Защита ВКР "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка"
презентация к уроку по теме

Картамышева Екатерина Вячеславовна

Краткий текст защиты выпускной квалификационной работы "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка". Защита состоялась в 2010 году и была оценена государственной аттестационной комиссией на "5+".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_30_11_2010.doc76 КБ
Office presentation icon 29_11_2010_-_kopiya.ppt2.65 МБ

Предварительный просмотр:

№№ слайда

Текст выступления

Информация на слайде

Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая система детского хорового коллектива как средство эстетического воспитания ребенка».

В процессе работы мы рассмотрели теоретические основы становления и развития дидактических и воспитательных систем, в трудах

Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова,  М. М. Махмутова, П. Я. Эрдниева, Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О С. Газмана, О.В. Заславской, И. П. Иванова, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н.Степанова, Ю.П. Сокольникова, Л.Ф. Спирина, Н.М.Таланчука и др.

Вопросы эстетического воспитания в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского и др., а также различные вопросы, связанные с детским хоровым пением разработанные следующими авторами

Ю. Б. Алиевым (1965), Д. Е. Огородновым(1981); работы посвященные воспитанию и охране детского голоса–В. А. Багадурова (1954), Е. М. Малининой (1967), В. В. Емельянова( 1991), формированию певческих навыков – А. Г. Менабени (1987), Г. П. Стуловой (1992), Л. А. Венгрус (2000).

В своей работе мы акцентируем внимание на эстетическом воспитании в педагогической системе детского хорового объединения, как системному подходу.

В связи с этим можно определить цель работы: выявить пути и способы эстетического воспитания учащихся в педагогической системе детского хорового коллектива.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания ребенка в педагогической системе детского хорового коллектива.

Предмет: пути и способы эстетического воспитания ребенка в педагогической системе детского хорового коллектива.

Цель, объект и предмет определили необходимость решения следующих задач:

Изучить теоретические основы работы педагогической системы по эстетическому воспитанию;

Изучить содержание эстетического воспитания школьников средствами вокально-хорового искусства.

Организовать и проанализировать работу с детским хоровым объединением как с педагогической системой.

Гипотеза: образовательная и воспитательная работа, организованная в целостной педагогической системе, предполагающей единство составляющих ее компонентов дает более высокие результаты в индивидуально-личностном воспитании ребенка и в развитии коллектива.

Новизна исследования состоит в методической разработке и практической организации работы детского хорового объединения как педагогической системы с целью эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования.

Практическая значимость работы состоит в методической помощи по обобщению опыта учащимся, студентам педагогических вузов, училищ и вузов культуры и искусств, в подходах к организации педагогической системы детского хорового коллектива.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и музыкально-методической литературы по теме исследования, изучение теории педагогических систем, анализ, синтез, обобщение, разработка программы, создание педагогической системы детского хорового объединения, проведение и описание опытно-экспериментальной работы педагога с детским хоровым коллективом как с педагогической системой.

В первой главе мы рассмотрели теоретические вопросы феномена педагогических систем в теории педагогики, выделив различные толкования этого термина  как явления; структуру педагогической системы и взаимодействие ее компонентов; а также возможное влияние педагогической системы на становление и развитие личности ребенка, уделив особое внимание особенностям эстетического воспитания и организации его в системе дополнительного образования.

Мы изучили подходы к рассмотрению педагогических систем, рассматривающих дидактические и воспитательные системы. Как наиболее общий подход к организации педагогических систем, представлен Л.Ф. Спириным. Этот же подход более приемлем для применения в работе учреждения дополнительного образования.

Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы с детским хоровым коллективом, как педагогической системой с целью эстетического воспитания ребенка.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, духовно-нравственных.

Опираясь на теорию педагогических систем Спирина, мы разработали авторскую комплексную образовательную программу хоровой студии «Радуга» Дома детского творчества им. Саши Ковалева г. Североморска и создали педагогическую систему детского хорового объединения. Целью нашей педагогической деятельности является не только научить детей красиво и правильно исполнять произведения, но и способствовать эстетическому развитию личности.

Педагогическая система с целевой ориентацией эстетического воспитания личности создается на основе взаимодействия педагогов, детей и родителей, т.е. коллектива объединенного достижения поставленной цели. Вокально-исполнительская деятельность становится источником педагогических целей и средством воспитания одновременно. Поэтому хоровое объединение в этом случае можно считать педагогической системой.

Эта цель достигается посредством учебно-воспитательного процесса организованного в созданном хоровом объединении, где обучение носит комплексный характер, включая три аспекта: пение, обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано, гитара), музыкальную грамоту.

Ведущая идея программы обучения детей предполагает создание комфортной среды педагогического общения, развитие способностей и творческого потенциала ребенка посредством полученных знаний, художественных и жизненно-необходимых навыков, целостное восприятие культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности, ее подготовка к активной социальной жизни.

Концентрическое построение программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Период базового обучения – 7 лет. Возраст учащихся: 7 – 17 лет. Период обучения состоит из трех этапов:I этап – 1-2 год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков. II этап – 3-5 годы обучения – этап основного обучения. III – 6-7 год обучения – этап музыкального совершенствования.

Содержание программы включает в себя традиционные компоненты: 

Певческая установка, Навыки дыхания, Звукообразование, Дикция, Строй, Ансамбль, Дирижерский жест, Музыкальная грамота, Внеучебная работа, Концертная деятельность.

