Программа Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.
рабочая программа (5,6,7,8,9 класс) по теме

 

 

Авторская программа «Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.» позволяет сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об отличительных особенностях русского народного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления.

Программа  позволяет приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа ст. Сырт Переволоцкого района» Оренбургской области

Программа

Этнографическое рукоделие.

Русский народный костюм.

Автор: Колубаева Наталья Алексеевна.

Педагог дополнительного образования

                                                                МОУ «Основная общеобразовательная школа

                                                                 ст. Сырт Переволоцкого района»

Оглавление

Пояснительная записка………………………………3

Концептуальные основы построения программы…4

Цели и задачи программы……………………………4

Характеристика программы…………………………5

Условия реализации программы…………………….5

Методы обучения……………………………………..6

Обоснование актуальности…………………………..6

Ожидаемые результаты……………………………….7

Характеристика содержания программы…………….8

Учебно-тематический план занятий………………….15

Список литературы для учителя……………………...18

Литература для учащихся……………………………..19


Пояснительная записка

Одной из самых актуальных проблем стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.

 Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет преемственность поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Кружковые занятия по изготовлению народного костюма направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об отличительных особенностях русского народного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления. Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям радость, эстетическое наслаждение. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе. и приносит удовлетворение результатами труда.

Изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности воспитанника, его предпочтение, меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять масштабные работы.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.  В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно - прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки.

Концептуальные основы построения программы.

Базовой основной воспитательно-образовательного процесса данной программы являются национальные традиции, народная педагогика, русская культура как составляющая культуры российской, мировой.

Нравственное совершенствование общества невозможно без преемственности в поколениях положительного опыта. Развитие личности происходит только через динамику её конкретных и частных  отношений к общечеловеческим ценностями, аккумулирующим  в себе культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесённые на гребень современной культуры.

В основу обучения детей предусмотренной  данной программой, положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребёнка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, бережного отношения к каждому ребёнку.  Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях народным творчеством базируется на уважении и любви к ребёнку, понимании и знании ребёнка, на вере в его возможности.

2. Принцип народности, предусматривающий актуальность обращения к народной культуре с спорой на этнокультуру.

3. Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок от « простого – к сложному» , « от частного – к общему».

4. Принцип широкого использования игры как педагогического фактора развития личности ребёнка, способствующего созданию ситуации успеха для каждого ребёнка. Принцип предусматривает активное использование народных игр при отборе содержания программы, а также образно-игровую подачу учебного материала, обеспечивающую игровой характер деятельности детей.

5. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение каждой личности, её от отношений в коллективе для создания условий, обеспечивающих максимальное раскрытие природных задатков ребёнка на занятиях народным творчеством.

6. Принцип творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях народным творчеством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и  интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т. е. формирует активную, созидательную позицию.

7. Принцип цикличности, заложенный в структуру построения учебно-тематического плана и организации образовательно-воспитательного процесса. Соблюдение этого принципа обусловлено логикой изучения народной традиционной культуры, что позволяет обеспечить эффективность усвоения программы.

Цели программы.

         ●создание условий для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.

         ●сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии, умении использовать знания при создании современных моделей одежды.

         ●научить основам моделирования из различных материалов  (картона, ткани, бумаги, ниток, бисера и т. п.).

        ●сформировать у учащихся знания о профессиях, связанных с изготовлениям одежды( художник-модельер, инженер-технолог, технолог швейного производства, швея, стилист). Помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности.

       ●приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

         

Задачи:

     ●целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение воспитанников через приобщение к природе, истории, культурным традициям своего села и родного края;

     ●воспитывать высокие нравственные качества в общении с памятниками отечественного искусства, последовательно формировать у учащихся эстетическое чувство любви к прекрасному в искусстве и жизни;

     ●активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения региональных традиций русского народного костюма;

 

     ● способствовать развитию у детей эмоционально-чувствительного, осознанного восприятия образов художественных произведений к пониманию их значения в отечественной культуре;

     ●сформировать умения и навыки самостоятельного творческого поиска при изучении традиций, культуры, истории русского народа, применения полученных знаний при моделировании современного костюма;

 

     ●воспитывать трудолюбие, самостоятельность, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Характеристика программы.

