Конспект урока. Тема: «Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека». биология 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Юлия Евгеньевна Польская

 

Представляю конспект урока по биологии (зоология 7 класс).

https://yandex.ru/video/preview/7419536627969017265 - ссылка на видео для урока.

при составлении плана-конспекта урока были соблюдены требования ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека».

Учителя биологии МБОУ «Аршановская СШ»

Польской Юлии Евгеньевны

Предмет: биология

Класс: 7

Цель урока: Определить значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Показать многообразие древних пресмыкающихся, происхождение и причины их вымирания.

Задачи урока:

Образовательные: научиться выделять и формулировать характерные особенности групп на примере древних рептилий, определять значение и происхождение пресмыкающихся.

Развивающие:  развивать критическое мышление в процессе приобретении знаний, умение анализировать, синтезировать и делать выводы, понимать практическую значимость для человека изучение данной темы.

Воспитательные: формировать научное мировоззрение картины мира.

Средства обучения: основные: ноутбук, учебник биологии для 7 класса.

дополнительные: презентация по теме урока, тест, кейсы с дополнительной информацией по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы учебной деятельности: проблемного изложения материала, частично-поисковый, словесные  (диалог, беседа); наглядные  (работа с дополнительной литературой, рисунками учебника); практические (поиск информации в дополнительной литературе, выполнение практических заданий); дедуктивные  (анализ, обобщение), кластер.

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных, их происхождение и значение.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап 

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку.

Готовятся к уроку.

Коммуникативные УУД:

1. Создана мотивация к учебной деятельности и коммуникации.

2. Мотивационно-целевой этап

Учитель задает наводящие вопросы, чтобы ученики определили тему урока. Далее ученики определяют цель урока. Работа на уроке будет проходить в группах, парах и индивидуально. У каждого из вас «Интеллектуальная карта учащегося» которую необходимо подписать и выполнять задания. Организует проверку и самооценку.

Предлагаю ребятам назвать известных им рептилий. С чем связано большое разнообразие рептилий на Земле? После короткой беседы презентация

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока.

Заполняют интеллектуальную карту учащегося

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать и слышать собеседника;

2.Строить связное монологическое высказывание.

Регулятивные УУД: 1.Определять проблему урока;

2.Формулировать тему и цель урока, план урока.

3. Актуализация знаний.

Тест по пройденной теме

Ученики выполняют тестовые задания, осуществляют взаимоконтроль

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения;

Личностные УУД:

1. Осуществлять самооценку и взаимооценку.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель включает фильм «Происхождение пресмыкающихся».

На основе просмотренного фильма учащиеся заполняют кластер

Учащиеся просматривают фильм.

Учащиеся работают в тетради, заполняют кластер (схему)

Познавательные УУД:

1.Оформлять схему в соответствии с правилами заполнения.

2.Извлекать информацию из статьи учебника;

Регулятивные УУД:

1.Планировать свои действия при выполнении учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связное монологическое высказывание.

5. Первичная проверка понимания.

Обсуждение полученных результатов ребятам предлагается назвать известных им древних и современных рептилий. С чем связано большое разнообразие рептилий на Земле. С чем связано исчезновение некоторых видов пресмыкающихся.

Признаки современных рептилий:

-сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце;

-головной мозг снабжается артериальной кровью;

-у рептилий имеется кора головного мозга, они способны к выработке условных рефлексов;

-дыхание легочное;

-зубы конической формы, служат для захвата и удержания добычи;

-размножение и развитие не связано с водой.

Учащиеся вступают в диалог, выражают свое мнение. 

Ученики по цепочке  называют характерные признаки современных рептилий

Регулятивные УУД:

1.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

3.Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

Коммуникативные УУД:

1.Слушать и слышать собеседника.

Формулирование новых знаний.

6. Первичное закрепление.

Организация самостоятельной работы в группах. Всего 3 группы учащихся (разноуровневые)

1 группа. Карточка-задание:

Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте.

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ________________– стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих:_____________ и звероподобные рептилии.

3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными.

4. Звероподобные рептилии были __________________ и __________________, а расцвету динозавров ________________тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

ответы

 Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал.

2 группа – Карточка-задание:

Значение пресмыкающихся (отрицательное и положительное)

3 группа  выполняют задания. Найди ошибки в тексте.

1.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, - первые настоящие наземные позвоночные животные.

2.У всех представителей класса по две пары конечностей, располагающихся по бокам туловища, слегка поднимающих тело животного над землёй.

3. Так же, как и для Земноводных, для рептилий характерно наличие грудной клетки, которая защищает органы полости тела и помогает при дыхании.

4.Пресмыкающиеся покрыты роговыми чешуями или щитками. Их кожа лишена желёз, испаряет очень мало влаги.

5.В отличие от Амфибий, Рептилии дышат лёгкими.

6.Сердце у них двухкамерное.

7. Размножаются Пресмыкающиеся в водоёмах. Плотная кожистая оболочка или скорлупа защищает яйца рептилий от съедания хищниками.

8. Так же, как и у Земноводных, из яиц вылупляются личинки, из которых развиваются взрослые особи.

Каждая группа представляет результаты работы

Работают в группах, выполнение заданий, выступление групп

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

Личностные УУД:

1Осуществлять самопроверку и самооценку.

Познавательные УУД:

1.Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим);

Коммуникативные УУД:

1.Работать в группе;

2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Выступать перед коллективом сверстников;

4.Осуществлять взаимоконтроль.

Личностные УУД:

1.Достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и мнений;

2.Осознать свое право на собственную позицию;

3.Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Выполнение заданий. Самопроверка и самооценка.

7. Физкультминутка. 

Я читаю задание, вы должны определить, что это за орган и показать, где он находится у вас в организме.

1. Этот орган защищает нас от холода и жары (кожа).

2. Этот орган помогает нам различать сладкое и кислое (язык)

3. Этот орган содержит самое большое количество воды (мозг)

4. Этот орган помогает нам бегать и прыгать, перемещаться в пространстве? (ноги)

5. Этот орган не меняет размеры с рождения до смерти (глаз)

Учащиеся внимательно слушают, выполняют физминутку

Регулятивные УУД:

1.Развивать способность к распределению внимания.

Личностные УУД:

1.Формирование культуры здоровья.

Самостоятельное оценивание правильности выполненных действий.

8. Подведение итогов.

Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок. Запись домашнего задания: параграф , вопросы после параграфа, по желанию подготовить сообщение о гаттерии или гипотезы- почему вымерли динозавры.

Учащиеся формулируют вывод, решение поставленной проблемы. Заполняют интеллектуальную карту

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

Познавательные УУД:

1.Обобщать, делать выводы.

Анализ работы на уроке и её результативность.

9. Рефлексия.

Самооценка работы на уроке.

Ученики выставляют смайлики ( ,  ), тем самым оценивают как они усвоили знания.

Регулятивные УУД:

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1.Осуществлять самооценку;

2.Формировать сознательное отношение к собственным успехам/неудачам.

        


Приложение 1.

Тесты для проверки знаний.

1 вариант

1. Рептилии произошли от:

а) древних кистеперых рыб    б) древних земноводных

2. Все рептилии дышат:

а) только легкими  б) легкими и кожей   в) только кожей

3. Сердце большинства рептилий состоит:

а) из предсердия и желудочка

б) из двух предсердий и желудочка

в) из двух предсердий и двух желудочков

4. В шейном отделе ящерицы:

а) 2 позвонка   б) 4 позвонка   в) 8 позвонков

5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий

а) артериальная   б) венозная   в) смешанная

6. Скелет передней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа    б) плечо, предплечье, кисть

7. Скелет задней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа     б) плечо, предплечье, кисть

8. Головной мозг рептилий состоит из:

а) 4 отделов;   б) 2 отделов;    в) 5 отделов

9. Условные рефлексы у хордовых связаны с

а) передними полушариями мозга    б) мозжечком

в) с промежуточным мозгом

10. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы:

а) под туловищем   б) сбоку под углом к туловищу

2 вариант

1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы:

а) да;   б) нет

2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой, назовите этот отдел:

а) левое предсердие  б) правое предсердие   в) желудочек

3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы:

а) 2;   б) 3;   в) 4

4. Какая кровь находится в левом предсердии:

а) артериальная   б) венозная   в) смешанная

5. Кровеносная система состоит:

а) из одного круга кровообращения

б) из двух кругов кровообращения

6. Пояс передних конечностей состоит из:

а) лопатки, ключицы, вороньей кости

б) плеча, предплечья, кисти

в) бедра, голени, стопы

7. Насыщение крови кислородом происходит

а) в большом круге кровообращения

б) в легочном (малом) круге кровообращения

8. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:

а) внутреннее оплодотворение

б) наружное оплодотворение

9. Назовите тип развития характерный для рептилий

а) прямое развитие

б) непрямое развитие

10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

а) толстая прозрачная студенистая оболочка

б) скорлупа

в) кожистая оболочка

1 вариант: 1б,2а,3б,4в,5в,6б,7а,8в,9а,10б.

2 вариант:1а,2в,3б,4а,5б,6а,7б,8а,9а,10в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека

Тезисы «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека»             Данную разработку урока рекомендуется  испол...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"

Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"...

Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...

Урок биологии в 8 классе "Разнообразие рыб. Значение в природе и жизни человека"

Данный урок разработан ввиде игры для закрепления и обобщения материала по теме "Рыбы" Игра "Счастливый случай на уроках зоологии" состоит из разминки и 4 геймов. Можно использоват...