Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет
рабочая программа по теме

Климова Светлана Александровна

Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который  является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году). Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2006 – 2010 годы»  и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации   - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который  является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году). Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2006 – 2010 годы»  и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации   - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной  деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется  на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм. Автор программы предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через самую интересную науку для ребят – археологию. Данная программа знакомит ребят с археологическими памятниками, имеющих общегосударственной значение, не только теоретически, но и через участие в работе экспедиции истфака ЗабГГПУ, таким образам программа дает возможность установления связи с университетом. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест. Данная программа знакомит обучающихся с историей поселка Холбон, города Шилки, города Нерчинска, города Читы  - с историей Забайкальского края.    

Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на укрепление физического и психического  здоровья ребёнка; на взаимодействие педагога ДО с семьёй. Автор программы более 20 лет занимается музееведением, краеведением в силу своей профессии, поэтому данная программа является логическим продолжением его работы. При работе над программой автор познакомился со многими аналогичными проектами, например: О.Ю. Черенщикова  - учитель с. Кокуй, С.Ю. Литвинцева – г. Нерчинск, И.Ю. Портнягина – г. Чита. Программа не только знакомит ребят с археологией как наукой, но и дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного поселка. Данная авторская программа удачно вписывается в воспитательную систему школы (модель «Экология и диалектика»), а также интегрируется с программами кружков школы - «Юный журналист», «Феникс» и работой НОУ «Хрустальная Сова».

Цель: познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Забайкалье, с историей родного края.

Задачи:

  1. Овладеть системой знаний по истории Забайкалья, способствовать развитию творческих способностей школьников, овладеть приёмами экскурсоводческой деятельности и ораторского искусства.
  2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма.
  3. Создать устойчивый  интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала,  его обработке в процессе исследовательской деятельности.  Способствовать укреплению здоровья школьников при участии в экспедициях и походах.

Программа написана для детей 12 – 16 лет, которые в основной школе уже познакомились с историей отечества с древнейших времен.

Психологическая характеристика  возраста обучающихся.

Данный возраст является определяющим для становления человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор. Именно в 12 – 16 лет подростки учатся отличать истинные ценности от ложных. В этот же период они  учатся принимать социальные нормы,  и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным. Думаю, что занятия в историко-краеведческом кружке «Патриот» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.

Принципы обучения предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные. Обучающиеся рассматривают историю Забайкалья как живую науку, которую они сами развивают, таким образом, проявляется принцип научности. Обучающиеся стремятся работать в археологической экспедиции, идут к этому сознательно и активно. В организации работы кружка проявляется принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе. Труд в экспедиции на общую пользу, на науку, соединяется с обучением и воспитанием. А при подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:

  1. Самоактуализации
  2. Индивидуальности
  3. Выбора
  4. Творчества и успеха
  5. Доверия и поддержки

Методы, приёмы и технологии.

На занятия отводится 144 часа в учебный год. Для наиболее прочного усвоения программного материала автор программы считает уместным использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репродуктивный
  3. Проблемного изложения
  4. Частично-поисковый
  5. Исследовательский
  6. Наглядный
  7. Контроля

Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, участие в археологических раскопках, поиск и обработка материала для определенной темы). При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:

  1. Личностно-ориентированное обучение
  2. Индивидуализация обучения
  3. Информационные
  4. Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
  5. Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, походы, экспедиции, экскурсии).

Формы организации занятий

Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов  - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, участие в походах, экспедициях, экскурсии.

Режим занятий: понедельник          17ч 00 м – 17 ч 40 м

                                                          17 ч 50м – 18 ч 30 м

                                                          18 ч 40 м – 19 ч 20 м

                                                          19 ч 30 м – 20 ч 10 м

                              вторник              17ч 00 м – 17 ч 40 м

                                                          17 ч 50м – 18 ч 30 м

                                                          18 ч 40 м – 19 ч 20 м

                                                          19 ч 30 м – 20 ч 10 м

На занятиях поочередно сменяют друг друга старшая и средняя группы обучающихся.

