конспект открытого занятия по теме"Буквица"
план-конспект урока по теме

 

Педагог дополнительного образования

Чехунова Любовь Евгеньевна.

 

Открытое занятие «Буквица».

(Создание условий для творческого и интеллектуального развития личности на занятиях творческого объединения «Мир красок и фантазия»).

Вид: декоративное рисование.

Учащиеся работают в мини группах над полученными заданиями. Учатся приемам активного речевого общения.

Цель урока: Дать понятие «Буквица». Учить выполнять Буквицы.

Задачи:

Образовательная: узнать об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; способствовать формированию умений и навыков;

Развивающая: развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора, способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы);

Воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и  др. качеств; формированию навыков коллективного творчества; воспитывать интерес к искусству шрифта, а также наблюдательности к окружающему пространству надписей, букв, афиш и т.д; прививать любовь к культуре предков.

Образовательные технологии:

1.      На усвоение знаний:

ü  простота и доступность изложения материала;

ü  включение диалога «педагог – ученик – педагог»;  

2.      На прочность знаний:

ü  применение наглядных пособий;

ü  применение ИКТ;

3.      На повышение интереса к предмету:

ü  использование новой техники исполнения.

Средства обучения:

ü  предметно – натуральные объекты, наглядные пособия, практическая деятельность.

ü  Интеллектуальные – анализ, дедукция.

ü  Практические – творческая деятельность.

ü  Эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.

Оборудование:

ü  для руководителя:

Технические средства:

1.      Мультимедийный компьютер для учителя

2.      Телевизор

3.      Презентация

Дидактические и раздаточные материалы:

1.      Карточки – задания для учащихся

2.      Схема построения рисунка

Наглядные пособия:

1.            Художественная литература

Инструменты:

1.      Маркеры, фломастеры , карандаши

2.     Бумага, клей, ножницы. 

 

Музыкальное сопровождение: DVD диски.

Словарная работа: палеография, каллиграфия  

План урока:

1.      Организационный момент (2 мин.).

2.      Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.).

3.      Изучение нового материала, с показом презентации (5 мин.).

4.      Практическая работа  в группах(10 мин.).  

5.      Дополнительное задание (3 мин).

6.       Итог занятия

7.      Рефлексия. Задание для гостей.

 

ХОД урока:

1. Организационный момент:

-          приветствие;

-          проверка готовности учащихся к занятию;

-          настрой учащихся на работу;

-          напоминаю учащимся о технике безопасности.

Учащиеся по желанию делятся на 3 творческих мастерских.

Педагог:   

Поднимите руку те, у кого веселое настроение.

Хлопайте в ладоши те, кто ничего не боится.

Добрые дети – кивните головой.

Сядьте те, кто готов работать и кому интересно – что же будет дальше.    

    2. Сообщение темы, целей занятия, мотивация учебной деятельности учащихся.  

Педагог:    Ребята, сегодня на занятии мы будем работать в группах – творческих мастерских. Познакомимся с новой темой. Каждая мастерская получит свое задание. В процессе занятия я буду оценивать работу всей группы в целом, на сколько вы интересно,  творчески подойдете к решению поставленной задачи.

Наша новая тема вытекает из изученной ранее темы. 

Какую тему мы изучали? Какие виды шрифтов вы знаете?( рубленный  (гротеск) – самый простой: в плакатах, афишах); стандартный в написании учебно-оформительской  литературы; Трафаретный, Декоративный-в альбомах, стенгазетах.: Объемность, штриховка.

Тема нашего занятия «Буквица». Что же это такое попробуем узнать из загадок:

·                        Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.  (книга)

 

·                        На странице букваря тридцать три богатыря.

 Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (буквы)

 

·                        Черные кривые от рождения немые,

 встанут в ряд - сейчас заговорят (буквы)

 

3.   Изучение нового материала, с показом презентации (5 мин.).