Вид программы - познавательно-эстетический, развивающий творческие способности детей.

Уровень освоения программы - общекультурный.

Образовательная область – художественная.

Программа рассчитана на работу с детьми среднего и старшего школьного возраста. Контингент воспитанников общий. В группу первого года обучения дети принимаются без всяких ограничений.

Форма организации воспитательного процесса – сочетание групповых и индивидуальных занятий.

Продолжительность освоения – три года.

Условия реализации программы.

1. Объединение общей темой теоретических занятий ( где предоставлены конкретные факты народной культуры) и практические работы( на которых дети учатся сами создавать их).

2. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы со стороны администрации школы, педагогического коллектива.

3. Совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, руководителями кружков.

4. Региональная корректировка программы, учитывая местные особенности традиций, характерных ремёсел и промыслов, специфики народного костюма, своеобразие исторической судьбы края.

Методы обучения.

Успешной реализации задач курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения.

Кроме традиционных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методы – метод проблемного изложения, методы организации исследовательской деятельности, проектный метод, ИКТ, способствующие формированию познавательной активности учащихся

Для контроля знаний применяются тестовые технологии, конкурсы, игровые формы, организация деловой игры, имитирующей профессиональную деятельность методом погружения в определенную эпоху, изготовление эскизов, образцов одежды, головных уборов.

При изучении материала, используются разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя, в том числе:

  1. анализ полученной информации, дополнительной литературы;
  2. выполнение эскизов, набросков, образцов моделей костюма, орнамента, отделки;
  3. подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;
  4. выполнение рефератов, проектов

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой, занятия носят комплексный, комбинированный характер.

Обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, творческих способностей учащихся, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

Обоснование актуальности.

В многоликом современном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью, праздничностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к её богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных народных мастеров и профессиональных художников. На этой основе сложились различные художественные промыслы. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме - наиболее массовом виде народного творчества. Искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетение нашли воплощение в украшении народного костюма. Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев, отразить личность и образ человека.

Русскую традиционную одежду еще можно изредка повстречать в России: на фольклорных праздниках, в сундуках бабушек. Для современных модельеров народный костюм - источник творческих поисков. Из него черпают линии кроя, приемы украшений в одежде.

 Почему сейчас мы носим именно такую одежду, а не другую; какой был вид и крой одежды в прошлом; что используется в современных стилях одежды.  Эта тема актуальна всегда, ведь историю человечества сопровождает его интеллектуальное, политическое, социальное, культурно-духовное развитие. А костюм рассматривается как явление художественной культуры, характеризующий образ и стиль жизни, нравы и мировоззрение, социальный уклад. В последнее десятилетие приоритетным направлением в совершенствовании учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ является формирование национально-культурной среды как основы национально-культурно-ориентированного образования школьников. Именно такая направленность позволяет сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения в процессе приобщения к регионально-культурным ценностям.

Огромный воспитательный потенциал в целях эстетического развития личности содержит художественная культура родного края, наполненная, как исторической, так и культурной памятью, отражающая национальное самосознание, дающая яркое и образное представление о национальном менталитете русского народа.

Народная одежда XIX века, в котором сохраняются архаические черты и прослеживаются новые веяния, представляет собой бесценный материал по изучению истории края.

           

Ожидаемые результаты.

В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков на занятиях происходит становление личности ребёнка как  национальных духовных традиций , высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.

Научить ребёнка уважать свой народ,  почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем – таков  предполагаемый результат  воздействия на личность воспитанника данной программы.

