Конспект урока "Строение и функции головного мозга"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Лобачева Татьяна Владимировна

Конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

Строение и функции головного мозга

Цели урока: сформировать знания об особенностях строения и функциях отделов головного мозга, функциях коры больших полушарий головного мозга; показать ведущую роль больших полушарий в формировании поведенческих реакций; раскрыть асимметрию и функциональную специализацию левого и правого полушарий.

Предметные результаты обучения: перечислять элементы строения и функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка; проводить эксперименты и самонаблюдения, выявляющие функции мозжечка; называть элементы строения и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга; объяснять, в чем заключается асимметрия полушарий.

Метапредметные результаты обучения: познавательные-- анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и экспериментов; строить логическую цепочку рассуждений; регулятивные - планировать цель и пути ее достижения, контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение; коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения: проявлять познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение головного мозга человека.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания

А. Построить схемы рефлекторных дуг безусловных спинномозговых рефлексов - коленного и защитного (отдергивание руки от горячего предмета).

Б. Фронтально — задание в тестовой форме.

1. В среднем длина спинного мозга у взрослого человека: а) 20 см б) 95 см в) 150 см г) 45 см

2. Серое вещество спинного мозга состоит из: а) тел нейронов и дендритов

б) аксонов двигательных нейронов в) аксонов чувствительных нейронов

3. Белое вещество спинного мозга состоит из: а) аксонов; б) тел нейронов; в) дендритов

4. Функция серого вещества спинного мозга: а) опорная б) проводниковая в) рефлекторная

5. Проводящие пути спинного мозга расположены в: а) белом веществе б) позвоночнике в) сером веществе г) центральном канале

6. В задних рогах спинного мозга проходят пучки нервных волокон

а) чувствительных б) вставочных в) двигательных

7. К периферической нервной системе относят ... .

8. Функции спинного мозга ... .

ІІІ. Актуализация знаний и изучение нового материала

  1. Отделы головного мозга

 Учащиеся рассматривают на рис. 126 в § 45 учебника строение головного мозга и составляют опорную схему «Отделы головного мозга».

Инструктивная карточка по изучению головного мозга

1. Найдите и назовите все отделы головного мозга.

2. Выясните, какие отделы относят к заднему, а какие к переднему мозгу и составьте в тетради схему «Отделы головного мозга»

3. Сколько желудочков (полостей, заполненных спинномозговой жидкостью) есть в головном мозге, где они находятся?

4. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга, в чем их роль?

 5. Рассмотрите рис. 126. Какие отделы головного мозга имеют складчатую поверхность? Какое значение она имеет?

2. Продолговатый мозг и мост.

— В древности анатомы называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений они сделали такое заключение?

— Каковы функции продолговатого мозга и моста?

3. Работа мозжечка, продолговатого и среднего мозга 

  • Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга».
  • Эксперимент № 1. Испытуемый принимает позу Ромберга: одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди (ступни должны находиться на одной прямой одна впереди, другая сзади). Руки сложены в замок, локти сближены. Предупреждение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя.

— Что происходит через несколько минут? — Как испытуемый восстанавливает равновесие?

Сначала испытуемый стоит неподвижно, затем начинается покачивание и возникают значительные отклонения туловища от положения равновесия.

Для его компенсации ученик балансирует руками и отставляет в сторону одну ногу, при этом нарушая инструкцию.

  • Эксперимент № 2. Экспериментатор (учитель) дает ученикам (испытуемым) небольшое задание — предлагает прочитать небольшой текст. Как только все ученики приступают к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит карандашом по столу. Что происходит? Почему?

В этот момент большинство учеников прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука. При многократном повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс не проявляется.

4. Строении больших полушарий.

— Что представляют собой большие полушария мозга?

— Как соединяются правое и левое полушария мозга?

— Как расположено серое и белое вещество в полушариях?

— Какие функции выполняет серое и белое вещество?

— Почему поверхность полушарий собрана в складки?

— Назовите и покажите на учебных таблицах (слайдах) наиболее крупные борозды и извилины.

5. Доли коры больших полушарий, их особенности:

— Используя рис. 129 учебника или учебные таблицы, назовите и опишите расположение долей больших полушарий головного мозга.

— В учебнике найдите информацию о функциях древней, старой и новой коры больших полушарий.

6. Функции основных зон коры, их особенности

1) Используя рис. 130 учебника или учебные таблицы, назовите и опишите расположение основных зон коры.

2) Используя текст учебника, опишите функции чувствительных (сенсорных), двигательных и ассоциативных зон коры.

7. Асимметрия головного мозга. Функции левого и правого полушарий.

IV. Закрепление нового материала и рефлексия

А. Обсуждение поисковых вопросов.

— Почему черепно-мозговые травмы в затылочной области представляют угрозу для жизни?

— Почему самым развитым мозжечком обладают гимнасты, балерины, фигуристы?

Б. Предложите решение практической задачи.