Ожидаемые результаты

В ходе усвоения данной программы, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:

  1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, выступает на классных часах, работает с отдельными  экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
  2. Свободно владеет фактическим материалом по истории Забайкалья, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
  3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.
  4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.

Формы подведения итогов реализации программы.

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Входящая диагностика (первичное тестирование)

Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов

Участие в смотрах-конкурсах ДДиЮ, в научно-практических конференциях школы, района, края.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Раздел программы

тема

Всего часов

теория

Практика

  1. музееведение

Методика работы в музее

13

3

10

  1. введение в археологию

Виды археологических памятников

4

2

2

  1. каменный век Забайкалья

археологические памятники – палеолит, мезолит, неолит, энеолит

29

19

10

  1. Забайкалье в бронзовом веке

Занятия, захоронения, искусство

16

10

6

  1. Забайкалье в железном веке

Производство, жилище, быт, бухотуйская культура, монгольский период

31

20

11

  1. Страницы истории родного края

Чита, Шилка, Нерчинск, Холбон

51

Итого:

20

144 ч

31

1 – ый год

  1. Открытие Забайкалья

Сибирь, походы на Байкал и в Забайкалье

24

20

4

  1. Народы Забайкалья

Русские и эвенки.

Русские и буряты

Религия, быт, культура

42

22

20

  1. Освоение Забайкалья в 17 – 18 вв.

Охочие люди. Первое серебро. Нерчинский Завод. Горная промышленность. Нерчинский, Читинский, сретенский остроги

42

20

22

  1. Край ссылки и каторги

Пашков. Аввакум «Житие», семейские в Забайкалье. Старообрядцы. Условия труда и быта каторжан

36

Итого:

20

144 ч

16

2 – ой год

Содержание дополнительной образовательной программы (1- ый год)

Р – 1. Музееведение – всего 13 часов

Теория – 3 часа: методика работы в музее. Знакомство с музеем. Методика работы с экспонатами и фондами.  Специфика работы в музее. Бережное отношение к экспонату. Нумизматика. Сфрагистика.  Другие разделы в музее. Как работать над своей темой.

Практика – 10 часов. Постановка на учет экспонатов. Реставрация. Оформление или подновление музейных выставок и экспозиций. Уход за экспонатами. Определение тем для исследовательской деятельности.

Р – 2 . Введение в археологию. – всего 4 часа

Теория – 2 часа: понятие археология. Археологические памятники.  Периодизация.

Практика – 2 часа: определение видов археологических памятников по признакам.

Р – 3 . Каменный век в Забайкалье – всего 29 часов

Теория – 19 часов: Ранние памятники палеолита. Титовская сопка. Сухотино. Танга. Толбага. Стоянки верхнего палеолита. Чоппер, чопинг – отличия.  Значение находки «скульптура головы медведя». Поселения. Варварина Гора. Санный мыс. Понятия о стоянках. Жилища – открытые «дома».   Стоянки. Ошурковская стоянка. Периодизация стоянки. Зарисовки находок. Мезолит. Отличия палеолита и мезолита. Изобретения. Открытия. Неолит. Происхождение земледелия и скотоводства. Производящее хозяйство. Открытия и изобретения. Неолитические погребения. Способы захоронений. Виды захоронений. Предметы в погребениях. Могильник Арын-Жалга. Молодовский могильник. Погребение ст. Дарасун. Загадки Шилкинской пещеры. Исследования Окладникова А.П. . Неолитический топор. Опыт С. А. Семёнова. Преимущества лука. Гарпун. Керамика. Занятия обитателей пещеры. Внешний вид шилкинского человека.   Егоркина пещера. Развитые типы изделий. Плитчатые скрёбла. Двусторонне ретушированные наконечники стрел. Гончарное мастерство. Хозяйство неолита. Климат Забайкалья. Образ жизни населения. Орудия труда. Комплексный характер хозяйства. Производящая экономика.  Энеолит Забайкалья. «Дворцы». Очаг сложной конструкции. Каменный инвентарь. Орудия труда земледелия. Металл.

