Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"
план-конспект занятия по теме

Колодезнова Ольга Ивановна

Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы".  Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы в игровой форме, пробудить стойкий интерес к изучаемому курсу. К конспекту прилагается презентация занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_zanyatiya.pptx2.95 МБ
Файл vvodnoe_zanyatie.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по океану «Друзья природы»

Слайд 2

Остров « Угадайка »

Слайд 3

Составь слова: 1 слово: БИ- НА - РЯ 2 слово: РЁ – БЕ - ЗА 3 слово: МА – ЛИ - НА 4 слово: СИ – ВА - ЛЁК 5 слово: ВА – КРА - ПИ 6 слово: МАШ – КА - РО

Слайд 4

РАСТЕНИЯ

Слайд 5

рябина малина крапива берёза василёк ромашка

Слайд 6

Остров «Таинственный»

Слайд 7

Ребусы

Слайд 8

Ответы: КАБАН СОРОКА ТИГР БАБОЧКА СТРЕКОЗА АИСТ

Слайд 9

ЖИВОТНЫЕ

Слайд 10

Чей след?

Слайд 11

Составь слово из общих букв в парах слов: ЛУК и ЛОМ ПИР и МИГ СОЛЬ и РЯСА ЗЛАК и НОРА

Слайд 12

ЛИСА

Слайд 13

Остров «Загадочный»

Слайд 14

ЗАГАДКИ: Мордочка усатая, Шубка полосатая. Часто умывается, А с водой не знается. ( КОШКА) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. ( СОБАКА) Этот маленький зверек, Зерна запасает впрок Щеки набивает так, Это делает…. ( ХОМЯК) И в море не купаются, И нет у них щетинки, Но все же называются Они….. ( МОРСКИЕ СВИНКИ) Он живет в просторной клетке, Говорить с ним любят детки, Зря его ты не ругай, Повторюшка …. ( ПОПУГАЙ) Любит сыр наверняка, Но для мышки велика ( КРЫСА) Все желанья исполняет, К нам из сказки приплывает, Рыбка родом из Китая Угадали? (ЗОЛОТАЯ РЫБКА) На спине, не зная страха Дом свой носит… (ЧЕРЕПАХА)

Слайд 15

Домашние питомцы

Слайд 16

Остров « Размышляйка »

Слайд 17

Зашифрованные слова: 6, 3, 2, 1, 2, 7, 5, 4 9, 8, 1, 2, 10, 8, 3 Ключ к шифру: 1- Л, 2 –О, 3 – К, 4 – Я, 5 – И, 6 – Э, 7 – Г, 8 – Е, 9 – Ч, 10 – В

Слайд 18

Экология, Человек

Слайд 19

Океан «Друзья природы»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

в программу «Друзья природы»

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕАНУ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

педагог дополнительного

образования

Колодезнова О.И.

Армавир

2013

ЦЕЛЬ: знакомство с темами образовательной программы «Друзья природы»

ЗАДАЧИ:

  1. Обучающие: активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе, ознакомить с содержанием основных тем программы;
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес у обучающихся,  их творческие  способности;
  3. Воспитательные: сформировать потребности и умения работать в коллективе;

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение, усвоение нового материала.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игра – путешествие

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, репродуктивный, наглядный, логический, эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание успеха, практический, метод обучающего контроля.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта с обозначенными на ней островами: «Угадайка», «Таинственный», «Загадочный», «Размышляйка»; берестяная грамота

ХРОНОМЕТРАЖ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

  1. организационный этап, 3 мин.
  2. основной этап, 27 мин.
  3. рефлексивный этап, 2 мин.
  4. итоговый этап, 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (3 МИН)

Слайд1

Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться: меня зовут Ольга Ивановна. И сразу скажу вам по секрету, что я капитан корабля. Да-да, не удивляйтесь, женщины то же могут быть капитанами корабля. Мой корабль называется «Победа». Сегодня мой корабль отплывает. И я приглашаю вас вместе со мной в морское путешествие по большому океану, название которому «Друзья природы».  В этом океане есть много островов. Мы с вами, как настоящие путешественника, должны будем их исследовать. А чтобы путешествие не было слишком утомительным, будем делать «привалы», во время которых положено отдыхать, играть, соревноваться. Мы так и сделаем.

Согласны? Тогда, в путь! Но с условием: путешествие от острова к острову будет возможно только тогда, когда выполните все мои задания. Итак, вперед, в мир тайн и загадок! (Лодка передвигается по океану к острову «Угадайка»).