Педагог:    Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с письменностью.  Наука изучающая историю письменности называется – палеография. А искусство написания изящного рукописного шрифта – каллиграфия.

С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях  Х-Х l вв. в пергаментных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшений использовалась буквица.. Строчку за строчкой писал переписчик( не любой человек, а грамотный, художественно одаренный). Бывало переписать одну книгу уходило несколько месяцев, а то и годы.

Презентация.

1 слайд: Вашему вниманию – презентация по теме «Буквица».

2 слайд: Буквицу ставили в начало текста, делали ее большого размера.  Буквицы очень часто писали красным цветом- красной краской называемой киноварью. Отсюда пошло понятие «красная строка».

3 слайд: Богато расцвечивали буквицу разнообразным орнаментом. Часто в орнаменте использовались изображения животных и птиц(Звериными головами: коня, кошки ,собаки, львицы, сокола и т.п.)

- Отгадайте, какие буквы?

4 слайд: Вариант русских старославянских букв.

5 слайд: Самым древним орнаментом был растительный. В написании  использовались: листья, цветы, стебли.

6 слайд: Еще один вариант растительного орнамента.

7 слайд: Так Буквица дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетах, журнальных статьях. Здесь мы видим графический способ выполнения буквицы.

8 слайд: Виды: варварский, плетенка(позднее в 15-м вв. развиваются два стиля :плетенка и растительный), хохлома.

9 слайд: Разные современные стили (перечисление).

10 слайд: И еще один вариант – кельтский шрифт.

-Какие виды здесь используются?

Вывод: Таким образом, Буквица служит не только для оформления текста, украшает его ,  но и символизирует начало.

4.      Практическая работа  в группах(10 мин.).  

Педагог:    Задание: Выполнить на листе буквицу – первую букву своего имени.

В процессе жеребьевки мастерские получают задания по видам:

·                        Орнамент с изображением зверей, птиц;

·                        Растительный орнамент;

·                        Геометрический орнамент.

Педагог: Раз, два. Три свои работы покажи.

Вырезать, наклеить на плакат с изображением дерева ЗУН.

5.      Дополнительное задание (3 мин).

Педагог:    наше дерево  расцвело вашими именами , но чего то не хватает на нем? Правильно , листочков. Я хотела бы, чтобы вместе с вами росли и развивались в вас положительные качества человека. Добавим, используя буквы своего имени. Например: Любовь : Л – любознательность , Б – благородство. Каждый – по два листочка.

Выполнить, наклеить.

Педагог:    Пусть каждый подумает и скажет, какое из этих качеств ему не хватает, или он хотел бы в себе развить.

6.       Итог занятия:

Педагог:    Ребята, ответьте на вопрос: «Что такое буквица?». Где мы можем сейчас увидеть буквицу? 

- сообщение педагога о достижении цели занятия;

- объективная оценка результатов   труда учащихся на занятии;

- организация выставки творческих работ;

Педагог: По итогам работы мастерским присваиваются звания:

· самая креативная;

· самая инициативная;

· самая творческая;

· самая сплоченная

 

 7.   Рефлексия.

Педагог:  Какой след в вашей душе оставило наше занятие? Что вы лично получили для себя? Продолжите цепочкой.

На нашем занятии я …

Педагог:    А я получила огромное удовольствие, работая с вами. Спасибо за работу.

Уборка рабочих мест.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме "Мережка". Браслет.

Конспект открытого занятия по строчевой вышике.  Выполняется вышивка мережкой "козлик" на ткани. Браслет украшается выполненной вышивкой....

Конспект открытого занятия по теме: "Ручной шов"козлик"".

Дается подробный конспект занятия для детей второго года обучения (8-9 лет) школы-студии "ДИВО"....

Конспект открытого занятия по теме: "Ручной шов"козлик"".

Дается подробный конспект занятия для детей второго года обучения (8-9 лет) школы-студии "ДИВО"....

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»

конспект открытого занятия по теме: «Согласование  притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...