Детские возрастные особенности голосового аппарата
методическая разработка на тему

Комарова Ксения Владимировна

Пение - это наиболее доступный и эффективный способ приобщения ребенка к музыкальному искусству и развития музыкальных способностей. Для того, чтобы не нанести вред формирующимся голосовым связкам ребенка неправильным режимом голосообразования в пении, преподавателю вокала и хормейстеру необходимо иметь четкое представление о строении голосового аппарата ребенка, знать методику и практические приемы развития певческого голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«На Ленской»

Детские возрастные особенности голосового аппарата

                                                                        Методическая разработка

                                                        педагога дополнительного образования

                                                        Комаровой Ксении Владимировны

Санкт-Петербург, 2014


Содержание

  1. Введение.

  1. Работа гортани.

1. Характеристики голосового аппарата детей категории младшего школьного возраста.

2. Работа гортани при пении и в бытовой речи.

3. Диапазон, регистры и переходные звуки детского голоса.

4. Зоны примарных тонов.

5. Атака звука, звуковедение и певческая артикуляция.

6. Методы педагогического воздействия, опосредованно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.

  1. Этапы развития детского голоса.

  1. Общие выводы.

  1. Список использованной литературы.


  1. Введение. 

«Организм человека является сложнейшей тканью,

сотканной из бесчисленных разнообразнейших ритмов,

резонирующих с естественными ритмами Природы.

Наукой установлено, что постоянство внутренних биоритмов

необходимо для нормальной жизнедеятельности всего организма.

Поэтому у людей сложились положительные наследственные реакции

на синхронные с ними ритмы.

Так, например, обращает на себя внимание

близость внутренних частот биотоков мозга человека

к частотам народной и классической музыки».

Г. А. Струве

 Наиболее простым и естественным способом музыкального выражения для русского народа является пение. Это наиболее доступный и эффективный способ приобщения к музыкальному искусству и развития музыкальных способностей у ребенка. Под воздействием народной и классической музыки происходит обогащение внутреннего мира ребенка с самых ранних лет, воспитание чувств красоты, сопереживания, патриотизма, знакомство с культурой и традициями народов мира, расширение музыкального кругозора, а также заинтересованность в дальнейшем профессиональном обучении. Для того, чтобы не нанести вред формирующимся голосовым связкам ребенка неправильным режимом голосообразования в пении, преподавателю вокала и хормейстеру необходимо иметь четкое представление о строении голосового аппарата ребенка, знать методику и практические приемы развития певческого голоса, а также владеть навыками детской возрастной психологии и физиологии.

II Работа гортани.

1. Характеристики голосового аппарата детей категории младшего школьного возраста.

Одной из важнейших задач музыкальной педагогики является развитие певческого голоса у детей, однако нужно иметь ввиду, что певческий аппарат ребенка категории младшего школьного возраста анатомически и функционально еще только формируется (связки тонкие, небо мало подвижное, дыхание поверхностное). Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, возникают серьезные проблемы со связками (несмыкание, узелки и т.д.). Тем не менее, тренировать детский голос не только возможно , но и необходимо, так как характер работы голосового аппарата в пении влияет на его формирование, особенно в раннем детском возрасте.

2. Работа гортани при пении и в бытовой речи.

Любой звук голоса человека — результат работы гортани в том или ином регистровом режиме. Звуковой и динамический диапозон, тембр, интонация, резонирование звука, звукообразование, координация между звуком и голосом зависят от режима работы голосового аппарата.

Традиционно принято считать, что певческий голос имеет два натуральных (фальцет и  грудной) и один смешанный регистр. Каждый регистр имеет своеобразную тембровую окраску, более или менее определенный диапозон и границы перехода в другой регистр.

Основные характеристики регистров певческого голоса:

а) Грудной голос — полный настрой гортани, голосовые складки толстые, первично активные продольные сокращения вокальных мышц, голосовая щель закрыта сравнительно продолжительное время, поток воздуха проходит через щель толчкообразно, спектр источника с большим количеством гармонических составляющих.