Практика – 10 часов: Выводы о развития производства по находкам.  Определение времени погребения по внешним признакам – к дорелигиозному или к моменту возникновения религии.  Работа с экспозицией. Уход за экспонатами. Подготовка материала для исследовательских работ. Работа над структурированием исследования.

Р – 4. Забайкалье в бронзовом веке – всего 16 часов

Теория – 10 часов Стоянки и могильники. Значение появления бронзы. Бронзовые изделия, домашние животные. Развитие цветной металлургии Забайкалья. Поселения. Кулькисон. Виды нуклеусов. Датировка поселения. Харга. Временность поселения. Кристинкина пещера. Памятник раннего металла Южного Забайкалья. Украшения. Глиняная посуда с орнаментом. Дворцовая культура. Открытия 1974 года. Положение костяка. Предметы. Черепа животных в погребениях. Погребальный инвентарь. Культура плиточных могил. Виды и размеры плиточных могил. «Оленные камни». Грабители могил. Точка зрения Кириллова. Звериные украшения. Торговля. Расцвет культуры бронзового века. Животные в погребениях кочевников. Роль домашних животных в погребальных обрядах. Хронология Н.Н. Дикова. Загробный мир. Могильник Ацай. Находка 1963 года. На реке Баргузин. Особенности данных погребений. 1975 год. Причины разграблений. Наскальная живопись. Темы рисунков. Социально-экономическая жизнь бронзового века в наскальных рисунках.

Практика – 6 часов. Определения занятий по находкам. Выводы о назначениях пещер на основании находок. Значения появления орнамента на посуде у народов Забайкалья. Работа с фотографиями и рисунками. Технология изготовления керамической посуды.

Р – 5. Забайкалье в период железного века. Всего – 31 час.

Теория – 20 час Хунну в Забайкалье. Железо как изобретение человека.  Выплавка железа. Ремесленники. Загадка хунну. Занятия. Знать. Нижне-ивогинское городище. Гончарное производство. Жилище. Одежда. Бурхотуйская культура. Открытие академика Окладникова на реке Онон. Характеристика находок в погребениях. Племена Шивей. Управление. Поселения- городищи на реке Шилка. Развитие хозяйства. Религиозные верования. Итого экспедиций 2000 – 2005 гг. по изучению памятника Первый буерак.  Тюрки. Темниковское городище. Курганы-керексуры. Спиральные узоры на подвесках. Особенности погребений. Погребальный инвентарь. Кенотафы. Кидани. Монголо-язычные племена. Настенные росписи императоров. Городище села Коктуй. Судьба народа. Монгольский период. Чингисхан. Кондуйский дворец. Архитектура. Хирхиринское городище. Кузнечное дело. Управление монгольские погребения. Легенда о погребении Чингисхана. Поиски могилы Чингисхана. Ундугунская культура. Признаки данных могильников. Положение тела погребенного. «Сложные луки». Украшения. Посуда. Религия. .   Дарасунский могильник – могильник железного века. Экспедиция 1976 года. Доказательства торговли.   Погребения бурят и эвенков. Общее и отличия погребений бурят и конных эвенков. Связь культур племен Забайкалья. Урок – зачет. Контроль за знаниями учащихся. Теоретический отбор в экспедицию. Археологическая терминология. Диктант. Кроссворд.

Практика – 11часов. Работа с фотографиями   Оформление экспозиций. Знакомство с презентацией к исследовательской работе «Мои поиски следов бурхотуйцев». Проведение классных часов.   Дарасунский могильник – погребение в районе археологического памятника Первый Буерак, работа с фотографиями, находками. Уход за экспозицией.  

Р – 6 Страницы истории родного края. Всего – 51 час.