В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:

  1. Рационально организовать своё рабочее место с учётом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы.
  2. Проводить анализ изделия, планировать  последовательность его изготовления м осуществлять контроль результата самостоятельной   практической деятельности.
  3. Осуществлять анализ   развития форм одежды русского народного костюма конца XIX- начало XX вв.  определять последовательность и способы  её изготовления и оформления.
  4. Проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учётом традиций русского костюма разных регионов Росси.
  5. Правильно выполнять приёмы моделирования одежды.
  6. Составлять  решения орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды.
  7. Владеть правильными приёмами обработки изделия.
  8. Выполнять декоративную отделку образов  русского костюма.
  9. Определять расход ткани для различных изделий, место расположения декоративного  оформления, пропорции и характер рисунка .
  10. Экономно расходовать материал.
  11. Работать  индивидуально и совместно, выполнять  творческие задания;

Перечисленные умения формируются  на основе знаний.

  1. Традиции, обычаев, быта русского народа.
  2. Истории развития русской крестьянской одежды конца XIX – начало  XX вв., её составляющие, покроя ,используемых   материалов, способов оформления ,назначения.
  3. Иметь представления о разнообразии русского народного костюма разных регионов  России.
  4. Характерных  особенностей русского  костюма  своей местности.
  5. Истории и видов головных уборов  в России.
  6. Традиций орнаментального оформления русского костюма, особенности украшений  костюма  в свой местности ,техники её исполнения .
  7. Основных способов  моделирования ,конструирования и отделки  одежды  на основе  народных  мотивов.
  8. Сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий.
  9. Требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления.
  10. Основных сведений о дизайне, изготовлении одежды.
  11. Основных способов обработки изделий.
  12. Видов и причин дефектов изделий способов их устранения.    

Характеристика содержания программы

Первый год обучения.

 Изготовление русского народного костюма требует владения различными видами рукоделия, такими как вышивка, вязание кружев , работы с бисером. Потом в первый год обучения необходима обучить воспитанников этим навыкам. Дети изучают различные техники вышивания, изучая узоры на традиционных костюмах, полотенцах, скатертях, вышитых мастерицами села, кроме, других регионов России. Знакомятся с основными бисероплетения, учатся проводить анализ простейших изделия из бисера, планировать последовательность его изготовления. Овладевают техникой и приемами выполнения несложных узоров. Для комплексного применения полученных навыков  воспитанники занимаются изготовлением кукол в русских народных костюмах. Для более образованного представления о традициях народной культуры знакомятся с фольклорными жанрами народного творчества (пословицами, сказками, играми, песнями), обрядовыми праздниками.

Тема 1. Введение.

Основные дели, задачи, содержание изучаемого курса. Одежда – неотъемлемая часть материальной культуры народа. История русской крестьянской одежды конца XIX - начала XX вв. Причины, оказавшие влияние на оформления русского народного костюма. Представления репродукций, фотографий русской народной одежды.

Экскурсия в краеведческий музей для изучения образцов русского крестьянского костюма.

Практическая работа .

 Выполнение рисунков,  набросков по теме « Русская одежда»

         

Тема 2.Русская народная вышивка.

1.Знакомство с искусством вышивания.

История развития искусства вышивания в регионах России. Значение традиционной вышивки.

Инструменты, приспособления, материалы для работы (пяльцы, ножницы, иглы, наперсток, карандаши, кисти, фломастеры, измерительные инструменты, калька, миллиметровка, копировальная бумага, ткани, нитки). Назначения каждого инструмента, правила пользования, хранения, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ним.

Практическая работа. 

Организация рабочего места. Проверка ткани для работы. Определение основных и уточных нитей, лицевой и обратной сторон. Подготовка пальцев для работы.

2. Выполнение простых швов цветными нитками. Орнамент и его особенности в вышивке. Виды орнаментов: геометрический, растительный, изобразительный. Понятие о ритме и цвета в орнаменте народной вышивке (демонстрация народных образцов и изделий местных мастериц).

Технология выполнения простых швов цветными нитками. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку; строчка, стебельчатый шов, петельный шов.

 Практическая работа.

Зарисовка швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный – карандашом по миллиметровке с показом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка (демонстрация технического рисунка).

Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный. Расчет длины стежка в зависимости от толщины, основы и утка ткани, правильный ход рабочей нити. Выполнение изделия по выбранному образцу (детское полотенце, салфетка, косынка).

3. Выполнение вышивки счетными швами.

Народная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применения в оформлении изделий различного назначения. Орнамент и цвет в народных вышивках счетными швами. Сюжетные сцены и их смысловая значимость в народных вышивках. Значение счетных швов для оформления современных изделий.

Практическая работа. 

Зарисовки несложного орнамента с народных образцов. Технология выполнения счетных швов. Разработка собственной композиции для счетных швов. Освоение приемов шитья – набор определенного количества нитей на иглу для образования стежков. Выполнения изделия в материале по выбранному образцу. Примерные образцы изделий: закладки для книг, небольшие дорожки, салфетки.

Организация выставки работ учащихся.

Тема 3. Вязание крючком.

Демонстрация иллюстраций, фотографий и работ местных мастериц показывающих образцы вязания, области применения данного декоративного искусства.

Знакомство с инструментами и материалами для вязания крючком. Организация рабочего места.

Основные приемы вязания крючком, их условные обозначения. Схематическое изображение узора. Создание вариантов узора из одних и тех же элементов (мотив)

Составление орнамента. Понятие о цветоведении.

Практическая работа.

Выполнение основных приемов вязания. Упражнения в выполнении столбцов и воздушных петель. Выполнение образцов из столбиков с накидом, ажурных узоров. Выполнить образец орнаментальной полосы из ниток разных цветов. Изготовление готового изделия: кружево для вышитого полотенца, салфетки, косынки.

Тема 4. Бисероплетение.

История бисероплетения.

Название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока). Ручные инструменты и приспособления (иглы, ножницы). Правила безопасности труда при работе. Анализ изделия. Зарисовка схем изделий. Подборка деталей для работы. Планирование последовательности изготовления изделия. Самостоятельное составление схем.

Практическая работа.

Название бисера «в две нити»: цепочка «в крестик», соединение цепочек «в крестик», «колечки», «полотно», «мозаика».

Вязание бисера «в одну нить»

Плетение брошек и подвесок. Фенечки из бисера и стекляруса, фенечки с орнаментом, фенечки с именами. Ажурная цепочка с ячейками – ромбами, ажурная цепочка с зубчиками по краям. Работа по самостоятельно составленным схемам.

Организация выставки работ учащихся.

Тема 5. Мастерим кукол.

История русской куклы. Назначение куклы. Способы изготовления: кукла из конуса, сшивная кукла, несшивная кукла, кукла – куватка. Традиционные тряпичные куклы, распространенные в разных регионах России. Техника изготовления некоторых традиционных тряпичных кукол. Игровая тряпичная кукла.

Практическая работа.

Мастерим тряпичную куклу в русском костюме. Одеваем в одежду разных поколений семьи. Разыгрываем кукольную сцену жизни крестьянской семьи.

                         

  Второй год обучения.

Второй уровень обучения содержит сведения об истории русского женского и мужского костюма, его особенностях. Изучается комплект народного костюма, обувь, головные уборы, украшения. Выясняется, какие возрастные группы какую одежду носили (включая головной убор и обувь) ; дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные мужчины и женщины, старики и старухи .Знакомятся с материалами, из которых создавались костюмы. Рассматриваются разнообразные способы изготовления костюма, его покрой, украшения одежды (вышивка,  тканые узоры, иные украшения), а также украшения, которые не являются частью данной одежды, но входили  в комплект костюма ( бусы, серьги, браслеты и так далее).

Практическая часть включает работы  по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита.

 Тема 1. Введение.

Итоги занятий прошло года. Ознакомления с планом предстоящей работы. Правила безопасности труда личной гигиены. Общие правила организации труда. Типичные элементы русского костюма конца XIX- начала XX вв.

Практическая работа.

Организация рабочего места. Представления эскизов фотографий, Репродукций образцов русского народного костюма.

Тема 2. Рубаха.

                                                                В ей рубашечки – самотканочки,

                                                                Самотканочки, тонки бельные,

                                                                Тонкие бельные, алляной подол,

                                                                Алляной подол, он подкоченный,

                                                                Он подкоченный и подстроченный.