— Попросите своего товарища согнуть руку в локте и стать напротив вас. Ухватите его за предплечье и предложите ему тянуть на себя руку, которую вы будете удерживать. Когда испытуемый разовьет достаточно сильное напряжение, неожиданно отпустите руку. Что произойдёт? Почему? Результат функционирования какого отдела головного мозга вы наблюдали?

В) Блиц-опрос.

1. Ответная реакция на влияние внешней и внутренней среды при участии ЦНС ... .

2. Общее количество пар черепных нервов ... .

3. Белое вещество головного мозга представлено ... .

4. Отдел мозга, отвечающий за координацию движений, — это ... .

5. Чем образованы (серым или белым веществом) кора мозжечка, подкорковые ядра и кора больших полушарий?

6. Отдел мозга, в котором находятся центры дыхания, кровообращения, выделения, — это ... .

7. Отделы мозга, имеющие кору из серого вещества, — это ... .

8. Два полушария мозжечка соединяет ... .

9. Два полушария головного мозга соединяет ... .

10. Какой отдел мозга является центром ориентировочных рефлексов и мышечного тонуса и позы тела?

11. Структуры (отделы), входящие в задний мозг, — ... .

12. Наиболее древний отдел головного мозга, при его повреждении наступает мгновенная смерть, — ... .

Г) Решение ситуативных задач.

— Исследованиями установлено, что глазное яблоко и зрительный нерв не повреждены. Но больной потерял зрение. Чем это можно объяснить?

— В какой доле и зоне коры больших полушарий произошло повреждение нервных центров, если у пострадавшего в результате ДТП наблюдается паралич левой ноги и отсутствует кожно-мышечная чувствительность в левой руке?

— Собака с удаленной корой больших полушарий движется, но точность движений у нее нарушена, она не способна обойти препятствие, не узнает хозяина, не реагирует на кличку; способна умереть от голода, находясь рядом с пищей. Обезьяны быстро погибают после подобной операции. Все индивидуальные приобретенные реакции у них исчезают и большую часть времени они проводят в состоянии сна.

Какие выводы можно сделать на основе наблюдений за животными с удаленными полушариями головного мозга?

V. Домашнее задание § 45-46 учебника; составить и начать заполнение таблицы «Строение и функции отделов головного мозга человека».

Рабочая карта к уроку «Строение и функции головного мозга»

  1. Проверка домашнего задания

А. Построить схему рефлекторной дуги безусловного спинномозгового защитного рефлекса -отдергивание руки от горячего предмета.

Б. Тестовое задание.

1. В среднем длина спинного мозга у взрослого человека: а) 20 см б) 95 см в) 45 см

2. Серое вещество спинного мозга состоит из: а) тел нейронов и дендритов

б) аксонов двигательных нейронов в) аксонов чувствительных нейронов

3. Белое вещество спинного мозга состоит из: а) аксонов; б) тел нейронов;

в) дендритов

4. Функция серого вещества спинного мозга: а) опорная б) проводниковая

в) рефлекторная

5. Проводящие пути спинного мозга расположены в: а) белом веществе

б) позвоночнике в) сером веществе г) центральном канале

6. В задних рогах спинного мозга проходят пучки нервных волокон

а) чувствительных б) вставочных в) двигательных

7. К периферической нервной системе относят ... .

8. Функции спинного мозга ... .

  1. Изучение нового материала

А. Отделы головного мозга (рис. 126 в § 45 учебника)

1. Найдите и назовите все отделы головного мозга.

2. Выясните, какие отделы относят к заднему, а какие к переднему мозгу и составьте в тетради схему «Отделы головного мозга»

3. Сколько желудочков (полостей, заполненных спинномозговой жидкостью) есть в головном мозге, где они находятся?

4. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга, в чем их роль?

 5. Рассмотрите рис. 126. Какие отделы головного мозга имеют складчатую поверхность? Какое значение она имеет?

Б. В древности анатомы называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений они сделали такое заключение?

В. Для изучения функций мозжечка проведите пальценосовую пробу (Стр.287)

Г. Составьте по п. 45-46 в тетради таблицу

«Строение и функции отделов головного мозга»

Отдел ГМ

Строение

Функции

Д. По карточкам и рисункам 129, 130 изучите основные доли больших полушарий и функциональные зоны коры. Сделай те в тетради рисунки с обозначениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга".

Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликом....

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга", 8 класс....

План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....

Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"

Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....

Конспект урока по биологии в 8 классе «Строение и функции головного мозга»

При изучении нервной системы большое внимание уделяется изучению голвного мозга. Данная разработка урока посвящена изучению головного мозга и функциям головного мозга. В уроке используется как г...

Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга человека".

На уроке используется флипчарт в программе AcyivInspire. Скачать данный флипчарт можно перейдя по ссылке: http://www.edcommunity.ru/lessons/stroenie-i-funktsii-golovnogo-mozga-8-klass/...

План-конспект урока биологии на тему:"Строение и функции головного мозга".

План-конспект урока биологии. Класс- 8Тема урока: Строение и функции головного мозга.Цель урока: - изучить строение и функции головного мозга. - раскрыть роль продолговатого, среднего, ...