образовательная программа студии "Флоренталь" младшая группа
рабочая программа (6 класс) на тему

Левенец Светлана Васильевна

 

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы  минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.

Актуальность программы. В век электронных технологий люди стали забывать о природе, разрушать ее и  в связи с этим трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять ее.

            Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.    

Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития  детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_studi_florental_ml._gr.doc152.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_studi_florental_ml._gr.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                                       

РАССМОТРЕНО

 Протокол №1 от 10.09.2012 г.

методического  совета

 МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                                           

          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                              Директор МКОУ ДОД

                                                                     «Центр детского творчества»

                                                               ____________  Л.Г.Иванова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

СТУДИИ «ФЛОРЕНТАЛЬ»

«Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем»

                                                               Возрастной состав обучающихся: 9-12 лет

                                                               Продолжительность обучения: 3 года

Составитель: Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

р.п. Большеречье ,2012


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы – эколого-биологическое направление.

Художественное творчество флористов основано  на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму. Композиции из растений, высушенных в гербарной сетке или прессованием, покоряют тонкостью и изяществом. Можно создать оригинальные декоративные композиции, украсить свой интерьер вещами, созданными в буквальном смысле из ничего, из того, что волшебница природа щедро дарит нам во все времена года, а осенью просто бросает под ноги. Любую прогулку в лес, парк, на берег реки с детьми можно превратить в увлекательно творчество, показывая детям разные виды листьев, трав, цветов и рассказывая, что, когда, и как нужно собирать для аппликации. Фантазия детей безгранична, и они с огромным интересом впитывают сведения, которые получают.

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы  минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.

Актуальность программы. В век электронных технологий люди стали забывать о природе, разрушать ее и  в связи с этим трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять ее.

            Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.        

Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития  детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

         Занятия студии «Флоренталь» (младшая группа) состоят из теоретической и практической части.

Теоретическая часть включает рассказ, объяснение педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.

Особое внимание в работе студии  уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы студийцев, руководитель студии в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличения материала по некоторым темам.

Студия  постоянного состава. Занимаются дети 5-7 классов. Программа рассчитана на 216 часов.  Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Цель: Обеспечение необходимых условий для формирования эстетического и экологического воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения.
  2. Развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное.
  3. Развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение.
  4. Воспитывать желание самим из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;

- формирование экологической культуры.

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки,  принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие экологического мышления.

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня:

 Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты второго уровня: 

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы;

-обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:

- всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

- систематичности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;

- доступности в обучении;

- наглядности;

- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Документы и материалы с учетом которых составлена программа занятий кружка:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Инструкция по технике безопасности при работе ножницами, колющими предметами.
  3. Документы и материалы по профилю кружковой работы.
  4. Требования ФГОС начального общего образования второго поколения.
  5. Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
  6. Перспективный план работы ЦДТ.
  7. Должностная инструкция руководителя студии.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

  1. принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;
  2. принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;
  3. принцип демократизации – право выбора;
  4. принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;
  5. принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;
  6. принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.  

                   

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.

Учащиеся могут:

- знать особенности, свойства засушиваемых растений;

- владеть приемами засушивания растений различными способами;

- самостоятельно контролировать этапы работы над изделием;

- самостоятельно подготавливать материал к использованию в работе;

- составлять композиции и орнаменты согласно принципу построения композиции и орнамента;

- работать с шаблонами;

- самостоятельно изготавливать подарки, сувениры к различным праздникам;

- плести из различных материалов плоские и объемные изделия;

- использовать бросовый материал в изготовлении различных поделок;

- увидеть результат своего труда;

- участвовать в выставках ЦДТ, районных выставках, областных конкурсах.

                                                                                                                                             

Тематический план студии «Флоренталь»

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Сбор природного материала и растений.

-

8

8

3.

Засушивание собранного материала.

2

6

8

4.

Поделки из природного материала.

-

8

8

5.

Миниатюры из бросового материала.

1

7

8

6.

Цветы из бросового материала.

-

8

8

7.

Декоративная скульптура.

1

7

8

8.

Использование тетрапаков в работе с природным материалом.

2

-

2

9.

Изготовление закладок из тетрапаков.

1

5

6

10.

Изготовление открыток  из тетрапаков.

-

6

6

11.

Изготовление вееров из тетрапаков.

-

6

6

12.

Изготовление салфеток  из тетрапаков.