2 ОСНОВНОЙ МОМЕНТ (27 МИН)

Смотрите, мои путешественники, на горизонте остров «Угадайка». Слайд 2

Как вы думаете, почему этот остров получил такое название? Интересно? Давайте  бросать якорь и выходить на берег. Смотрите,  тут на берегу лежит конверты  с заданиями.  (Каждой паре вручаются  белый конверт). В белом лежат карточки с разрезанными на слоги названиями растений – деревьев, кустарников и цветов. А в розовом,  изображения этих растений). Дорогие ребята, возьмите белый конверт, внимательно посмотрите на карточки внутри. Слайд 3

Из этих карточек – слогов, вы должны составить целое слово.

1 слово: РЯ-БИ-НА        4 слово: ВА-СИ-ЛЕК        

2 слово: БЕ-РЕ-ЗА        5 слово: КРА-ПИ-ВА        

3 слово: МА-ЛИ-НА         6 слово: РО-МАШ-КА

Составили? Молодцы! Каким одним, общим словом, можно назвать полученные слова? (Слово РАСТЕНИЯ).  Слайд 4.    А теперь посмотрите содержимое розового конверта. Что там?      Слайд 5.   Да это же наши растения, названия которых вы составили на карточках. Давайте приклеим их на наш остров.

        Итак, мы заселили наш первый остров. Его обитатели – растения. Они окружают нас повсюду, где бы мы ни находились. О растениях, их разнообразии мы будем говорить на наших следующих занятиях, узнаем очень много интересного. Мы молодцы! Открыли первый остров – «Растения». Продолжаем путешествие…

Смотрите, впереди еще один остров. Остров «Таинственный». Слайд 6.   

Какое интересное название – «Таинственный». Что же такого таинственного на этом острове? Давайте посмотрим. Смотрите, какие странные картинки.

Слайд 7.  (Педагог раздает ребусы: КАБАН, СОРОКА, ТИГР, АИСТ, БАБОЧКА, СТРЕКОЗА). Ребята, ничего не понимаю. Помогите мне разгадать эти ребусы. Что у вас получилось?

 Слайд 8.  (слова: КАБАН, СОРОКА, ТИГР, АИСТ, БАБОЧКА, СТРЕКОЗА). Правильно. Вы справились. Как можно одним словом назвать и КАБАНА, и АИСТА, и СТРЕКОЗУ? (ЖИВОТНЫЕ). Слайд 9.   Давайте поместим их на наш остров.

        Ой, смотрите, чьи – то следы на земле. (педагог демонстрирует следы лисы).  Слайд 10.   Какие интересные. Давайте определим, кто же оставил эти следы. Слайд 11.   Для этого посмотрите внимательно на таблички со словами «ЛУК» и «ЛОМ». Какая буква общая для этих слов? Правильно! Буква «Л». Запомните, это первая буква загадочного животного, оставившего след. Теперь сравним эти два слова «ПИР», «МИГ» (ответ – И). Дальше «СОЛЬ» и «РЯСА» (ответ С). И, наконец, слово «ЗЛАК» и «РЯСА» (ответ А). Что у нас получилось? Слайд 12.  ЛИСА. Оказывается эти следы оставила лиса. Давайте и ее поместим на таинственный остров.

        Посмотрите на наш океан.         Итак, мы открыли два удивительных острова: «Растения» и «Животные», немного отдохнули. Давайте отправляться дальше в путешествие.

        Наша третья остановка. (Изображение острова на карте закрыто белым листом). Перед нами какой – белый остров. Снимаем лист бумаги и читаем название острова – остров «Загадочный». Слайд 13.  Что же тут загадочного? (Снова показывает конверт). У нас опять задание. Ребята, чтобы узнать, кто населяет этот остров, отгадайте загадки.

Слайд 14.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.      Слайд 14 щелчок1.  (КОШКА)

Слайд 14 щелчок2.  С хозяином дружит,

     Дом сторожит,

     Живет под крылечком,

      Хвост колечком.   Слайд14щелчок3.    (СОБАКА)

Слайд 14 щелчок4.  Этот маленький зверек,

       Зерна запасает впрок

       Щеки набивает так,

        Это делает…. Слайд 14 щелчок5.  (ХОМЯК)

Слайд 14 щелчок6.  И в море не купаются,

       И нет у них щетинки,

       Но все же называются

       Они….. Слайд 14 щелчок7.  (МОРСКИЕ СВИНКИ)

