программа "Самара-наш общий дом!"
проект по теме

Родионова Елена Евгеньевна

Известно, что в России особенно в крупных городах проживает большое количество иностранцев с детьми. Родители считают, что их дети находятся в русскоязычной среде и им необходим русский язык. Традиции обучения русскому языку взрослых иностранных граждан очень глубоки, методики их обучения разработаны всесторонне. Однако обучение детей русскому языку как иностранному — дело новое. Необходим учет большого количества педагогических, психологических, возрастных и многих других особенностей.

Центр «Поиск», опираясь на работы ведущих российских специалистов, предлагает программы обучения детей мигрантов, в которой учтены особенности работы с данной категорий детей.

Проект рассчитан на два года обучения детей мигрантов 6-8 летнего возраста.

В проекте предлагается обучение детей мигрантов четырем предметам: «Русский язык, как средство общения», «Интеллектуальные игры», «Круг друзей».

В проекте  предусмотрена работа с родителями детей мигрантов по двум предметам: «Конституция РФ», ««Основы Конституции РФ», «Основы психологии общения», «Круг друзей». Занятия по программе «Круг друзей» проводятся с детьми и родителями одновременно.

В проекте определены критерии классификации билингвизма, соотнесенность двух речевых механизмов детей мигрантов между собой, когда обе языковые системы могут функционировать независимо друг от друга, или могут быть связаны между собой во время акта речи.

Раскрыты методические подходы к развитию коммуникативной  компетентности учащихся (детей мигрантов) младших классов через овладение основ современного разговорного русского языка.

Рассматривается мотивационное поле, создаются учебные комфортные условия, для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, определить уровень владения языком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samara_-_nash_obshchiy_dom.docx57.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОИСК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДОД

ЦВР «Поиск»

________________С.Г. Железникова

ПРИНЯТ

на заседании  ПС

Протокол №2

 от «17» октября 2013 г.

ПРОЕКТ

«САМАРА – НАШ ОБЩИЙ ДОМ!»

(развитие системы языковой, социальной и культурной интеграции детей мигрантов средствами дополнительного образования)

Срок реализации – 3 года

Возраст учащихся - 6-8 лет

Авторы проекта

Заместитель директора Е.В.Обмок

Методист Е.Е. Родионова

Самара

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ        

I.        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ        

II.        ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ        

III.        СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА ПРОЕКТА        

IV.        ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА        

V.        РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА        

5.1. Целевая группа и сроки реализации проекта        

5.2.        Психолого-педагогическое сопровождение        

5.3.        Роль партнеров в образовательном процессе        

5.4.        Масштаб и география реализации проекта        

VI.        РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА        

6.1. Ожидаемые практические результаты        

6.2. Создание системы диагностики уровня владения разговорным русским языком детьми мигрантами при их зачислении в ЦВР «Поиск»        

6.3. Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды ЦВР «Поиск»        

6.4. Адаптация всех участников образовательного процесса на основе формирования навыков межкультурной коммуникации        

6.5. Создание системы контроля качества комплексной работы по интеграции детей мигрантов        

VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ        

VIII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА        

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

        Российская Федерация, как и многие передовые страны мира, является активным участником миграционных процессов.  В настоящее время международная миграция носит глобальный характер. На основании исследований ООН, мигрантом является каждый тридцать пятый человек. Это люди различных национальностей, являющихся носителями различных языков и религий, живущих на основе своих традиций и обычаев. Смешение представителей разных стран открыло большие возможности и выявило большие проблемы, особенно в области социального общения и   детского обучения.

        Самара является экономически успешным регионом, с высокой долей миграционной нагрузки. Сюда пребывают и оседают многочисленными семьями как международные мигранты, так  и переселенцы из различных субъектов РФ. В результате, в образовательных учреждениях города наблюдается значительное увеличение детей, для которых русский язык не является родным, а историческая культурно-социальная среда Самары – в большой степени чужой.

