Урок "Анализирующее скрещивание"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Леганова Наталья Николаевна

Урок "Анализирующее скрещивание" с использованием метода кейсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Анализирующее скрещивание» 10 класс.

Цель урока:

Сформировать представление учащихся об анализирующем скрещивании и его практическом значении.

Задачи урока:

-познакомить с механизмом анализирующего скрещивания, создать на уроке условия для осознанного применения знаний об анализирующем скрещивании в жизни человека;

-формирование умений или компетенций сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

-воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к клумбовым растениям.

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: Урок исследование с применением технологии групповой работы

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, рабочая карта к уроку, оборудование для мини-проекта: макет клумбы, модели бумажных красных и белых цветов, клей.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Формулирование темы и цели урока.
  5. Новая тема.
  6. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.
  7. Применение знаний и способов деятельности.
  8. Подведение итогов, домашнее задание.
  9. Выставление оценок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, рада нашей встрече.  

2. Мотивация.

Как Вы думаете – где можно увидеть результат практической генетики?

-  медицине

-  растениеводстве

- животноводстве

- фармацевтике

-в пищевой промышленности и др.

-Понятно, что новые сорта растений и породы животных создаются в специальных лабораториях, важно закрепить необходимый признак путем создания «чистых линий»

Что это? (потомство гомозиготное по определенному признаку).

3. Создание проблемной ситуации.

У моих знакомых есть спаниель черного цвета. У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным. При вязке со спаниелем такого же  цвета потомство было единообразным, а при другой со спаниелем такого же черного цвета в потомстве наблюдалось расхождение признаков – появились щенки и кофейного цвета.

-Скажите, здесь есть проявление первого закона Г.Менделя? Почему же он не «сработал» относительно другой пары? Проблема….

-Мы можем сказать какой из признаков доминантный? (Черный окрас шерсти).

-Какой рецессивный? Кофейный окрас шерсти). А как обозначить его генотип?

-А генотип самочки с черным окрасом шерсти может быть АА? Уверенны на 100%? Нет, может быть ещё и Аа. Правильно, что по внешним признаком определить генотип особи с черной  окраской шерсти нельзя? А знать его необходимо,

-Из предложенных выберите наиболее подходящий прием для решения проблемы.

Тема нашего урока: «Анализирующее скрещивание». Подумайте, что будут делать ученые генетики? И тогда цель нашего урока? (знать механизм анализирующего скрещивания), а также – знать практическое значение анализирующего скрещивания.

4. Новая тема.

Сформулируйте, пожалуйста, определение:

Анализирующее скрещивание проводят с целью установить генотип особи с доминантным фенотипом. Для этого её скрещивают с рецессивной гомозиготой.

- Теперь мы заглянем в исследовательский институт и посмотрим как ученые генетики делают теоретический расчет анализирующего скрещивания.

Признаки известны, генотип  особи  кофейного цвета– аа, тогда генотип черной окраски шерсти пусть будет – АА. Следовательно, делаем запись для решения задачи: если неизвестный генотип – доминантная гомозигота, то он чистосортен – особь даст один сорт гамет, и потомство получится 100% единообразным по доминантному признаку.

Рассмотрим второй вариант, когда незвестный генотип может быть Аа. Проводим анализирующее скрещивание с рецессивной гомозиготой. Особь с генотипом Аа даст 2 сорта гамет, и в потомстве будет наблюдаться расхождение признаков – часть особей будет иметь доминантнуючерную  окраску шерсти, а часть -  рецессивную черную в соотношении 1:1 или

 50% :50%.

- Делаем второй вывод: если неизвестный генотип гетерозиготен, то он не чистосортен, т.к. даст разные  сорта гамет с доминантным геном – главным подавляющим и рецессивным – второстепенным подавляемым и в потомстве будет расщепление.

Именно чистосортные организмы (чистые линии) являются высокопродуктивными растениями и животными.

4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.

Но с определением чистосортности материала можно соприкоснуться даже в обычной жизни.

 В подарок мальчику Саше родители купили короткошерстного (C) кобеля джек-рассела с черными пятнами (D) (d - коричневые пятна). Однако, у родителей есть сомнения насчет его чистопородности. Опишите скрещивание, которое необходимо провести, чтобы доказать чистопородность собаки.

-Что вы посоветуете родителям?

-Какой вид скрещивания провести?

5. Применение знаний и способов деятельности.

-Родителям Саши помогли, теперь помогите и мне.

-В летний период,  я как учитель биологии,  создаю цветущую территорию школы. В этом году планирую сделать клумбу в форме звезды(как вариант флага),  планирую засеять семенами красных многолетних карликовых астр, и предполагаю, что клумба в течение нескольких лет клумба останется красным цветом.

- Но в чистосортности материала я не уверена. Что делать?

Вы сейчас превратитесь в специалистов генетической лаборатории.  

Итак, вы специалисты инновационной генетической лаборатории.

