пРОЕКТ "СИНАНТРОПНЫЕ НАСЕКОМЫЕ В ДОМЕ"
проект по биологии (11 класс)

В процессе эволюции человека его хозяйственная деятельность изменила характер природной среды. Возникновение природно-антропогенных сред нарушило естественные местообитания организмов и переход некоторых видов к новым условиям существования. Это обеспечило образование своеобразных комплексов синантропных организмов, в том числе и насекомых, наносящих вред человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinantropnye_nasekomye_v_dome.docx126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа- интернат №1

для обучения и реабилитации слепых города Москвы

 

УЧЕБНЫЙ   ПРОЕКТ

СИНАНТРОПНЫЕ НАСЕКОМЫЕ В ДОМЕ

                                                                           Исполнитель: Исаков Алексей Александрович, обучающийся 11 «Б» класс

                                                                                                                  Куратор Кекнохаева Л.Д.

                                                         Москва

                                                          2024 г.

Оглавление

                                                                                                                                                  стр.

Введение…………………………………………………………………………….3                  Материал……………………………………………………………………………4                                                                                                                                  

Методы………………………………………..………………………………….....6                                                                                                                    

Результаты…………………………………………………………………………..7                                                                                                                                                                                                                                  

Вывод .…..…………………………………………………………………………16                                                                                                                

Заключение ………………………………………………………………………..17                                                                                                                                                                              

Список литературы………………………………………………………………..18                                                                                                    

Приложение……………………………………………………………………..…19                                                                                                            

 

Введение

Актуальность темы. В процессе эволюции человека его хозяйственная деятельность изменила характер природной среды. Возникновение природно-антропогенных сред нарушило естественные местообитания организмов и переход некоторых видов к новым условиям существования. Это обеспечило образование своеобразных комплексов синантропных организмов, в том числе и насекомых, наносящих вред человеку.

Цель проекта: изучение синантропных насекомых, обитающих на территории населённых пунктов и в сооружениях человека.

Задачи проекта:

-найти и проанализировать источники информации по данной теме

-определить разнообразие насекомых, характерных для современного жилья;

-установить экологические ниши, занимаемые изучаемыми насекомыми и роль, которую они играют в жизни человека;

-выяснить степень просвещённости обучающихся школы-интерната №1 о синантропных насекомых.

Предмет: биология.

Объект: синантропные насекомые.

Материал  

Синантропные организмы, синантропы — животные, растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком, его жильём, а также с созданным или видоизменённым им ландшафтом.

Насекомые – это особая группа животных как по разнообразию (их не менее 2 млн видов, то есть больше, чем всех прочих животных и растений), так и по количеству особей. Громадна и суммарная биомасса насекомых: лишь одна стая саранчи по массе может превосходить 10 тыс. т.

По своей многообразной роли в биоценозах, уровню приспособленности, интеллекту насекомые, наряду с млекопитающими, представляют собой одну из вершин мироздания. Однако насекомые отличаются от млекопитающих гораздо более глубокой и разветвленной связью со всем живущим на планете, потому что геологический возраст насекомых значительно больше.

С эволюцией человеческого общества и образованием стабильных поселений также возникли синантропные виды, популяции которых обитают в жилищах и в местах скопления отходов жизнедеятельности людей. Они могут быть «вредителями», «паразитами», переносчиками возбудителей болезней, выступая в качестве опасных экологических (биотических) факторов для человека.

В пещеру древнего человека перешли на жительство многие насекомые, осваивая скопления различных отходов. Однако человечество постепенно развивало культуру быта и улучшало санитарно-гигиеническую обстановку в своих поселениях, одновременно создавая разнообразные методы уничтожения нежелательных «спутников». В то же время насекомых отпугивала сама обстановка города, с течением времени все больше отличавшаяся от привычной природной среды. В результате большинство насекомых отступило, но представители отрядов таракановых, двукрылых, некоторые виды перепончатокрылых и другие преодолели все биологические преграды и стали «хозяйничать» в городской и поселковой среде. [1]

Синантропные насекомые окружают человека круглый год. Встречаются они и в жилье, и в различных хозяйственных постройках, и за их пределами, в целом – населяют весь антропогенный ландшафт. Одни из них очень тесно связаны с человеком (облигатные представители), а другим соседство с человеком не обязательно (факультативные виды). [2]