Теория – 20 часов Памятные места Холбона. Братская могила. Памятник Ленина. Парк. Мемориал. Памятник воинам, умершим от ран в эвакогоспитале. Японское кладбище. Пионерский лагерь. Духовная культура поселка. Народные умельцы. Архитектура. Фольклор. Роль библиотеки. Проблемы поселка. Экологическое сознание. История создания школьного музея. Личность Ларионова И.Ф. Становление. Развитие. Проблемы. Основные разделы школьного музея сегодня. Нерчинск. Из истории основания города. Бутинский дворец. Краеведческий музей. Захоронения на кладбище. Экскурсия. Чита. Из истории основания. Читинский острог. Декабристы. Чита в 19 веке – экскурсия. Площади Читы. Памятные места города. Летопись школы 1934 – 2010 гг. Этапы становления и развития. 1941 года. Личности учителей. «Наши выпускники – молодые ученые». Спорт в поселке 1934 – 2010 гг. Звезды хоккея – 30-е годы; футбол; велоспорт; лыжи; легкая атлетика; волейбол. Возрождение спорта – 90-е годы ХХ века.  Память великой Отечественной войны. Ветераны войны. Герои войны. Роль солдата. Вдовы и дети. Школа в 1941 – 1945 гг. Экспонаты музея рассказывают о войне… Труженики тыла. Холбонская электростанция в годы войны. Эвакогоспиталь. Ф.Ф. Козлов – роль в организации. Работа медсестер. Помощь жителей поселка раненым.  

Практика – 31час Экскурсии по памятным местам Холбона. Экскурсии по разделам школьного музея. Оформление стендов в коридорах школы – 2 этаж. Декабристы о Забайкалье – просмотр презентации. Чита в 19 веке, площади Читы – экскурсия. Поиски к юбилею – нашей школе 75 лет. Проведение встреч с ветеранами  войны и труда. Работа с архивом – спортивные дипломы и грамоты. Проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне. Уход за памятниками.

Содержание дополнительной образовательной программы (2 - ой год)

Р – 7 Открытие Забайкалья. Всего – 24 часа

Теория -20 часов . Введение. Общая характеристика развития Забайкалья в 15 – 17 вв. Расселение сибирских народов приходу русских, природные условия, влияющие на уровень социально-культурного развития народов. Значение присоединения Сибири к России. Происхождение слова «Сибирь». Походы на Байкал и в Забайкалье. Показать цели землепроходцев, организацию экспедиций. Функции острогов, поставленных землепроходцами. Изучить пути и средства передвижения землепроходцев на Восток.

Практика  - 4 часа. Работа с картой – набросок пути землепроходцев. Экскурсия в Нерчинский музей, знакомство с макетом острога.

Р – 8. Народы Забайкалья. Всего – 42 часа.

Теория – 22 часа. Народы Забайкалья в 17- 18 веке. Русские и эвенки (Пётр Бекетов и Гантимур). Показать, что способствовало, а что препятствовало установлению мирных отношений. Личность Хабарова Е.П. Понятие «ясак». Быт и верования эвенков в 17 веке. Особенности жилища. Религиозные представления, миф о происхождении Земли. Понятия: чум, ровдуга, парка, шаманизм, шаман, камлание. Буряты. Домашний быт и пища, хозяйственная деятельность бурят. Сравнить юрту бурят и чум эвенков, разъяснить причины различий в конструкциях. Материальная и духовная культура бурят в 16 – 17 веке. Влияния на культуру бурятского народа. Идеалы и представления людей по бурятской мифологии. Охарактеризовать декоративно прикладное искусство бурят в 17 веке. Религиозные верования бурят. Отличия «черных» и «белых» шаманов. Ламаизм как разновидность буддизма. Семейные и общественные отношения бурят. Расслоение.

Практика – 20 часов. Изготовление макета жилища чума. Конкурс изделий. Изготовление макета бурятской юрты. Работа с контурной картой - определение пути землепроходцев. Знакомство с бурятским костюмом по фотографиям НПК «Музей и дети».

Р – 9. Освоение Забайкалья во в. п. 17 – 18 вв.Всего- 42 часа.