б) Смешанный голос — промежуточный настрой гортани, средняя толщина голосовых складок, непрерывная регулировка равновесия между активными продольными сокращениями вокальных мускулов и пассивными продольными натяжениями голосовых связок, относительно короткое время смыкания голосовой щели, прерывное прохождение воздуха через щель, спектр источника со средним количеством гармонических составляющих; выраженностьсмешанного звучания зависит от степени звучания в голосообразовании той или иной системы управления, поэтому структурно функциональные характеристики имеют ту или иную степень приближения к крайним типам регистров голоса.

в) Фальцетный голос — краевой настрой, голосовые складки тонкие, первично пассивное продольное натяжение голосовых связок, отсутствие полного замыкания голосовой щели, синусоидальное прохождение воздуха через голосовую щель, спектр источника обеднен.

Вокальная функция голосового аппарата - эволюционно более древний физиологический механизм в сравнении с речью.

Первые коммуникативные проявления новорожденных детей, по сути, есть вокализации со скользящим тоном и сопутствующими двигательными реакциями, в которых первичен эмоционально-выразительный элемент.

До 2 лет формирование и развитие вокальной и речевой функции идет параллельно, затем продолжается уже в зависимости от индивидуальных проявлений и соотсветствующего обучения. Это подтверждает точку зрения методистов и физиологов, утверждающих, что речевой механизм работы голосового аппарата не может быть исходным при обучении пению.

3. Диапазон, регистры и переходные звуки детского голоса.

Звуковысотный диапазон детского голоса определить постоянным нельзя. Его ширина зависит от использования регистров (от рода и характера голоса, этапа развития учащегося, характера технического, художественного и фонетического задания).

При правильном выборе регистрового режима в соответствии с тесситурой и необходимой подготовкой, дети в 6-7 лет, не обучавшиеся пению, имеют диапазон певческого голоса f1-a2, если используют только фальцет, либо a-a2, если используют оба натуральных регистра.

При владении техникой звукообразования у детей 10 лет диапазон голоса может быть: сопрано: с1-с3 или h-b2, альт: c-f2 или e-g2.

Значительной разницы у мальчиков и девочек нет, однако имеются индивидуальные различия. Средний диапазон певческого голоса у детей младшего школьного возраста, обучающихся пению: a-b2.

4. Зоны примарных тонов.

Примарный — наиболее естественно и свободно звучащий тон.

С точки зрения физиологии, примарным тоном называют основной тон звука без сопровождающих его обертонов. При пении примарного тона в работе всех звеньев голосового аппарата проявляется естественная природная скоординированность. Это отражается на тембральной акустической и динамической целесообразности звука.

Традиционно принято считать, что зона примарных тонов находится в середине диапазона и составляет 2-3 звука. По мнению ряда специалистов, примарный тон у детей до наступления мутации: f1-a1. Однако Д.Е.Огороднов, В.В.Каменский считали, что примарные тона детского певческого голоса находятся значительно ниже официально установленных в методической литературе и совпадают с речевыми.

Преимущественное использование высокой тесситуры на начальном этапе вокального воспитания младших школьников в большей степени способствует формированию «опертого фальцета», чем использование низкой тесситуры. Это на практике подтверждает точку зрения В.В.Емельянова, указывающего на существование зоны примарных тонов фальцета в в верхнем участке диапазона.

5.Атака звука, звуковедение и певческая артикуляция.

С понятием регистра связано понятие атаки звука. Это начальный момент взаимодействия голосовых складок и дыхания. Известны два основных типа атаки звука: твердая и мягкая. Однако понимание твердости или мягкости может иметь различные степени сравнения, поэтому условно выделяют четыре вида атаки:

1) очень твердая (взрывная); 2) твердая; 3) мягкая; 4)очень мягкая (придыхательная). При голосообразовании атака звука имеет решающее значение для включения того или иного регистрового механизма.

Зажатое голосообразование с «каркающей» атакой или с придыхательной атакой, свойственные необученным певцам, следует считать физиологически вредными и неприемлемыми с акустической и эстетической точек зрения.