Я делаю вам заказ по определению чистосортности материала, вы не только проводите расчет, но и создаете мини-проект клумбы по результатам анализирующего скрещивания.

За каждым закреплена определенная роль - участник под номером 1 – руководитель проекта, будет защищать мини-проект, участник под номером 2 – делает запись анализирующего скрещивания, участники под номером 3, 4 работает с посевным материалом. Вы - команда, взаимопомощь необходима. Время 4-5 минут.

(Работа с кейсами)

 

6. Обобщение и систематизация знаний

Защита проектов.

Советуете данные семена?

Спасибо, отличная работа, теперь я точно знаю какими семенами нужно воспользоваться.

7. Рефлексия

Ещё древнегреческий философ Аристотель размышлял: знание о каждом свойстве должно быть приобретено из опыта.

-Ему же принадлежит высказывание: Познание начинается с удивления.

-Фраза « Как приятно знать, что ты что-то узнал», . принадлежит Мольеру

-Я знаю, что я ничего не знаю, слова Сократа.

-Утверждение Конфуция

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

8.Подведение итогов, домашнее задание.

-Ваше домашнее задание закрепить знания через решение генетических задач, условия найдете на портале решу ЕГЭ

https://bio-ege.sdamgia.ru/search?search=Анализирующее%20скрещивание&page=1



Предварительный просмотр:

Кейс. Анализирующее скрещивание.

Ситуация 1.

У моих знакомых есть спаниель черного цвета. У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным. При вязке со спаниелем такого же  цвета потомство было единообразным, а при другой со спаниелем такого же черного цвета в потомстве наблюдалось расхождение признаков – появились щенки и кофейного цвета. Как можно обьяснить данное явление?

https://sun9-42.userapi.com/impg/LuGj6ZRBHC_8LFNCdK-awWhfavoKIk5Xl3saPQ/fYEdCznchf0.jpg?size=726x807&quality=95&sign=3b27d863013335c514a7b5207aee7ce6&c_uniq_tag=Un5yKPKN_XxEXmx6OmLTfCioWdMKOEHuAOJpDTzUTzg&type=album

Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть «анализатором».

 Если в результате анализирующего скрещивания в F1, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, то подопытный организм был гетерозиготен;

если расщепления не наблюдается и все организмы в F1 проявляют доминантные признаки, то подопытный организм был гомозиготен.

Выполните задания:

 1.Решите задачи:

1. У кур розовидный гребень признак доминантный по отношению к простому гребню. Фермер заподозрил,что его куры с розовидным гребнем несут аллель простого гребня. Как проверить опасение? 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f181c096b55b7d248f3122cb065a9fc328a0bfb7-9853580-images-thumbs&n=13                  https://mrhvost.com/wp-content/uploads/5/d/7/5d719282c4b0ab6b08d927d9df9758f7.jpg

 Определите:

  1. В каком случае опасения фермера могут подтвердиться?
  2. В каком случае опасаться фермеру не стоит?

2.  При скрещивании черной мушки с серой в потомстве получили ½ серых и ½ черных.

Определите генотипы родителей, если серый цвет доминирует над черным.

https://www.queensu.ca/academia/forsdyke/images/muller01.gif

3. Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?

https://mirfauni.cdnbro.com/posts/281537-cherno-krasnaia-lisa-1.jpg

Ситуация 2.

Предложите, как проверить на практике чистосортность семян многолетней красной  астры(А), чтобы клумба долгое время оставалась одного цвета.  

Составьте свои проекты оформления клумбы.

Предположите, почему иногда на практике можем встретить промежуточный характер наследования признака?

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d2e81182b9d818202f7a399935ed22380f1d2c04-10471613-images-thumbs&n=13                                                      https://pitomnik.spb.ru/assets/images/katalog/mnogoletniki/astry/aster_NB_Royal_Ruby1.jpg         

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5fc40fb02079ee2f7c72b5dc436a93387bc8196f-12184992-images-thumbs&n=13

Дополнительную информацию можно посмотреть здесь: https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/zakonomernosti-peredachi-nasledstvennykh-priznakov-307291/analiziruiushchee-skreshchivanie-307294/re-9da963a0-57a3-4b7a-9b50-4a82930be38d


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....

презентация "Моногибридное скрещивание"

Презентация может быть использована на уроке биологии 9, 11 кл по теме "Моногибридное скрещивание, 1-ый и 2-ой закон Менделя"...

"Моногибридное скрещивание"

тест для 9 класса по теме: "Моногибридное скрещивание"...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

«Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя»(сертификак изд."1 Сентября")

Методическая разработка урока позволяет использовать интерактивную доск,компьютер и формирует у учащихся знания о гибридологическом методе, законах единообразия гибридов первого поколения и расщеплени...

Дигибридное скрещивание

Презентация к уроку биологии в 9 классе...

Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование

В тест  по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...