        Важную роль при работе с детьми мигрантами играет деятельность образовательных учреждений в области поддержки русского языка и образования на нём, развития культурно-образовательных процессов. В связи с этим требуется системный подход к решению проблем адаптации детей мигрантов в языковой, культурной, социально-психологической и социальной областях. Самарский регион занимается вопросами урегулирования проблем в области образования детей мигрантов, используя возможности различных институтов, в том числе и учреждения дополнительного образования.

Необходимо использовать опыт образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования, в которых традиционно велась работа с детьми, для которых русский язык не являлся родным. Подавляющее большинство детей мигрантов плохо знают русский язык, а многие из вновь прибывающих  не владеют им совсем. Трудной интеграции детей мигрантов в социум способствует отсутствие знаний традиций, норм поведения, слабое знание родителями основ российского законодательства, культуры и истории России. Эти факторы затрудняют процесс обеспечения качественного образования для детей мигрантов, а также это оказывает    существенное влияние на качество обучения русскоязычных школьников ( ведь и те и другие находятся в едином образовательном пространстве).

        Дети из семей мигрантов находятся в заведомо сложной ситуации: они не подготовлены к получению полноценного образования в российских школах, им трудно общаться со сверстниками. Они психологически не готовы к существованию в полиэтническом культурном пространстве Российской Федерации. Такая ситуация приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другими асоциальными проявлениями.

        В таком положении вещей необходимо применение комплексного подхода к организации работы в учреждении дополнительного образования  как с семьями мигрантов, так и с коренными самарскими жителями для формирования навыков межкультурного общения, повышения интереса к познанию многообразного мира, знакомства с традициями разных народов, т.е., в целом,  такая работа способствует повышению этнокультурной компетентности населения. В учреждениях, ведущих работу с детьми мигрантами, создаются условия для формирования личности, способной  и готовой к установлению добрых контактов с носителями различных национальных и этнокультурных ценностей  .

        Проблема успешного вхождения детей мигрантов с социум Самары через освоение разговорного русского языка, психологическую адаптацию – одна из важнейших в современном образовательном пространстве мегаполиса. Всё более актуальными становятся приоритеты общечеловеческих ценностей, создание образовательной среды, доступной для эффективного её познания всеми без исключения участниками образовательного процесса.

        В «Концепции модернизации российского образования» раскрыты пути решения поставленных актуальных проблем через использование возможностей проектной деятельности.

        В основе проекта лежат положения Конституции Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН «О правах ребенка», Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ООН, программа ЮНЕСКО «Образование для всех», Методическое письмо МО РФ от 30.12.1994 «О преподавании русского языка учащимся, прибывающим в школы Российской Федерации из государств ближнего и дальнего зарубежья», всемирная декларация ЮНЕСКО «Об образовании для всех» и другие установочные международные и российские нормативные акты.

        На основании документов международных организаций, разработанных ЮНЕСКО, культурно-языковая адаптация детей мигрантов является важным направлением  работы образовательных учреждений.   Данный вид деятельности имеет большое значение для организации подобной работы в МБОУ ДОД ЦВР «Поиск».

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Основные цели:

  • создание средствами МБОУДОД ЦВР «Поиск» эффективно работающей системы языковой, социальной и культурной интеграции детей мигрантов в самарское сообщество;
  • обеспечение для детей мигрантов доступа к получению качественного образования
  • формирование у обучающихся духовных ориентиров, проявляющихся в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина.