Теория – 20часов. Население Забайкалья в конце 17 – 18 вв. «Охочие люди». Причины добровольно-принудительного заселения края. Первое серебро России. Заслуга Дайкон – Тайши перед русскими. Методы выплавки серебра из руды. Аргунский (Нерчинский) сереброплавильный завод. Причины строительства и принципы работы Нерчинских Заводов, их роль в становлении экономики России.  Охарактеризовать челобитную подмастерьев Козьмы Шапошникова, Саввы Веснина и Василия Погодаева. Хозяйственное освоение Забайкалья в 18 веке. Серебряный рубль Анны Иоанновны 1736 года. Открытие Ивана Мокеева. Особенности Воздвиженского сереброплавильного Завода. «Купецкая палатка». Начало горной промышленности. «Горючий камень». Личности: Фёдор Борзов, Василий Суворов. Петровский завод.  Причины строительства, основная продукция, условия труда и быта рабочих.  Причины побегов рабочих, и формы наказания. У истоков земледелия Забайкалья. Благоприятные в с/х отношении районы Забайкалья. Объективные причины развития земледелия в крае, крестьянская агротехника 18 века. с/х культуры, приёмы обработки земли, заготовки кормов, заимствования у местного населения. Нерчинск. Особенности строительства городов в 17 веке. Значение Нерчинского договора для России и Забайкалья, его условия. Личность Ф.А. Головина, Ф.И. Соймонова. Секретная Нерчинская экспедиция. Герб города. Торговля с Китаем. Нерчинский краеведческий музей, 350-летие города. Рождение Читы. Понятия слобода, острог, плотбище. Сретенск, Доронинск. Предпосылки возникновения городов, геральдические символы. Занятия населения. Причины изменения статуса городов. Крепость Акша. Слобода Цурухайтуй. Оборона границы с Китаем, сооружения для её защиты. Понятия: крепость, караул, редут, бастион.  

Практика – 22 часа.         

Работа в разделе музея «Туризм». Работа с гербами городов по материалам сезона «Байкал - 2008». Работа с картой, определение благоприятных с/х районов. Устройство крепости. Устройство острога. Зарисовки. Уход за экспонатами музея в разделе «Быт к.19 – н. 20 века». Проведение экскурсий и классных часов. Подготовка мини-сообщений для НПК «Хрустальная Сова».    

Р – 10. Край каторги и ссылки. Всего 36 часов.

Теория – 20 часов Протопоп Аввакум и Пашков. Отношения Аввакума и Пашкова. Страдания и лишения Аввакума. «Житие». Судьба первого ссыльного в Забайкалье. Память потомков о деятельности Аввакума. Крест в Посольском (Бурятия, Байкал) и доска на площади Ленина (Чита). Семейские в Забайкалье. Старообрядцы. Причины ссылки, происхождение, места расселения в Забайкалье. Образ жизни и занятия. Нерчинская каторга. Указ Петра Первого о каторге. Условия труда и быта каторжан. Отношения с местными жителями. Понятие «Нерчинская каторга». Наказания за побеги. Хронология.

Практика – 16 часов

Работа с фотографиями поселения Посольского (Бурятия, Байкал), оформление стенда для школы 2 этаж. Фольклор поселения Красный Чикой и Урлука. Презентация – Чита в ХХ веке. Площади. Александровский завод, Акатуй – часть нерчинской каторги. Сборники ГАЧО по нерчинской каторге (списки каторжан). Работа с экспонатами музея. Работа в музее с экспонатом ножные кандалы – «что рассказал музейный экспонат»? просмотр фотографий (Бурятия, Байкал, Посольское). Проведение экскурсий. Проведение классных часов по исследовательским темам. Сдача зачета. Подведение итогов года. Уход за экспонатами школьного музея.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Таблица № 1.

Вид дидактического материала

Раздел программы

тема

Количество экземпляров

Примечание

Экспозиции музея

  1. музееведение

Методика работы в музее

10

Стекло

фотографии

  1. Введение в археологию

Виды археологических памятников

24

Находки экспедиции 2000 – 2005

Бивни мамонта, окаменевшее дерево

  1. Каменный век

палеолит

5

Арбагарское кладбище мамонтов

Горшок – керамика, обломки керамики

  1. Забайкалье в бронзовом веке

искусство

6

Подлинники, прим. 1500 лет

Фотографии, видео, экспозиции

  1. Забайкалье в бронзовом веке

Бурхотуйская культура

35

2

1

Материалы раскопок памятника

«Первый Буерак».