-

6

6

13.

Изготовление Новогодних сувениров, игрушек.

-

8

8

14.

Композиции и орнамент.

2

-

2

15.

Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате».

-

6

6

16.

Составление композиции «Насекомые и животные», «Мини-картинки».

-

6

6

17.

Изготовление сувениров к дню Святого Валентина.

1

5

6

18.

Подготовка листьев кукурузы к работе.

1

7

8

19.

Изготовление лилий из кукурузных листьев.

      1

       7

     8

20.

Изготовление роз из кукурузных листьев.

1

7

8

21.

Изготовление хризантем из кукурузных листьев.

1

7

8

22.

Изготовление подарков к 8 Марта.

1

7

8

23.

Изготовление пасхальных сувениров.

1

7

8

24.

Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений».

-

8

8

25.

Аппликация из мешковины.

1

7

8

26.

Подготовка рогоза к плетению.

-

6

6

27.

Плетение ковриков из рогоза.

1

7

8

28.

Плетение косичек из рогоза.

-

2

      2

29.

Плетение корзиночки из ниток.

1

7

8

30.

Плетение  из пеньки.

-

8

8

31.

Подготовка к плетению из газетных трубочек.

-

8

8

32.

Плетение из газетных трубочек.

1

7

8




Итого:    






22




194




216

Содержательная характеристика курса.

        1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими предметами. 2 часа.

        2. Сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений: веток, шишек, листьев, грибов, цветов.8 часов.

3. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в подвешенном состоянии, в лежачем положении, под прессом и т.д. 8 часов.

4. Поделки из природного материала. Показ инструментов, нужных для изготовления поделок, как ими пользоваться, применять в работе. Изготовление из корешков и веток: маленьких лесных человечков, зверюшек, объяснение последовательности работы, составление композиции из поделок. 8 часов.

5. Миниатюры из бросового материала. Показ бросового материала, объяснение, как его использовать. Изготовление миниатюр из круп, семян, рыбной чешуи, перьев, чешуи шишек. 8 часов.

6.Цветы из бросового материала. Изготовление цветов из семян различных растений и овощей.8 часов.

7. Декоративная скульптура. Рассказ про бурьян, его назначение в домашнем хозяйстве  и рукоделии. Рассказ про дудник. Инструменты для изготовления декоративной скульптуры. Изготовление декоративной скульптуры. 8 часов.

8. Использование пакетов-тетропаков. Объяснить, каким образом использовать тетрапаки, показать последовательность работы. 2 часа.

9. Изготовление закладок, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

10. Изготовление открыток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

11. Изготовление вееров, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

12. Изготовление салфеток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

13. Изготовление Новогодних сувениров, игрушек. Показ образцов, объяснение выполнения работы. 8 часов.

14. Композиции и орнамент. Объяснение, что такое композиция и орнамент. Правила построения композиции и орнамента.  Мультимедийная презентация. 2 часа.

15. Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.

16. Составление композиции: «Насекомые и животные», «Мини-картинки». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.

17. Изготовление сувениров к дню Святого Валентина. Рассказ о празднике. Мультимедийная презентация. Показ вариантов изготовления сувениров.6 часов.

18.Подготовка листьев кукурузы к работе. Объяснение порядка обработки кукурузных листьев. Самостоятельная работа. 8 часов.

19. Изготовление лилий из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.

20. Изготовление роз из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.

21. Изготовление хризантем из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.

22. Изготовление подарков к 8 марта. Беседа о 8 Марта. Показ изделий. Самостоятельная работа. 8 часов.

23. Изготовление  пасхального  сувенира. Беседа о православных праздниках, в т.ч. Пасхе. Выбор фона. Составление цветков в разных ракурсах. 8 часов.

24. Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений». Выбор лучших работ, оформление работ. 8 часов.

25. Аппликация из мешковины. Способ обработки мешковины, инструменты, назначение и состав мешковины. Приемы изготовления аппликаций из мешковины. Выполнение  аппликаций. 8 часов.

26. Подготовка рогоза к плетению. Объяснение способов подготовки рогоза к плетению. Самостоятельная работа. 8 часов.

27.Плетение коврика из рогоза. Рассказ о видах болотных растений, их отличиях. Показ приемов плетения «в клеточку», «веревочкой», плетение ковриков.  Самостоятельная работа. 8 часов.

28. Плетение косичек из рогоза. Самостоятельная работа. 2 часа.

