Мозговой штурм. Методическая разработка
методическая разработка по теме

Данная разработка может быть интересна педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, методистам и педагогам-организаторам, воспитателям групп продлённого дня, дестких оздорофительных лвгерей и площадок.

Это может быть как основа для организации досугового мероприятия для детей, так и регулярно используемый элемент развития творческой активности обучающихся в системе дополнительного образования или в общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovoy_shturm._kozhevnikova_n._i..docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

Методическая разработка.

«Мозговой штурм»

Упражнение для стимуляции творческого мышления

на занятиях творческих объединений

художественно-эстетического направления

(декоративно-прикладное творчество)

Методист МОУ ДОД ЦДТ,

руководитель ТО «Ловкая иголочка»,

Кожевникова Наталья Ивановна

Г. Дубна

Пояснительная записка.

При работе с детьми начального школьного возраста руководители творческих объединений декоративно-прикладного направления нередко сталкиваются с ситуацией, когда воспитанники, уже получив некоторые технологические навыки, не делают попыток перейти к созданию самостоятельных изделий, к творческой интерпретации учебного образца. Причины такой нерешительности могут быть разные. И пути решения проблемы педагоги выбирают, в зависимости от ситуации, различные. Весьма действенным и вполне универсальным средством для стимуляции творческого мышления у обучающихся могут служить специальные упражнения, построенные в игровой форме.

        Как правило, в творческих объединениях дополнительного образования не складывается сплочённого коллектива в обычном понимании - каждый участник группы приходит со своей целью (интересно провести свободное время, сделать подарок кому-то, получить определённые навыки или просто за компанию с товарищем). Степень утомляемости учеников начальных классов в первой половине дня достаточно высока. Поэтому в целях профилактики перегрузки, повышению интереса к занятиям, сплочения коллектива   имеет смысл проводить именно в игровой форме.

        Вероятно, что такое мероприятие займёт несколько больше времени, чем при работе с детьми более старшего возраста. Младшие школьники склонны действовать чётко по инструкции, и, чтобы не ограничить их фантазию, не сковать их слишком тесными рамками необходимо очень аккуратно преподнести инструкции, сопроводив их комментариями, как бы  снимающими эти самые ограничения.  Разумеется, педагог должен всячески поддерживать, ободрять воспитанников. Все замечания могут носить лишь рекомендательный характер и служить руководителю поводом для коррекции инструкций в будущем.

        Интересно, что наблюдения в ходе такого занятия, анализ его результатов могут служить для проведения диагностики как состояния детского коллектива, уровня его сплочённости, так и по каждому ребёнку (уровень интереса к занятиям, активность творческого мышления, коммуникативные качества).

Наиболее целесообразна такая форма в конце большой темы перед итоговым занятиям по теме, когда планируются творческие задания по закреплению полученных навыков, свободному применению их в самостоятельной работе.

Работа в группе (как правило 12 – 15 человек) начинается с деления на небольшие подгруппы по 3 – 4 человека в каждой.

Чтобы дети не испытывали дискомфорта из-за необходимости запоминать последовательность действий в ходе упражнения, удобно выдать каждой группе заранее подготовленные листки с таблицами, в которые будут заноситься идеи с заведомо завышенным (но не чрезмерно) количеством строк, и для итогового отбора лучшей идеи по определённым критериям.

Раздаточный материал включает также непосредственно предметы, вокруг которых будет развиваться фантазия участников игры. Речь идёт в большей степени о фантазии, так как жизненный опыт в этом возрасте ещё весьма ограничен. Возможно несколько вариантов наборов таких предметов.

  1. Предметы очень простые, много раз виденные, хорошо знакомые, которые дети раньше использовали. Во всех подгруппах разные, но равнозначные. Например: крышечки от пластиковых бутылок, губки для мытья посуды, катушки от швейных ниток, картонные каркасы от скотча или туалетной бумаги, пуговицы, футляры шариковых ручек без стержней и т. д.
  2. Предметы, не знакомые детям, которые они не использовали никогда. Например: детали или запчасти бытовых приборов, механизмов и др.
  3. Однотипные или одинаковые предметы во всех подгруппах.

В конце занятия итоги могут озвучиваться по каждой подгруппе в отдельности с обсуждением победившей идеи. Другой вариант завершения такого «мозгового штурма» - конкурс идей-победительниц с предварительным выбором критериев оценки.

Если подобные занятия хорошо воспринимаются участниками творческого объединения, правила усвоены, то на третьем году обучения, то есть в конце младшего школьного возраста, можно использовать укороченный вариант такого упражнения для настроя на творческую работу несколько чаще, в начале занятия.

План-конспект занятия

«Нелогичные связи».

  1. Приветствие. Вводная часть с объяснением темы занятия, цели и хода занятия.

Деление на подгруппы может быть проведено в игровой форме, методом случайного выбора. Или педагог заранее распределяет детей по подгруппам, максимально выравнивая силы. Или участникам предоставляется право самостоятельно разбиться на подгруппы.

Озвучивается инструкция по работе над заданием, правила поведения.

В каждой подгруппе  к началу имеется:

  1. таблица для записи и ранжирования идей;
  2. таблица «матрица альтернативного выбора»;
  3. непосредственно предмет творческого поиска.

  1. Первый этап упражнения: генерирование идей.

Важно, чтобы в каждой подгруппе работа шла достаточно активно, не терялся интерес к процессу. Для этого педагог постоянно передвигается от одних детей к другим, давая ненавязчивые комментарии, подбадривая и незаметно корректируя действия подопечных.

  1. Второй этап: ранжирование идей.

Этап выбора наиболее интересных идей начинается по общему сигналу. Участникам даётся право самостоятельно обсудить и уменьшить свой список наполовину, а затем, в несколько шагов до трёх идей.

  1. Третий этап: аналитический. Матрица альтернативного выбора.

В случае затруднений педагог помогает воспитанникам выбрать критерии для окончательной оценки лучших идей, но сначала дети должны сами  попытаться принять решение на основе предложенного примерного списка.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Важно, чтобы в конце такого занятия все участники получили удовлетворение и нашли  удачные моменты не только в своей работе, но и в том, что придумали другие ребята.

Приложение 1 .

Инструкция выполнения упражнения.

 Приложение 1.

Правила поведения.

Приложения 3.

Таблица для записи идей и их ранжирования по критерию необычности, оригинальности.

Приложение 4.

Таблица «Матрица альтернативного выбора» с примерным списком возможных критериев оценки идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод мозгового штурма на уроках физики

В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам....

Методика проведения "мозгового штурма"

"Мозговой штурм" - решение творческих задач в группах. Эффективно применяется на уроках иностранного языка. Создает атмосферу повышенной мозговой активности. Дает возможность каждому ученику прояаить ...

Конспект занятия интеллектуальная игра "Мозговой штурм"

Конспект мероприятия в каникулярное время...

«Мозговой штурм».

«Учебный мозговой штурм» - МАТЕРИАЛ ДЛЯ 10 КЛАССАМетод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, ...

Методические ресурсы для формирования дискурсивной компетенции обучающихся на основе технологии «мозговой штурм»

Данная работа представляет собой отчёт о результатах работы в группе учителей Московской области по апробации региональной модели Федеральной концепции преподавания иностранных языков. Объект исследов...

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...

Методическая разработка Интеллектуальная игра "Мозговой штурм"

Методическая разработка Интеллектуальная игра "мозговой штурм"...