Задачи проекта:

  • подготовка детей к получению качественного и доступного образования в современных условиях;
  • создание условий для освоения детьми мигрантов разговорного русского языка, поведенческих норм;
  • плавная интеграция детей мигрантов в образовательный процесс и городское сообщество;
  • формирование у детей и подростков навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить в по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившиеся нормы и традиции;
  • оказание психолого-педагогической поддержки детям в процессе самореализации;
  • предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА ПРОЕКТА

В процессе изучения разговорного русского языка, занятий по психологической адаптации детей мигрантов и их родители произойдет:

  1. Воспитание культуры чувств ребенка:
  • развитие чувств собственного достоинства;
  • оценка и самооценка поведения;
  • уважение к успехам воспитанников разных национальностей;
  • развитие чувств: сочувствия, сожаления, умения проявлять миролюбивость;
  • формирование толерантных взаимоотношений с разнонациональной среде;
  • формирование позитивного отношения к имеющимся различиям между людьми.
  1. Формирование культуры речи:
  • дети обучатся общепринятым формам речевого общения;
  • формирование навыки речевого этикета;
  • овладение интонационной лексикой для выражения эмоциональных состояний, переживаний, оценки поведения.
  1. Становление культуры поведения и взаимодействия с окружающими:
  • соотнесение своих поступков с общепринятыми нормами поведения;
  • сохранение и развитие доброжелательных отношений;
  • проявление терпения, в том числе к людям другой национальности;
  • формирование привычки достойного поведения в конфликтной ситуации;
  • воспитание толерантных отношений к чужим поступкам;
  • уважение прав других людей.
  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п.п

Наименование этапов

Сроки начала и окончания

Ожидаемые результаты

Подготовительный  

Ноябрь-декабрь 2013 г.

  • анализ опыта работы с детьми мигрантов;
  •  формирование нормативно-правового обеспечения;
  •  организация пилотного проекта на базе МБОУ ДОД ЦВР «Поиск»;
  •  разработка дополнительных образовательных программ;
  • заключение договоров с партнерами;
  • подбор кадров для реализации проекта  

Организационный

Январь-февраль 2014 г.

  • изучение социальной востребованности в функционировании групп обучающихся из детей мигрантов в микрорайонах Октябрьского района г.о. Самара;
  • формирование групп обучающихся из числа детей мигрантов;
  • создание условий для функционирования групп

Основной

Март- май 2014 г.

  • апробация проекта;
  •  мониторинг его эффективности;
  • создание фонда оценочных средств

Аналитический

Июнь-август 2014 г.

  • анализ результатов, полученных при диагностических исследованиях;
  • корректировка дополнительных образовательных программ
  • пополнение фонда оценочных средств

V.        РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

5.1. Целевая группа и сроки реализации проекта

        К целевой группе, участвующей в реализации проекта относятся: дети мигранты в возрасте от 6 до 8 лет, их родители, педагогические работники (педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, педагоги-организаторы) и воспитанники творческих коллективов МБОУ ДОД ЦВР «Поиск» (Образцовый хореографический коллектив «Диво», Образцовый театр танца «Самарка», коллектив современного танца «Эквилибриум», коллектив бального танца «Лидия», вокальная студия «Дебют», детский театр эстрады «Льдинка», детский театр «Коломбина»).

        Предполагается, что данный проект будет апробирован в течение трех лет по предлагаемому учебному плану, после чего, в случае успешного его действия, может быть продолжен.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Проекта «Самара – наш общий дом!»

Для обучающихся

№ п.п

предмет

Количество часов в неделю

1 год обучения

2 год обучения

  «Русский язык, как средство общения»

1

1

«Основы психологии общения»

0.5

0.5

«Интеллектуальные игры»

0.5

0.5

 «Круг друзей»

1

1

ИТОГО

3

3

Для родителей

№ п.п

предмет

Количество часов в неделю

1 год обучения

2 год обучения

 «Основы Конституции РФ» 

1

1

«Основы психологии общения»

1

1

 «Круг друзей»

1

1

ИТОГО

3

3

5.2.        Психолого-педагогическое сопровождение

        К решению проблем обучения и воспитания детей мигрантов активно подключаются не только педагоги, но и педагоги-психологи.

