Программа "Позитив" (досуговая деятельность) дополнительного образования для детей 6-17 лет
рабочая программа на тему

Окунева Ольга Анатольевна

      Программа «Позитив»  по содержательной тематической направленности является социально – педагогической, по функциональному  предназначению досуговой, по форме организации  массовой, по времени реализации краткосрочной.

     Программа         ориентированна  на младший, средний и старший возраст обучающихся 6 – 17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pozitiv.docx53.48 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание    

Пояснительная записка..........................................................................................5

Календарно – тематический план..........................................................................9

Содержание программы........................................................................................11

Методическое обеспечение программы..............................................................22

Литература для педагога.......................................................................................24

Литература для обучающихся..............................................................................25

Приложения ..........................................................................................................26

Приложение 1 Интеллектуальная игра «Уроки Мальвины»............................28

Приложение 2 Викторина «Любимые герои»....................................................29

                       

Пояснительная записка

      Программа «Позитив»  по содержательной, тематической направленности является социально – педагогической, по функциональному  предназначению досуговой, по форме организации  массовой, по времени реализации краткосрочной.

     Программа         ориентированна  на младший, средний и старший возраст обучающихся 6 – 17 лет.

       Новизна. Дополнительное образование — явление, ставшее настолько знакомым для большинства родителей и детей, что уже почти невозможно представить  ребенка, который, кроме школы, больше нигде не учится. Этот вид образования не рассчитан на то, чтобы дети овладевали некой специальностью. Не рассчитан он и на то, чтобы вытеснить, заменив, те программные предметы, которые дети изучают в школе. Данная программа способствует тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись еще и те, которые по каким-либо причинам не охвачены.

         Актуальность. Досуг – это свободное от занятий время. Правильная организация досуга играет неоценимую роль в развитии личности ребёнка. Проблема занятости детей, организация досуга, способствующего развитию и воспитанию личности учащихся, была и остается актуальной? Развитие личности учащихся должно происходить как в учебно-познавательной деятельности, так и в свободном общении, в организации разнообразной деятельности детского коллектива, неразрывно связано с воспитанием. Этот процесс должен быть целенаправленным.

     В этой связи данная программа весьма актуальна,  поскольку потребность детей в общении со сверстниками в свободное от учёбы время играет немаловажную роль в их личностном развитии.

          Педагогическая  целесообразность.  Досуговая  деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников.

формирования гармонично развитой личности, в программу включены  мероприятия  по развитию творческих и аналитических способностей, абстрактного мышления, здравой критичности и самокритичности, определение культурных ориентиров воспитанников.   Сочетание равноценных процессов, воздействующих не только на область знаний, но и в значительной мере на эмоциональное состояние детей.    Это и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых,  и развлечение, где воспитанник может реализовывать свои фантазии, идеи.

        Игровой салон «Спектр», осуществляет организацию свободного досуга детей и играет роль благоприятной сферы в решении ряда задач нравственного, интеллектуального и эстетического формирования личности ребёнка.      

       Цель программы: Создание возможностей для удовлетворения  познавательного интереса обучающихся в игровом салоне, развитие творческих,  интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей.

 Задачи

Обучающие:

- развить познавательный интерес воспитанников;

- расширить область знаний  воспитанников  по экологии, этикету, изобразительному искусству;

- обучить правилам хорошего тона, общения.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;

Развивающие:

- развить настойчивость, самостоятельность;

- развить навыки публичного выступления;

- содействовать развитию всесторонне развитой личности;

- развить познавательные процессы детей.

Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на мероприятиях;

- создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества;

- развивать активную деятельность

Отличительные особенности программы.

Программа связана, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной "Я"- концепции. Принятия себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своем жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.

Формы занятий

 Программа предполагает следующие формы занятий

  1. Просмотр т/передач, т/фильмов с дальнейшим их обсуждением;
  2. Беседы;
  3. Конкурсы;
  4. Тесты
  5. Викторины;
  6. Игры: ролевые, развивающие, настольные;                              
  7. Упражнения;
  8. Обсуждения;
  9. Создание, проигрывание и анализ ситуаций,  творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.);
  10. Театрализации                                                                                                                            

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Результативность  усвоения программы отслеживается через тесты, анкеты, самохарактеристики и  на итоговых занятиях.

