Современные методы обучения в дополнительном образовании. Сообщение к педагогическому совету.
статья по теме

Шаронова Ольга Алексеевна

В тексте рассматриваются основные этапы занятия в системе дополнительного образования и предлагаются методы и приёмы, соответствующие определённому этапу и его задачам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества

«Современные методы обучения»

Сообщение к педагогическому совету

Подготовил:

Шаронова Ольга Алексеевна,

методист I квалификационной категории

г. Выкса

2011г

Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей

Трактовок понятия «Метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Специфика дополнительного образования накладывает определённые ограничения на их применение и использование. Следует заметить, что далеко не все методы обучения, применяемые в системе общего образования успешно применимы в системе дополнительного образования детей. Так, содержание учебной деятельности детского объединения обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определённом виде творчества. Причём уровень теоретической подготовки должен позволять обучающимся в процессе её изучения на определённом этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем и на продуктивный (творческий) уровень. Поскольку очень часто теория и практика фактически неотделимы друг от друга, особенно в декоративно-прикладном творчестве, то изучение теории требует большего применения методов, основанных на вовлечении различных групп чувственных анализаторов. Практическая ориентированность обучения в УДО требует большего объёма практической подготовки, но также она не может быть строго нацелена на освоение приёмов и навыков определённого вида деятельности. Практическая подготовка должна вестись с использованием приёмов и методов, позволяющих нивелировать особенности ребёнка, мешающие полноценному освоению определённого вида деятельности, как то: низкая социальная адаптивность, особенности двигательной активности, особенности восприятия и т.д. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести именно к учебному занятию, поскольку многие из занятий носят ещё и общеразвивающий, или воспитательный характер. В то же время воспитательное занятие может иметь и образовательную составляющую. В ходе одного занятия многие педагоги решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Структура учебного занятия

Учебное занятие является, хотя и ограниченным, по времени, процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного(см.схему 1). Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие-осмысление-запоминание-применение-обобщение-систематизация.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Соответственно, для каждого из этапов могут быть применены наиболее эффективно определённые методы обучения.

Методы и методики обучения

Метод обучения – это   способ организации совместной деятельности педагога и обучающихся, направленной на решение образовательных задач.

Каждый метод обучения можно представить в виде совокупности методических приёмов.

В педагогике ещё советского периода были приняты различные классификации методов обучения, многие из которых описаны Бабанским. Основанием для классификации были: источник знаний, характер познавательной деятельности, дидактическая цель, средства обучения и т.д. Выделим для нашего удобства методы обучения, используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

1.Организационный. В соответствии с задачами этого этапа, здесь уместны методы мотивации и стимулирования, например, метод эмоционального мотивирования (приёмы создания ситуации нравственного переживания, создание ситуаций занимательности, анализ ситуаций из литературы, биографий деятелей культуры и искусства, исторических личностей, занимательных фактов и т.п., приёмы удивления, сопоставление фактов, создание ситуации новизны), а также отдельные методы стимулирования (метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, анализ жизненных ситуаций, предъявление учебных требований).

2.Проверочный. Здесь уместны методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, такие, как опрос, работа с карточками, игры, проверочная работа, опять же, тестирование.

3. Подготовительный. Здесь уместны такие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: рассказ-вступление, беседа (сочетающая приёмы постановки вопросов, приёмы обсуждения ответов обучающихся, приёмы коррекции ответов обучающихся, приёмы формулирования выводов из беседы); наглядные: демонстрация (например, показ видеозаписи концертного номера), иллюстрация (показ плакатов, картин, зарисовок на доске); проблемно - поисковые (создание проблемной ситуации, постановка проблемного задания, задания исследовательского характера); методы самостоятельной работы (работа со схемой, таблицей, рисунком, книгой).

4.Основной. В зависимости от задач и подвида этого этапа, здесь могут применяться самостоятельная работа, работа под руководством педагога, дозированная помощь, беседа, практические задания, тренировочные упражнения, проблемные вопросы, учебная дискуссия, рассказ – изложение, лекция, фрагментированный демонстрационный показ видеоматериала, письменные упражнения, опыты, эксперименты, работа на ПК, проблемно-поисковые практические работы, практические работы исследовательского характера и т.д.

5.Контрольный. Данный этап может осуществляться методами контроля и коррекции. В частности, методы самоконтроля, методы программированного письменного контроля, методы устного контроля. Наиболее уместны здесь фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, викторины.