        Адаптация и интеграция детей мигрантов, с точки зрения психолого-педагогической науки, происходит наиболее плавно лишь при учете в работе индивидуальных особенностей обучающихся. Это вплотную связанно с формированием у данной категории детей толерантного сознания, с их этнической, культурной и социальной принадлежностью, организацией специализированного педагогического сопровождения.

Цель психологического сопровождения

        Создание системы социально-психологического сопровождения  для развития личности детей мигрантов и их успешного вхождения в социум.

        При организации такого психолого-педагогического сопровождения  определяются задачи, способствующие успешному достижению цели.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

•        содействие ребенку в решении проблем развития, обучения и социализации. Решение данной задачи будет способствовать снятию:

  • учебных трудностей;
  • нарушений в эмоционально - волевой сфере;
  • проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,

родителями;

•        психолого-педагогическое обеспечение дополнительных образовательных программ;

•        развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов, работающих в данной категорией обучающихся;

•        подготовка к обучению в русскоязычной школе:

  • обеспечение адаптации к школе;
  • повышение заинтересованности детей мигрантов в учебной деятельности;
  • развитие учебной и познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и самоорганизации;
  • психологическая и педагогическая поддержка в формировании желания и «умения учиться»;
  • развитие творческих способностей.

        Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка является организацией системного сопровождения взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса: их развитие, коррекция, восстановление.

        К видам работ по такому сопровождению при реализации проекта относятся:

•        психологическая диагностика (индивидуально-групповая), где педагог-психолог является посредником между учащимся, их родителями и педагогом. В связи с этим приобретает ценность практическая психология. Психодиагностика способствует получению знаний психологических особенностей ученика. Диагностика не является самоценной, но позволяет «зазвучать» выявленной педагогической и психологической проблеме, помогает отследить динамику развития личности обучающегося.

        Психологическая диагностика определяется задачами проекта и запросом участников образовательного процесса. Она проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Главный смысл диагностических исследований – это подготовка практических рекомендаций по решению  трудностей в личностном росте воспитанника, его социальной адаптации в микро социуме. Систематичность в проведении диагностических процедур позволяет создать банк данных на каждого обучающегося, где отслеживается  эффективность личностного роста в созданной системе воспитания и обучения;

•        консультирование (индивидуально-групповое) по вопросам, связанным с обучением. Оно организуется по запросу родителя, либо педагога, или результатам различных видов диагностики и коррекционной, развивающей работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога или родителя профессиональные и личностные затруднения;

•        коррекционно-развивающая деятельность (индивидуально-групповая) призвана оказанию конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям. В целом направлена на формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.

В рамках образовательной деятельности предусмотрены занятия по программам «Основы психологии общения» и «Круг друзей», особое внимание в которых отводится:

  • развитию межличностного общения – формирование сплоченности коллектива;
  • адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов;
  • проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе.

        Психокоррекционная работа направлена на решение выявленных конкретных проблем в обучении, поведении или психическом самочувствии. Развивающая работа  направлена на создание социально - психологических условий, способствующих целостному развитию личности каждого ребенка. Выбор конкретной формы психокоррекционной работы   определяется на основе результатов психодиагностики, а также проводится по запросу родителей.  Коррекционно-развивающая работа направлена на оказание помощи детям мигрантам, имеющим трудности в обучении и в психологическом развитии.

        В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы используются различные формы организации педагогического процесса:

  • развивающие игры;
  • моделирование поведения;
  • психогимнастика;
  • групповые дискуссии;
  • игротерапия;
  • работа над проектами.

•        психологическое просвещение родителей и педагогов, занимающихся с детьми мигрантами. Оно организуется по запросу администрации. Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников проводится  на педагогических советах и на заседаниях методических объединений. Просвещение родителей осуществляется на родительских собраниях.

        Формирование психологической культуры способствует развитию психолого-педагогической компетентности как педагогов, так и обучающихся и их родителей;

        Работа с родителями направлена на повышение их психологической компетенции в сфере детско-родительских отношений и решение проблем развития их детей.