Приобретают знания:

- простейшие примеры взаимодействия природы и человека;

- норм морали и культурного поведения;

- общечеловеческих ценностей;

- элементарные меры охраны окружающей среды;  

- основных средств общения, основ зрительской   культуры;

- правил общей культуры, коммуникативной способности;

Умения:

- видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;

- умение жить в коллективе;

- анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте,

- оценить правильность отношения человека к окружающему его миру;

- самостоятельно работать с различными источниками информации;

- принимать решения, самостоятельность мышления

- владение нормами морали и культурного поведения;  

- умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

Навыки:

- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.

- здорового образа жизни: выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, правильное питание, двигательный режим;

 - приобретение навыков этикета, культуры поведения;

Календарно -  тематический план

п/п

Наименование разделов плана

Название тем

Сроки

реализации

1.

1. Этикет    

       1.1.Основные понятия об этикете                                                                                      

       1.2.«Поведение человека»

       1.3. «Рыцарский турнир»

       1.4. «Найти Золушку»

       1.5.«Давайте говорить друг другу  

              комплементы»

 

2. Воспитание прекрасным

      2.1. Забытая старина: традиции, ремесла, мастера

      2.2. «Сегодня мы художники»

      2.3. Леонардо да Винчи-человек ренессанса

      2.4.«Волшебные краски»

      2.5.Мода и история.

 3. Калейдоскоп развлечений

    3.1.«Загадки Золушки»  

    3.2.Мастер снов и сказок: цикл викторин по     сказкам Андерсена

    3.3.«Сказочные герои»

    3.4.«Меж звезд и галактик»

    3.5.«Угадай профессию»

4. Наши праздники

   4.1.Почему мы празднуем Новый год?

   4.2.«Новогодняя гирлянда»

   4.3.«Десяточка»

    4.4.Игра «Что может быть таким?»

    4.5.Что такое Благовещение?

    4.6.«Светлый праздник воскресенья»

    4.7.«Дорога к просторам вселенной»

5. Друзья наши меньшие

       5.1.«Угадай кто это?»

       5.2.«Морское сражение»

       5.3.«Загадки о птицах»

       5.4.«Веселый зоопарк»

       5.5.«Собака друг человека»

       5.6.«Знатоки кошачьей жизни»    

       5.7.Кроссворд по книжкам Э.Успенского

       5.8.«Звери рады: без народа - им веселье и  

               свобода»

       5.9.«Птичий рынок»

       5.10.«          5.10.«Вестники радости и весны»

6.  Расту и    6. Веселья час

       6.1.«Хребет мужества»

       6.2.«Загадки Мойдодыра»                         

       6.3.«Сивка - бурка и другие»

       6.4.«Олимпийский кроссворд»

       6.5.«В здоровом теле - здоровый дух»

       6.6.«Любимые герои»

7. Экологическое ассорти

       7.1.Экологическая викторина

       7.2.«Турнир флоричат»

       7.3.Цветочная викторина

       7.4.«Юные защитники природы»

       7.5.«Наши пернатые друзья»

В течение года

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

В течение года

Апрель

Май

Содержание программы

1. Этикет

Тема №  1. 1.  Основные понятия об этикете

Теоретическая часть: выявить содержание представлений обучающихся  о прекрасных сторонах в поведении человека: познакомить с понятиями

«эстетика поведения», «этикет» - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей.

Практическая часть проводится в форме беседы, обсуждения

Литература: «Энциклопедия этикета» стр. 3-11      

Тема №  1. 2. «Поведение человека»

Теоретическая часть: Человеческие взаимоотношения, особенности характера влияющие на поведение человека, общий тон обычного настроения. Психологические исследования; Правила хорошего тона.

Практическая часть проводится в форме беседы, обсуждения

Литература: «Энциклопедия этикета» стр. 184-190

Тема №  1. 3. «Рыцарский турнир»

Теоретическая часть: познакомить с историей рыцарства (В. Скотт «Айвенго»), содействовать формированию навыков культуры поведения, стремление совершать красивые поступки.

Практическая часть проводится в форме театрализованного  соревновательного турнира.

