Технологическая карта урока биологии 8 класс "Зрительный анализатор"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Дрожджа Наталья Борисовна

Технологическая карта призвана помочь учителям в подготовке урока по заданной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b8_teh_karta_zritelnyy_analizator.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе

Этап урока

Виды работы, формы, методы,

приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I.Мотивирование на учебную деятельность

Прием

«Удивление»

Включает презентацию с интересными фактами о различных органах чувств.

Включает слайд презентации с эпиграфом к уроку

«Глаза – самый ценный дар природы!» /древние философы/.

- Добрый день, ребята! Сегодня, мы погрузимся в удивительный мир ощущений и

восприятий! - Я готов к продуктивному

сотрудничеству и уверен, что у нас сегодня все получится!

Позвольте вручить вам путеводитель нашего путешествия – ваш индивидуальный рабочий лист.

Раздает каждому рабочие листы.

Смотрят, слушают, удивляются.

Изучают эпиграф к уроку, спроецированный на экране.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

- Мы тоже готовы сотрудничать! У нас все получится!

Получают рабочие листы.

Личностные:

  • сформированность потребности в самовыражении а

самореализации,

  • сформированность позитивной моральной самооценки и

моральных чувств.

Коммуникативные:

  • умение передавать информацию интонацией,
  • слушать,
  • интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с условиями

коммуникации,

  • планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

  • умение строить речевое

  • Заполните, пожалуйста, строку фамилия, имя.
  • Начать погружение в необыкновенный мир ощущений и восприятий нам поможет тема сегодняшнего урока.

Чтобы ее узнать обратитесь к заданию

№1 рабочего листа.

  • Верно! Тема урока

«Анализаторы.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза».

Записывают свои имя и

фамилию в рабочие листы.

Читают задание №1 в рабочем листе,

записывают тему урока со страницы 76 и 77

учебника.

Озвучивают тему урока.

высказывание,

  • анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

  • предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II. Актуализация знаний

Прием «Почини цепочку»

  • Выполните задание

№2 рабочего листа. Что вызвало у вас

затруднения?

  • Заполните таблицу

«Органы чувств» используя рекомендуемые в

задании №3 источники информации.

Выполняют поиск определения в тексте учебника.

Заполняют таблицу, восстанавливают нарушенную связь между органами чувств, их изображением на слайде и типом информации,

Личностные:

  • сформированность потребности в самовыражении а

самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

  • умение задавать вопросы,
  • формулирование собственного

Прием «Лови ошибку»

  • Что вызвало затруднения?

  • В слайд №2 нашей презентации закрались ошибки. Нужно срочно исправить их, а результат записать в задание №4 рабочего листа.
  • Объясните ваш выбор.

Что вызвало затруднения?

Ставит перед учащимися проблемный вопрос (слайд №3):

  • Как вы думаете

«анализатор»,

«зрительный анализатор» и «орган зрения» это одно и то же или есть какие-то отличия между этими понятиями?

которую они несут. Устно фиксируют затруднения.

Выполняют задание, фиксируют ошибки

задания в рабочем листе. Объясняют причины, повлиявшие на выбор ошибочного варианта и его исправления.

Выдвигают

предположения о связи этих понятий друг с

другом. Возникают затруднения из-за отсутствия достаточных представлений о данном вопросе.

- Нам поможет учебник, т.к. в рабочем листе указаны его страницы. А еще в скобках перепутанные слова предложения, можно

мнения,

Познавательные:

  • поиск и выделение информации,
  • умение строить речевое высказывание,
  • анализ объектов с целью выделения признаков,
  • синтез,
  • выбор оснований и критериев для сравнения,
  • классификация объектов,
  • подведение под понятие,
  • выдвижение гипотез; их обоснование,
  • сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:

  • планирование своих действий,
  • различение способа и результата действий,
  • внесение необходимых корректив в действие.

  • Для того, чтобы приблизится к поиску решения данной проблемы предлагаю

выполнить задание №5 (слайд №4 презентации) рабочего листа. Какой источник информации нам поможет.

  • Молодцы, вы справились. Теперь вы знаете что такое рецепторы, для чего они нужны и где находятся.

Испытали ли вы затруднения при выполнении данного задания?

попробовать составить определение из них.

Находят в тексте учебника определение понятия

«рецептор» или составляют определение из набора слов в задании рабочего листа.

– Небольшие затруднения вызвало составление

предложения из перепутанных слов, но учебник и здесь помог нам.

III. Выявление места и причины затруднения

Прием

«Расшифруй»

Прием «Слепая таблица»

  • Ребята, я торопился на урок, споткнулся и уронил очень важное слово, которое упало на пол и разбилось на буквы-кусочки. Нужна ваша помощь.

Выполним задание №6 рабочего листа.

  • Как связаны между собой понятия

«рецептор» и

Выполняют задание №6 с помощью учебника и собственных

предположений.

- Мы составили слово из кусочков! Это слово –

«анализатор».

Выдвигают

предположения о связи этих двух понятий. Могут

Личностные:

  • развитие "Я-концепции" и самооценки личности,
  • формирование

самоидентификации, адекватной позитивной самооценки,

самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

  • построение понятных для партнёров высказываний,

Прием

«Составление алгоритма»

«анализатор»?

  • Внимание! На слайде

№4»Анализатор» представлена схема, в которой пропущены названия его частей. Разыщите эти части, найдите каждой свое

место в рабочем листе.

  • Какие из найденных частей вам уже знакомы? С какими вы столкнулись впервые? Что нового узнали? Что в задании вызвало затруднения?

  • А какой тканью образован анализатор? Почему вы так решили?

  • Обратимся к следующему слайду №5, по аналогии с

испытывать затруднения.

Анализируют схему на слайде презентации, ищут пропущенные части, вставляют найденные слова в задание №7

рабочего листа.

  • Мы уже были знакомы с понятием «рецептор» и

«кора головного мозга», и

«нервные пути». Мы не знали, что они входят в состав анализатора.

Затруднения вызвали подпись под схемой №1, забыли, что значит

«периферический».

  • Конечно нервной тканью.
  • Потому что рецепторы, нервные пути и головной мозг – это части нервной системы.

  • Схема очень похожа на предыдущую. Только
  • использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

  • использование знаково-

символических средств, в том числе моделей и схем для

решения задач,

  • поиск разнообразных способов решения задач,
  • структурирование знаний,
  • установление причинно- следственных связей,
  • построение рассуждения в форме связи простых суждений об

объекте, его строении, свойствах и связях,

  • формулирование проблемы,
  • создание способов решения проблемы.

Динамическая пауза

предыдущим заданием также заполните и эту схему в рабочем листе.

  • Какие сходства и отличия вы обнаружили в этой и предыдущей схеме?
  • Молодцы! Вы совершенно правы!
  • Можем ли мы теперь ответить на один из проблемных вопросов нашего урока?
  • Замечательно. Осталось разобраться с последней проблемой.

  • Мы хорошо продвигаемся, ребята! Но нужно и немного отдохнуть. В зрительном анализаторе иногда возникают

ошибки между рецепторами и зрительной зной коры полушарий головного

немного отличаются названия отделов анализатора. В новой схеме все связано со зрением.

  • Да, можем. Мы теперь знаем, что у всех анализатором много общего, они состоят из одинаковых частей. Но есть и отличия – они обрабатывают разную информацию.
  • Органы зрения и зрительный анализатор – есть ли между ними отличия или это одно и то же.

мозга. Они называются

«оптические иллюзии». Посмотрите на экран!

Показывает различные оптические иллюзии (картинки слайда между

№5 и №6).

Слушают учителя, рассматривают различные иллюзии, удивляются, глаза и тело отдыхает.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Прием

«Подводящий диалог»

  • Ребята, какой анализатор мы изучили сегодня?
  • А какой орган дает нам 70% всей информации об окружающем мире?
  • А какой частью зрительного анализатора является глаз? Первой, второй или третьей?
  • Вижу, что у вас есть сомнения. Как же нам их развеять?
  • Значит пришло время для задания №9 в

рабочем листе.

  • Заполните только шапку таблицы при помощи учебника.
  • Зрительный анализатор.

  • Конечно, глаза.

  • Скорее всего второй или первой, т.к. третья часть – это кора головного мозга.

  • Нам не хватает имеющихся знаний.

Работают с таблицей задания №9 рабочего листа, заполняют ее

Личностные:

  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов ,

учебных мотивов, формирование мотивов достижения,

формирования границ

собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

  • принятие и сохранение учебной задачи,
  • планирование своих действий в соответствии с поставленной

задачей и условиями её

«шапку».

реализации,

Познавательные:

  • выделение существенной информации,
  • формулирование проблемы, самостоятельное создание

способов решения проблемы,

  • поиск разнообразных способов решения задачи,
  • структурирование знания.

V. Реализация построенного проекта

Прием

«Проблемный поиск»

Так из чего же состоит

«орган зрения»? Есть ли отличия между

понятиями «орган зрения» и « глазное яблоко»?

Ну вот, мы и разобрались, теперь все разложено по полочкам нашего мозга. Дома я прошу вас заполнить таблицу до конца. Что вам нужно будет

сделать?

  • «Орган зрения» понятие более широкое. «Глазное яблоко» и

«вспомогательные элементы» являются частью органа зрения.

  • Нужно заполнить 2 столбика таблицы, а для этого найти в учебнике названия вспомогательных элементов глаза и названия частей глазного яблока.

Личностные:

  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов,

учебных мотивов, формирование мотивов достижения,

формирования границ собственного знания и

«незнания».

Коммуникативные:

  • формулирование собственного мнения (позиции),
  • использование речи для регуляции своего действия,
  • построение монологического

высказывания.

Регулятивные:

  • принятие и сохранение учебной задачи,
  • учёт правила в планировании и контроле способа решения,

различение способа и результата действия.

Познавательные:

  • использование знаково-

символических средств, в том числе моделей и схем для

решения задач,

  • поиск разнообразных способов решения задач,

Установление причинно- следственных связей.

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прием «Творческий тест»

- А теперь очень быстро нужно выполнить

задание №10 используя в сравнении рисунок

«Строение глаза» в учебнике и рисунка на слайде №6 презентации

Вместо цифр на картинке презентации вписывают названия частей глазного яблока в рабочий лист.

Личностные:

  • развитие самооценки личности,
  • формирование адекватной позитивной самооценки,
  • формирование границ собственного «знания» и

«незнания».

Регулятивные:

  • учёт правил в контроле способа решения,

  • оценка правильности

выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

  • внесение необходимых

корректив действие после его

завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

VII. Рефлексия учебной деятельности

Прием «Опрос- итог»

Задает вопросы, побуждающие к рефлексии учебной

деятельности на уроке.

  • Ребята, смогли ли мы сегодня ответить на поставленные перед нами проблемные вопросы?
  • Чему вы сегодня научились?

Спасибо за работу, ребята! Вы большие молодцы!

Отвечают на вопросы, постепенно формулируют вывод по уроку, оценивают свою

деятельность.

  • Да, мы хорошо поработали. Теперь мы четко знаем отличия и сходства понятий

«анализатор»,

«зрительный анализатор» и «орган зрения».

  • Мы изучили новые термины и понятия, отточили умения работать самостоятельно с текстом учебника, с таблицами, схемами и рисунками, высказывать свое мнение, рассуждать, сравнивать, отстаивать свою точку

зрения.

Личностные:

  • формирование

самоидентификации, адекватной позитивной самооценки,

самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:

  • восприятие оценки учителя,
  • адекватная самооценка.

Познавательные:

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

VIII. Домашнее

- Выполнить задание

Записывают домашнее

задание

Прием

«Отсроченная загадка»

№9 рабочего листа до конца. Заполнить

таблицу «Орган зрения» (раздает таблицы).

И напоследок вам загадка: Почему нельзя чистить уши и лучше

вовсе позабыть о ватных палочках? Подумайте и послушаем ваши варианты на следующем уроке.

задание. Обещают подумать над загадкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Технологическая карта урока биологии "Зрительный анализатор" 8 класс

Технологическая карта по биологии в 8 классе "Зрительный анализатор"...