Весь комплекс развивающих, обучающих и воспитательных задач решается в процессе совместного творческого труда через организацию общения, во время занятий и репетиций, в ходе выпуска концертных программ и отдельных номеров. Педагогическая система дает необходимые результаты в воспитании, обучении, развитии детей, если в ней обеспечена активная позиция семьи, сформирован коллектив родителей, организованно его взаимодействие с педагогом и учеником.

Система образовательного и воспитательного процесса складывается на основе взаимодействия педагога, воспитанников и родителей.

Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии, т.е воспитания. 

Составной частью педагогической системы также является управление коллективом. Все же это преимущество остается за педагогами, обеспечивающими образовательный процесс обучения хоровому пению в системе дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования располагают значительными возможностями для развития мотивации обучающихся к познанию, приобретению новых умений и навыков. За это время они получают стимул, и дома продолжают начатую деятельность, обсуждают с родителями содержание новых песен, и свои умения, что особо важно, не по принуждению педагогов и родителей, а самостоятельно.

С 2002 года хоровой коллектив стал открытой системой, тесно сотрудничает с кадетскими классами муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната, ежегодно принимает участие в праздновании «Посвящение в кадеты»; «Посвящение в нахимовцы» при губернаторе Мурманской области.

С Артистами Ансамбля песни и пляски Северного Флота мы организуем совместные мероприятия и проведение концертов «Парад школьных отрядов», ежегодные концерты городского конкурса «Учитель года», юбилейные программы различных коллективов

Шефские  выступления на боевых кораблях для поддержания боевого духа матросов срочной службы и личного состава, оказывая мощное воздействие на воспитание подрастающего поколения.

Исполняя разнохарактерные произведения, дети учатся мыслить и переживать, они задумываются о тексте, и сама музыка становится частью их жизни. Постепенно они проникаются сознанием того, что музыка, прежде всего, раскрывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры; отражает их поступки, - словом, воплощает все то, что связано с человеком, учит вниманию и доброму отношению друг к другу.

Занятия отражаются не только на развитии речи, дикции и в целом на поведении, но и физиологических факторах: поскольку пение напрямую связано с дыханием, идет профилактика простудных заболеваний и физического оздоровления детей в природно-климатических условиях Крайнего Севера.

Результатом качества практической хоровой деятельности коллектива могут служить концертные выступления с показом отдельных номеров, а также всей программы в целом, и активное участие в различных исполнительских конкурсах.

Деятельность хорового коллектива неоднократно освещалась средствами массовой информации.

Через соприкосновение с классической музыкой, с замечательным поэтическим текстом, и постоянной пропагандой музыки, как великих композиторов, так и произведений военно-патриотической тематики, поскольку Североморск является городом военных моряков и эта тема для детей очень актуальна, обсуждением этих произведений, у детей меняется мировоззрение и  отношение к жизни. Для них становятся на первый план такие ценности как: любовь, доброта, радость, искренность, сочувствие, душевная деликатность, героизм, патриотизм и т.д. Более осмысленно представляют отношение к окружающему миру. И теперь им становится неинтересна, та «бесполезная» и «однодневная» музыка, которую они слышат в повседневной жизни. Дети теряют в ней потребность, видят разницу между «прекрасным и безобразным», и начинают тянуться к лучшим образцам мировой классики и произведениям  героико-патриотического направления. 

Видя конкретные результаты работы в достижениях своих детей, родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок посещал хоровую студию и конечно, выражают огромную благодарность педагогам за то, что их дети, пусть пока маленькие, но уже звездочки, которые светят в огромном мире замечательных и прекрасных творений классического искусства.

Как показывает анализ теории и практики организации учебно-воспитательного процесса, наиболее эффективно он протекает при организации работы в условиях педагогической системы, при соблюдении требований к ее созданию и функционированию.

Таким образом, в процессе работы мы доказали гипотезу, что образовательная и воспитательная работа, организованная в целостной педагогической системе, предполагающей единство составляющих ее компонентов дает более высокие результаты в индивидуально-личностном воспитании ребенка и в развитии коллектива.

В заключении отметим, что создание педагогической системы построенной на четкой концепции, определении целей и задач, на достижение которых направлена общая деятельность коллектива педагогов, детей и родителей, отбор содержания данной деятельности и выход с результатами работы на связь со средой повышает эффективность педагогической работы.

Воспитание у детей любви к искусству – есть высшая педагогическая стратегия и педагогическая мудрость. Обладая мощной силой непосредственного эмоционального воздействия, музыка на протяжении всей истории человечества играла и играет значительную общественную и культурно-воспитательную роль, а эстетическому воспитанию отведено особое место: довести до совершенства гармонию человеческих чувств, взглядов, вкусов, сформировать представление об эстетическом идеале. И мы как педагоги, помогаем детям в достижении этой цели.

Благодарю за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап работы с детским хоровым коллективом

В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннационных способностей. Главное в этой системе отводится народным песням (сначала на о...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

«Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»

Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования....

Статья на тему: Методика работы с детским хоровым коллективом.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...

Работа над ансамблем в детском хоровом коллективе

План-конспект открытого занятия для руководителей детских хоровых коллективов...

Основополагающие принципы работы над строем в детском хоровом коллективе, пение а’саppella

Методические рекомендации по работе над строем и пением а’саppella в детском хоровом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования. Данные методические рекомендации адресов...

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе....