Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража»
методическая разработка по теме

Русина Алёна Николаевна

 

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража»

 

Пояснительная записка

Витраж – один из старинных видов декоративного искусства, переживающий в наши дни второе рождение. Это прекрасный инструмент для желающих сделать свой интерьер особенным, совместить в нем функциональность и красоту. Его можно широко использовать как украшение не только общественных зданий и сооружений, но и обычного дома, дачи. При этом дом будет радовать и удивлять живой линией рисунка и переливами цвета и света. Даже небольшое панно из художественного стекла может стать изюминкой интерьера, а более масштабные элементы будут центром всеобщего восхищения, добавят  радости и солнечного настроения каждый раз, когда взгляд будет скользить по ярким и красочным пятнам витража.

Современные витражные технологии очень широки. Одной из них является расписной витраж, который в состоянии выполнить каждый. Техника расписного витража очень яркая, красочная, которой  могут заниматься даже маленькие дети. Ведь с помощью витражных красок можно создавать не только витражи в прямом их значении, но и наклейки, которыми можно украсить самые разнообразные поверхности.

Проект данного занятия составлен для проведения в творческом объединении по декоративному творчеству, возможна также его адаптация для проведения уроков изобразительного искусства.

Содержание соответствует возрастным особенностям детей 10-13 лет. Богатый наглядный материал (иллюстрации, презентация, работы учащихся) способствует активизации познавательной деятельности детей, зажигает в них огонек творчества, желание создавать подобные вещи своими руками.

В ходе занятия используются беседа, рассказ, опрос, которые поддерживаются наглядным материалом, что позволяет удерживать внимание учащихся на протяжении всего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vitrazh.rar2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

МОУ «Новоозерская средняя общеобразовательная школа»

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме

«Искусство витража»

Направление: современные воспитательные технологии

Технология: личностно-ориентированное обучение, ИКТ

Разработала: Русина Алёна Николаевна педагог дополнительного образования

Ст. Озерки, 2011

Пояснительная записка

Витраж – один из старинных видов декоративного искусства, переживающий в наши дни второе рождение. Это прекрасный инструмент для желающих сделать свой интерьер особенным, совместить в нем функциональность и красоту. Его можно широко использовать как украшение не только общественных зданий и сооружений, но и обычного дома, дачи. При этом дом будет радовать и удивлять живой линией рисунка и переливами цвета и света. Даже небольшое панно из художественного стекла может стать изюминкой интерьера, а более масштабные элементы будут центром всеобщего восхищения, добавят  радости и солнечного настроения каждый раз, когда взгляд будет скользить по ярким и красочным пятнам витража.

Современные витражные технологии очень широки. Одной из них является расписной витраж, который в состоянии выполнить каждый. Техника расписного витража очень яркая, красочная, которой  могут заниматься даже маленькие дети. Ведь с помощью витражных красок можно создавать не только витражи в прямом их значении, но и наклейки, которыми можно украсить самые разнообразные поверхности.

Проект данного занятия составлен для проведения в творческом объединении по декоративному творчеству, возможна также его адаптация для проведения уроков изобразительного искусства.

Содержание соответствует возрастным особенностям детей 10-13 лет. Богатый наглядный материал (иллюстрации, презентация, работы учащихся) способствует активизации познавательной деятельности детей, зажигает в них огонек творчества, желание создавать подобные вещи своими руками.

В ходе занятия используются беседа, рассказ, опрос, которые поддерживаются наглядным материалом, что позволяет удерживать внимание учащихся на протяжении всего занятия.

Тема занятия: Искусство витража

Цель: выполнение изделия в технике расписного витража

Задачи:

Обучающие: создать условия для знакомства с витражом как произведением декоративно-прикладного искусства изобразительного или орнаментального характера, с ролью композиции, формирование художественных знаний, умений и навыков  в составлении витража, умений выразить разные эмоциональные состояния  и приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, умением применять их на практике.

Развивающие: способствовать развитию зрительной памяти в передаче впечатлений, практических навыков и творческих способностей учащихся; пробудить фантазию, умение комбинировать детали.

Воспитательные: способствовать совершенствованию эстетического вкуса; воспитанию аккуратности, внимательности, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи.                                        

Материально-техническое обеспечение занятия:

Демонстрационный материал: иллюстрации витражей, презентация «Искусство витража», таблица «Последовательность выполнения расписного витража»;

Для учащихся:  бумага, карандаши, краски, витражные краски, контур для витража, основа для росписи (стекло, посуда, пластик)


Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Дидактическая

задача

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих

Проверка готовности учащихся к уроку

Приветствует учащихся:

Ученики, внимание

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Проверяет готовность учащихся к занятию, устанавливает дисциплину.

Здороваются с преподавателем.

2

Вступительная беседа

Доведение до учащихся плана, цели и задач занятия Мотивация и настрой на занятие

Проводит опрос учащихся:

1. Скажите, пожалуйста, что такое ДПИ?
2. Какие виды ДПИ можете назвать?
3. Какие виды росписей знаете?

4. А сейчас давайте посмотрим на  иллюстрации. Какой вид искусства на них изображен?

Молодцы! Правильно. Одной из очень интересных техник рисования является витраж.

5.Итак, сегодня  на нашем занятии речь пойдет о ….

А для этого мы с вами, сегодня отправимся в путешествие для того, чтобы познакомится с витражом как с одним из видов искусства, с его особенностями, техникой изготовления и выполним творческую работу, в которой вы, выразите свое отношение к этому виду декоративно-прикладного искусства, продемонстрируете свой эстетический вкус.

Ответы учащихся:

1.  ДПИ – искусство изготовления и украшения предметов.

2. аппликация, вышивка, вязание, выжигание…

3. Хохлома, гжель,
жостово, дымковская,
пермогорская…
4. Витраж

5. витраже.

Выставка иллюстраций на доске.

3

Изложение нового материала.

Дать определение витража. Выявить места применения витражей с опорой на личные знания детей.

Наша первая остановка называется «Vitrage».

       Ребята, скажите, как вы думаете что означает это слово? Откуда оно появилось?

Педагог задает наводящие вопросы, при помощи которых все вместе выводят определение витража.

      vitrage — остекление, (от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

       Ребята, скажите, встречали ли вы где-нибудь витражи? Что они из себя представляли? Что изображается на витражах?

Учащиеся слушают преподавателя, отвечают на вопросы, дополняют ответы.

Да! Встречали!

На вокзалах, в дворцах культуры, в церквях…

Беседа

Презентация:

слайд № 1

3.1

 

Понятие витража

3.2

Историческая справка

Познакомить учащихся с историей витража.

Следующая наша остановка «Историческая»

С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.

Учащиеся слушают преподавателя, отвечают на вопросы, дополняют ответы

Беседа, рассказ с опорой на иллюстрации и презентацию (слайды №  2-5)

3.3

Виды витража

Выступление учащихся с предварительно подготовленными докладами

Ну вот станция «Историческая» осталась уже
позади. В настоящее время витраж снова переживает очередной расцвет его популярности. Сейчас  выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления. Какие виды витражей вы знаете?

Молодцы! А сейчас мы подъезжаем  к станции «Промежуточная».

Учащиеся отвечают на вопросы:

Классический витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.

Накладной витраж — получается по технологии  наклеивания элементов на основу.

Расписной витраж — на поверхность стекла или пластика  наносится рисунок прозрачными красками.

Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеющаяся пленка.

Комбинированный витраж

Выставка
иллюстраций

Презентация:
слайды № 10, 11

4

Краткий опрос учащихся по новым знаниям

Закрепление полученных знаний  о витраже.

К нам пришло время ответить на вопросы:

- Как вы думаете, зачем нужен витраж?

- Что изображают при выполнении витражей?

Заслушивает ответы детей.

- Молодцы!

Учащиеся отвечают
на вопросы.

Чтобы украшать интерьеры зданий, чаще всего общественных зданий. Содержание витража зависят от местонахождения витража. Это могут быть разные виды орнаментов (геометрический, растительный, животный и др.), мифологические и исторические сюжеты, разнообразные декоративные композиции.

5

Технология выполнения расписного витража

Подготовка к практической работе:

- эмоциональный настрой

- применение изделий с витражной росписью

- познакомить учащихся с последовательностью выполнения расписного витража

Станция «Фантазийная»

 Как вы уже знаете, витраж – это рисунок из цветного стекла. Сегодня мы заменим цветное стекло на витражные краски.

В работе можно использовать недорогие стеклянные изделия, купленные в магазине. Но прежде оглядитесь вокруг — вы удивитесь, как много подходящих предметов есть в вашем доме. Старую винную бутылку легко превратить в подсвечник, а банки из-под варенья в разноцветные вазы. Дайте волю воображению и получите удовольствие, создавая уникальные аксессуары и необычные подарки для ваших друзей: они оценят их по достоинству, а вы будете удивляться оригинальностью своих изделий. Художественной росписью можно украсить большинство стеклянных и пластиковых поверхностей. И я гарантирую: как только вы войдете во вкус, в вашем доме не останется скучных и однообразных предметов.