Детская рубашка, её покрой и украшение. Классическая русская девичья рубаха – цельная ( проходница, исцельница ), рубаха воротушка – долгорукая. Ворот и рукава  рубахи, их отделка. Мужская рубаха. Отличительные особенности праздничной и будничной рубахи

 Практическая работа.   

Технология кроя рубахи. Изготовление и украшение мужской и женской рубахи. 

Тема 3.Сарафан.

                                                           Сошьём Дуне сарафан …      

                                                           Сарафанчик со пером,

                                                           Со широким кружевом.

                                                           Коробейко запирай

                                                           По праздничкам надевай

Различие сарафанов по покрою: прямой сарафан -бочка, косоклинные сарафаны, круглые сарафаны (москович,  продуванка, раздувай) .Глухой и распашной сарафан .Сарафан –  набиванник , Ткань для сарафана.

Практическая работа. 

Изготовление одного из видов сарафанов и его украшения.

Тема 4.Понёвный комплекс.       

Уж я Аннушку люблю,

Она – убористая,

Разговорчистая.

На ней юбочка баска,

Будто шелковая.

Поясная одежда – понева. Понева – разнополая, глухая понева, понева с прошвой. Особенности кроя. Праздничные и будничные поневы, особенность их  украшений.

Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.

Практическая работа.

                   Пошив праздничной поневы.

Тема 5.    Головной убор.

Петенька и Машенька!

Я у вас не маленька.

Мне пятнадцатый годок,

Купите шелковый платок.

Девичий головной убор: «краса», «повязка», «увясло», «венчик».

Головной убор замужней женщины – «повой», «убрус». Разновидности головного убора замужней женщины – «кика», «кичка».

Платок, манера ношения платка.

Практическая работа.

Изготовление девичьего головного убора- повязки.

Тема 6.    Украшения.

Сарафан на Марьюшке из бархата,

Уж и серьги на ней скатка жемчуга,

Уж и кольца на ней чиста серебра.

Украшения, как составная часть русского народного костюма. Виды украшений.

Ушные украшения: серьги - бусы, серьги- голубцы, «орлики»,  «гуски».

Украшения запястья – зарукавья.

Шейные украшения: жерелок, гайтан, бусы. Материалы для их изготовления

Пояс- обязательная часть любой одежды.

 Практическая работа.

 Мастерим шейное украшение из бисера.

Тема 7.     Одежда разных возрастных групп.

Возрастные различия в одежде разных поколений семьи. Детская одежда. Одежда юношей и девушек до вступления в брак символическая и эстетическая функция свадебной одежды; цвет, особая значимость орнамента, отдельных частей и деталей.

Женская и мужская семейная одежда.

Особенности цвета и украшений в одежде людей пожилого возраста.

Практическая работа.

  Выполнение эскизов одежды, отображающих возрастных особенности русского костюма.

Тема 8.     Верхняя одежда.

На ней шубка штофяная,

Ой, штофяная.

По подолу оборка  золотая,

Ой, золотая.

Одежда для зимы и осени. Ткани для ее изготовления, техника кроя и отделки.

Виды зимней одежды – шубы крытые поволокой, нагольные шубы. Полушубки, тулуп. Материал для изготовления, покрой. Рукавицы и перчатки.

Практическая работа.

Вязание из шерстяной пряжи рукавичек или перчаток с орнаментом.

Тема 9.  Обувь.

Да как Ивановна Лизавета

Да хорошо, бодро сряжается.

Да она на ножки да надевала

Да она сафьяновые сапожки.

Плетеная обувь – лапти. Поршни. Башмаки. Сапоги. Ритуальная обувь. Праздничная кожаная обувь – коты, выступки, чарки, сапожки.

Зимняя обувь – валенки (катанки, пимы, сапоги валеные).

Практическая работа.

 Вязание крючком или иглой чулка из шерстяных, льняных, хлопчатобумажных ниток.

Тема 10. Костюм « модный, благородный».

Переменим давай деревенскую жизнь

На роскошную жизнь городскую

И куплю я тебе тёмно-синий кафтан

Туфли модные, шляпу большую.

Изменение традиционного русского народного костюма под влиянием городского образа жизни. Русский костюм в xx веке. Влияние использования фабричных тканей на покрой и отделку русского народного костюма. Мода на «городскую одежду»

Практическая работа.

Моделирование современной одежды на основе традиционного русского костюма. Использование кроя и приёмов украшения народного костюма в современных стилях одежды.

Третий год обучения.

Происходит знакомство с исторически сложившимся многообразием русского костюма Росси. Изучается традиционный народный костюм разных областей Росси. Северорусский, южнорусский, среднерусский, комплексы народной одежды своего края. Рассматриваются взаимосвязи и взаимовлияние культуры разных народов России и мира, отраженных в народной одежде, в названии отдельных ее частей и деталей. Изучаются обряды и традиции, связанные с народной одеждой.

Тема 1. Введение.

                                           Во всяком посаде в своем наряде. Ознакомление с программой. Демонстрация работ , выполненных на втором году обучения .Материалы,  инструменты и приспособления, необходимы для работы. Правила безопасности и личной гигиены.

Изучение специфики русской народной одежды разных регионов России. От самых северных до южных. Особенности кроя, её пропорции, богатство и колорит отделки.

Практическая работа.

Создание рисунков, набросков русских костюмов    различных губерний России. Викторина «Женская одежда а России конца XIX – начало XX веков».

Тема 2.Костюм русского Севера.

Каково ручки скроят,

Таково спинка износит.

Одежда крестьян русского Севера конца  XVIII – начало  XIX в.в. Повседневная и праздничная одежда, ее отличие в цвете, характере декора, крое. Различие сарафанов по покрою: косоклинный-глухой, косоклинный- распашной, прямой и с лифом.

Женский костюм русского Севера второй половины XIX  в., его крой, используемые ткани. Сарафаны: кумачник,  пестрядки, набивник, каргопольский круглый сарафан. Рубаха- « воротушка».Передник. Цветовое решение костюма.

Практическая работа.

Изготовление северного девичьего костюма, праздничного костюма: косоклинный сарафан и ферязь; душегрея на лямках, рубаха, островерхий кокошник.

Тема 2. Южнорусский костюм.

Что к лицу, то и красит.

Одежда крестьян южных районов России: рубаха, понева,  передник-запон, навершник. Костюмы Тульской, Рязанской , Воронежской, Тамбовской губернии. Разнообразие кроя, приемы украшенной ткани. Декоративное оформления костюма, колорит. Рубаха с прямыми поликами, рубаха с косыми поликами, рубаха - « краснозобка». Глухая понева « краснятка», понева с прошвой. Кичкообразный головной убор.

Практическая работа.

Изготовление  женского праздничного южнорусского костюма: рубаха- « краснозобка»; понева с прошвой, передник, рогатая кичка.

Тема 3. характерный костюм своей местности.

  Княжна хороша, и барыня хороша,

А живет, красна и наша сестра.

Влияние истории заселения края на формирование русского народного костюма своей местности. Выявление характерных особенностей русского национального костюма своей местности. Праздничная и будничная одежда. Возрастные различия в одежде. Соответствие костюма особенностям жизни народа своей местности.

Изучение влияния других народов на историю развития русского народного костюма своей местности.

Практическая работа.

Изготовление русского народного костюма, характерного для своей местности.

Проведение этнографического  праздника с демонстрацией работ учащихся.  

Учебно-тематический план занятий.

п/п

                                  Темы занятий

       Количество

         часов

всего

теория

Практика

                          Первый год обучения      

           

               Тема 1. Введение

       6

        5

       1

1.

Вводное занятие.

       2

        2

       -

2.

Русский крестьянский костюм.

       2

        2

       -

3.

Русская народная одежда.

       2

        1

       1

              Тема 2. Русская народная вышивка

      36

        11

      25

4.

Знакомство с искусством вышивания. Необходимые материалы и инструменты.

       2

         1

       1

5.

Выполнение простых швов цветными нитками.

       22

         6

       16

6.

Выполнение вышивки счетными швами.

       12

         4

        8

            Тема 3. Вязание крючком

       14

         3

        11

7.

Области применения вязаных изделий. Необходимые материалы и инструменты.

        2

         2

        -

8.

Основные приемы вязания крючком. Выполнение образцов.

        8

         1

        7

9.

Составление орнамента. Изготовление готового изделия.

        4

         -

        4

          Тема 4. Бисероплетение

        28

          4

        24

10.

История бисероплетения. Материалы и приспособления. Правила безопасности труда.

         2

          2

         -

11.

Анализ изделия. Зарисовка схем. Выполнение образцов по схемам.

         12

          1

        11

12.

Самостоятельное составление схем. Работа по составленным схемам.

         14

          1

        13

          Тема 5. Мастерим кукол

         18

         5

        13

13.

История русской куклы.

         2

         2

         -

14.

Традиционные тряпичные куклы разных регионов России.

         2

         2

         -

15.

Техника изготовления тряпичных  кукол.

         11

         1

         3

16.

Изготовление кукол. Разыгрывание кукольных сцен.

         10

         -

         10

Итого

       102

                      Второй год обучения

             Тема 1. Введение.

          4

         2

          2

1.

Вводное занятие.

          2

          1

          1

2.

Типичные элементы русского костюма конца ХIХ начала ХХ вв.

          2

          1

          1

             Тема 2. Рубаха

          14

          3

          11

3.

Детская рубашка, ее покрой и украшения.

           2

          1

          1

4.

Классическая русская девичья рубаха.

           6

          1

          5

5.

Мужская рубаха.

           6

          1

          5

            Тема 3. Сарафан

          14

          2

         12

6.

Различие сарафанов по покрою.

           2

          1

          1

7.

Ткань для сарафана.

           2

          1

          1

8.

Изготовление одного из видов сарафана.

          10

          -

          10

            Тема 4. Поневный комплекс

          14

          2

         12

9.

Поясная одежда-понева.

           2

          1

           1

10.

Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.

          2

          1

        1

11.

Пошив праздничной поневы.

          10

          -

       10

         Тема 5. Головной убор

          12

          2

       10

12.

Девичий головной убор

           2

          1

        1

13.

Головной убор замужней женщины

           2

          1

        1

14.

Изготовление девичьего головного убора-повязки

           8

          -

        8

          Тема 6. Украшения

          14

          3

        11

15.

Украшения, как составляющая часть русского народного костюма. Ушные украшения. Украшения запястья. Шейные украшения.

           2  

          2

         -

16.

Пояс – обязательная часть любой одежды.

           6

          1

         5

17.

Изготовление шейного украшения  из бисера.

           6

          -

         6

          Тема 7. Одежды разных возрастных групп

          10

          6

         4

18.

Возрастные различия в одежде разных поколений семьи.

           2

          2

        -

19.

Детская одежда.

           2

          1

        1

20.

Одежда юношей и девушек.

           2

          1

        1

21.

Женская и мужская семейная одежда.

           2

          1

        1

22.

Одежда людей пожилого возраста.

           2

          1

        1

           Тема 8. Верхняя одежда

           6

          2

        4

23.

Одежда для зимы и осени. Виды одежды.

           2

          2

        -

24.

Вязание рукавичек или перчаток с орнаментом.

           4

          -

        4

            Тема 9. Обувь

           6

          2

        4

25.

Плетеная обувь. Праздничная кожаная обувь. Зимняя обувь.

           2

          2

        -

26.

Вязание чулка.

           4

          -

        4

             Тема 10. Костюм «модный, благородный»

           8

          2

        6

27.

Русский костюм в ХХ веке.

           2

          2

         -

28.

Моделирование современной одежды на основе традиционного русского костюма.

           6

           -

         6

      Итого    

102

                      Третий год обучения

              Тема 1. Введение

            6

           3

         3

1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты.  Правила  безопасности.

            2

           2

         -

2.