Мягкая атака многими специалистами справедливо рассматривается как основа правильного звукообразования. Твердая и придыхательная атаки используются в художественных целях, а так же для активизации смыкания голосовых складок при слишком вялом пении начинающих певцов.

Все эти четыре вида смыкания возможны при любом регистровом настрое гортани. Более твердая атака, возникающая в результате более сильного толчка подскладочного воздуха, рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее, колебаться большей своей массой, что и способствует возникновению грудного звучания.

При мягкой атаке происходит раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, почему эта атака и называется мягкой.

О предварительной атаке можно сказать, что перед началом звучания голосовые складки пассивны и расслаблены. Лишь после свободного прохождения какой-то порции воздуха они начинают сближаться, не замыкаясь полностью, и в дальнейшем работают как при мягкой атаке. Следовательно, придыхательная атака — это разновидность мягкой, т.е. слишком мягкая.

После атаки звук может быть коротким или продолжительным. Каждый способ звуковедения начинается с определенной атаки звука и порождает соответствующую атаку звука.

Артикуляция при пении во многом отличается от артикуляции при обычной речи. В целом, певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом — внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Гласные округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному О. По сравнению с гласными речи, в певческих гласных увеличивается звонкость.

Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их нейтрализацией, на основе округленности звонких гласных и приближения глухих по своему значению к звонким.

При пении гортань занимает вполне определенное устойчивое положение, характерное для каждого певца. У низких голосов гортань обычно занимает более низкое положение, чем у высоких. Это является результатом работы дыхательного аппарата.

Известно, что в речи при произношении гласных О, У гортань опускается вниз, при произношении И, Э — поднимается вверх, при произношении А — занимает нейтральное положение. Зевок опускает гортань. Когда оптимальное положение гортани найдено, то его следует сохранять при пении всех гласных и на всем диапазоне.

  1. Факторы педагогического воздействия, опосредованно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.

Для фальцета характерна высокая и средняя тесситура, негромкая сила голоса, мягкая атака звука, отрывистый и слитный способ звуковедения, типы гласных У, О, А, губы на улыбке, небо слегка приподнято, рот открывается умеренно, гортань занимает относительно высокое положение, головное резонирование.

Для грудного регистра характерна низкая тесситура, средняя или громкая сила голоса, твердая атака звука, слитное, подчеркнутое звуковедение, типы гласных И, Э, А, губы предельно округлены, мягкое небо значительно приподнято, рот открывается широко, гортань опущена вниз, грудное резонирование.

Для укрепления фальцета необходима средняя тесситура, умеренно громкая сила голоса, твердо-мягкая атака звука, плотное, слитное, подчеркнутое звуковедение, типы гласных И, Э, А, Ы, губы округлены, рот открывается широко вниз, мягкое небо значительно приподнято, смешанное реонирование.

III. Этапы развития детского голоса.

Можно выделить четыре этапа развития детского певческого голоса:

1) освоение фальцета в диапазоне f1-es2, грудного регистра b-d1; используются упражнения, попевки и песни, с мелодиями, построенными на повторениях звуков, поступенных нисходящих и восходящих звукорядах, способствующие созданию необходимых условий для работы гортани в нужном регистровом режиме;

2) расширение диапазона фальцета (c1-fis2) и грудного регистра (g-es1), освоение навыка произвольного перехода из регистра в регистр, развитие продолжительности фонационного выдоха; используются упражнения, попевки и песни, построенные на мелодиях с поступенными нисходящими и восходящими звукорядами, скачками различного направления с постепенным увеличением их ширины.

3) укрепление фальцета на центральных звуках диапазона; используется принцип «концентрического» метода М.И.Глинки. При исполнении рекомендуемых упражнений необходимо сознательно сохранять плотность и активность звучания верхних тонов.

4) выравнивание звучания на всем диапазоне (g-a2) за счет сохранения оптимального положения гортани и рото-глоточного рупора. Перенесение плотного, активного звучания на верхние звуки и легкого звучания на нижние звуки способствует сглаживанию регистрового порога (e1-f1).