Рисовать мы можем на стаканах, банках и стекло в рамке можем заменять  на более современный материал – пластик.

– Сегодня на занятии  наша задача выполнить ваши работы – витражи, которые могут послужить прекрасным подарком мамам, бабушкам или друзьям

Кому бы вы хотели сделать такой подарок?

Что бы вы на нем изобразили?

– Прежде чем рисовать витражными красками, что необходимо сделать в первую очередь?

1. Выполняем эскиз

2. Подкладываем готовый рисунок (эскиз) под стекло или пластик и обводим контуром. Ждем когда подсохнет контур

3. Начинаем рисовать красками.

Краска витражная жидкая, рисовать ей можно как кистью так и без нее. Краску наливаем на палитру и добавляем воду, но только в водорастворимый витраж. Бывают краски на органической основе. Их разводить водой нельзя.

После того как завершили работать над основным рисунком, приступаем к фону. Фоном к нашей работе может послужить ткань, простая бумага, а также можем залить его цветом

Учащиеся слушают преподавателя, отвечают
на вопросы, дополняют ответы

Иллюстрации,

Презентация:
слайды  № 7-9

Таблица «Последовательность выполнения витража»

6

Физкультминутка

Снятие напряжения
у  учащихся

Педагог читает сказку и показывает движения

Жил-был на свете художник. Однажды он отправился в путешествие на поезде(1). В дороге вагончик качало из стороны в сторону(2) и художник заснул. (3) Во сне он оказался в сказочном месте – прекрасную долину, окруженную горами, по которой протекала бурная река и увидел очень необычный красивый цветок, вокруг которого порхали бабочки. (4)Но тут художник внезапно проснулся, встрепенулся(5) и, улыбаясь, посмотрел по сторонам. (6) Настроение у него было отличное и поэтому он решил непременно запечатлить данный сон, но не на картине, а на окне.

1 – шагают и делают круговые движения кулаками

2 – качаются из стороны в сторону

3 – сложенные ладошки подкладывают под голову

4 – рисуют картину в воздухе при помощи двух рук

5 – встряхиваются всем телом

6 – поворачивают голову по очереди налево и направо при этом улыбаются

7

Практическая работа

Выполнить декоративную работу в технике витража.

Станция «Творческая»

 Приготовьте все необходимое для работы.
Ваша задача выполнить в цвете работу, которой вы могли бы украсить интерьер дома или подарить своим знакомым, родственникам, друзьям.
Приступаем к работе.

Сначала выполняют эскиз работы, который затем
переносят на стекло.

8

Подведение итогов занятия.

Закрепление полученных знаний  о витраже.

Ну вот наше путешествие подошло к концу и последняя наша остановка станция «Итоговая»

Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, что делали.

Итак:

  Что нового вы узнали на уроке?

  Чему научились?

  Что же такое витраж?

  Какие виды витражей вы знаете?                                                          

   Назовите технологическую последовательность выполнения витража?

  Что вам больше всего понравилось?

  Какие работы вы хотели бы выполнить еще в данной технике?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Экспресс - выставка и анализ творческих работ

 Давайте продемонстрируем ваши работы, проведем анализ, и дадим им названия.

Выставляют работы на
показ. Обсуждают их, выявляют достоинства и недочеты в работах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный цветок".Занятие творческого объединения "Фельт: Изделия из непряденой шерсти"

Объединение «Фельт: изделия из непряденой шерсти». Конспект открытого занятия. Преподаватель: Иванова Наталья Александровна. Тема занятия:   «Сказочный цвето...

"Волшебная страна" - занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"

Занятие кружка по изобразительному искусству должно быть запоминающимся событием, поэтому в начале занятия я настроила ребят на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Продумала своё занятие как ...

Использование ИКТ на занятиях творческого объединения батика.

Использование ИКТ стало обычным и привычными в деятельности каждого учителя предметника, неотъемлемой частью урока, позволяя решать оптимально любые задачи. Главной задачей для учителя искусства- сдел...

Конспект занятия творческого объединения "Как правильно взять интервью"

Интересное , увлекательное путешествие в мир  журналистики и печати....

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"

В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....

Обобщение опыта работы творческого объединения: «Использование участка цветочно-декоративных культур как места реализации проектов обучающихся творческого объединения «Цветоводство с основами декоративного садоводства»

Роль учеьно-опытного участка образовательной организации при проведении теоретических и практических звнятий при изучении программ естественнонаучной направленности...