Ряд синантропных насекомых возникли из местных видов, изначально практически не связанных с человеком. Другие представители постепенно перебирались (и продолжают расселяться) в умеренные, и даже приполярные широты из жарких стран, превращаясь в самых неразлучных и докучливых спутников человека, при помощи самого же человека. Человеческий прогресс, с одной стороны, способствовал увеличению видового разнообразия местных синантропных видов (развитие транспорта, мирового товарооборота и т.п.), с другой – некоторому подавлению (или, хотя бы локализации) их численности (совершенствование методов борьбы, повышение уровня санитарного состояния жилища и т.д.). Кроме этого происходило постоянное видоизменение существующих «за пазухой» человека видов в результате постоянного воздействия на них (химическая борьба с ними, видоизменение характера пищи и пр.). Поэтому изменение разнообразия насекомых - синантропов находится в постоянной динамике.

Синантропами могут быть только отдельные виды насекомых, более крупные таксономические единицы не могут быть столь тесно связаны с жилищем человека, чтобы полностью перейти на совместное с ним существование.

Опасность синантропных насекомых как считают ученые заключается в том, что насекомые этой группы способны переносить более 60 инфекционных заболеваний, представляющих серьезную опасность для человека: гельминтозы, сыпной и брюшной тиф, малярия, псевдотуберкулез, сальмонеллез, острые кишечные инфекции и вызывать эпидемии. [3]

Методы

 

Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • Поиск, анализ и систематизация материала по изучаемой теме из электронных источников с помощью программ экранного доступа «JAWS for Windows»;
  • Составление рекомендаций «Способы и средства защиты от синантропных насекомых» шрифтом Брайля и в электронном формате.  
  •  Разработана анкета «Выявление видового состава синантропных насекомых в жилищах людей», проведён опрос обучающихся 9-11 классов ГБОУ ШОР №1
  • Осуществлена обработка анкет.

Для социологического опроса ученикам были предложены следующие вопросы:

1.Встречаются ли у вас в жилых помещениях синантропные насекомые?

2.Какие виды синантропных насекомых встречались в вашем жилище?

3. Ощущаете ли вы отрицательные последствия пребывания синантропных насекомых в вашем доме?

4. Назовите виды синантропных насекомых и опишите вред, который они наносят:

5. Насколько ощутим вред этих насекомых?

6. С какими видами приходится вести целенаправленную борьбу?

7. Какие методы вы используете при их истреблении?

Результаты

Результаты анкетирования

В социологическом опросе приняли участие 27 обучающихся 9-11 классов.

  1. На вопрос «Встречаются ли у вас в жилых помещениях синантропные насекомые?» утвердительно ответили 15 человек (55,5%).

  1. 23 респондента (85,2 %) встречали в своём жилище следующих синантропных насекомых: платяная моль, мебельная моль, тараканы, клопы, мухи, комары, блохи, вши. 

  1.  11 человек (40,7%) испытывали отрицательные последствия пребывания синантропных насекомых в своём доме.

  1.  96,3% респондентов (26 человек) назвали виды синантропных насекомых и описали вред, который они наносят. По мнению опрошенных мухи, комары, тараканы, вши, блохи, моль являются разносчиками инфекции, негативно влияют на самочувствие человека, приводят в негодность одежду, наносят урон продуктовым запасам.

 

  1. Синантропные насекомые вызывают досаду или легкое раздражение у 11 человек (40,7 %)

 Столько же респондентов считают, что синантропные насекомые вредят (досаждают) им сильно. 4 (14,8 %) практически не ощущают вреда от них.

  1. Большинство участников анкетирования (92,5%) считают, что приходится вести целенаправленную борьбу с тараканами, клопами, мухами, комарами, молью.

  1. 26 опрошенных (96,3%) используют химические методы в борьбе с синантропными насекомыми, 1 человек пользуется народными методами.

 

         

Теоретическое описание основных групп изученных насекомых

В результате проведения социологического опроса и изучения электронных источников были выявлены и описаны 8 видов синантропных насекомых.   Синантропные насекомые были разделены на 3 группы не по их систематической принадлежности, а с учетом той роли, которую они играют в жизни человека.

1.Эктопаразиты человека и домашних животных
Эктопаразиты или внешние паразиты, обитают на хозяине и связаны с его покровами (комары, клещи, блохи, вши и др.).
Эктопаразитов принято делить на временных (комары, мухи и др.) и постоянных (вши, блохи и др.) паразитов. Все эктопаразиты снабжены разнообразными органами прикрепления – коготками, крючками, присосками и тому подобным.
1.1.Вошь человеческая –   Pediculus humanis  
Систематическое положение
Тип Arthropoda - Членистоногие
Подтип Tracheata - трахейнодышащие
Класс Insecta – насекомые
Отряд Anoplura - вши
Семейство Pediculidae
Род Pediculus
Вид Pediculus humanis – Вошь человеческая
Морфология: насекомое серого цвета. Длина самца 2—3 мм, самки 3—4 мм. Задний конец тела самца округлен, а самки — раздвоен.
Путь заражения: контакт с носителем или пользование вещами.
Способ заражения: контактный.
Локализация: волосистая часть головы.
Цикл развития: питается только человеческой кровью 2—3 раза в сутки. Самка ежедневно откладывает по 3-4 яйца (за всю жизнь до 300). Зрелое яйцо (гнида) через яйцеводы поступает в непарный выводной канал. Развитие с неполным метаморфозом. Развитие до взрослой особи – около 15 дней, продолжительность жизни вши 27—38 дней.
1.2.Человеческая блоха (Pulex irritans)
Систематическое положение
Тип Arthropoda - Членистоногие
Подтип Tracheata - трахейнодышащие
Класс Insecta – насекомые
Отряд Aphaniptera – Блохи
Вид Pulex irritans – Блоха человеческая
Морфология: человеческая блоха — мелкое бескрылое кровососущее насекомое, половозрелая особь длиной 0,6–5 мм. Тело бескрылое, сжато с боков, состоит из головы, груди, брюшка. У самцов брюшко загнуто кверху, несет копулятивный аппрат. Яйца белые, овальные, длиной 0,5 мм, покрыты прозрачной оболочкой. Личинка червеобразная, безногая. Куколка неподвижная, не питается.
Жизненный цикл: блохи являются постоянными («блохи шерсти») или
временными («блохи гнезда») эктопаразитами человека и животных.   Развитие идет с полным метаморфозом. Самки откладывают яйца (до 450 в течение жизни) порциями в месте обитания хозяина — в норы или гнезда животных, щели пола жилых помещений. Из яйца выходит червеобразная личинка. Личинка линяет трижды, после последней линьки окукливается. Длительность цикла развития зависит от вида блох, температуры и влажности воздуха (у человеческой блохи минимальный срок развития — 19 дней).
1.3. Комар обыкновенный - Culex pipiens
Систематическое положение
Тип Arthropoda - Членистоногие
Класс Insecta - насекомые
Отряд Diptera - двукрылые
Семейство Culicidae – Комары

Вид Culex pipiens - Комар обыкновенный
Морфология: тело комаров разделяется на голову, грудь и брюшко. На голове имеются большие сложные глаза и длинные усик. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Самцы и самки комаров питаются цветочным нектаром, соками растений, а самки, кроме того, — кровью теплокровных животных и человека. Комары имеют пару крыльев и 3 пары ног. Вторая пара крыльев превратилась в булавовидные придатки — жужжальца. Ноги состоят из 5 сегментов, бедра, голени и длинной лапки.

Жизненный цикл: спаривание комаров происходит в воздухе («танцы комаров»). Для созревания яиц самка должна напиться крови. После насасывания крови на протяжении нескольких дней происходит созревание оплодотворенных яиц. Яйца самка откладывает на поверхность водоёма. После этого она снова питается кровью и через определенное время повторно откладывает яйца. На протяжении лета таких кладок бывает 2 — 6. Развитие комаров происходит с полным метаморфозом. Отложенные яйца имеют форму лодочки, количество их достигает 200 и более.
1.4. Муха комнатная   -  Musca domestica

Систематическое положение

Тип Arthropoda - Членистоногие

Класс Insecta - насекомые

Отряд Diptera - двукрылые
Семейство: Настоящие мухи - Muscidae).

Морфология.  Длина тела комнатной мухи достигает 8 мм. Голова имеет форму полушара. У нее широкий лоб, а усики щетинистые, длинноперистые. Хоботок у мух без колющего аппарата и не твердый. У мух серая среднеспинка, на которой хорошо видны четыре продольные темно-бурые полоски. Бока и основание брюшка насекомого окрашены в желтоватый цвет. Жилки на крыльях слегка выгнуты.
Жизненный цикл:   взрослая особь - яйцо - личинка - куколка - взрослая особь За год может смениться 10-20 поколений мух. Обычно, чем южнее, тем быстрее цикл развития мухи, да и теплый период более длинный. Средний показатель для умеренных широт — 8-12 поколений, для более южных 15-20. Живущие рядом с людьми мухи редко умирают своей смертью. Мух ловят, травят, глушат мухобойками, а еще очень часто, особенно в прохладную погоду, поражает Мушиная Энтомофтора — грозный и незаметный враг комнатной мухи, грибок, неоднократно вызывавший мушиные эпизоотии (эпидемии). Его даже длительное время использовали как инсектицид.

