

писи. Выбрав наиболее удачный, аргументирую его; приступаю к поэтапному выполне-

нию эскиза. Причём, декоративную роспись игрушки можно выполнять и без предвари-

тельного эскиза – т.е. спонтанно. Показываю пример последовательной росписи на гото-

вом, предварительно загрунтованном изделии, приёмы выполнения отдельных элементов

декора. Все свои действия комментирую.

     Дети с большим вниманием следят за действиями преподавателя, с восторгом воспри-

нимают наглядный показ выполнения элементов орнамента, подбор цветовой гаммы. По-

этому, здесь очень важна высокая квалификация учителя, его виртуозность и мастерство.

     

     

      С огромным воодушевлением учащиеся приступают к самостоятельной работе – деко-

ративной росписи игрушки. Вот где полностью раскрывается творческий потенциал де-

тей! Подбор орнамента, выбор узоров, цветовое решение – полёту фантазии нет предела!

Вот когда пригодятся заранее намешанные краски, когда ничто не мешает творить. Мож-

но брать любую, все перед глазами; благо намешано их много. Детям эта работа очень

нравится, они сразу видят результат своего труда, гордятся ею. Это придаёт им уверен-

ности в себе, в своих силах, влечёт к новым творческим достижениям. Как правило, у них

уже созрела новая идея – «Я слеплю коровку!», «А я – клоуна на свинье!»…

     Очень важно наглядное подведение итогов. Оконченные игрушки выставляем на стол, и, совместно с детьми анализируем их. Отмечаем достоинства и недостатки, способы их

устранения.

     Это задание выполняется несколько занятий в зависимости от его сложности. Если

лепку можно выполнить в один приём, то роспись изделия требует большего времени.

Нужно обратить внимание на аккуратность в работе.

     Изучение народных промыслов является ярким примером приобщения детей к народ-

ной культуре, традициям ; развития чувства патриотизма, творческих способностей, ху-

дожественного вкуса, чувства гармонии.

   

                                 

                                       Работы учащихся  ДХШ №2 г. Курска

                    Преподаватель МБОУ ДОД « ДХШ № 2 им. А.А.Дейнеки»                            

                                         Лысикова  Людмила  Михайловна.  

                                                        Курск.  2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроке музыки

Цель музыкально-эстетического развития в коррекционной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидате...

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы.

Одной из самых важных задач современного школьного  образования является раскрытие творческих способностей ребенка. В погоне за новым, иногда непонятным, иногда не совсем эффективным, мы забываем...

Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.

Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....

Статья " Размышления о развитии творческих способностей детей на уроках технологии."

В статье содержатся размышления о важности развития творческих способностей у детей на уроках технологии. Приводится свой опыт....

Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано

Материал предназначен для преподавателей фортепиано в ДШИ....

«Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»

laquo;Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»...