Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика.

         Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации.

          Художественная гимнастика – это ациклический, сложно-координированный вид спорта. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того, занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике – составляющую часть гимнастики  художественной.        

   Художественная гимнастика – воплощение женственности и красоты, применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. В художественной гимнастике большую роль играет такое качество, как гибкость во всех ее проявлениях. Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, особенно в работе с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). И здесь нам на помощь приходит ритмическая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

( для педагогов дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности)

Автор – педагог  

дополнительного образования

МОУДОД «ДТДиМ» г. Воркуты

Санникова Оксана Николаевна

г. Воркута

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики…………5

1.1. История развития ритмической гимнастики.        

1.2 Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста        

1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном                            учреждении. Музыкальное сопровождение.        

2. Определение координации движений у детей старшего  дошкольного возраста.        

2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста        

2.2. Пути определения координационных способностей у детей             старшего дошкольного возраста, занимающихся художественной  гимнастикой.        

3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся художественной гимнастикой.        

Заключение        

Список используемой литературы        

ПРИЛОЖЕНИЯ        


                                              ВВЕДЕНИЕ

 

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика.

          Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации.

            Художественная гимнастика – это ациклический, сложно-координированный вид спорта. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того, занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике – составляющую часть гимнастики  художественной.        

   Художественная гимнастика – воплощение женственности и красоты, применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. В художественной гимнастике большую роль играет такое качество, как гибкость во всех ее проявлениях. Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, особенно в работе с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). И здесь нам на помощь приходит ритмическая гимнастика.

             

         Цель исследования:  определить необходимость применения методики ритмической гимнастики для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся художественной гимнастикой.                                                                      

    1.Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики

                      1.1. История развития ритмической гимнастики.

   

          На рубеже ХIV-XV  в.в. на основе народного танца и греческих традиций закладываются основы балетной хореографии. Искусство танца в этот период используется как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения. Так одна из разновидностей ритмической гимнастики - орхестрика была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.    Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включались сразу несколько суставов и сегментов тела в течение 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительностью 1-3 мин. Продолжительность урока – 60 мин. для взрослых и 30 мин. для детей.

        Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения был оперный певец Ф. Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением. Профессор Женевской консерватории Жак-Далькроз (1865-1950) – композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы –  подчинение движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.

       В отношении к этой гимнастике было не мало и скептиков, писавших например: «Ритмическая гимнастика – дрессированный пляс. Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению». Однако негативные отзывы не помешали бурному  росту ее популярности. Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со всеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бега, легкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела.                  

     Различные ритмопластические системы движений имели большую   популярность в России. Так, в 1910 г. В Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики. Возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и т.д. разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.

    Одну из таких студий, а именно «Московские классы пластики», закончила Л.Н. Алексеева - создательница системы гармонической гимнастики. Ее первая студия так и называлась «Студия гармонической гимнастики и танца». Главное в Алексеевской гимнастике – подбор упражнений, гармонически развивающих тело; естественность движения; особая обработка гимнастического материала. Даже самые небольшие учебные комбинации оформлять как маленькие «этюды движения» со своей гимнастической и эмоциональной задачей. Движения в них органически сливаются с музыкой, соответствуют духу музыкального произведения. Между движением и музыкой должна быть, как говорила Алексеева, «ритмическая гармония», исполнение разнообразных художественно-гимнастических  этюдов под классическую музыку доставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для детей особо привлекательна игровая форма занятий.

     Из вышесказанного ясно, что современная ритмическая гимнастика не возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранее существовавших систем физического воспитания. Естественно, на новом, современном уровне. И еще она очень тесно перекликается с гимнастикой художественной.                        

 

1.2 Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста

           Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность… Положительные эмоции и музыкальное сопровождение вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.

         Ритмическая  гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики (и наоборот), общеразвивающих упражнений, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца. Ритмическая гимнастика определена в физическом воспитании как часть более широкого понятия - аэробика.

          К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым. Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение.

         Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, и поэтому потребность в кислороде больше. Дыхательный аппарат шестилеток еще несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. Ритмическая гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему и обеспечивает организм ребенка необходимым количеством кислорода.

         Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и используемым средствам ритмическая гимнастика – своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является неотъемлемой частью в подготовке детского организма к предстоящей работе в художественной гимнастике, предметной подготовке. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.

         Отличительной особенностью ритмической гимнастики является выполнение упражнений в танцевальной манере. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.  

         Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.    

         На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы  нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания. Ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения. К концу года, шестилетки имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Все это создает благоприятную почву для последующей работы педагога в старшей группе.  

         Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений. Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже детям 3-4 лет, а дети 5-6 лет способны четко, красиво, естественно, качественно выполнять упражнения, меняя характер движений в соответствии с темпом и ритмом музыки.

1.3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном                            учреждении. Музыкальное сопровождение.

     

    В настоящее время ритмическая гимнастика - одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако, при выборе упражнений и их дозировке следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же движений.  

        Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для мышц шеи и туловища

- упражнения для ног и мышц всего туловища

            С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук.   Небольшие   волнообразные    движения    туловищем    дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец, что особенно важно для детей, занимающихся художественной гимнастикой. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.

         Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега. Затем следуют общеразвивающие упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики - тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.

           В начале основной части следует серия упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, вперед, в стороны, круговые и рывковые движения; упражнения для мышц шеи: различные наклоны головы, повороты, круговые вращения. Некоторые упражнения могут иметь несколько вариантов, в которых движения постепенно усложняются.

          Следующая серия упражнений - нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе, поэтому особое внимание при выполнении обращается на осанку.  

         Затем следует партерная серия упражнений из исходного положения сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости тазобедренных суставов и позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног.  Эти упражнения рекомендуется выполнять  в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии и амплитуды.  Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим.

        Особое внимание педагогу следует обращать на дыхание детей. Завершается комплекс ритмической гимнастики упражнениями на расслабление и восстановление дыхания, цель которых - обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, используются такие упражнения, как потряхивания кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений лежа на спине, на животе, стоя на коленях и т.д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми глазами.  

           Правильный подбор музыкального сопровождения – половина успеха эффективности занятия, т.к. это не только улучшает качество движений, но и придает им особенную выразительность. Поэтому музыка, сопровождающая ритмическую гимнастику, должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а так же уровнем эстетической подготовленности ребенка.

          Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н.А. Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он двигается, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание». Музыка, как известно, сама по себе поднимает настроение и даже способна оказывать целебное воздействие. Музыка задает ритм. Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они «зажигают» занимающихся детей.  

         Для того, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, следует руководствоваться требованиями: небольшое и простое произведение должно обладать художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус. Следует обратить внимание на содержание музыкального произведения - ту идею, мысль или чувство, которое композитор передает звуками музыки.  

          Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно, что их исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки - это не только ритм, но и темп, метр, динамика, характер звукопроизношения. Эти элементы определяют выразительность музыкального содержания, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений.

           В практике иногда встречается бездумное импровизированное маршеобразной и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению, привыкают из-за ее ритмичности и кажущегося удобства  ходьбы, бега, исполнения плясок. На самом же деле, воспринимается лишь один отдельный ритм музыки, как результат определенного, организованного распределения звуков, состоящих в тесной связи с характером и свойствами этих звуков. Искаженное исполнение музыки особенно вредно для маленьких исполнителей, т.к. именно в этом возрасте происходит знакомство ребенка с миром музыкального искусства. Музыка, как вид искусства, всегда содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмысленны, эмоционально окрашены.

          Составляя музыкальную фонограмму для комплекса необходимо заботиться о стилевом единстве и общности содержания музыки. Ни в коем случае не следует смешивать в одном комплексе музыку различных направлений. Вообще при подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части эстрадных песен, понятных детям.

          Особое внимание следует обратить на народную музыку. Она обладает  исключительным богатством жанров, художественных образов, выразительных средств. Здесь есть и медленные мелодии, танцевальные мелодии среднего темпа, зажигательные плясовые. Народная музыка создает необходимый эмоциональный подъем у занимающихся и имеет большое воспитательное значение. Так же значительное место в музыкальных фонограммах, Сопровождающих занятие по ритмической гимнастике, отводится эстрадной музыке. Такая музыка типично танцевальная, развлекательная, для нее характерен четкий пульсирующий ритм и широкое использование электронных эффектов и синтезаторов. Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти последовательность движений в соответствии с формой музыкального произведения, т.е. фразами, предложениями, периодами, частями.