1.5. Клоп постельный - Cimex lectularius
Систематическое положение

Отряд: Полужесткокрылые

Семейство: Клопы-паразиты

Морфология. Тело красновато-бурого цвета, длиной 4,5 — 6,5 мм, в коротких и густых буроватых волосках, с укороченными надкрыльями и характерной переднеспинкой, передние углы которой в виде широких лопастей охватывают основание головы с обеих сторон. Сильная уплощенность тела и утрата крыльев — результат паразитизма. Ноги постельного клопа типичные ходильные, приспособленные к быстрому передвижению: за одну минуту он может пробежать расстояние в 1 м, т. е. дистанцию, в 2000 раз большую, чем длина тела самого насекомого. Органы обоняния у него развиты очень хорошо: клоп на большом расстоянии обнаруживает своего хозяина по запаху. Характерный собственный запах клопа, распространяемый секретом пахучих желез — резкий и неприятный.

Жизненный цикл. Клопы откладывают яйца там же, где скрываются днем. В сутки самка откладывает до 12 яиц; в лабораторных условиях удавалось получить от одной самки по нескольку сотен яиц (даже свыше 500). Чем выше температура воздуха в помещении, тем быстрее идет развитие яиц; поэтому в разных условиях оно протекает от 4 — 7 дней до месяца. При температуре ниже +10°С развитие яиц приостанавливается, а при 4 — 6° С ниже нуля они могут сохраняться не больше полутора месяцев. Точно так же и развитие личинок зависит от температуры, поэтому оно растягивается от 28 — 30 дней до 6 — 8 недель. Для перехода в следующий возраст личинке необходимо насосаться крови. Без этого задерживается очередная линька, иногда на очень большой срок — до 18 месяцев. Взрослый клоп живет до 14 месяцев.

2. Разрушители домашнего имущества
2.1. Моль мебельная – Tineola furciferella
Систематическое положение
Отряд: Чешуекрылые, или Бабочки – Lepidoptera
Семейство: Настоящие моли – Tineidae.
Морфология: У мебельной моли бабочки небольшие, около 1 см в размахе крыльев, от светло-соломенных с золотистым блеском до темно-желтых. За год сменяется до 4 поколений, и поэтому летающие бабочки встречаются в домах круглый год. Гусеницы питаются различными изделиями из шерсти, меха, повреждают кожу. Летом встречаются вблизи жилья и в любых нежилых помещениях. В холодное время года активная жизнь продолжается только в отапливаемых помещениях.
Жизненный цикл: развитие и размножение моли платяной проходит четырьмя этапами: кладка яиц, которая составляет до 250 штук.  Личинки размером до 1,5 мм, светло-желтого цвета. Именно эта стадия наносит вред. Через 45 личинка создает кокон, в котором переходит на следующий этап – куколку. Завершающий этап – появление через 4 недели половозрелой особи (имаго). На третий день жизни имаго оплодотворяется и откладывает яйца. Процесс воспроизводства длится от 2–4 недель, затем взрослая особь погибает. Популяция пополняется при комнатной температуре в течение всего года, продолжая уничтожать подходящие для пищи вещи и предметы интерьера. Цикл от яйца до взрослой бабочки составляет 35 дней.

2.2. Моль платяная - - Tineola bisselliella

Систематическое положение:

Отряд: Чешуекрылые, или Бабочки – Lepidoptera
Семейство: Настоящие моли – Tineidae.

Вид:        Моль платяная - Tineola bisselliella
Морфология: Передние крылья 5–8 мм, бледно-золотисто-жёлтые, без рисунка. Хорошо известный синантропный вид, расселившийся вслед за человеком по всем материкам. Наиболее опасный вредитель меха и шерсти в наших условиях. Бабочки встречаются круглогодично в домах, и особенно на складах, развиваясь в течение года в 3–4 генерациях. Гусеницы питаются кожей, мехом, шерстью; проедают в кормовом субстрате ходы, оплетая их паутиной; там же происходит и окукливание.