Специфика русской народной одежды разных регионов России.

            4

           1

         3

             Тема 2. Костюм русского Севера

           32

           8

        24

3.

Одежда крестьянского Севера   XVIII –начала  XIX вв.

            2

           2

         -    

4.

Различие сарафанов по покрою.

            4

           2

         2

5.

Женский костюм русского Севера второй половины XIX века.

            2

           1

         1

6.

Виды сарафанов русского Севера.

            4

           1

         3

7.

Рубаха - «воротушка».

            2

           1

         1

8.

Передник .

            2

           1

         1

9.

Изготовление северного девичьего костюма.

           16

           -

         16

              Тема 3. Южнорусский костюм

           32

           7

         25

10.

Одежда крестьян южных районов  России.

            2  

           2

          -

11.

Костюмы Тульской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской губерний.

            2

           1

         1

12.

Рубахи южнорусского костюма.

            4

           1

         3

13.

Понева.

            4

           1

         3

14.

Кичкообразный  головной  убор

            4

           2

         2

15.

Изготовление женского праздничного южнорусского  костюма.

          16

           -

        16

           Тема 4. Характерный костюм своей местности.

           32

          6

         26

16.

Влияние истории заселения края на формирование русского народного костюма своей местности.

            2

          2

          -

17.

Праздничная и будничная одежда.

            2

          1

          1

18.

Возрастные различия в одежде.

            4

          1

          3

19.

Влияние других народов на историю развития русского народного костюма своей местности.

            4

          2

          2

20.

Изготовление  русского народного костюма, характерного для своей местности.

            16

           -

         16

21.

Проведение этнографического праздника с демонстрацией работ учащихся.

             4

           -

          4

Итого

        102

Список литературы для учителя

  1. Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа. XIX – XX вв. – М.: Изд-во Эксмо,2005.-144с
  2. Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. X- XXвв. – М.: Изд-во Эксмо,2005 – 144с
  3. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,,2001
  4. Журнал “Школа и производство” №№2000-2005 г, изд-во “Школа-Пресс”.
  5. Изучение культуры и быта жителей Амурской области. Методическое пособие для участников региональной программы этнографических исследований “Духовная и материальная культура жителей Амурской области”, Благовещенск 2003.
  6. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2003. – 83с.
  7. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2004
  8. Педагогическое творчество. №2 – 2003,Премудрова С.Е. Рассказ о русском костюме.
  9. Приложение к 1 сентября. История. Дорожкина Н. “По Сеньке и шапка” . №1-2006.
  10. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9классы. Народные промыслы России. – Волгоград: 2003. -105с.
  11. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX – начало XXв Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство “Наука”, Москва.: 1967
  12. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX – начало XXв., Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство “Наука”, Москва, 1970
  13. Русский праздничный народный костюм. Ред.- составитель Дорофеев. изд-во “Мозаика-Синтез”,
  14. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на Дону:изд-во “Феникс”,1997 – 384с.
  15. Словарь русских говоров Приамурья. Под ред. Филина Ф.П., составители: Иванова Ф.П., Кирпикова Л.В., Путятина Л.Ф., Шенкевец Н.П. М.: Наука,1983
  16. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты. М. – Молодая гвардия, 1990

Литература для учащихся

  1. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,,2001
  2. Журнал “Школа и производство” №№1998-2005 г, изд-во “Школа-Пресс”.
  3. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2004
  4. Педагогическое творчество. №2 – 2003,Премудрова С.Е. Рассказ о русском костюме
  5. Приложение к 1 сентября. История. Дорожкина Н. “По Сеньке и шапка” . №1-2006.
  6. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX – начало XXв Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство “Наука”, Москва.: 1967
  7. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX – начало XXв., Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство “Наука”, Москва, 1970
  8. Русский праздничный народный костюм. Ред.- составитель Дорофеев. изд-во “Мозаика-Синтез”

Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на Дону:изд-во “Феникс”,1997 – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

•История русского костюма начинается с древних времён. •Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя и порты – одежда славянских племён. Со временем одежда становится разнообразнее и красивее....

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...