Литература:   Минск «Красико - Принт» 2000 «Праздник в школе» («В Дни Татьяны и Валентина» стр.48-57)

Тема №  1. 4. «Найти Золушку»

Теоретическая часть: активизировать знания, полученные на предыдущем занятии

Практическая часть проводится в форме  конкурсной программы

Литература:    Минск «Красико - Принт» 2000 «Праздник в школе» («В Дни Татьяны и Валентина» стр. 61-62)

 

Тема № 1. 5. «Давайте говорить друг другу комплементы»

Теоретическая часть: продолжить формирование нравственных представлений чувств ребенка, его поведения в целом.  

Практическая часть проводится в форме игры

 Литература: Минск «Красико-Принт» 2004 «Праздник в школе» («Спешите делать добрые дела» стр. 92-97)

2. Воспитание прекрасным

         

Тема № 2. 1. Забытая старина: традиции, ремесла, мастера

Теоретическая часть: знакомство с прикладным искусством России, знакомство с историей художественных промыслов и народных ремесел, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, активизирует память

Практическая часть проводится в форме  турнира

 Литература: «Читаем, учимся, играем» 4        (2003) стр. 12-16

 

Тема № 2. 2.  «Сегодня мы художники»

Теоретическая часть: знакомство с шедеврами репродукций  известных художников, способствует формированию интереса к истории культуры в изобразительном искусстве, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, активизирует память

Практическая часть проводится в форме  беседы-рассказа, викторины

 Литература: Минск «Красико-Принт» 2004 «Праздник в школе» («Спешите делать добрые дела» стр.67-75)

 

 Тема № 2. 3. Леонардо да Винчи-человек ренессанса

Теоретическая часть: познакомить с творчеством знаменитого художника, формирование эстетических и культурных представлений

Практическая часть проводится в форме викторины

 Литература: «Читаем, учимся, играем» 2        (2007) стр. 29- 34

Тема № 2. 4. «Волшебные краски»

Теоретическая часть: познакомить воспитанников с разными видами жанров в изобразительном искусстве: портрет, пейзаж, натюрморт и др., расширить кругозор, приобщить к прекрасному, повысить интерес к духовному обогащению

Практическая часть проводится в форме  игры

 Литература: «Читаем, учимся, играем» 6        (2004) стр. 76-78

 

Тема № 2. 5.  Мода и история

Теоретическая часть: познакомить с возникновением «моды», историей ее развития, течениями и направлениями, содействовать формированию эстетического вкуса

Практическая часть проводится в форме  беседы, рассказа

 Литература: Васильева, А. «История моды» М: 1999г. стр. 3-11

3. Калейдоскоп развлечений

                       

 Тема № 3.1.«Загадки Золушки»  

Теоретическая часть: вспомнить сказки Шарля Перро, отгадать загадки

Практическая часть проводится в форме литературной  игры

Литература: Минск «Красико-Принт» 2007 «Праздник в школе» («В сказочной стране»  стр. 93-95)

Тема № 3. 2.  Мастер снов и сказок: цикл викторин по сказкам Андерсена

 Теоретическая часть: ответить на вопросы по сказкам («Новое платье короля», «Огниво», «Принцесса на горошине» и др.)

Практическая часть проводится в форме викторины

Литература: Минск «Красико-Принт» 2007 «Праздник в школе» («В сказочной стране»  стр.114-120)

Тема №  3. 3.  «Сказочные герои»

Теоретическая часть: отгадать загадки

Практическая часть проводится в форме  игры

Литература: Минск «Красико-Принт» 2008 «Праздник в школе» («В гостях у сказки» стр. 10-11)

Тема №  3. 4.  «Меж звезд и галактик»

Теоретическая часть: ответить на вопросы, все, что связано с космосом: планеты, звезды, спутники и др.

Практическая часть проводится в форме викторины

Литература: «Читаем, учимся, играем» 1        (2008) стр. 43-44.

Тема № 3. 5. «Угадай профессию»

Теоретическая часть: ответить на вопросы по своим представлениям об этих профессиях, способствует активизации памяти, логическому мышлению

Практическая часть проводится в форме викторины

 Литература: «Читаем, учимся, играем» 1        (2006) стр. 73-76

4. Наши праздники

             

Тема №  4. 1.  Почему мы празднуем Новый год?