IV. Общие выводы.

1) Музыка оказывает влияние на интеллектуальное, нравственно-этическое и художественно-эстетическое развитие человека.

2) Характер работы голосового аппарата в пении влияет на его формирование.

3) Неправильный режим голосообразования при пении нередко может приводить к серьезным функциональным расстройствам и заболеваниям голосового аппарата.

4) Под развитием детского голоса подразумеваются качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфических способностей.

5) В вокальной теории и методике в настоящее время существуют две точки зрения по вопросу регистрового строения певческого голоса:

       а. певческий голос имеет два натуральных (фальцет и грудной) и один смешанный регистр;

       б. между фальцетом и грудным регистром нет промежуточной работы гортани (смешанного регистра).

6) Вокальная функция голосового аппарата - эволюционно более древний физиологический механизм, поэтому при обучении пению речевой механизм голосового аппарата не может быть исходным.

7) У детей с момента рождения уже имеется физиологическая основа звукообразования в различных голосовых регистрах.

8) Звуковысотный диапазон детского голоса определить постоянным нельзя, его ширина зависит от использования регистров.

9) Голосовые возможности детей 7-13 лет зависят от обучения.

10) Средний диапазон певческого голоса у детей младшего школьного возраста, обучающихся пению, - a-b2.

11) Регистровое строение диапазона всегда зависит от 4-х факторов: рода и характера голоса, этапа развития учащегося, характера технических, художественных и фонетических заданий.

12) На звуках d2-dis2 у альтов и f2-fis2 у сопрано существует верхний предел грудного регистра.

13) Верхний предел использования грудного регистра для женщин и детей — e1, f1.

14) В методической литературе существуют различные точки зрения на использование певческих регистров детьми в академическом пении.

15) При обучении детей пению необходимо использовать оба регистра: и фальцет, и грудной, т.к. только в этом случае будут созданы наилучшие условия для развития всех функциональных структур сенсомоторной системы.

16) Предполагается, что на начальном этапе вокального воспитания младших школьников преимущественное использование высокой тесситуры в большей степени способствует формированию «опертого фальцета», чем использование средней и низкой тесситуры.

17) При обучении детей пению необходимо учитывать возрастные голосовые возможности и целенаправленно использовать факторы педагогического воздействия, косвенно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.


V. Список использоанной литературы:

1. Араксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983

2. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей М.: АПН РСРФСР 1953.

3. Багадуров В.А Воспитание и охрана детского голоса: Сб.статей М.: АПН РСРФСР 1953.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб, 1997

6. Емельянов В.В Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Новосибирск, «Наука».: 1991

7. Жинкин Н.И.Нарушение речи у дошкольников. М.: 1958

8. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л.: Тритон, 1936

9. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музка,1967

10. Маслова Н.Н. Воспитательное воздействие детского хорового коллектива на процесс формирования личности школьника. М. 1978

11. Медушевский В.О. О законометностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976

12. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. Вып. 13. М.: Музыка, 1978

13.Менабени А.Г. Методика обучения сольномк пению. Учебное пособие для стедентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1987

14. Механизмы речеобразования и восприятия сложных звукрв. М.: Академия наук, 1966

15. Морозов В.П.Развитие физических свойств детского голоса/ от простого к сложному. Л, 1964

16.Назаренко И.К.Искусство пеня. М.: Муз.,1968

17. Транскультуральные исследования в психотерапии. Л.: 1989

18. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческого воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972

19. Шацкая В.Н. Детский голос. М.: Музыка, 1974

20. Яковлев А. Физические закономерности певческой атаки. Тренировочные упражнения. Л., Муз. 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Строение голосового аппарата"

Цель данной работы - достижение более полного понимания вопросов вокальной методики....

Рекомендации по охране голосового аппарата

Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быт...

Голосовой аппарат как живой акустический инструмент.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: ч...

Статья "Голосовой аппарат.Устройство и функционирование."

Статья поможет педагогам вспомнить устройство голосового аппарата,его особенности и уникальность....

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)

Развитие музыкального слуха и  музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого из...

Методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»

Авторская методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»...