Разработка поисково - исследовательского проекта
проект по теме

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ХИСЯМЕТДИНОВА

   Самобытная  культура деревень Хвалынского района уходит своими корнями в далекое прошлое. Сквозь века предметы старины несут немаловажные сведения о жизни предков. Музейная педагогика, с момента ее зарождения и до настоящего времени, считалась учеными одним из самых успешных методов воспитания гражданина и патриота. Но фрагментарность не позволяет составить целостную и законченную картину восприятия культуры родного края. Так возник проект «Быт и традиции народов Хвалынского района».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_solnechnaya_polyana.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей  

«Дом детского творчества»

Музейный поисково-исследовательский проект

«Быт и традиции народов Хвалынского района»

Типология:

- по доминантному методу – поисково - исследовательский;

- по продолжительности - средней продолжительности;

- по характеру - непосредственный;

- по характеру контактов - региональный;

- по характеру участия - групповой; в контакте с другими возрастными группами;

 - по форме представления:

 - оформление постоянно-действующих выставок в избе, расположенной на базе  туристического комплекса «Солнечная поляна»;

 - проведение мастер-классов  по изготовлению оберегов тех народов, которые проживали на территории Хвалынского района до конца XIX века;

- проведение эстетических чтений об особенностях культуры, традиций и  быта, народов Хвалынского района;

 - проведение видео-экскурсий о растениях, используемых в роли оберега у народов Хвалынского района;

- проведение тематических мероприятий «Игры народов Хвалынского района»; «Приметы и гадания народов Хвалынского района», «Особенности праздничных гуляний народов Хвалынского района».

-создание этнографического словаря народов Хвалынского района;

-создание банка данных  «Народные умельцы Хвалынского района».

Участниками проекта являются

- Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества»:

Титков Петр Александрович, Грекова Елена Владимировна, Ульяненко Жанна Александровна, Дежурова Мария Александровна, Волчанская Гульнара Зайнулаевна, Костюк Елена Васильевна, Хисяметдинова Ирина Вячеславовна, Одинцов Александр Викторович.

- Сотрудники национального парка «Хвалынский».

- Сотрудники туристического комплекса «Солнечная поляна».

Автор проекта - Хисяметдинова Ирина Вячеславовна, искусствовед, педагог дополнительного образования объединения «Исток» МОУ ДОД Дом детского творчества;

Консультант - Грекова Елена Владимировна, кандидат философских наук, учитель истории и обществознания.

Руководитель проекта  -  Титков Петр Александрович, директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Хвалынск.

Девиз: «Жить настоящим, уважать прошлое, заботиться о будущем!»

Обоснование проекта

Цели:

- исследование сущности понятий  «этнографическая культура» и «историческая память народа»;

- организация поисково-исследовательской деятельности по сбору и систематизации материала по этнографической культуре Хвалынского района в прошлом и настоящем;

- развитие интеллекта учащихся;

- создание банка данных о людях Хвалынского района, которые в наше время занимаются декоративно- прикладным творчеством;

- создание  на базе  туристического комплекса «Солнечная поляна» постоянно-действующих выставок декоративно-прикладного творчества и этнографических выставок;

- создание презентаций для проведения мастер-классов  по изготовлению оберегов народов, проживающих на территории Хвалынского района до конца XIX века;

- сбор материалов для проведения эстетических чтений об особенностях культуры, традиций и  быта, народов Хвалынского района;

 -сбор материалов для проведения видео-экскурсий о растениях, используемых в роли оберега либо имеющих мистическое значение у народов Хвалынского района;

- сбор материалов для  проведения тематических мероприятий «Игры народов Хвалынского района»; «Приметы и гадания народов Хвалынского района», «Особенности праздничных гуляний народов Хвалынского района».

-сбор материалов для создания нонятийного словаря народов Хвалынского района;

- сбор материалов для создания банка данных  «Народные умельцы Хвалынского района».

- воспитание человека, который гордится культурой своего народа и стремится  преумножить его материальные и духовные достижения.