  1. Роль партнеров в образовательном процессе

В качестве партнеров при реализации проекта «Самара – наш общий дом!» консультантами и партнерами выступают регулирующие органы, являющиеся заказчиками проекта, а также учреждения, способные к оказанию разнообразной поддержки в разработке и реализации проекта:

  • Департамент образования администрации городского округа Самара выступает не только в роли заказчика, но и создает финансовые условия для его успешной реализации;  (Сироткина Елена Александровна)
  • дом дружбы народов - учреждение, которое аккумулировало большой опыт работы с мигрантами и готово к оказанию консультативной поддержки при разработке и реализации проекта (специалист орготдела Шаймарданова Рауда Данияловна);
  • межвузовский гуманитарный музейный центр Самарского Государственного университета - учреждение, ведущее обобщение работы с мигрантами самарского региона (и.о. зав. Межвузовской кафедрой этнологии и межнациональных отношений Серых Данила Витальевич);
  • Поволжская государственная социально-гуманитарная академия- высшее образовательное педагогическое учреждение, с профессорско-преподавательским составом, готовым к сотрудничеству в области разработки и рецензированию учебно-методических материалов (зав. кафедрой русского языка факультета начальных классов, к.п.н. Сидорова Нина Николаевна);
  • НОУ «Школа Ор Авнер» - занимаясь изучением национальных традиций и культуры народов Самарской области, накопила большой педагогический опыт; готова к сотрудничеству в области оказания методической помощи и рецензирования учебно-методических материалов (директор, к.ф.н. Железникова Татьяна Петровна);
  • СОИКМ им. П.В. Алабина – учреждение, осуществляющее выставочную работу по различным направлениям социальной деятельности (ученый секретарь, к.и.н. Сташенков Дмитрий Алексеевич).

Система стратегического партнерства функционирует на основе соглашений о стратегическом партнерстве в области образовательной и профессиональной деятельности, заключенных для достижения определенных инновационных и образовательных целей.

  1. Масштаб и география реализации проекта

Проект предполагает работу с детьми, проживающими на территории городского округа Самара с привлечением партнеров - общеобразовательных школ, расположенных на территории Октябрьского района.

Важную роль в реализации партнерских обязанностей осуществляют педагогические коллективы школ, на базе которых проводится предварительный мониторинг по выявлению участников проекта и осуществляется набор учащихся. К данным школам относятся: школа №20, №92, №16.

VI.        РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

6.1. Ожидаемые практические результаты

•        Выработка у детей и подростков – участников проекта толерантного мышления, основанного на уважении прав и свобод других людей, норм и традиций полиэтнического культурного общества России и Самарского региона;

•        способность участников проекта комфортно ощущать себя в среде российских сверстников, наличие у них возможностей для самореализации в окружающем их обществе;

•        использование грамотного разговорного русского языка для общения с самарцами;

•        психологическая адаптация детей мигрантов и их родителей в новой социально- культурной среде;

•        включение в образовательный процесс новой группы обучающихся;

•        активное использование разнообразных форм работы по вхождению в образовательное пространство детей мигрантов ;

•        создание интернет-сайта «Самара- наш общий дом!»;

•        пополнение методической базы ЦВР «Поиск»;

•        выпуск методических пособий:

  • «Законы Российской Федерации: памятка для учащихся и родителей»;
  • «Русский язык: первые шаги» (методическое пособие для учащихся);
  • «Учим русский вместе!» (методическое пособие для родителей);
  • Образовательные программы для работы с детьми мигрантов (методические пособия для педагогов);

•        укрепление творческих контактов детей мигрантов с детскими творческими коллективами ЦВР «Поиск».

6.2. Создание системы диагностики уровня владения разговорным русским языком детьми мигрантами при их зачислении в ЦВР «Поиск»

        Создание тестирования детей мигрантов на знание русского языка при участии педагогов-психологов. По результатам такого тестирования должны формируются группы, создаются оптимальные условия для освоения ребенком предложенных данным проектом дополнительных образовательных программ.