Жизненный цикл: Бабочки появляются из куколок полностью половозрелыми и сразу же приступают к спариванию. Затем через 4-10 часов самка откладывает по 1 или несколько яиц в складки одежды, мягкой мебели или на ковры. Кладка продолжается около недели, и за это время она может отложить до 100 яиц. После окончания откладки бабочка живет еще 4-6 дней.

При благоприятном стечении обстоятельств через неделю отрождаются личинки-гусеницы. В процессе роста они интенсивно питаются и линяют в среднем 14-17 раз за 15-20 суток. Затем гусеница плетет шелковый кокон или строит чехлик из остатков пищевого материала и сброшенных шкурок, чтобы там окуклиться. Фаза куколки может продолжаться от 8 дней до 5 месяцев, в зависимости от температуры внешней среды. 1 поколение может развиваться 9-16 месяцев.

3. Насекомые, приводящие к порче продуктов питания
3.1.Рыжий таракан– Blattellagermanica.
Систематическое положение:
Отряд: Тараканы – Blattoptera;
семейство: Таракановые – Blattidae.
Морфология: тело небольшого размера, вытянутое, овальное, уплощенное. Голова удлиненная, с черными, широко расставленными глазами; усики щетинковидные, желтовато-кофейные. Ротовой аппарат грызущего типа.
Тело и крылья буровато-рыжие. Ноги умеренно длинные.  Благодаря присоске между коготками, рыжий таракан может передвигаться по вертикальным поверхностям и потолку.
Жизненный цикл: Оотека начинает формироваться у самки на 2-4-й день после копуляции. В ней развивается от 8 до 56 яиц. Самка носит оотеку на конце брюшка, где она примерно наполовину выступает из полового отверстия, и сбрасывает её в тёмном и тёплом месте после того, как в яйцах сформируются личинки. При температуре 30°С это происходит через 38-41 день. За свою жизнь самка откладывает 4-8 оотек. Выход личинок происходит в течение 2–4 минут. По мере роста и развития личинки линяют и переходят в следующий возраст. Линька происходит 5 – 7 раз. После завершающей линьки у таракана вырастают крылья, насекомое обретает полный размер. Развитие прусака от яйца до взрослой особи при температуре 20°C занимает 115-130 дней, а при, а при 30°C сокращается до 75 дней. Продолжительность жизни рыжих тараканов составляет, как правило, 9–16 месяцев.                                 

Выводы

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

1.  Синантропные насекомые в сущности своей это достаточно маленькие (размеры их не превышают 2-3 сантиметров, а кто-то измеряется в миллиметрах), живучие (многие из них способны жить без головы, надолго задерживать дыхание, впадать в спячку, приобретают устойчивость к инсектицидам, устойчивы к различным излучениям), умные (например, тараканы имеют некоторую степень заботы о потомстве и групповое поведение), но вместе с тем и опасные соседи человека. У них есть уязвимые места, но в связи с глобализацией приходится придумывать всё более сложные меры борьбы с этими видами, так или иначе портящими жизнь человеку.

            Вместе с тем многие из них и полезны человеку, они важны в науке (дрозофилы), в криминалистике (серые мясные мухи), как корм для обитателей террариумов (так же дрозофилы, личинки большого мучного хруща).

2. Определено разнообразие насекомых, характерных для современного жилья. 3. Установлены экологические ниши, занимаемые изучаемыми насекомыми и роль, которую они играют в жизни человека. Многие насекомые распространены не только в живой природе, некоторые из них могут населять частные домовладения и даже кабинеты школ. Какие-то из видов насекомых не доставляют человеку никакого вреда, другие просто досаждают, а некоторые могут причинить урон мебели, вещам и здоровью.

4. Опрос выявил, что 96% респондентов знают виды синантропных насекомых и вред, который они наносят.  Нельзя сказать о синантропных насекомых однозначно, хорошие они или плохие, они просто есть. Есть много средств борьбы с опасными соседями, но лучше их просто не заводить у себя дома, всего лишь почаще убираясь, как говорится худой мир, лучше доброй войны

Заключение

  Возникновение антропогенных сред нарушило естественные местообитания организмов и обусловило переход некоторых видов к новым условиям существования, что обеспечило образование синантропных организмов.

 Большинство исследователей считало, что процесс синантропизации носит случайный, стихийный характер, обеспеченный локально проявляющимися и не связанными между собой событиями. Лишь в последние десятилетия синантропизация стала рассматриваться как системный экологический процесс биосферного значения, обусловленный многочисленными причинно-временными связями и закономерностями, носящими природный, социальный и техногенный характер.