 Теоретическая часть: Встреча Нового года – один из самых старинных обычаев. Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали Китайцы (подробнее рассказать: почему? когда и как?)

Практическая часть проводится в форме  беседы, рассказа

 Литература: Ликум, А. М: изд. «Просвещение» серия: Всё обо всем стр. 476-477   №3

Тема № 4. 2.  «Новогодняя гирлянда»

 Теоретическая часть: собрать новогоднюю гирлянду. Развивает внимание, находчивость, быстроту реакции

 Практическая часть проводится в форме эстафеты

Литература: «Чем развлечь гостей» 9 (88) 2009 стр. 3-4

Тема №   4. 3.  «Десяточка»

Теоретическая часть: отгадать выражение, название произведения и др., где присутствует цифра десять

Практическая часть проводится в форме  викторины

Литература: «Чем развлечь гостей» 9 (88) 2009 стр. 5-6

Тема №   4. 4.  Игра «Что может быть таким?»

Теоретическая часть: водящий, обращаясь к игрокам, называет три характеристики предмета: размер, форму и цвет. Игрок, называет предмет, который соответствует заданным условиям и т. д.

развивает ассоциативное и творческое     воображение

Практическая часть проводится в форме  игры

Литература: «Чем развлечь гостей» 9 (88) 2009 стр. 3-4

Тема №  4. 5.Что такое Благовещение?

Теоретическая часть: Благовещение – это значит  «благая весть». В христианстве Благовещение – один из великих праздников.

Практическая часть проводится в форме  беседы, рассказа

 Литература: Ликум, А. М: изд. «Просвещение» серия: Всё обо всем стр. 149 -151  №8

Тема № 4. 6.  «Светлый праздник воскресенья»    

Теоретическая часть: занятие посвящено празднику Пасхи, знакомство      с              

традициями православной культуры

Практическая часть  проводится в форме  беседы, рассказа

Литература: «Читаем, учимся, играем» 1(2008) стр. 85.

Тема № 4. 7. «Дорога к просторам вселенной»

Теоретическая часть: занятие посвящено дню космонавтики, развивает память, расширяет кругозор, способствует общему развитию

Практическая часть проводится в форме интеллектуально-познавательной викторины по принципу игры в « крестики - нолики»

Литература: «Читаем, учимся, играем» 1(2004) стр. 42-44

5. Друзья наши меньшие

Тема №  5. 1. «Угадай кто это?»

Теоретическая часть: по описанию отгадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как называется рассказ или сказка, развивает ассоциативное и творческое мышление

Практическая часть проводится в форме игры

Литература: «Читаем, учимся, играем» 12(2003) стр. 57-58

Тема №  5. 2. «Морское сражение»

Теоретическая часть: ведущий делит присутствующих на две команды (например, пираты и флот) и предупреждает, что сейчас между ними произойдет морское сражение. Развивает внимание, находчивость, способствует сплочению коллектива  

Практическая часть проводится в форме шутливой игры

 Литература: «Чем развлечь гостей» 5 (84) 2009 стр. 3 - 4

 

Тема №  5. 3. «Загадки о птицах»

Теоретическая часть: ребятам предлагается отгадать загадки из книги Павла Барто «Птичий хоровод»

Практическая часть проводится в форме теста-игры

Литература: «Читаем, учимся, играем» 12(2003) стр. 58-59

 

Тема №  5.4 . «Веселый зоопарк»

Теоретическая часть: вспомнить имена сказочных животных (кот Леопольд, кот Матроскин и др.), способствует активизации памяти, смекалки, сообразительности, развивает ассоциативное и творческое мышление

Практическая часть проводится в форме викторины, блиц-опроса

Литература: Минск «Красико-Принт» 2008 «Праздник в школе» («Веселья час» стр. 41-48.)

Тема №  5. 5. «Собака друг человека»

Теоретическая часть: ответить на вопросы о собаках, способствует    активизации  памяти

 Практическая часть проводится в форме викторины

Литература: Минск «Красико-Принт» 2008 «Праздник в школе» («Друзья наши меньшие» стр.23-24.)