6.Итоговый. Здесь могут быть применены следующие  методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: заключительная беседа, рассказ-заключение; наглядно-словесные: беседа с применением схемы, таблицы и др. иллюстрации, комментирование действий; практические: работа с учебным набором, с тренировочным приспособлением, и т.д.; самостоятельной работы: работа с книгой, вопросником, комментирование выполненной работы.

7.Рефлективный. По своему содержанию, этот этап требует особого рода активности педагога и обучающихся. Предыдущая деятельность определённым образом отразилась на эмоциональном состоянии обеих сторон учебного процесса и оформилась в определённую учебную ситуацию, поэтому здесь снова уместны методы мотивации и стимулирования, содержащие стимулирование ответственности, чувства долга, закрепление чувства успешности, разъяснение личной и общественной значимости получаемых ЗУН, а также методы контроля и коррекции, такие, как: само – и взаимооценка, экспертный контроль и коррекция.

8.Информационный. Чаще всего, в дополнительном образовании домашнее задание является необязательным и по большей части продолжает деятельность, осуществляемую на занятии, поэтому здесь уместны будут методы мотивации и стимулирования, направленные на создание ситуации успешности: двухуровневые задания, план выполнения задания, карточки-консультации, анализ жизненной или игровой ситуации, задание-наблюдение, проблемные задания, карточки-символы успешности и т.д.

Как видим, занятие в дополнительном образовании является  подвижным с точки зрения присутствия и содержания каждого из этапов занятия. Разнообразие содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. Это и традиционные формы, такие как: учебное занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, и нетрадиционные, например, занятия-фантазии, занятия-соревнования, занятие- ролевая игра и т.д.

Использование на протяжении всего процесса обучения сочетания методов определённого характера образует методику.

Для дополнительного образования характерны следующие наиболее распространённые методики:

  1. дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей, уровня подготовки каждого).
  2. индивидуального обучения: (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
  3. проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не даёт детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей);  и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
  4. методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Принципы обучения

Рассматривая учебный процесс в дополнительном образовании, помимо структуры и организационных форм учебного занятия, методических приёмов, методов и методик обучения, необходимо также обратится к принципам обучения.

Принцип обучения- основные руководящие идеи, нормативные требования к организации проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения.

Для дополнительного образования детей можно рекомендовать следующие основные принципы:

  1. Принцип воспитывающего обучения.
  2. Принцип научности.
  3. Принцип связи обучения с практикой.
  4. Принцип систематичности и последовательности.
  5. Принцип доступности.
  6. Принцип наглядности.
  7. Принцип сознательности и активности.
  8. Принцип прочности.

Модель учебного занятия

Организационный этап

Проверочный этап

Подготовительный этап

Основной этап

Контрольный этап

Итоговый этап

Рефлективный этап

Информационный этап

Задача:  Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление  пробелов в знаниях и  их коррекция

Задача: подготовка детей к работе на занятии

Задача: обеспечение  мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Усвоение новых  ЗУН и способов действий

Первичная проверка  понимания понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и  систематизация ЗУН



Предварительный просмотр:

Беседа

 демонстрация

задания       исследовательского характера

самостоятельная работа

работа под руководством педагога

практические задания

работа на ПК

методы самоконтроля

 методы программированного письменного контроля

методы устного контроля

фронтальный опрос

 индивидуальный опрос

 тестирование,

 викторины

заключительная беседа

рассказ-заключение

беседа с применением схемы

комментирование действий

работа с учебным набором,

 работа с книгой

комментирование выполненной работы

экспертный контроль и коррекция

 план выполнения задания

 карточки-консультации

 карточки-символы успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании"

Практикум для педагогов дополнительного образования...

Применение современных методов обучения в системе дополнительного образования

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...

Современные методы обучения на уроках французского языка и дополнительного образования

В этой статье я хочу поделиться своим опытом освоения современными образовательными технологиями.Хочу рассказать, какие методы я стараюсь применять, что учитывать на своих уроках, какие материалы подб...

Сообщение на педагогическом совете " Формы и методы подготовки старших воспитанников к самостоятельной жизни"

В этом выступлении я делюсь опытом  по формированию навыков самостоятельной деятельности старших воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната/...

Сообщение на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа».

laquo;Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы кабинета профильного труда (строительное дело) в процессе реализации проекта...