В природном биогеоценозе вид своим существованием поддерживает его вещественно-энергетический обмен, а смена местообитаний видов, переход к синантропному образу жизни меняет значимость их в биосферном комплексе.

 Вид при переходе к синантропному образу жизни в антропогенных средах меняет свою экологическую роль, приобретает качественно новую эколого-социальную значимость, принимая положительное или отрицательное хозяйственное значение для человека.

Источники.


1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синантропные_организмы

2.  https://www.syngenta.ru/news/20220304-synanthropic-animals-what-is-their-danger 

3. https://www.fbuz04.ru/index.php/deyatelnost/prof-dezinfektsiya/chto-takoe-sinantropnye-nasekomye 

4. https://www.zoospravka.ru/article/ehktoparazity-zhivotnyh-i-cheloveka-blohi-vshi-klopy.htm 

5. https://faunist.ru/postelnyj-klop.html#:~:text=Научная%20классификация.%20Домен%3A%20Эукариоты%20Царство%3A,название.%20Cimex%20lectularius%20Linnaeus%2C%201758 

 

Приложение 1.

 

Приемлемые методы борьбы с бытовыми насекомыми

Бытовые

насекомые

Профилактика

заноса

Химические способы

борьбы

Народные способы

борьбы

1

2

3

4

Блохи

 

 «Фуфанон-супер»

3,5 мл водной эмульсии

Один из самых древних русских способов борьбы — обработка помещения настойкой полыни.

Тараканы

Перевозимые и переносимые вещи (мебель, электроприборы, свертки с разными вещами и т. п.) выдержать 1-1,5 часа на морозе при температуре 50С

и ниже

«Фуфанон-супер» 15 мл водной эмульсии

 

Способ 1.

Смешиваются 40 г сахарной пудры, 30 г буры, 40 г измельченной канифоли. Этой смесью посыпаются щели и гнезда тараканов.

Способ 2.

Смешиваются 40 г сахарной пудры, 30 г буры, 40 г измельченной канифоли. Этой смесью посыпаются щели и гнезда тараканов.

 

 

Моли

 

Меховую, шерстяную одежду, ковры и мебельные покрывала летом после тщательного вытряхивания просушивать под лучами солнца  в течение нескольких часов. Зимой при низких температурах одежду можно вывесить на мороз, а ковры после тщательного выбивания продержать на снегу 1,5-2 часа

   

 Повесив одну пластинку «Молемора» в шкафу или в кладовке, можно не беспокоиться за одежду в нем на протяжении полугода.

 

    Препараты контактного действия: «Аэроантимоль»)   «Супрозоль»)  способны защищать изделия от моли в течение 6—9 месяцев.

 

 

Способ 1.

Взять корочки лимона, апельсина и мандаринов, зашить в мешочки и разложить в шкафу, прикрепить к обратной стороне ковра, время от времени меняя корочки.

Способ 2.
Моль не переносит запаха лаванды, табака, перца, земляничного мыла и герани. Сейчас в магазинах можно часто встретить мешочки или пакетики с засушенными лепестками лаванды

 

 

Приложение 2.

Способы и средства защиты от синантропных насекомых

Профилактические мероприятия:

В комплекс профилактической защиты от синантропов входят

  • санитарно-гигиенические мероприятия: вентиляция в домах, удаление пыли, проветривание;
  • использование растений: багульника болотного и корней аира.;
  • для профилактики от детритниц важно использовать не зараженную «чистую» почву для комнатных растений.

Физические и механические средства борьбы:

Средства борьбы с синантропными насекомыми:

  • промораживание,
  • механическая очистка,
  • удаление личинок и имаго,
  • просеивание.

Химические средства борьбы:

  • использование химических препаратов (инсектицидов) от почвенных вредителей.

Биологические методы

  • биологические средства на основе микроорганизмов: грибов и бактерий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

Презентация по теме "Насекомые" . Развитие насекомых

Урок для 7 класса, по курсу Животные, по теме "Насекомые", рассматривается развитие насекомых....

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Работа по карточкам, сообщения учащихся о пчёлах и музеи пчёл....

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Является предпоследним в изучении темы....

урок по теме "Класс Насекомые. Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".

данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока  знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".  Закрепление пре...

Технологическая карта онлайн-урока "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых."

Технологическая карта онлаййн-урока позволит самостоятельно  справится с изучением учебного материала по теме "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.  Полезные насекомые. Охран...