Тема №  5. 6. «Знатоки кошачьей жизни»

Теоретическая часть:  ответить на вопросы о кошках, развивает творческое мышление, способствует активизации памяти, расширяет кругозор

 Практическая часть проводится в форме викторины

Литература: Минск «Красико-Принт» 2008 «Праздник в школе» («Друзья наши меньшие» стр.29 - 31)

Тема №  5. 7.  Кроссворд по книжкам Э. Успенского

Теоретическая часть: решить кроссворд

Практическая часть проводится в форме игры

Литература: Минск «Красико-Принт» 2008 «Праздник в школе» («Друзья наши меньшие» стр.35-36.)

Тема №   5. 8.  «Звери рады: без народа - им веселье и свобода»

Теоретическая часть: отгадать загадки, развивает ассоциативное и творческое мышление

Практическая часть проводится в форме игры-конкурса

путаницы,

Литература: Минск «Красико-Принт» 2008 «Праздник в школе» («Друзья наши меньшие» стр. 68-72.)

Тема №  5. 9. «Птичий рынок»

Теоретическая часть: Набирается команда игроков, из них выбираются один – продавец, другой – покупатель. Дети изображают птиц. Подвижная игра способствует  физическому развитию, снимает усталость, напряжение  Практическая часть проводится в форме игры

Литература: «Читаем, учимся, играем» 12(2003) стр. 61

 

 Тема № 5. 10. «Вестники радости и весны»

 Теоретическая часть: ответить на вопросы о разных видах птиц и    познакомиться с еще не знакомыми, расширяет кругозор,   способствует активизации памяти, формированию нравственных ценностей: бережному отношению к природе, и ко всему живому

Практическая часть проводится в форме блиц-опроса

Литература: «Читаем, учимся, играем» 1(2008)  стр. 89-92.

6.  Веселья час

Тема № 6. 1.  «Хребет мужества»

Теоретическая часть: проводятся конкурсы, в которых состязаются две команды. Способствует сплочению коллектива, общему развитию, развивает ассоциативное и творческое мышление

Практическая часть проводится в форме  спортивного состязания

Литература:  Минск «Красико-Принт» 2008 «Праздник в школе» («Веселья час» стр.103 - 105.)

Тема № 6. 2. «Загадки Мойдодыра»                         

Теоретическая часть: отгадывание загадок, развивает память, расширяет кругозор, способствует общему развитию

Практическая часть проводится в форме игры

Литература: «Читаем, учимся, играем» 12(2003)  стр. 87

Тема №  6. 3. «Сивка - бурка и другие»

Теоретическая часть: ответить на вопросы, вспомнить и познакомиться с разными породами лошадей, способствует активизации памяти, смекалки, сообразительности

Практическая часть проводится в форме викторины

Литература: «Читаем, учимся, играем» 7        (2001) стр. 30-33

Тема № 6. 4. «Олимпийский кроссворд»

Теоретическая часть: решить кроссворд, применив информацию полученную      

на предыдущем занятии

Практическая часть проводится в форме  игры

Литература: «Читаем, учимся, играем» 5(2001) стр. 74

Тема № 6. 5. «В здоровом теле - здоровый дух»

 Теоретическая часть: занятие проводится как профилактическое,     девиз: «Кто умен, тому  не лень, чистить зубы каждый день»

Практическая часть проводится в форме  театрализованного        занятия  Литература: «Читаем, учимся, играем» 1(2004) стр. 82-84

   

Тема № 6. 5. «Любимые герои»

 Теоретическая часть: вспомнить и назвать героев всеми известных сказок (Р.                

 Киплинг «Мангли», А.  Лингрен «Малыш и Карлсон» и др.), способствует

 активизация памяти, расширяет кругозор  

Практическая часть проводится в форме викторины

Литература: «Читаем, учимся, играем» 1(2004) стр. 54-56

7. Экологическое ассорти

Тема № 7. 1. Экологическая викторина

Теоретическая часть: ответить на вопросы, викторине учавствуют две команды, развивает ассоциативное и творческое мышление, сообразительность

Практическая часть проводится в форме игры

Литература: Минск «Красико-Принт» 2002 «Праздник в школе» («Викторины, фокусы и трюки» стр.4 – 5.)