         В подготовительной части задается темп, под который можно выполнять движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют четкий отсчет на 2 или 4 четверти. В основной части занятия музыка используется умеренных или медленных темпов, не только на 2, но и на 4 четверти. На прыжковой и беговой серии упражнений темп аккомпанемента убыстряется. Этот момент является кульминационным на занятии, что необходимо подчеркнуть и музыкой – выбрать для него самые интересные, занимательные мелодии. В заключительной части, в которой упражнения направлены преимущественно на расслабление мышц, либо на чередование напряжения с расслаблением и выполняются лежа или сидя, музыка должна быть плавной, выразительной.

        Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться следующей справкой:

- медленный темп - 40-60 движений в минуту (дыхательные              упражнения, упражнения на расслабление);

- умеренный темп - 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками,   махи ногами);

- средний темп - 80-90 движений в минуту (большинство   танцевальных движений);

- быстрый темп - 100-150 движений в минуту (бег, прыжки);

- очень быстрый темп - 160 и более движений в минуту (бег,   быстрые танцы).


2. Определение координации движений у детей старшего  дошкольного возраста.

2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста

         Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными – движения совпадают по направлению (например, вправо отводится правая рука и нога); разноименными – выполняются в разных направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая нога и левая рука и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).   Движения рук и ног могут быть: одновременными (лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными – движения рук и ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая рука находится вверху, левая – внизу, они  как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудные для дошкольников поочередные движения. Самые сложные - разнонаправленные и разноименные движения.

         Для развития  координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя ногу вперед) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направления движений частей тела (например, правая рука в сторону - вверх, в сторону - вниз; тоже выполняет левая рука. Или: правая – в сторону, левая – в сторону; правая – вверх, левая – вверх и т.п.).

          Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, т.к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями  и командами педагога.   Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

         На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:

  1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в          максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с   вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).
  2.  Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание   вверх, в стороны, назад – со сгибанием, вращением в суставах – в   каком-либо одном направлении).
  3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной     плоскостях.
  4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
  5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо   конкретным предметам, затем в названном направлении (например,   повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).
  6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку  (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать  его сзади стоящему).
  7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися   требованиями к точности направления, амплитуде и быстроте  ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше   уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка  в  сторону, то же с другой ноги; затем в ускоренном темпе).

         Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияют на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

  1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова педагога.   При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном   ритме, акцентировании («присели вниз», «выпрямились», «в сторону», «прямо» и т.д.).
  2. Упражнения в сопровождении музыки.
  3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с етким ритмическим рисунком («раз - руки в стороны», «два- вниз») или такие движения, в которых части ритмически не   равномерны («раз, два, три - присели», «четыре - выпрямились»).
  4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда       дается для начала упражнения.

        Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, скорости реакции, так как условия могут меняться быстро и неожиданно.

 Наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

  1. Упражнения, в которых есть быстрая смена позы (например, из   положения сидя с вытянутыми ногами лечь на спину (живот),   перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, снова   сесть).
  2. Упражнения, требующие согласованных действий двух или   нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг   против друга; упражнения подгруппами с гимнастическими   обручами, в колоннах - при передаче мяча и т.д.).
  3. Упражнения с предметами (мячи, скакалки и пр.)

         Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации при выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются  лишь некоторые упражнения (например, с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, старшем дошкольном возрасте.

          Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры и чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

    На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают упражнения типа:

  1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног;   приседание на носки с прямой спиной.
  2. Отведение и приставление вперед, в сторону и назад одной ноги   с опорой на другую (поочередно).
  3. Поднимание одной ноги с опорой на другую; то же-  с закрытыми   глазами; то же - с задержкой на одной ноге.
  4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделать поворот и выпрыгнуть из   него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же- в   другую сторону; то же - повернуться 2 раза и т.д.).

5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе присесть и   выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую         ногу вперед).

         Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обуславливают значительные трудности в исследованиях движений человека. Поэтому в нейрофизиологическом плане лучше всего изучена координация в простейшем звене – суставе, обладающем одной степенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

         При изучении координации в движениях подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого  служат результаты исследований, проведенных на детях дошкольного возраста, которым предлагалось выполнить прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав выполнять задание, дети постепенно переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст ребенка.

         Другой характер имеет координация в движениях рук. Исследования показали, что при круговых движениях рук все испытуемые действовали обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая - против часовой. Это означает, что в работе участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличении скорости выполнения они переходили в симметричные. Следовательно, для детей предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения и более четко координировано, чем перекрестные. Перекрестная координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык отличается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка выполнять движения с наибольшей экономией сил, является средством  познания возможностей своего двигательного аппарата.

2.2. Пути определения координационных способностей у детей             старшего дошкольного возраста, занимающихся художественной  гимнастикой.

    При выборе двигательных заданий на определение координационных возможностей детей дошкольного возраста руководствуются рядом общих положений. Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными  действиями  тесно  связана с особенностями   возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания дошкольников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных в координационном отношении видов движений.

    Двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в   выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям:

  • не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия специальных навыков;
  • не требовать специального обучения.

           Эти требования соблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных заданий соблюдаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче – на координации движений. Техника выполнений упражнений не представляет для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в мономоторных актах, общеразвивающих упражнениях.

        Для создания оптимальных условий при выполнении упражнений отводится отдельное место, чтобы дети могли сосредоточиться. Педагог показывает задание (3 раза) в замедленном темпе и дает устное пояснение. По просьбе ребенка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребенком отдельно. Дети выполняют упражнение в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения и амплитуда движений. При правильном выполнении упражнения детям предлагается повторить его в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

        При разработке и выборе контрольных заданий на определение координационных возможностей юных гимнасток дошкольного возраста в движениях руками учитывались следующие данные:

  • координация  в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног,      т.к.  элементарной  двигательной координацией для верхних   конечностей человека является не перекрестная, свойственная   нижним, а симметричная;
  • возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для старших дошкольников является выполнение ими упражнений с несимметричными движениями рук;

качество выполнения координации движений рук в значительной степени зависит от направления движения;

  •   ускоренный темп выполнения двигательных заданий с несимметричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т.е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о   прочности качества координации;                            
  •   более взрослые дети лучше сохраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;
  •   корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнем   физического развития рук отсутствует.

    Для проверки координации движений рук использовались следующие упражнения:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения            правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при ходьбе).

Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Начать движение правой рукой            вверх, вниз, сгибая ее в локтевом суставе, присоединить по команде левую руку. Движения поочередные: Левая рука -  вверх, правая -  вниз и наоборот.

Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Начать движение правой рукой вперед, назад, сгибая руку в локтевом суставе, присоединить движение левой рукой - вперед, назад. Направление движений противоположное.

При подборе двигательных заданий на определение возможности совместных координированных действий рук и ног учитывались следующие положения:

  • перекрестная координация в работе рук и ног, увеличивается устойчивость при выполнении основных видов общеразвивающих упражнений;
  • более естественной и легкой в выполнении является односторонняя   координация;
  • большую сложность для детей дошкольного возраста представляет   концентрация внимания при одновременном действии четырех   конечностей, поэтому двигательные задания должны быть простыми   по технике выполнения;
  • на проявление координации движения рук и ног большое влияние   оказывают:

 а) направленность совершаемых действий;

 б) темп их выполнения;

 в) методика демонстрации показа, устного объяснения.

    Для проверки уровня развития координации рук и ног использовались следующие упражнения:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону правую            руку и в противоположную сторону левую ногу (и наоборот).

Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно            согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку            и назад левую ногу (и наоборот).

   Так как освоение сложно-координированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у детей представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращение скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе с замедленной демонстрацией и подробным устным объяснением. После этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.

                             

   Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

  1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки). Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время.
  2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует  координационные возможности детей).     Ребенок встает в пятую позицию – носок сзади стоящей ноги   вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – при этом  сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток  фиксируется лучший результат.
  3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Двумя руками   подбросить вверх мяч (диаметр 15-20см) как можно большее   количество раз. Предлагается 2 попытки. Фиксируется лучший   результат.    
  4. Отбивание мяча от пола (тест на ловкость, скорость реакции, устойчивость позы). Исходное положение – ноги на ширине плеч.  Одной рукой отбить мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Даются 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
  5. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость). И.п.: ноги вместе, руки внизу со скакалкой. Ребенок прыгает вперед через скакалку. Считается количество прыжков без остановки. Дается 2 попытки. Засчитывается лучший   результат. Важно правильно подобрать скакалку для каждого   ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то когда ребенок    встает  обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы  скакалки достигают подмышек.
  6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).  Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться   вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке, установленной   перпендикулярно скамье, регистрируется тот уровень, до которого   дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».


3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся художественной гимнастикой.

        Дошкольный возраст характеризуется активным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для педагога, так как требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, так как движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того чтобы повысить уровень координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, следует эту работу проводить  в более занимательной и интересной для малышей форме, а именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики.

        Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься спортом в целом.  А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, и различные движения выполняют более качественно.

        Принцип выполнения упражнений на координацию движений малыши усваивают быстро, а вот качество выполнения отрабатывается во время занятий ритмической гимнастикой. В последствии сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми не только в художественной гимнастике (особенно в работе с предметами), но и в повседневной жизни.

        Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений у детей  препятствий не вызывает. А уже на базе простого движения составляется более сложное. Именно это помогает развить способность контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравятся выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными.

        Музыкально-ритмическая подготовка помогает ребенку научиться владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей (актуально для групповых упражнений в художественной гимнастике).

                Для того, чтобы выяснить, действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять на формирование координационных движений у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся художественной гимнастикой в период с октября по декабрь 2009 года было проведено исследование, состоящее из трех этапов.

        На первом этапе были сформированы две подгруппы детей старшего дошкольного возраста. Назовем их условно: группа №1 и группа №2.  В обеих группах были предложены упражнения для оценки ориентационной способности.

        Для определения уровня координации у детей в зависимости от выполнения различных элементов использовались следующие критерии оценки:

  •  3 балла – правильное одновременное выполнение;
  •  2 балла – неодновременное, но правильное; верное выполнение после      

                     повторного показа;

  •  1 балл – неверное, симметричное.

Общее количество баллов:

6 – 10 – низкий уровень выполнения упражнений

11 – 14 – средний уровень

15 – 18 – высокий уровень

Результаты диагностики представлены в таблицах 1 и 2

Таблица №1

Группа №1

Ф.И. ребенка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Общее кол-во баллов

Результат

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

1

Агеева Алиса

1

2

2

1

2

1

9

низкий

2

Батрух Настя

1

2

3

1

2

2

11

средний

3

Бадретдинова Делия

2

1

1

1

1

2

8

низкий

4

Гусарова Татьяна

1

3

2

1

1

1

9

низкий

5

Милованова Наталья

1

1

3

2

1

1

9

низкий

6

Решетникова Вика

1

2

1

2

1

2

9

низкий

7

Самсонова Ирада

1

1

1

1

1

1

6

низкий

8

Синькова Влада

2

2

2

1

3

1

11

средний

9

Пушкина Катерина

1

3

1

2

1

2

10

средний

10

Ташматова Нигора

1

2

1

1

1

2

9

низкий


Таблица №2

Группа №2

Ф.И. ребенка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Общее кол-во баллов

Результат

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

1

Абдуллаева Ашура

1

2

1

3

2

1

10

низкий

2

Дорфман Мария

1

3

1

1

1

1

8

низкий

3

Ермакова Богдана

2

1

1

2

1

1

8

низкий

4

Задорожная Полина

2

1

1

1

2

1

8

низкий

5

Ледкова Валентина

3

2

1

1

1

2

10

низкий

6

Мельник Варвара

2

1

1

1

1

1

7

низкий

7

Синица Арина

1

2

1

1

3

2

10

низкий

8

Пилявская Александра

2

1

2

1

2

1

9

низкий

9

Шишкина Мария

1

1

1

2

3

1

9

низкий

10

Юркова Диана

2

1

1

1

1

1

7

низкий

        На втором этапе исследования проводилась работа по разучиванию двух комплексов ритмической гимнастики с  группой  №1 (Приложения 1 и 2).