Доклады НПК

  1. Страницы истории родного края.

Чита, Шилка, Нерчинск, Холбон

3

5

12

фотографии

  1. Открытие Забайкалья

Походы на Байкал

19

Поездка на Байкал 2006,

2008.

Макеты жилищ

  1. Народы Забайкалья

эвенки

3

Работы

обучающихся

Книги о декабристах, буклеты

  1. Освоение Забайкалья

Нерчинские  Заводы

2

2

Ножные и ручные кандалы

  1. Край ссылки и каторги

Условия труда и быта каторжан

1

1

Подлинники

Таблица №2

раздел

тема

форма

Приемы, методы, технологии

Вид контроля

  1. музееведение

Методика работы в музее

Беседа

Наглядные, репродуктивные

Устный, практический

  1. Введение в археологию

Виды археологических памятников

Лекция

Словесные, наглядные, проблемного обучения

Рисунки, схемы археологических памятников

  1. Каменный век

палеолит

Лекция, семинар

Практико-ориентированные

Зачет, оценка

  1. Забайкалье в бронзовом веке

искусство

Занятие, имитирующее общественную практику

Практико-ориентированные

Изготовление глиняного горшка

  1. Забайкалье в бронзовом веке

Бурхотуйская культура

Встреча с археологами, экскурсия

Наглядные, словесные, наблюдения, исследования

Обновление экспозиции, постановка на учет экспонатов

  1. Страницы истории родного края.

Чита, Шилка, Нерчинск, Холбон

Встреча с ветеранами, экскурсия, НПК «Хрустальная Сова»

Наглядные, словесные, наблюдения, исследования

Написание работ к НПК

  1. Открытие Забайкалья

Походы на Байкал

Учебное занятие

репродуктивные

Устный опрос

  1. Народы Забайкалья

эвенки

Учебная игра

Практико-ориентированные

Изготовление тчума, юрты

  1. Освоение Забайкалья

Нерчинские  Заводы

Лекция

репродуктивные

Изготовление тачки

  1. Край ссылки и каторги

Условия труда и быта каторжан

Встреча с ветеранами, экскурсия, НПК «Хрустальная Сова»

Практико-ориенированные

Проведение экскурсий

Список литературы:

(обучающимся)

  1. Портнягина И.Ю. Страницы древней истории Забайкалья. Чита, 2000 г.
  2. ТПО, Портнягина И.Ю., Чита, 2000 г.
  3. Черенщиков О.Ю. Очерки древней истории Шилки, Сретенск, 1993 г.
  4. Константинов М.В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1994 г.
  5. Матюшин Г.Н. Археологический словарь, М., 1996 г.
  6. Рижский М.И. Из глубины веков, Иркутск, 1965 г.

(учителю)

  1. Музгин Н.Д. К истории основания Читы и Нерчинска. Нерчинск, 1997г.
  2. Литвинцев С.Ю. Нерчинск: страницы истории. Нерчинск, 1995г.
  3. Коновалов П.Б. По следам древних культур Забайкалья. Новосибирск, 1983 г.
  4. Дворниченко Н.Е. Земля за Байкалом. Вост.- Сиб. Изд. 1970 г.
  5. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984 г.
  6. По следам древних культур Забайкалья. Сб. научных статей. Новосибирск, 1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театрально-игрового объединения «Непоседы»

Дополнительная образовательная программа по обучению детей театрально-игровому творчеству разработана на основе модифицированной образовательной программы игрового объединения «Непоседы» и театральной...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

Дополнительная образовательная программа по ОБЖ « Юные патриоты»

Современная ситуация в области здоровья подрастающего поколения заставляет искать новые возможности укрепления и сохранения здоровья детей. Не менее важно прививать детям любовь и уважение к своей Род...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет

Дополнительная образовательная программа   «Ты: твой род и твоя семья», включающая  подпрограмму «История малой Родины в лицах»,   разработана  на основе и в соответствии...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения

      Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ор...

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» спортивного объединения учащихся 5-11 классов основного общего образования.

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» спортивного объединения учащихся 5-11 классов основного общего образования....