Задачи:

- научить воспитанников  самостоятельному поиску необходимых экспонатов и информации о них;

- научить воспитанников делать анализ и давать оценку собственным творческим и деловым возможностям;

- помочь воспитанникам освоить навыки и умения исследовательской работы по отбору и систематизации собранного материала;

- развивать аналитическое мышление, творческие способности, художественный вкус;

- научить воспитанников работать в малых группах по методике сотрудничества;

- воспитать желание творить самому  и сохранять культуру родного края.

Актуальность проекта 

Самобытная  культура деревень Хвалынского района уходит своими корнями в далекое прошлое. Сквозь века предметы старины несут немаловажные сведения о жизни предков. Музейная педагогика, с момента ее зарождения и до настоящего времени, считалась учеными одним из самых успешных методов воспитания гражданина и патриота. Но фрагментарность не позволяет составить целостную и законченную картину восприятия культуры родного края. Так возник проект «Быт и традиции народов Хвалынского района».

Педагоги МОУ ДОД «ДДТ», научные сотрудники национального парка «Хвалынский» с воспитанниками объединений Дома детского творчества  решили не только собрать, изучить и систематизировать материалы о предметах старины, но и изготовить макеты, на которых можно  показать хозяйственную деятельность, одежду и уклад жизни наших предков в виде этнографической выставки.  Участие в проекте могут принимать все жители Хвалынского района, а так-же те, кто чтит  культуру предков.

      Работа над проектом позволит воспитанникам не только изучить этнографическую культуру нашего района, но и ощутить взаимосвязь исторически сложившихся культурных традиций и современной культуры, почувствовать сопричастность молодого поколения к культурному наследию предков, воспитать желание сохранить и передать лучшее своим детям.

   Поиск и научно-исследовательская работа школьников по проекту

- это не дань моде, а эффективное средство воспитания и решения многих образовательных задач: приобщение учащихся к культуре малой родины и также к исследовательской работе. Воспитательная деятельность проекта направлена на формирование у подрастающего поколения чувства кровной связи с родной землей, национального самосознания, любви к своей стране и ответственности за ее будущее.

 Авторы проекта считают необходимостью существование в школе музея, который опирается на региональную историю и этнографию.

 Музей- это место, где сохраняется историческая память предков и их культурные достижения. Для всякого человека очень важно знать свое прошлое, осознавать свое место в сегодняшнем дне, чтобы с надеждой смотреть в будущее. Поэтому девиз нашего проекта «Без прошлого нет будущего».

   Собранный материал предполагается использовать при проведении уроков, классных часов и других воспитательных мероприятий. Он будет доступен для посещения жителями региона.

Реализация проекта.

Идея проекта.

   Сбор и изучение материала по этнографической культуре деревень Старая Лебежайка, Сосновая Маза и др. Каждое объединение проекта представляет свою форму представления:

- выставка;

-мастер-класс;

-презентация;

-видео-экскурсия;

-тематическое мероприятие;

-терминологический словарь  народов Хвалынского района;

-создание банка данных  «Народные умельцы Хвалынского района».

     

Защита проекта осуществляется участниками:

- в ходе выставок и презентаций,  на базе туристического комплекса «Солнечная поляна», с описанием изготовленных макетов и поделок;

-в ходе мастер-классов и тематических мероприятий.

Защита проекта нацелена на демонстрацию умений и навыков воспитанников вести исследовательскую деятельность, работать с литературой, проводить рефлексивный анализ работы.

   

Для реализации проекта необходимы определенные денежные затраты для приобретения:

- доска липовая, обрезная  – 1 куб 7.500 руб

- обои                                   -1000 руб

- клей ПВА                          - 100 руб

- краски акриловые            - 3000 руб

- ткань лён                           - 5.000 руб

- ДВП                                   - 3.000 руб

-тесьма народная                - 10.000 руб

-нитки швейные                 - 500 руб

-мулине                              - 1000 руб

- бисер                                - 1000 руб

- клей «Момент»               - 500 руб

- стержень пистолета        - 500 руб

-ткань (мешковина)          - 2000 руб

               _________________________________                                

Итого:                                32100 руб

Ожидаемый результат

Теоретическая часть

Участники проекта

- усваивают знания об источниках и методах этнографических исследований, традиционных хозяйственных занятиях своих предков, особенностях чувашской, татарской, русской, мордовской национальной одежды, жилища, кухни, декоративно-прикладного искусства;

- усовершенствуют умения проводить учебные исследования по этнографии, собирать, систематизировать и обобщать фактологический материал, делать презентацию результатам своего научного поиска;

-  могут использовать приобретенные этнографические знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, в том числе при анализе проблем развития современного общества;

- развивают системное мышление, умение истинно оценивать себя;

- приобретают коммуникативные умения;

- формируют позитивный образ творческого человека.

Практическая часть

Участники проекта

- оформляют выставку в виде макетов с избами народов Хвалынского района, где воспроизводится, характерный для данных народов, интерьер, отражающий этнографическую, мифологическую и типологическую суть того или иного народа.

-проводят, совместно с педагогами и научными сотрудниками мастер-классы по изготовлению оберегов;

-представляют презентации о культуре, быте, мифологических персонажах, почитаемых деревьев и растений и др. народов Хвалынского района;

-проводят видео-экскурсии о культуре, быте, мифологических персонажах, почитаемых деревьев и растений и др. народов Хвалынского района;

-проводят тематические мероприятия ;

-терминологический словарь  народов Хвалынского района;

-создание банка данных  «Народные умельцы Хвалынского района».

Этапы реализации:

Организационно-подготовительный этап

- обсуждение актуальности темы проекта;

- обсуждение источников информации и методов ее сбора.

Исполнительный этап

- сбор экспонатов и анализ информации о них;

-  консультации педагогов и научных сотрудников;

- корректировка и обобщение данных, оформление материалов;

- подготовка выставок декоративно-прикладного творчества и этнографической выставки.

Оценочно-рефлексивный этап

- выставки в народной избе, расположенной на базе  туристического комплекса «Солнечная поляна»;

- мастер-классы  по изготовлению оберегов тех народов, которые проживали на территории Хвалынского района до конца XIX века;

- эстетические чтения и лектории  об особенностях культуры, традиций и  быта, народов Хвалынского района;

-видео-экскурсии о растениях, используемых в роли оберега у народов Хвалынского района;

- тематические мероприятия «Игры народов Хвалынского района»; «Приметы и гадания народов Хвалынского района», «Особенности праздничных гуляний народов Хвалынского района»…

- этнографический словарь народов Хвалынского района;

-  банк данных  «Народные умельцы Хвалынского района».

- рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...

Социальный поисково-исследовательский проект "О чём поведали нам памятники Брасовской земли?"

Презентация социального поисково-исследовательского проекта. В сборе материалов  участвовали ученики и учителя Локотской СОШ № 2 Брасовского района Брянской области....

Информационно – поисковый исследовательский проект. «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке ч...

Информационно-поисковый исследовательский проект: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».

  Физическое воспитание имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду, кроме того, он развивает ценные-психологические качества.   Систематическое обследо...

Разработка поисково - исследовательского проекта

 Самобытная  культура деревень Хвалынского района уходит своими корнями в далекое прошлое. Сквозь века предметы старины несут немаловажные сведения о жизни предков. Музейная педагогик...

Поисково-исследовательский проект. (Технология сотрудничества). "Обитатели лесопарка Сосновка"

Данная методическая разработка раскрывает первый поисково-исследовательский этап работы над проектом «Обитатели лесопарка Сосновка», с применением технологии сотрудничества, в котором участвовали педа...

Методическая разработка по созданию поисково-исследовательского проекта

Поисково-исследовательская деятельность является одним из способов формирования метапредметных результатов обучения в условиях ФГОС. Данаая работа является примером....