29. Плетение корзиночки из ниток. Показ приемов плетения корзинки. Работа со схемами. Самостоятельная работа. 8 часов.

30. Плетение из пеньки. Самостоятельная работа. Плетение подставки. 8 часов.

31. Подготовка к плетению из газетных трубочек. Объяснение последовательности изготовления газетных трубочек, их соединения. Окраска газетных трубочек. 8 часов.

32. Плетение из газетных трубочек. Мультимедийная презентация. Плетение коробочки из газетных трубочек. 8 часов.

Обеспечение  программы.

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

Методическая база:

  1. Методическая литература для теоретических и практических занятий.
  2. Разработки открытых уроков.
  3. Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.

Дидактическая база:

  1. Образцы плетений.
  2. Образцы приемов засушивания.
  3. Образцы цветов из кукурузных листьев.
  4. Образцы пасхальных сувениров.
  5. Образцы открыток к разным праздникам.
  6. Образцы закладок, салфеток, вееров.
  7. Образцы цветов из бросового материала.
  8. Образцы миниатюр.

Материально-техническая база:

  1. Помещение.
  2. Рабочие места.
  3. Необходимый материал и инструменты.

Каждому учащемуся необходимо иметь:

  1. Засушенные под прессом цветы, растения, листья.
  2. Ветки, корешки, желуди, шишки.
  3. Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.
  4. Миниатюрные прямые ножницы.
  5. Прямые большие ножницы.
  6. Клей «ПВА», «Феникс».
  7. Картон.
  8. Цветная бархатная бумага,  черная бумага, однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин),  кожа,  кожзаменители,  доски для инкрустации, деревянный шпон.
  9. Кисти или тонкие палочки для клея.

Финансовая база:

  1. Родительская поддержка.
  2. Помощь спонсоров.
  3. Выставки-продажи.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

  1. практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;
  2. наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;
  3. вербальные – инструктаж, объяснение;
  4. проектные - создание  творческих проектов;
  5. психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

  1. демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;
  2. индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;
  3. создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;
  4. позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

Оценка эффективности программы

        Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Вид контроля

Методы

Формы

Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков)

Собеседование

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе  изучения темы

Опрос по теме

Викторины

Интеллектуальные игры

Практические занятия

Наблюдения и экскурсии

Общественно полезные практики

Индивидуальная


Периодическая проверка в конце каждого раздела

Выставка

Индивидуальная

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений, навыков

Отчетная выставка

Индивидуальная

Система поощрения

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральное

Словесные

Наглядные

Практические

Оценка педагога

Личная выставка

Участие в мероприятиях ЦДТ

Материальное

Награждение

Индивидуальная

        

Образовательно-воспитательная работа

Задачи

Дела студии по решению

 поставленных задач

Сроки

I. Воспитательная работа

1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.


2. Участие в мероприятиях и выставках.



Экскурсия в музей

Экскурсия в картинную галерею

Экскурсия в Старину сибирскую

Посещение выставки цветов в День поселка

Декада открытых дверей в ЦДТ

Семейная гостиная

Новогодние утренники

Выставки

Творческий отчет ЦДТ



Ноябрь

Февраль

Апрель

Август


Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Март

Май

II. Общественно-полезная работа

Изготовление сувениров в призовой фонд

В течение

года

III. Работа по созданию и развитию коллектива кружка

Коллективное обсуждение плана работы кружка

Подведение итогов работы кружка

Сентябрь


Май

IV. Работа с родителями

Приглашать родителей на мероприятия в ЦДТ

Работа с родителями

В течение

года

Список литературы для педагога.

  1. А. С. Соловьева. Искусство флористики. Цветочная живопись. – М.: Беларусь, 2002 г.
  2. В. Н. Полунина. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 г.
  3. В. Стецюк. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «Аст-Пресс», 2002 г.
  4. Г.И. Перевертень.  Поделки  из веток. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  5. Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
  6. Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.
  7. И.В. Черныш. Поделки из природного материала. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
  8. Н. Голубева. Аппликация из природных материалов. -  М.: Культура и традиции, 2002 г.
  9. Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
  10. Природный материал и фантазия. 5 – 9 Классы: программа, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. Л.И. Трепетунова. – Волгоград : Учитель, 2009.
  11. Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
  12. Ханников А.А. Художественное плетение из лозы, соломы, рогоза, камыша, бересты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Список литературы для детей

  1. Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
  2. Колесникова Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  4. Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                                       

РАССМОТРЕНО

 Протокол №1 от 10.09.2012 г.

методического  совета

 МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                                           

          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                              Директор МКОУ ДОД

                                                                     «Центр детского творчества»

                                                               ____________  Л.Г.Иванова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

СТУДИИ «ФЛОРЕНТАЛЬ»

«Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем»

                                                               Возрастной состав обучающихся: 9-12 лет

                                                               Продолжительность обучения: 3 года

Составитель: Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

р.п. Большеречье ,2012


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы – эколого-биологическое направление.

Художественное творчество флористов основано  на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму. Композиции из растений, высушенных в гербарной сетке или прессованием, покоряют тонкостью и изяществом. Можно создать оригинальные декоративные композиции, украсить свой интерьер вещами, созданными в буквальном смысле из ничего, из того, что волшебница природа щедро дарит нам во все времена года, а осенью просто бросает под ноги. Любую прогулку в лес, парк, на берег реки с детьми можно превратить в увлекательно творчество, показывая детям разные виды листьев, трав, цветов и рассказывая, что, когда, и как нужно собирать для аппликации. Фантазия детей безгранична, и они с огромным интересом впитывают сведения, которые получают.

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы  минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.

Актуальность программы. В век электронных технологий люди стали забывать о природе, разрушать ее и  в связи с этим трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять ее.

            Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.        

Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития  детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

         Занятия студии «Флоренталь» (младшая группа) состоят из теоретической и практической части.

Теоретическая часть включает рассказ, объяснение педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.

Особое внимание в работе студии  уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы студийцев, руководитель студии в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличения материала по некоторым темам.

Студия  постоянного состава. Занимаются дети 5-7 классов. Программа рассчитана на 216 часов.  Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Цель: Обеспечение необходимых условий для формирования эстетического и экологического воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения.
  2. Развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное.
  3. Развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение.
  4. Воспитывать желание самим из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;

- формирование экологической культуры.

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки,  принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие экологического мышления.

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня:

 Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты второго уровня: 

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы;

-обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:

- всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

- систематичности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;

- доступности в обучении;

- наглядности;

- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Документы и материалы с учетом которых составлена программа занятий кружка:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Инструкция по технике безопасности при работе ножницами, колющими предметами.
  3. Документы и материалы по профилю кружковой работы.
  4. Требования ФГОС начального общего образования второго поколения.
  5. Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
  6. Перспективный план работы ЦДТ.
  7. Должностная инструкция руководителя студии.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

  1. принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;
  2. принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;
  3. принцип демократизации – право выбора;
  4. принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;
  5. принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;
  6. принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.  

                   

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.

Учащиеся могут:

- знать особенности, свойства засушиваемых растений;

- владеть приемами засушивания растений различными способами;

- самостоятельно контролировать этапы работы над изделием;

- самостоятельно подготавливать материал к использованию в работе;

- составлять композиции и орнаменты согласно принципу построения композиции и орнамента;

- работать с шаблонами;

- самостоятельно изготавливать подарки, сувениры к различным праздникам;

- плести из различных материалов плоские и объемные изделия;

- использовать бросовый материал в изготовлении различных поделок;

- увидеть результат своего труда;

- участвовать в выставках ЦДТ, районных выставках, областных конкурсах.

                                                                                                                                             

Тематический план студии «Флоренталь»

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Сбор природного материала и растений.

-

8

8

3.

Засушивание собранного материала.

2

6

8

4.

Поделки из природного материала.

-

8

8

5.

Миниатюры из бросового материала.

1

7

8

6.

Цветы из бросового материала.

-

8

8

7.

Декоративная скульптура.

1

7

8

8.

Использование тетрапаков в работе с природным материалом.

2

-

2

9.

Изготовление закладок из тетрапаков.

1

5

6

10.

Изготовление открыток  из тетрапаков.

-

6

6

11.

Изготовление вееров из тетрапаков.

-

6

6

12.

Изготовление салфеток  из тетрапаков.

-

6

6

13.

Изготовление Новогодних сувениров, игрушек.

-

8

8

14.

Композиции и орнамент.

2

-

2

15.

Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате».

-

6

6

16.

Составление композиции «Насекомые и животные», «Мини-картинки».

-

6

6

17.

Изготовление сувениров к дню Святого Валентина.

1

5

6

18.

Подготовка листьев кукурузы к работе.

1

7

8

19.

