Разработка урока по теме: «Мир звуков»
учебно-методический материал по теме

Москатова Галина Геннадьевна

Разработка урока по теме:

«Мир звуков»

  1 класс

 Цель урока: Приобщение учащихся  к миру музыки посредством беседы о звуках.

 

Задачи урока: Развитие слухового внимания и воображения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme_mir_zvukov.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

«Мир звуков»

  1 класс

 Цель урока: Приобщение учащихся  к миру музыки посредством беседы о звуках.

Задачи урока: Развитие слухового внимания и воображения учащихся.

1. Беседа о звуках.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на  уроке  мы узнаем, где живут звуки.  

Замечали ли вы, ребята,  какое великолепное Море Звуков окружает нас?  Вслушайтесь в этот живой и красочный мир!

На земле у каждого                                    Отгадай загадку,

Есть родимый дом.                                     Маленький, мой друг:

Хорошо и весело,                                        Где живет, по – твоему,

И уютно в нем.                                            Музыкальный звук?

У собаки – конура,                                      Может в крике чайки,

У лисицы – нора,                                         В клекоте орла?

У совы – дупло,                                           Или в трубном зове

У малиновки – гнездо.                                Доброго слона?

        Не знаете?   Тогда давайте  закроем  уши ладошками плотно-плотно и  послушаем тишину.  Звуки исчезли?  Стало скучно?  А теперь откройте уши и тихо-тихо посидим.

Что вы услышали в тишине?

Дети: часы, шум машины за окном, шаги в коридоре, голоса на улице.

Учитель: Каждая минута нашей жизни заполнена звуками. Мы так привыкли к ним, что порой даже не замечаем их существования. Но если мы хотим услышать музыку, мы должны научиться слышать, различать и отличать звуки друг от друга. Представьте, что вы в лесу. Какие звуки там можно услышать?

Дети: Шум ветра, пение птиц, хруст веток, скрип дерева.

Учитель: Правильно. А если вы идете по улице?

Дети: Шаги, зимой скрип снега, лай собаки, шум машин,  голоса людей…

Учитель: Но это еще  не музыкальные звуки.  Это  шумовые звуки.

 

Можно слушать все на свете:

Шорох листьев, дождь и ветер.

Лай собаки во дворе,

Пенье птички  на заре.

Шум шагов,

Ремонт забора,

Мяч в воротах,

Гул мотора.

Ветка стукнула в окно,

А в углу играет кошка….

Ходят голуби по крыше –

Так учусь я звуки слышать.  

Как вы думаете, из этих шумов музыка получается?

Давайте поиграем!

                                                       Хлопните в ладоши.

                                                       Стукните по столу.

                                                       Пошелестите страницами тетради.  

  Хлопните  2 раза.

Топните  3 раза.

                Пошелестите страницами.

Ну, как?  Музыка получилась?

Дети: Нет! Нет!

Учитель: А если эти звуки  изобразить голосом?

Хлоп – хлоп, тук – тук – тук.    Опять ничего не получилось?   Почему не получается музыки?

Дети: Их надо спеть.

Учитель: Давайте попробуем.   Спойте вместе со мной: «Тук-тук, тук-тук,

за окном и смех и стук».                                  

                                                           Если человек поет,

                                                           Он звук поющий создает,

                                                           А звон, гудение и стук –

                                                           Это инструментальный звук.

                                                           Ритмичный стук,

                                                           Хрустальный звон –

                                                           Это мелодичный фон.

Запомните! ФОН (греч.) – звук, голос. 

Вспомнить слова: телефон, магнитофон, микрофон, диктофон.

                                    У музыки звуки особые –

                                    Поющие, ясные, чистые,

                                    Лучистые и бархатистые,

                                    Прозрачные, будто хрустальные –

                                    Мелодические,  музыкальные!

        В исполнении педагога учащиеся слушают  «Старинную французскую песенку»

 П.И. Чайковского. 

        Мелодические звуки очень гибкие, многоликие, они могут вести музыкальный разговор.

Человек заметил это много тысяч лет тому назад и стал учиться создавать красивые мелодические звуки самостоятельно, с помощью своего голоса или специальных приспособлений, которые стали называться ….

Дети: Музыкальными инструментами.

Учитель: Правильно, ребята! Давайте поиграем на инструментах, которые есть в классе и послушаем  музыкальные звуки.

 Дети  играют на металлофоне, дудочке, фортепиано, поют, повторяя за педагогом.

        Итак, музыкальные звуки  «живут» в музыкальных  инструментах. А звучать они начинают тогда, когда на них играют музыканты.

Мелодические звуки

                     

           вокальные                                                 инструментальные

(их поют)                                                    (их играют)

        А сейчас поиграем  в игру: «Шумит, поет, играет»

Ведущий: Лес?         Дети: шумит.                    Холодильник?  Соловей?

                  Певец?                   поет.                     Скрипач?  Поезд?  Рояль?

                  Оркестр?            играет.                     Самовар?  Радио?  Машина?

2.Разучивание с голоса педагога песни:  «Я на скрипочке играю».

3. Мелодия и аккомпанемент.

Учитель: Ребята, вам понравилась мелодия песни?  Мы можем ее спеть на  слог  «ля». Дети и педагог поют мелодию песни.   Этот выразительный напев называется мелодией.

Мелодия всегда передает характер и настроение песни, пьесы.  Какой характер у нашей песенки?

Дети: радостный, веселый,  спокойный, добрый…

Часто мелодию сопровождает друг, спутник, который помогает ей и украшает ее – это аккомпанемент или сопровождение.

А как вы думаете, что в песне самое выразительное, красивое – мелодия или аккомпанемент?  

Если детям трудно ответить на вопрос, то педагог может сыграть простой аккомпанемент и спросить, что это за песенка. Потом добавить мелодию и дети узнают ее.

Итак: настроение песни, музыкального произведения всегда отражается в мелодии. Аккомпанемент только украшает ее, как новогодние игрушки украшают прекрасную  лесную елочку.

Дети поют песню «Я на скрипочке играю» с аккомпанементом.

4.Слушание музыки.

Дети слушают в исполнении педагога пьесу С. Майкпара  «Мотылек».

Что вы представили, прослушав эту музыку?  Какой характер, настроение?

Дети: Веселый, немного грустный, легкий, воздушный…

После беседы с детьми дается название пьесы.

Подготовка к теме: «Звуки высокие, средние, низкие».

*Домашнее задание:

  • Послушать звуки  по дороге домой и  в комнате перед сном.
  • Придумать сказку о звуках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"

Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...

Разработка урока-занятия "Что такое звук"

Данный материал можно использовать как для урока, так и для внеклассных занятий(факультативов, элективов)....

Разработка урока по теме "Звуковые волны. Что такое звук?"

Данный урок поможет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемы...

Разработка урока на тему "Механические волны. Звук "

Пояснительная записка  Предмет: физика.  Класс: 9.  Тема урока: Звуковые волны.  Реализуемый УМК:  Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ ...

Конспект урока по теме: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, н...

Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...