Тема №  7. 2. «Турнир флоричат»

Теоретическая часть: в турнире знатоков природы, принимают участие две команды по пять человек. Одна команда представляет обитателей животного мира: зверей, насекомых, птиц и называться – «Мудрая сова». Другая – растительность леса и именоваться «Зеленый лист», способствует активизации памяти, смекалки, сообразительности, формированию нравственных ценностей: бережному отношению к природе, и всему живому

Практическая часть проводится в форме игры - конкурса

Литература: Минск «Красико-Принт» 2007 «Праздник в школе» («Земные карусели» стр.108 -109.)

Тема №  7. 3. Цветочная викторина

Теоретическая часть: отгадывание шуточных загадок, развивает ассоциативное и  творческое мышление, реакцию, сообразительность

Практическая часть проводится в форме викторины

Литература: «Чем развлечь гостей» 12(79)2008 стр. 6

Тема № 7. 4. « Юные защитники природы»

Теоретическая часть: во время игры очиститель (ведущий) выбрасывает в зал ребятам надувные шары, на которых написаны названия помощников чистоты. В последующем ребята, получившие шары, будут участвовать в эстафетах, способствует  формированию нравственных ценностей: бережному отношению к природе, и всему живому

Практическая часть проводится в форме игры

Литература: Минск «Красико-Принт» 2007 «Праздник в школе» («Земные карусели» стр. 122 -125.

Тема № 7. 5. «Наши пернатые друзья»

Теоретическая часть: решить кроссворд, познакомиться с разными видами птиц, способствует активизации памяти, развитию логического мышления

Практическая часть проводится в форме  игры

Литература: «Читаем, учимся, играем» 6(2004) стр. 97-98

 

Методическое обеспечение программы

Реализация программы предполагает организацию следующих условий:

- наличие кабинета оснащенного видеоаппаратурой (приставки «Сего», «Сони», ДVД);

- методическое обеспечение образовательного процесса;

- практический опыт;

- контингент обучающихся;

Применение наглядного и дидактического материала

  1. Применение иллюстративного материала:
  1. иллюстрации репродукций картин
  2. иллюстрации к сказкам
  1. Видео и аудио материалы:
  1. мультфильмы, сказки
  2. караоке;

3. Настольные игры:

  1. Настольная экологическая игра «Зеленый город»;
  2. Игра занятие для детей от 6 лет и старше « Речевая тропинка»;
  3. Настольная игра «Бременские музыканты»;
  4. Интеллектуальная игра «Найди слово»;
  5. Пазлы;
  6. Занимательно-развлекательная мозаика;
  7. Конструктор «Лего»;

4.Литература для обучающихся:

  1. Популярная энциклопедия «Все обо всем» - 9 томов;
  2. Детская энциклопедия «Я познаю мир» - 1 том;
  3. Энциклопедический мир В. Даля «Птицы» - 2 тома;

Формы организации детей на игровом салоне «Спектр» индивидуальные и групповые.

 Деятельность педагога и воспитанников разнообразна. Это разнообразие в применении различных методов:  занятие - сказка, занятие - игра, занятие - путешествие и др.

Система дополнительного образования безоценочная, но контроль над развитием личности воспитанников отслеживается с помощью:

1.  Систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;

2. Организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);

3.  Викторина, открытое занятие, собеседование, тестирование;

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников программы.

Методы, применяемые на занятиях:

1.Индивидуальные беседы с каждым воспитанником

2.Применение взаимопомощи друг к другу (в собирании конструктора, игры в шашки и др.)

Литература для педагогов

1. Васильева, А. История моды [Текст]: А. Васильева - М.: «Просвещение», 1999г. с 3-11

     2.Дадашева, С. М. Любимые герои [Текст]: С. М. Дадашева  // Читаем, учимся, играем, 1 (2004)с 54-56.

3. Жук, Л. И. Веселья час [Текст]: Л. И. Жук // Праздник в школе, 2008, с 33-48.

    4. Жук, Л. И. Наши меньшие друзья [Текст]: Л. И. Жук // Праздник в школе, 2008, с 23-24, 35-36, 68-72, 84-89;

    5. Жук, Л. И. Спешите делать добрые дела [Текст]: Л. И. Жук // Праздник в школе, 2004, с 92-97.

6. Ликум, А. М. Всё обо всем [Текст]:  А. М. Ликум - М.: «Просвещение», с 476-477. №3

7.Ликум, А. М. Всё обо всем [Текст]:  А. М.  Ликум - М.: «Просвещение», с  191 -  192.  №1

8. Хаустов, В. В. Программы на все случаи [Текст]: В. В. Хаустов //Чем развлечь гостей, 12(79)2008. с 21-22.