Изготовление лилий из кукурузных листьев.

      1

       7

     8

20.

Изготовление роз из кукурузных листьев.

1

7

8

21.

Изготовление хризантем из кукурузных листьев.

1

7

8

22.

Изготовление подарков к 8 Марта.

1

7

8

23.

Изготовление пасхальных сувениров.

1

7

8

24.

Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений».

-

8

8

25.

Аппликация из мешковины.

1

7

8

26.

Подготовка рогоза к плетению.

-

6

6

27.

Плетение ковриков из рогоза.

1

7

8

28.

Плетение косичек из рогоза.

-

2

      2

29.

Плетение корзиночки из ниток.

1

7

8

30.

Плетение  из пеньки.

-

8

8

31.

Подготовка к плетению из газетных трубочек.

-

8

8

32.

Плетение из газетных трубочек.

1

7

8




Итого:    






22




194




216

Содержательная характеристика курса.

        1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими предметами. 2 часа.

        2. Сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений: веток, шишек, листьев, грибов, цветов.8 часов.

3. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в подвешенном состоянии, в лежачем положении, под прессом и т.д. 8 часов.

4. Поделки из природного материала. Показ инструментов, нужных для изготовления поделок, как ими пользоваться, применять в работе. Изготовление из корешков и веток: маленьких лесных человечков, зверюшек, объяснение последовательности работы, составление композиции из поделок. 8 часов.

5. Миниатюры из бросового материала. Показ бросового материала, объяснение, как его использовать. Изготовление миниатюр из круп, семян, рыбной чешуи, перьев, чешуи шишек. 8 часов.

6.Цветы из бросового материала. Изготовление цветов из семян различных растений и овощей.8 часов.

7. Декоративная скульптура. Рассказ про бурьян, его назначение в домашнем хозяйстве  и рукоделии. Рассказ про дудник. Инструменты для изготовления декоративной скульптуры. Изготовление декоративной скульптуры. 8 часов.

8. Использование пакетов-тетропаков. Объяснить, каким образом использовать тетрапаки, показать последовательность работы. 2 часа.

9. Изготовление закладок, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

10. Изготовление открыток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

11. Изготовление вееров, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

12. Изготовление салфеток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.

13. Изготовление Новогодних сувениров, игрушек. Показ образцов, объяснение выполнения работы. 8 часов.

14. Композиции и орнамент. Объяснение, что такое композиция и орнамент. Правила построения композиции и орнамента.  Мультимедийная презентация. 2 часа.

15. Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.

16. Составление композиции: «Насекомые и животные», «Мини-картинки». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.

17. Изготовление сувениров к дню Святого Валентина. Рассказ о празднике. Мультимедийная презентация. Показ вариантов изготовления сувениров.6 часов.

18.Подготовка листьев кукурузы к работе. Объяснение порядка обработки кукурузных листьев. Самостоятельная работа. 8 часов.

19. Изготовление лилий из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.

20. Изготовление роз из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.

21. Изготовление хризантем из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.

22. Изготовление подарков к 8 марта. Беседа о 8 Марта. Показ изделий. Самостоятельная работа. 8 часов.

23. Изготовление  пасхального  сувенира. Беседа о православных праздниках, в т.ч. Пасхе. Выбор фона. Составление цветков в разных ракурсах. 8 часов.

24. Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений». Выбор лучших работ, оформление работ. 8 часов.

25. Аппликация из мешковины. Способ обработки мешковины, инструменты, назначение и состав мешковины. Приемы изготовления аппликаций из мешковины. Выполнение  аппликаций. 8 часов.

26. Подготовка рогоза к плетению. Объяснение способов подготовки рогоза к плетению. Самостоятельная работа. 8 часов.

27.Плетение коврика из рогоза. Рассказ о видах болотных растений, их отличиях. Показ приемов плетения «в клеточку», «веревочкой», плетение ковриков.  Самостоятельная работа. 8 часов.

28. Плетение косичек из рогоза. Самостоятельная работа. 2 часа.

29. Плетение корзиночки из ниток. Показ приемов плетения корзинки. Работа со схемами. Самостоятельная работа. 8 часов.

30. Плетение из пеньки. Самостоятельная работа. Плетение подставки. 8 часов.

31. Подготовка к плетению из газетных трубочек. Объяснение последовательности изготовления газетных трубочек, их соединения. Окраска газетных трубочек. 8 часов.

32. Плетение из газетных трубочек. Мультимедийная презентация. Плетение коробочки из газетных трубочек. 8 часов.

Обеспечение  программы.

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

Методическая база:

  1. Методическая литература для теоретических и практических занятий.
  2. Разработки открытых уроков.
  3. Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.

Дидактическая база:

  1. Образцы плетений.
  2. Образцы приемов засушивания.
  3. Образцы цветов из кукурузных листьев.
  4. Образцы пасхальных сувениров.
  5. Образцы открыток к разным праздникам.
  6. Образцы закладок, салфеток, вееров.
  7. Образцы цветов из бросового материала.
  8. Образцы миниатюр.

Материально-техническая база:

  1. Помещение.
  2. Рабочие места.
  3. Необходимый материал и инструменты.

Каждому учащемуся необходимо иметь:

  1. Засушенные под прессом цветы, растения, листья.
  2. Ветки, корешки, желуди, шишки.
  3. Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.
  4. Миниатюрные прямые ножницы.
  5. Прямые большие ножницы.
  6. Клей «ПВА», «Феникс».
  7. Картон.
  8. Цветная бархатная бумага,  черная бумага, однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин),  кожа,  кожзаменители,  доски для инкрустации, деревянный шпон.
  9. Кисти или тонкие палочки для клея.

Финансовая база:

  1. Родительская поддержка.
  2. Помощь спонсоров.
  3. Выставки-продажи.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

  1. практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;
  2. наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;
  3. вербальные – инструктаж, объяснение;
  4. проектные - создание  творческих проектов;
  5. психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

  1. демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;
  2. индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;
  3. создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;
  4. позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

Оценка эффективности программы

        Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Вид контроля

Методы

Формы

Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков)

Собеседование

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе  изучения темы

Опрос по теме

Викторины

Интеллектуальные игры

Практические занятия

Наблюдения и экскурсии

Общественно полезные практики

Индивидуальная


Периодическая проверка в конце каждого раздела

Выставка

Индивидуальная

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений, навыков

Отчетная выставка

Индивидуальная

Система поощрения

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральное

Словесные

Наглядные

Практические

Оценка педагога

Личная выставка

Участие в мероприятиях ЦДТ

Материальное

Награждение

Индивидуальная

        

Образовательно-воспитательная работа

Задачи

Дела студии по решению

 поставленных задач

Сроки

I. Воспитательная работа

1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.


2. Участие в мероприятиях и выставках.



Экскурсия в музей

Экскурсия в картинную галерею

Экскурсия в Старину сибирскую

Посещение выставки цветов в День поселка

Декада открытых дверей в ЦДТ

Семейная гостиная

Новогодние утренники

Выставки

Творческий отчет ЦДТ



Ноябрь

Февраль

Апрель

Август


Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Март

Май

II. Общественно-полезная работа

Изготовление сувениров в призовой фонд

В течение

года

III. Работа по созданию и развитию коллектива кружка

Коллективное обсуждение плана работы кружка

Подведение итогов работы кружка

Сентябрь


Май

IV. Работа с родителями

Приглашать родителей на мероприятия в ЦДТ

Работа с родителями

В течение

года

Список литературы для педагога.

  1. А. С. Соловьева. Искусство флористики. Цветочная живопись. – М.: Беларусь, 2002 г.
  2. В. Н. Полунина. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 г.
  3. В. Стецюк. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «Аст-Пресс», 2002 г.
  4. Г.И. Перевертень.  Поделки  из веток. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  5. Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
  6. Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.
  7. И.В. Черныш. Поделки из природного материала. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
  8. Н. Голубева. Аппликация из природных материалов. -  М.: Культура и традиции, 2002 г.
  9. Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
  10. Природный материал и фантазия. 5 – 9 Классы: программа, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. Л.И. Трепетунова. – Волгоград : Учитель, 2009.
  11. Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
  12. Ханников А.А. Художественное плетение из лозы, соломы, рогоза, камыша, бересты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Список литературы для детей

  1. Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
  2. Колесникова Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  4. Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа вокальной группы "Веснушки"

Образовательная программа разработана мной на основе многолетнего опыта работы с детьми. Практически каждый ребенок обладает природными  голосовыми  и  слуховыми данными, которые педаго...

Образовательная программа для групп начальной подготовки "Вольная борьба"

В представленной программ представлена модель построения системы тренировки для групп начальной подготовки, учебный план, примерные планы...

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....

Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион

Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» Цели:1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;2. показать значимость богато...