6.3. Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды ЦВР «Поиск»

        Деятельность в данном направлении предусматривает включение психологической службы в образовательную деятельность с данным контингентом обучающихся. Оказание психологической поддержки детям и их родителям должна проводиться в формах групповых психологических игра, индивидуальных консультациях. Создание фонда инструментария по мониторинговому исследованию. Например:

•        тест ценностных ориентаций обучающихся (автор М. Рокич) (для детей);

•        тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (автор: Д.А. Леонтьев) (для родителей).

6.4. Адаптация всех участников образовательного процесса на основе формирования навыков межкультурной коммуникации

        Влияние данного проекта на местную среду должно выражаться в снижении уровня социальной агрессии и противоправной деятельности, в сокращении количества случаев девиантного поведения детей.

        Важность данного проекта заключается в том, что он направлен на работу с детьми, до сих пор, как правило, на территории Самарской области остающихся за рамками современных образовательных программ. Технологии, приемы и методы поликультурного образования должны включают дополнительные образовательные программы, в соответствии с основными целями и задачами проекта.

        В основе проекта лежат следующие дополнительные образовательные программы:

•        «Основы Конституции РФ»;

•        «Русский язык, как средство общения»;

•        «Интеллектуальные игры»;

•        «Основы психологии общения»;

•        «Круг друзей».

        Все программы направлены на усвоения знаний, умений и навыков согласно их содержанию, способствуют развитию познавательного интереса к русскому языку, как основному языку общения на территории г.о. Самара. При реализации программ используются различные методы и приемы организации познавательной деятельности такие как рассказ, беседа, интеллектуальная или психологическая игра и т.п.

        Данные дополнительные образовательные программы отвечают индивидуальным культурным запросам обучающихся. Программы созданы для тех, кто хочет изучать русский язык и культуру другого народа, хочет достичь необходимого уровня знания разговорного русского языка и культуры принимающего детей мигрантов населения. В этих компенсаторных билингвальных и бикультурных программах используется культурно-ориентированный стиль работы с обучающимися.

        Социально-ориентированные программы направлены на развитие культурной толерантности. Это формы, методы и приемы формирования культуры межличностного общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать детям и взрослым в другой языковой среде. Обучающиеся «входят»в ситуацию диалога с русской культурой, со сверстниками, с педагогом. Во время свободного общения дети мигранты принимают решения, определяют свои симпатии и антипатии. В используемых методиках особая значимость придается таким методам и приемам, как:

  • активное слушание (уточняющие вопросы, актуализация проблемы, сопереживание);
  • рефлексия;
  • положительное подкрепление;
  • создание ситуации успеха;
  • метод диалога;
  • способы и приемы разрешения конфликтной ситуации (переключение внимания, уклонение, компромисс, комплимент, шутка);
  • организационно-деловые игры;
  •  и др.

        Особого внимания требует организация работы с многонациональной родительской общественностью. Работа ЦВР «Поиск» с детьми мигрантами    основывается на взаимодействии в триаде «педагог – ребенок – семья» с широким и эффективным применением современных возможностей дополнительного образования.

6.5. Создание системы контроля качества комплексной работы по интеграции детей мигрантов

Педагогические исследования

        Организация системы контроля за качественным уровнем прохождения образовательных программ покажет успешность решения задачи культурно-языковой адаптации детей мигрантов.

Диагностика уровня полученных и усвоенных знаний, умений и навыков происходит в неформальной обстановке на праздничных мероприятиях, проводимых не изолированно, а совместно с другими участниками образовательного процесса (воспитанниками творческих объединений центра, русскоговорящих, носителях русского языка, как основного). В процессе праздника проводится диагностика по следующим  компонентам:

  • уровень активности детей мигрантов в праздничном действе;
  • уровень употребления и качества проговариваемого текста на русском языке;
  • уровень осознанных реакций на звучащие в праздничном действии вопросов  и желании ответить на них.

В течении года проводятся два мероприятия: праздник «Здравствуй, русский новый год!» и Праздник русского языка. В процессе их проведения и последующего анализа выявляется уровень усвоения изучаемого материала, вносятся коррективы по применяемым методикам и изучаемым темам.

Психолого-педагогические исследования

Исследования контингента родителей детей мигрантов

Проводится диагностика родителей с целью выявления стиля воспитания, установок в воспитании, собственных проблем родителей. Для этой цели используются следующие методики:

- «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи.-СПб., 1999, с.585);

- «Семейная социограмма» и «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи.-СПб., 1999, с.301-308);

Исследование контингента обучающихся детей мигрантов

- Психодиагностика личности участников;

- Экспрессивные методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах;

- Методы СПТ: дискуссии, анализ ситуаций, иммитационные игры и упражнения;

- Методы телесной терапии.

VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В процессе работы необходимо использовать новые педагогические технологии:  

  • личностно-ориентированного обучения- по мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса является есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели такой модели обучения   необходимым различать следующие понятия.
  • разноуровневый подход;
  • дифференцированный подход;
  • индивидуальный подход;  
  • субъектно-личностный подход  
  • технологии сотрудничества. Развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения является целью использования данной педагогической технологии. Содержанием занятия в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы воспитанника несут в себе радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе.  

Данная технология основана на принципах:

  • взаимозависимость членов группы;
  • личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
  • совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
  • общая оценка работы группы.
  • проблемно-поисковые технологии — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых обучающиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
  • технология развивающих игр. Использование игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Они оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют многие умения и коммуникативные навыки: прежде всего, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Игры развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении сложных проблем.

Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой и индивидуальной работы.

VIII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровые ресурсы

  • руководитель проекта;
  • методист;
  • педагог дополнительного образования (далее пдо) (учитель начальных классов - на контрактной основе);
  • пдо (учитель истории - на контрактной основе);
  • педагог-психолог;
  • педагог-организатор;
  • звукорежиссер.

Учебный ресурс

  • дидактический раздаточный материал;
  • учебные наглядные пособия.

Материально технический ресурс

  • 3 оборудованных учебных кабинета;
  • Актовый зал;
  • Мультимедиа аппаратура;
  • Дидактическая техника (компьютер, монитор, принтер, сканер и т.п.).

Методический ресурс

  • Образовательные программы:        

А) Для родителей:

  • «Основы Конституции РФ»;
  • «Основы психологии общения»;

Б) Для детей мигрантов:

  • «Русский язык, как средство общения»;
  • «Интеллектуальные игры»;
  • «Основы психологии общения»;

В). Для совместного обучения детей и родителей:

  • «Круг друзей».
  • Сценарии;
  • Нормативные документы;
  • Аналитическая база;
  • Научно-методическая литература (медиатека).

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Наименование расходов

Единица измерения

Стоимость единиц

Кол-во единиц

Ожидаемое финансирование от конкурса грантов

Финансирование из других источников

Собственный вклад

всего

I

Приобретение оргтехники

Шт

3

1.1

Процессор

Шт

20 000

1

20 000

20 000

Монитор

Шт

15 000

1

15 000

15 000

Принтер

Шт

5 000

1

5 000

5 000

II

Установка и обслуживание высокоскоростного интернета

Шт

5 000

1

5 000

5 000

III

Заработная плата

ст

8 500

2

17 000

2 ст

IV

Выпуск пособий

Шт

30

700

21000

21 000

V

Призы, грамоты

(Спонсарские средства)

В соотвествии в проведением мероприятий и количеством участников и победителей. Количество определяется при подготовке мероприятия

ИТОГО

66 000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...

Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию  образовательных программам с применением дистанционных технологий...