     9. Хаустов, В. В. Хороший вопрос [Текст]: В. В. Хаустов  // Чем развлечь гостей, 5(84)2009 с 6-7.

    10. Хаустов, В. В. Театр миниатюр [Текст]: В. В. Хаустов  // Чем развлечь гостей 9(88)2009 с 3-8.

    11.Черныш, Е. И. В здоровом теле здоровый дух [Текст]: Е. И. Черныш  // Читаем, учимся, играем 1(2004)с 82-84.

    12.Энциклопедия этикета [Текст] - М.:Рипол классик,2004.с 3-11      

     13.Энциклопедия этикета [Текст] - М.:Рипол классик,2004.с 184-190

Литература для  обучающихся

1.Андерсен, Х. К. Сказки [Книга]:  Х. К. Андерсен - М.: Детская литература, 1977.

2.Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя [Книга]: О. С. Богданова - М.: Просвещение, 1982.

3. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитаниности [Книга]: Б. В. Бушелева - М.: Просвещение, 1988.

4. Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости [Книга]: Л. Васильева-Гангнус - М.: Просвещение, 1984.

5. Дорохов, А. А. Это стоит запомнить  [Книга]: А. А. Дорохов - Красноярск, 1990.

6. Кэрролл, Л. Алиса в Стране чудес. Сказки [Книга]: Л. Кэрролл - М.: Детская литература, 1985.

7. Киплинг,  Р. Маугли. Сказки [Книга]:  Р. Киплинг -  М.: Детская литература, 1985.

8. Милн, А. А. Малыш и Карлсон. Вини Пух и все-все-все. Питер Пен. Сказочные повести [Книга]:  А. А. Милн / Пер. с англ. - М.: Детская литература, 1985.

9. Носов, Н. Н. Незнайка на луне. Роман-сказка [Книга]:   Н. Н. Носов - М.: ОНИКС, 1998.

10. Пушкин, А. С. Сказки [Книга]:    А. С. Пушкин - М.: Советская Россия, 1985.

                                                  Приложение 1

Интеллектуальная игра

Тема: «Уроки Мальвины» 

Участники: воспитанники среднего возраста

Продолжительность: одно занятие

Цель: содействовать формированию навыков культуры поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами.

Задачи: активизировать знания, полученные на занятии «Уроки Мальвины», уметь применять их в жизни, развивать творческое воображение.

Оборудование: Надпись «Уроки Мальвины», девиз «Пусть Мальвина учит нас, чтоб воспитанным был класс». Бумажные куклы - Мальвина, Буратино. Цветок ромашка. Юмористические пословицы о вежливости. Книжная выставка «В Стране веселых вежливых наук». Картина: коленопреклоненный рыцарь в доспехах.

Музыкальное оформление:

Ход мероприятия

В начале занятия педагог приветствует ребят. Затем объясняет, что занятие будет необычное. Занятие соревнование - турнир рыцарей вежливости. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона. Далее педагог рассказывает кто же такой рыцарь. «Рыцарем называли человека, принадлежавшего к военно-дворянскому сословию. Рыцарь обязательно должен был обладать смелостью, великодушием, верностью долгу, благородством по отношению к женщине. Так было в Средние века».

          А какого человека мы называем рыцарем в наши дни? Человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь совершает много прекрасных поступков, а в груди бьется благородное сердце.

Турнир объявляется открытым. Команды приветствуют друг друга, и чем вежливее, тем лучше.

Первый тур. «Веселая разминка» Команды по очереди отгадывают загадки.

Жюри подводит итоги конкурсов приветствий и разминки.

Второй тур. «Веселые маневры». Игроки команд выполняют задания.

Задание. «Волшебные слова» (Спасибо, извините и так далее.)

Игроки должны назвать по одному такому «волшебному слову»

Задание. «Слова паразиты» Попробуйте изобразить человека, постоянно употребляющего «слова-паразиты». Представьте, как этот человек мог бы прочесть любовное стихотворение. А любимое «слово паразит» у этого человека: значит; понимаешь.

Задание. «Мы идем в театр». Составить рассказ по вопросам.