   


   На третьем этапе была проведена повторная диагностика координационных способностей детей обеих подгрупп. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица №3

Группа №1

Ф.И. ребенка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Общее кол-во баллов

Результат

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

1

Агеева Алиса

2

3

2

1

2

3

13

средний

2

Батрух Настя

3

3

3

2

2

3

16

высокий

3

Бадретдинова Делия

2

2

2

2

3

3

14

средний

4

Гусарова Татьяна

3

3

3

3

1

2

15

высокий

5

Милованова Наталья

2

3

3

3

2

3

16

высокий

6

Решетникова Вика

3

2

3

3

2

2

15

высокий

7

Самсонова Ирада

2

2

1

3

3

2

13

средний

8

Синькова Влада

3

3

3

2

3

3

17

высокий

9

Пушкина Катерина

3

3

2

3

2

3

16

высокий

10

Ташматова Нигора

2

3

2

2

2

3

14

средний


Таблица №4

Группа №2

Ф.И. ребенка

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Общее  кол-во баллов

Результат

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

Упр.№1

Упр.№2

Упр.№3

1

Абдуллаева Ашура

1

2

2

2

1

3

11

средний

2

Дорфман Мария

1

2

2

2

1

1

9

низкий

3

Ермакова Богдана

1

1

2

1

2

2

9

низкий

4

Задорожная Полина

2

2

1

2

1

1

9

низкий

5

Ледкова Валентина

3

2

1

1

2

2

11

средний

6

Мельник Варвара

2

1

1

2

2

1

9

низкий

7

Синица Арина

2

1

2

1

3

2

11

средний

8

Пилявская Александра

2

1

2

2

2

2

11

средний

9

Шишкина Мария

1

1

2

3

1

1

9

низкий

10

Юркова Диана

1

1

2

1

1

2

8

низкий


Заключение

        Из всего выше сказанного следует, что развитие координации осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей – процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

        Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему задания. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.

        Для проверки эффективности разработанных комплексов ритмической гимнастики для воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведен сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.

        Положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чем свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Однако темп прироста в экспериментальной группе оказался значительно выше, чем в контрольной.

        В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики может находить широкое применение не только в специализации «художественная гимнастика», но и в других дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

        В результате всей проведенной работы: подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, четкий показ педагога с согласованными комментариями, учет принципов систематичности и последовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные.

        


Список используемой литературы

  1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет.) – М.: Просвещение, 1984г.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986г.
  3. Губанов В.А. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением: Метод разраб. – М.: ГЦОЛИФК, 1980г. – 30 с.
  4. Иова Е.П., Иоффе А.Я., Головчинер О.Д. Утреняя гимнастика под музыку. – М.: Просвещение, 1984г.
  5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.
  6. Лагутин А.Б. Двигательное задание и упражнение для физического развития для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии. – М.: Типография фирмы
  7. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова И.  Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1981г.
  8. Лисицкая Т.С.  Ритм + пластика. – М.: Физкультура и спорт, 1987г. – 158 с.
  9. Лях В.И. Садовски Е.О концепциях, задачах, месте и основных положениях  координационной подготовке в спорте // теория и практика физической культуры. №8, 1989г. 24 с.
  10. Попова Е. Влияние музыкального сопровождения на интенсивность физических упражнений // Теория и практика физической культуры., 1970г. - №1. – 70-74 с
  11. Раевская Е.П., Руднева С.Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991г.
  12. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Учеб. пособие по спец. «Физическая культура». – М.: Просвещение, 1989г. 175 с.
  13. Дети и здоровье. – (Материалы научно-практической конференции по проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

        

        Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей дошкольной группы №1

       Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу: на носках: руки в стороны, вверх, вперед; высокий шаг, руки на поясе; полуприсед, руки в стороны; присед (гуськом), руки на коленях; шаг польки; шаг галопа правым и левым боком; ходьба: 1-4 – подняться на носки, руки вверх (глубокий вдох, через нос), 5-8 – опуститься на пятки (выдох через рот). Перестроение в шахматном порядке.

1. И.п.: стойка ноги врозь, руки на поясе.

    1-4 – круг головой вправо,

    5-8 – то же влево

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки вверху «в замок».

    1-2 – подняться на носки,  подняв плечи потянуться руками вверх,

    2-4 – вернуться в и.п.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки к груди «в замок».

    1-3 – пружинистые наклоны  вперед, прогнуться в спине, колени прямые.

    4 – и.п.

 

4. И.п.: стойка ноги врозь, руки за спиной «в замок».

    1-3 – пружинистые наклоны, стараться коснуться руками пола,

    4 – и.п.

5. И.п.: шестая позиция (пятки вместе, носки вместе), руки в стороны.

    1 – подняться на носки, руки вверх.

    2 – и.п.

    3 – подняться на носки, руки вперед

    4 – и.п.

6. И.п.:  шестая позиция, руки на поясе.

    1 – правая нога вперед на носок, руки в стороны

    2 – подняться на носок  левой, руки вверх

    3 – опуститься на пятку, руки в стороны

    4 – и.п.

    5-8 – то же с другой ноги

7. И.п.: сед ноги вперед, стопы на себя, руки в стороны.

     1 – оттянуть подъемы

     2 – и.п.

 

8. И.п.: сед ноги вперед, стопы на себя, руки в стороны.

     1 – оттянуть пальца стоп

     2 – оттянуть подъемы

     3 – подъемы на себя

     4 – разогнуть пальцы в и.п.

9. И.п.: сед на пятках.

    1-2 – с упором на руки, подняться на голеностопы, поджав пальцы ног

    3-4 – выпрямить колени

    5-6 – держать

    7-8 – опуститься в и.п.

10. И.п.:  сед ноги вперед

    1-4 – правой рукой изнутри взяться за стопу левой ноги

    5-8 – выпрямляя левую ногу стараться притянуть ее к себе

    9-12 – держать

    13-16 – вернуться в и.п.   То же с другой ноги

11. И.п.:  выпад на правую ногу с опорой на руки

      1-8 – пружинистые движения стараться коснуться тазом пола

      9-16 – сед на пятке левой ноги, правая вперед, носок на себя, лечь на           ногу,  держать. То же с другой ноги.

12. «Кошечка». И.п.: сед ноги врозь, руки в стороны.

        1-3 – пружинистые наклоны, потянуться руками вперед

        4 – вернуться в и.п.

13. И.п.: сед ноги вперед

         1-8 – через поперечный шпагат, перевести ноги назад, прогнуться в упоре на  руки

       9-16 – вернуться в и.п.

14. И.п. стойка на коленях в упоре на руках

      1-2 – округлить спину, убрать голову

      3-4 – прогнуться, поднять голову

15.  «Корзиночка». И.п.: сед на пятках

      1-4 – прогнувшись, перейти в упор на руки

      5-8 – согнув ноги прогнуться назад, стараясь коснуться   ногами головы

      9-16 – вернуться в и.п.

16. И.п.: стойка на коленях, руки вверх

      1-4 – прогнувшись назад, коснуться руками пола

      5-8 – вернуться в и.п.


17. И.п.: сед ноги вперед

      1-7 – лечь грудью на ноги, взявшись руками за стопы

      8 – и.п.

18. И.п.: лежа на полу, руки вверх

      1-4 – потянуться ногами в одну сторону, руками в другую, глубокий вдох

      5-8 – расслабиться, выдох


Приложение 2

Комплекс ритмической гимнастики №2 для старшей дошкольной группы №1

        Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу:  острый шаг; пружинный шаг; прыжки на двух ногах; прыжки ноги вместе – ноги врозь; подскоки; бег: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад; ходьба: 1-4 – подняться на носки, руки вверх (глубокий вдох, через нос), 5-8 – опуститься на пятки (выдох через рот). Перестроение в шахматном порядке.

1. И.п.:  стойка ноги врозь, руки в стороны

     1-2 – правая рука вверх, левая вниз, наклон головы влево

     3-4 – и.п.

     5-8 – то же в другую сторону

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх «в замок»

      1 – подняться на полупальцы, согнув колени, потянуться руками вверх

      2 -  и.п.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны

    1-2 – наклон влево, правая рука вверх, левая на пояс

    3-4 – наклон, коснувшись правой рукой пола, вернуться в и.п.

    5-8 – то же в другую сторону

4.  И.п.: стойка ноги врозь, руки к груди «в замок»

      1 – наклон вперед

      2 – наклон, коснуться руками пола

      3 – наклон вперед

      4 – и.п.


5.  И.п.: шестая позиция, руки на поясе

     1 – встать на полупальцы правой ноги, согнув колено

     2 – встать на полупальцы обеих ног

    3 – опускаясь на пятку правой ноги, остаться на полупальцах  левой

    4 – и.п.

    5-8 – то же с другой ноги

6. И.п.: шестая позиция, руки на поясе

      1-4 – круговые движения голеностопным суставом правой ноги вправо

      5-8 – то же влево

      9-16 – то же с другой ноги

7. И.п.: шестая позиция, руки в стороны

     1 – правая нога в сторону на носок, руки вперед

     2 – подняться на носок левой, руки вверх

     3 – опуститься на пятку

     4 – и.п.

     5-8 – то же с другой ноги

8. И.п.: сед ноги вперед, руки вверх

     1-2 – складка, стопы на себя, руки через стороны вперед

     3-4 – оттянуть носки, руки через стороны вернуться в и.п.

9. И.п.: стойка на левом колене, правая согнута впереди, упор на руки

     1-2 – выпрямить колени, лечь грудью на правую ногу

     3-4 – и.п.

     То же с другой стороны

10 И.п.: сед согнув ноги вперед стопа к стопе (лягушка)

     1-4 – волной лечь вперед и вернуться  в и.п.

11.  И.п.: «лягушка» согнув ноги назад в упоре на руки спереди

     1-4 – прогнуться назад

     5-8 – вернуться в и.п.

12. И.п.: сед на пятках

     1-4 – стоя на левом колене, опираясь на левую руку, правая нога в сторону

             на  носок, круг правой рукой, прогнуться назад

     5-8 – вернуться в и.п.

             То же в другую сторону

13.  И.п. стойка на коленях, руки скрещены вверху  ладонь в ладонь

      1-4 – наклон  назад, коснуться руками пола

      5-8 – вернуться в и.п.

14. «Гармошка». И.п.:  сед согнув ноги, правой рукой взять стопу правой       ноги, левой рукой взять стопу левой ноги.

  1 – немного разогнуть правую ногу

  2 – немного разогнуть левую ногу

  3 – правую ногу разогнуть полностью

  4 – левую ногу разогнуть полностью  

  5-12 – «складочка», держать

  13-16 – как 1-4, но в обратном порядке

15. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх

   1-8 – одновременно подняв руки и ноги, прогнуться в спине (лодочка),    

          держать

    Отдыхаем


  16. И.п.: сед на пятках, руки в стороны                                                                                            

        1-2 – правой рукой взявшись за локоть левой, завести левую руку голову

        3-6 – держать

        7-8 – и.п.

        9-16 – то же с другой руки

 

  17. И.п.: шестая позиция, руки внизу

       

        1-4 – медленно поднять правую руку вверх

        5-8 – медленно поднять левую руку вверх

        9-10 – подняться на носки

        11-16 – поворот переступанием  на полупальцах вправо

        17-22 – поворот переступанием  на полупальцах влево

        23-24 – опуститься на пятки, опустить руки

        25-26 – подняться на полупальцы, руки вверх  

        27-30 – закрыть глаза

        31-32 – открыв глаза, опуститься на пятки

        33-40 – сегментарное опускание рук, начиная с правой

        41-42 – наклон, согнув колени

        43-48 – свободные расслабленные покачивания из стороны в сторону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Дипломная работа по теме "Влияние   дидактических игр  на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Занятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Важные правила каждый должен знать"

В течение всего года ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения, поведению на улице. Например, знакомство со светофором, изучение дорожных знаков и т. п. В конце года проводится данн...

Квест - игра - соревнование по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Колесо Фортуны»

Квест - игра - соревнование поможет закрепить и систематизировать знаний детей о ПДД, послужит предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма....

ВЛИЯНИЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Картотека игр на координацию речи с движением для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал можно использовать логопедам, дефектологам, воспитаетлям, чтобы организовать дополнительную помощь ребенку с нарушениями речи. в картотеке представлены игры, основанные на движениях, с...