Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.
методическая разработка (5 класс) по теме

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ЦПМСС «Северо-Восток» г. Москва

           

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку

               с использованием игровых технологий

                        «Занимательная орфография»

                           Правописание приставок

                                    Для учащихся 4 – 6 классов

                                                          Разработано

                                             педагогом коррекционных занятий

                                             по русскому языку Егоровой Е.И.

Цели занятия:

                           1. Закрепление и обобщение знаний о правописании приставок, других правил русского языка, используя игровые технологии.

                           2. Учить  умению различать приставки ПРЕ- и  ПРИ- по их значениям, формировать умения правильно записывать слова с другими приставками.

                           

Коррекционно-развивающие задачи:

                           1.  Формировать навык грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.

                            2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.

                            3. Закрепление временных понятий.

                            4. Обогащать словарный запас, развивать устную речь.

                            5.  Учить работе в группе, привлекать учеников к подготовке и проведению  занятий, развивать творческие способности.

Воспитывающие задачи:

                             1. Прививать интерес к предмету, родному языку.

                             2. Воспитание мотивации к обучению.

Время проведения занятия:  конец учебного года.

Оборудование: магнитная доска,  магнитные буквы,  ИКТ,

иллюстрации на тему «Весна пришла»,

раздаточный материал в виде деформированного текста сказки «Весна и Веснянки»,

памятки «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-,

кроссворд.

I.  Вступительное  слово учителя. Сообщение темы и целей занятия.

-   О каком времени года эти стихи?

Бушует талая вода,

Шумит и глухо и протяжно,

Грачей прилетные стада

Кричат и весело, и важно.                      - Да, о весне. И еще одно:

                                                             Полюбуйся, весна наступает.

                                                             Журавли караваном летят.

                                                             В ярком золоте день утопает,

                                                             И ручьи по оврагам шумят

- А о каком  месяце весны?          Да, об апреле.

      Сегодня на занятии мы будем закреплять полученные знания, вспомним правописание приставок, будем разгадывать загадки, решать кроссворды. Все задания будут связаны с этим временем года.

- Чем замечательна весна?

- Назовите предыдущий месяц апрелю, последующий?

II. Работа в тетрадях.

 1. Словарная работа. Отгадайте загадку, запишите отгадку, объясните правописание слова.

Висит за окошком кулечек ледяной, он полон капели и пахнет весной.  

                                                                                                                 (Сосулька.)                       

На шесте – дворец. Во дворце – певец.  (Скворец.)

На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки.  (Почки.)

Четвертый месяц как шагнет, так с треском лопается лед.  (Апрель.)

Жемчужный колокольчик пришел в леса весной.  По лесу он разносит чудесный запах свой. (Ландыш.)

Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица …   (Грач.)

По голубому блюдцу золотое яблоко катается.  (Небо. Солнце.)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает.  (Подснежник.)

Шагает красавица, легко земли касается. Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.  (Весна.)

2. Словообразование. Составление цепочки однокоренных слов:

Весна – весенний, веснянка, веснушка.

- С помощью каких морфем образуются новые слова?

- Какое слово является проверочным, для этих слов?

3. Работа с пословицами. Объяснить значение. Записать.

Весна красна цветами, а осень – плодами.

Весенний день год кормит.

III.  Правописание приставок.

   1. Работа с деформированным текстом. Текст написан на доске.

Учитель: Перед корнем есть приставка, слитно пишется.

                 Ведь при помощи приставок образуются слова.

                 Где приставка? Где предлог? Кто бы мне решить помог?

        … стучала  (за) окошком звонкая капель.  …теплел воздух, …темнел  и

… сел снег.

       …мчались зимние дни. Только легкий морозец все не соберется … бежать вслед (за) зимой, еще пытается (по) утрам  весну …пугнуть. А она  …шла. Все весной дышит.

(Ученики списывают текст с доски, добавляют нужные приставки, графически их обозначают. Разбирают предложения по членам  предложения и частям речи. Делают вывод: у глаголов нет предлогов).

2.  Задача-игра.        Замени одним словом с приставкой:

Пропустить урок  -  прогулять.

Начать исполнять песню -  запеть.

Сменить место проживания  -  переехать.

 Отделить часть ткани ножницами  -  отрезать. 

 Удержать текст в памяти  -  запомнить.  

 Очень-очень быстро уйти без разрешения  -  сбежать.

- Как напишите слово сбежать? Почему с С?

Запишем слова с приставкой С: сбить, сдвинуть, сдернуть, сдержать, сговориться, сжалиться, сгребать, сборная.

3. Правописание приставок ПРЕ- ПРИ-.

Учитель: Как выбрать  Е или И в приставке писать?

                 А просто, значение приставок нужно знать.

- Какие же значения имеет приставка ПРИ-?

а). Неполнота действия (приоткрыть, привстать).

б). Приближение (приехать, прискакать).

в). Присоединение  (привинтить, пришпилить).

г). Близость к чему-либо (пришкольный, прибрежный).

- Какие значения имеет приставка ПРЕ-?

 а). Высшая степень проявления качества или действия, равно значению очень (преспокойно, престарый).

 б). Близко значению приставке ПЕРЕ- (преградить, преломить).

1. Игра « Е или И ?» 

  На доске записаны слова с пропущенной гласной в приставке ПРЕ- и ПРИ-. Ученики выходят к доске, вставляют нужную букву, объясняют свой выбор.      (Используются магнитные буквы).

   Ученик: Язык прикусил  -  не совсем откусил.

               Пригорело -  не значит горит.

               Помни, что сделано, но не совсем,

               Пишутся с приставкой ПРИ-.

                                            Ученик:  Преданный достанет до крыши рукой,

                                                             Прежадный не даст вам конфету.

                                                              Кто очень такой и очень сякой  -

                                                              С ПРЕ- мы напишем об этом.

                              пр. лепить                           пр.града

                              пр.крутил                            пр.добрый

                              пр.крыть                            пр.остановить

                              пр.жадный                         пр.тормозил

                              пр.озерный                        пр.мудрый

                              пр.встал                               пр.ломление

    2.  Сказка  «Весна и Веснянки».

    - А теперь послушайте сказку, в которой достаточно много слов с приставками пре- и при-. (Учитель раздает каждому ученику  распечатанные тексты сказки, в которых пропущена гласная в приставке, читает сказку. Затем ученики работают с текстом, вставляют нужную гласную, при проверке объясняет правописание слов с приставками).

                                   

                                        Весна и Веснянки.

     Пр.катила Весна, пр.смотрелась, пр.гляделась.  Пр.крикнула на помощниц Веснянок, которые  пр.спокойно рядом пр.плясывают, своему времени радуются. А сама пр.томилась от дороги дальней, пр.лечь хотела.  Но не тут-то было. Только она к земле пр.коснулась  -  травка зазеленела. Веточки березки погладила  -  почки набухли, вот-вот лопнут, и листочки развернутся.

   Солнце пр.гревает, день длинный- пр.длинный стал. Некогда отдыхать, будить природу надо, весенними цветами и красками украшать. Веснянки - помощницы  пр.танцовывают, птичкам подпевают, Весне помогают. Пр.красно, пр.лестно вокруг становится.

  3. Кроссворд.  « РАЗ- ИЛИ РАС-?»

  - Вспомним правило З и С на конце приставки.

1.  Движение, с целью набрать скорость. (Разбег.)

2. Соленая вода для засолки овощей. (Рассол.)

3. Место раздвоения железнодорожного пути. (Развилка.)

4. Молодые растения, выращенные для пересадки. (Рассада.)

5. Сбор сведений о противнике. (Разведка.)

6.  Словесное сообщение о чем-либо. (Рассказ.)

7.  Полное поражение кого-либо. (Разгром.)

8.  Время восхода солнца. (Рассвет.)

 9.  Расставание. (Разлука.)

IV. Подведение итогов занятия.

- Скажите, ребята, узнали ли вы сегодня что-либо нового на занятии?

- Что понравилось больше всего? Что запомнилось?

- Какое задание было самым трудным?

  Приход весны вселяет в каждого новые силы и надежды. Все радуются пробуждению природы, поднимается настроение.

  Успешной вам учебы, хороших оценок по родному русскому  языку. Помните наши занятия и ошибок в письменных работах будет меньше.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...

конспект урока по русскому языку с использованием игровых технологий

В разработке представлен урок русского языка на тему: "Три способа словообразования"...

Методическая разработка по русскому языку 5 класс для обучающихся с ОВЗ «Правописание приставок»

Данная методическая разработка поможет педагогу русского языка для обучающихся с ОВЗ закрепить знания детей по теме "Правописание приставок"Задачи:- коррекционно-образовательные: развивать у...