Задание. «Продолжи фразу». Закончите фразу так, как это сделал бы тактичный человек.

Жюри подводит итоги

Третий тур. «От теории к практики».

В этом туре команды также выполняют несколько заданий.

Задание. «Сервировка стола». Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны разложить на столе приборы.

Задание. «Театралы»

Задание. «Задачи на уважение»

Жюри подводит итоги

Четвертый тур. «Веселый блиц-конкурс». Игроки по очереди быстро отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ один бал. (Например: как за столом используется полотняная салфетка? и т. п.)

Турнир подошел к концу. Жюри подводит итоги

Команду- победительницу награждают летами «Рыцарь вежливых наук».

Команда- победительница произносит клятву рыцарей.

В заключении педагог еще раз обращает внимание на книги, которые научат быть вежливыми, культурными и воспитанными.

Проводит обзор книг.

                                                                                                 Приложение 2

Викторина

Тема: «Любимые герои»

Участники: воспитанники среднего и младшего возраста

Продолжительность: одно занятие

Цель: способствовать активизация памяти, расширению кругозора  

Задачи: развивать ассоциативное и творческое воображение.

Оборудование:

Музыкальное оформление:

Ход мероприятия

Книга - это самое лучшее, что когда-либо создавал человек, потому что она нас и учит, и воспитывает, и ведет по жизни. А самое главное - она делает шире наш кругозор, развивает память, что мы на нашем занятии и проверим. Ваша первая задача в литературном лабиринте - суметь по маленькому отрывку вспомнить название произведения.

Задание 1

- «Мать Волчица, тяжело дыша, бросилась на землю около своих волчат, и Отец Волк сказал ей сурово: «На этот раз Шер-Хан говорит правду: детеныша надо показать стае. Ты все-таки хочешь оставить его?» (Р. Киплинг «Маугли».)

- «Он тяжело вздохнул. Вдруг он услышал како-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это не покажется странным, мимо окна пролетел толстый человек». (А. Лингрен «Малыш и Карлсон».)

И тому подобных еще шестнадцать отрывков.

Задание 2

А теперь задание чуть поменяется. По прочитанному мной отрывку вы должны угадать не произведение, а героя, которому принадлежат эти слова.

- «Дело житейское! Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон. А. Лингрен «Малыш и Карлсон».)

- «Куда идем мы с Пятачком, Большой-большой секрет!» (Вини Пух.  А. Милн «Вини Пух и все-все-все».)

- «Кири-куку» Царствуй лежа на боку!» ( Золотой петушок. А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке……»)

И тому подобных еще двадцать отрывков.

Задание 3

Ребята, следующее задание на сообразительность. Скажите мне, встречались ли вы со словом «ассоциация»? Что это слово означает? В нашем случае - это слова, которые вызывают в сознании человека мысль о произведении, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказку, рассказ или поэму по ассоциации со словами.

- Ведьма, псы с разными глазами, дупло, золото. (Х. К. Андерсен «Огниво».)

- Черномор, Людмила, Голова, дуб. (А. Пушкин «Руслан и Людмила».)

- Дом, волк, поросенок. (С. Михалков «Три поросенка».)

- Гуси, мальчик, побег из дома, путешествие, полет. (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)

И тому подобных еще десять отрывков.

На этом наше путешествие по литературному лабиринту подошло к концу. Теперь пришло время попрощаться с героями наших любимых книг. До новых встреч!

Позитив  [Текст]: программа дополнительного образования / составитель О. А. Окунева, – Тяжинский: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», 2009. - 30с.

Технический редактор Н. Н. Кузьмичева, методист муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области».

Оригинал макета подготовлен на компьютерном комплексе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области».

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п.г.т. Тяжинский,  муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», ул. Ленина, 13, тел (80384 49) 28 – 0 -77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в образовательной деятельности дополнительного образования

Эта информация предназначена для педагогов дополнительного образования УДОД...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Тема методического объединения: «Новые педагогические технологии в сфере деятельности дополнительного образования»

Тема методического объединения: «Новые педагогические технологии в сфере деятельности дополнительного образования»...

Тема методического объединения: «Педагогические технологии в деятельности дополнительного образования»

Тема методического объединения:«Педагогические технологии в деятельности дополнительного образования»...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога

Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...