Слайд 14 щелчок8.  Он живет в просторной клетке,

       Говорить с ним любят детки,

      Зря его ты не ругай,

       Повторюшка…. Слайд 14 щелчок9.  (ПОПУГАЙ)

Слайд 14 щелчок10.  Любит сыр наверняка,

         Но для мышки велика Слайд 14 щелчок11.  (КРЫСА)

Слайд 14 щелчок12.  Все желанья исполняет,

К нам из сказки приплывает,

Рыбка родом из Китая

Угадали?        Слайд 14 щелчок13.  (ЗОЛОТАЯ РЫБКА)

Слайд 14 щелчок14.  На спине, не зная страха

         Дом свой носит… Слайд 14 щелчок15.   (ЧЕРЕПАХА)

Молодцы! Всех обитателей острова узнали. Каким общим словом можно назвать этих животных? Правильно. Слайд 15.  Это – домашние животные, наши питомцы, те, кто живет у нас дома. Ребята, а вы знаете самую редкую породу кошек? А как называется самая маленькая порода собак? А знаете, как ухаживать за хомяками? Ответы на эти и многие другие вопросы мы вместе с вами найдем на занятиях объединения «Друзья природы». Давай те их поместим на наш остров «Друзья нашего дома».

        А по курсу у нас еще один большой остров. Слайд 16.  Это остров «Размышляйка».

        Слайд 17.  Ребята, смотрите, тут какие – то зашифрованные слова:

6, 3, 2, 1, 2, 7, 5, 4    и  9, 8, 1, 2, 10, 8, 3

А вот и ключ у шифру: 1- Л,  2 –О,  3 – К,  4 – Я,  5 – И,  6 – Э,  7 – Г,  8 – Е,   9 – Ч,  10 – В. Давайте, расшифровывайте. Молодцы. Что у вас получилось?  Слайд 18.  

        Это слова: «ЭКОЛОГИЯ» и «ЧЕЛОВЕК». Вы знаете, что такое экология? Когда вы придете на следующие занятия, мы вместе узнаем, что такое «экология», что такое «экология растений», «экология животных», «экология человека».  Второе слово не нуждается в пояснении. Человек – тоже частичка природы, но в отличие от других живых существ, он умеет думать, т.е. обладает разумом. И по своей воле может что-то делать, а что-то не делать. Часто человек наносит вред природе не потому, что он вынужден это сделать для своего блага, а просто по незнанию или не думая. Вот поэтому нужно лучше знать природу, чтобы разбираться, что можно делать без особого вреда для нее, а что нельзя. Давайте поместим фигурку человека на любой остров, куда вы захотите.

3 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП (2 МИН) 

Слайд 19.          Вот и закончилось наше путешествие по океану «Друзья природы». Вам понравилось путешествие? Я убедилась, что вы хорошие путешественники, знаете природу, цените ее и с уважением к ней относитесь. Я вами очень довольна. Скажите мне, а вы сами довольны? Что вам больше понравилось? Какое у вас настроение? Тогда я предлагаю вам украсить своими улыбками наш океан «Друзья природы». Выберите себе соответствующий вашему настроению смайлик из цветной бумаги и наклейте по океану.

        Дети наклеивают бумажные смайлики разного цвета и с разными гримасами (радостными, безразличными, грустными), соответствующие их настроению.  Наш океан еще краше от ваших улыбок.

4 ИТОГОВЫЙ ЭТАП (3 МИН.)

        Мы очень плодотворно потрудились на занятии. Вы узнали для себя много интересного. Посмотрим на наш океан.  Он заселен жильцами – растениями, животными. Их очень много. И посреди этого многообразия – фигурка человека. Получается, что человек, занимает среди других живых существ очень скромное место. Значит, мы можем сделать вывод:

Человек – всего лишь маленькая часть природы, но, в отличии от других обитателей природы, он разумен и может управлять своими действиями.

        Я надеюсь, что вы всегда будете разумны в полном смысле этого слова: будете с уважением относиться к природе.

        Ребята, я надеюсь, вы поняли, что познавать природу очень интересно. И вы захотите сами больше узнать об окружающей нас природе. В этом вам

Помогут наши занятия. И я, как капитан корабля, вручаю каждому из вас грамоты. Слайд 20.

        Желаю вам новых открытий. Спасибо. Молодцы! До свидания.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по театральному творчеству

Данная разработка представляет конспект самого первого занятия по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству "Постижение". Основная цель данного занятия- заинтересовать ребя...

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»  для детей 5-6 летТема: Черно-белое  королевствоЦель: Знакомство  с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...

конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"

Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы"  (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...

Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма.

Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма....