Проблемы и трудности участников образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Плюсы дистанционного обучения.
статья

Павлова Светлана Владимировна

Статья рассматривает проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Автор анализирует основные проблемные моменты, такие как отсутствие дисциплины, ограниченный доступ к необходимым ресурсам, трудности в организации учебного процесса и взаимодействии с преподавателями. Также в статье приводится обзор плюсов дистанционного обучения, включая гибкость учебного расписания, возможность доступа к образованию из любой точки мира, разнообразие методов обучения и возможность самостоятельной организации учебного процесса. Полученные выводы помогут образовательным организациям разработать стратегии смягчения проблем дистанционного обучения и использовать его преимущества в полной мере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и трудности участников образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Плюсы дистанционного обучения.

В марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные им уроки в онлайн-среду

Смена привычных практик преподавания и работы с детьми является стрессом для всех участников образовательного процесса. Нагрузка на учителей, детей и их родителей увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение.

Учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения, к занятиям теперь нужно готовиться по-другому, нарушились привычные практики проведения уроков и взаимодействия с коллегами по школе, с учениками и родителями

Не все учителя оказались готовы выработать новые модели коммуникации с учениками и проведения уроков через различные средства для дистанционной работы.

Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс.Учебник.. Немалым подспорьем в этом стали привычные учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber

. Возникли различного рода проблемы,

  • в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет.
  • В случае, если в семье несколько детей, распределение персональных устройств было особенно трудной задачей. Да и далеко не у всех учителей дома есть личное рабочее место, многим пришлось сильно перекраивать домашнее пространство для проведения уроков и изрядно теснить входящих в их положение домочадцев. К тому же рабочий день в формате дистанционного обучения существенно увеличился, учителя сильно перерабатывали и очень уставали.

  •  низкая скорость интернета, что мешает проводить уроки

.

  • перебои в работе видеоплатформ из-за перегрузки.;
  • сложность в подключении всех детей к видеотрансляции;
  • Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучении я

  • Переизбыток коммуникации
  • Как сориентироваться в куче сообщений и писем?: Нужно организовать и структурировать её   .
  • Попытайтесь установить определенные правила общения
  • Доступ к заданиям

  • Не имея прямого контакта с учеником, педагогу приходится импровизировать и выдумывать обходные пути, которые помогут наладить учебный процесс. Самое очевидное решение — это связаться с родителями учащегося и оставить список заданий на несколько дней.
  • А вот как эти задания потом проверить — это уже задачка со звездочкой. Если родители смогут отправлять фото готовых заданий, то это ещё пол беды. А если такой возможности нет, то, увы, придётся поломать себе голову над тем, как эти материалы получить. Не почтой же их отправлять, в самом деле.
  • Видеоуроки

  •  Предоставление обратной связи

  • Работая с учениками онлайн, важно помнить, что у них по-прежнему будут возникать вопросы и вам, как учителю, нужно будет на них отвечать. 
  • Чтобы хоть как-то упростить предоставление обратной связи, можно использовать голосовые сообщения в качестве ответов.

 Преподавателям в первую очередь не хватало живого контакта с учениками. Его отсутствие сковывало учителей: им было сложнее отслеживать присутствие и вовлеченность детей, сложнее выстраивать дискуссии и обсуждение проблемных вопросов. Из-за этого многие учителя были вынуждены скатываться в формат рассылки и проверки домашних работ, что сложно назвать полноценным обучением.

  1. Психофизиологические.

Преподавателям в первую очередь не хватало живого контакта с учениками. Его отсутствие сковывало учителей: им было сложнее отслеживать присутствие и вовлеченность детей, сложнее выстраивать дискуссии и обсуждение проблемных вопросов. Из-за этого многие учителя были вынуждены скатываться в формат рассылки и проверки домашних работ, что сложно назвать полноценным обучением. Увлеченный ученик не хочет ждать определенного времени, отправляя задание или вопрос, он хочет знать результат, ответ прямо сейчас, иначе начинает нервничать, обижаться.. Опять же при планировании дистанционного урока обязательно использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдение времени за компьютером, положительные эмоции и прочее.

  1. Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Если родители работают полный рабочий день всю неделю, у них просто не будет возможности контролировать обучение и помогать ребенку в освоении новых знаний. Если это ребенок-инвалид, то родителю в большинстве заболеваний необходимо присутствие при общении по скайпу с учителем.

Не понятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами.

Особое внимание требуется к организации и проведению занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков.

Использование дистанционных образовательных технологий – это новые возможности коммуникации, новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию.

.

Пространство обычной школы в этом плане служит инструментом уравнивания условий, в которых пребывают все участники образовательного процесса. дистант не может стать полноценной заменой обычному образованию.  Однако, не надо  ставить крест на идее онлайн-образования как важного элемента образовательной системы будущего

Доступность и открытость обучения - возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет, не покидая свой дом

дистанционное обучение дешевле обычного обучения

  Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы. Интенсивность и продолжительность занятий тоже можно регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, может потребоваться разное количество времени. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет ученика заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.

 Дистанционное обучение в первую очередь может быть удобно людям, страдающим физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в «реальных» классах

·  Дистанционное обучение – это новое в школе, а все новое – интересно. Полностью же заменить традиционное обучение дистанционное не в силах, но может служить хорошим дополнением.

Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования. Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

Преимущества дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы; - обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала; - обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей; - развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной "информационной навигации"; - обеспечить вариативное обучение учащихся с помощью смоделированного материала курса по предмету;- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету; - обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня); - оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса; - оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модели уроков" по истории и обществознанию для периода обучения посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В период "Дистанта" я создавала свои модели уроков, которыми ребята  пользовались для успешного освоения материала....

ПАМЯТКА Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, ...

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...

«Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

В работе представлены методическме рекомендации по совершенствованию приемов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для повышения качества образования. Данный материал был ра...