Методические рекомендации по выработке ЕНГО по заданиям ФИПИ средствами темы « Методы биологических исследований» в образовательном процессе в урочной и внеурочной деятельности
статья по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вишнякова Татьяна Викторовна

Данный материал может быть использован на уроках биологии ,на консультациях при подготовке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichesk._razrabotka_po_funktsional.gramotnost.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по выработке   ЕНГО по заданиям ФИПИ  средствами  темы

« Методы биологических исследований» в образовательном процессе в урочной и внеурочной деятельности

  I. Задание  на формирование компетенции: научное объяснение явлений

      Фотосинтез – это процесс синтеза зелёными растениями органических веществ из неорганических при помощи света. На его скорость влияют различные параметры среды, в том числе температура.

C:\Users\Татьяна\Desktop\xs3qstsrc905FFF5A0CB4A8354E5F72C32EE45D6E_1_1611746277.jpg

Какой из приведённых графиков описывает реальную зависимость скорости фотосинтеза от температуры? Почему это происходит?  Опишите закономерность словами.

Ответ: 3

Описание: при повышении температуры скорость фотосинтеза сначала растёт, а потом снижается

Так, повышение температуры увеличивает скорость темновых реакций фотосинтеза. Одновременно при температуре 25—30°С происходит процесс инактивации хлоропластов. Повышение температуры может вызвать также закрытие устьичных щелей. Повышение температуры увеличивает интенсивность дыхания, и в этой связи видимый фотосинтез (разность между фотосинтезом и дыханием) уменьшается.

Методические рекомендации

– включать в ежедневную практику своей работы задания, направленные на формирование функциональной грамотности  обучающихся;

-  использовать графики для развития умений анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Давать научное объяснение;

– акцентировать внимание обучающихся на возможности применения предметных знаний в ситуациях повседневной жизни, способности  взаимодействовать с окружающим миром;

- использовать составление и работа с графиками в проектной деятельности, на занятиях биологического кружка,  на элективных занятиях.

II. Задание на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования  

       Следующим этапом исследования воздуха была серия экспериментов, где ученые помещали колпаки с мышами и растениями то на яркий солнечный свет, то в темноту. Одни эксперименты проходили только ночью, другие – только днем. В результате было замечено, что в одних случаях мыши жили дольше, а в других меньше.

Каким, по вашему мнению, был результат этих экспериментов? Выберите наиболее подходящее утверждение.

  

 1) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком не зависит от времени суток, в которое проводился эксперимент.

  

 2) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком зависит от того, какое растение там находилось.

  

 3) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком оказывалась больше, если всё время эксперимента проходило в темноте.

  

 4) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком оказывалась больше, если всё время эксперимента проходило на свету

Ответ:  Описание: при повышении температуры скорость фотосинтеза сначала растёт, а потом снижается

Методические рекомендации

– включать в ежедневную практику своей работы задания, направленные на формирование функциональной грамотности  обучающихся;

- проводить учебные  исследования (выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования). Уметь делать выводы и способность обучающихся применять их для решения конкретных практических учебных задач;

-  учить  анализировать  описываемый  эксперимент  с целью понимание особенностей естественнонаучного исследования.  

III. Задание на формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов.                         

     Согласно существующим требованиям температура в учебных кабинетах должна поддерживаться в пределах 18–24 °С, а относительная влажность – в пределах 40–60%.

В таблице представлены результаты измерений, проведённых в некоторых школьных кабинетах. Можно ли с полной уверенностью утверждать, что во всех кабинетах соблюдены требования к температуре и влажности, если известно, что погрешность прямого измерения температуры составляет ±1 °С, а абсолютная погрешность измерения относительной влажности составляет ±5%? Ответ поясните.

 

№ кабинета

Температура, °С

Относительная влажность, %

1

19

45

2

22

60

3

20

50

4

23

55

Ответ: требования к температуре соблюдены.

Относительная влажность в кабинете 2 может превышать допустимую.

С учётом погрешности все результаты измерения температуры попадают
в допустимый интервал значений (от 18 до 24 °С). Учитывая погрешность измерения 5%, получаем, что относительная погрешность в кабинете 2 попадает в интервал (60 ± 5) %. Так что есть вероятность, что в кабинете 2 влажность превышает допустимую.

Методические рекомендации

– включать в ежедневную практику своей работы задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся;

-развивать  умения учащихся работать с различными источниками информации для получения нужных выводов;

- для реализации приобретенных обучающимися  знаний, умений и навыков использовать  внеурочную деятельность;

- задания такого типа способствуют  решению учебные и житейские задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это ...

Экспериментальное исследование«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Свидетельство об участии в работе Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Применение современных образовательных техно...

Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности

В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, ...