Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа по биологии (5 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022  учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
  4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
  5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
  6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  7. Учебный план основного общего образования МБОУ «Нижнесаянуйская СОШ» на 2021-2022 учебный год. 
  8. Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ».
  9. Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» (принята на ПС протокол № 7 от 21.06.2021г., утверждена Приказом № 239 от 21.06.2021г.).
  10. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. — М.: ВентанаГраф, 2017. — 88 с.

 

Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов в 5-м классе – 35 (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        

«Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______2021  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

________/___________________/

«___» ___________2021   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «НижнесаянтуйскаяСОШ»

__________/Б.Б. Митыпов/

Приказ №____от «___» _______2021 г.

Рабочая   программа

по предмету:

«Биология»

5 класс

2021 – 2022 учебный год

Всего часов на учебный год: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Составлена в соответствии с программой по биологии к учебнику для 5 классов   общеобразовательных школ авторов И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под редакцией И.Н. Пономаревой. 3-е издание, переработанное. М.Вентана –Граф, 2019 г. 125 с. Ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»)

Составители:

Тюменцева Л.В., учитель биологии,

 I квалификационная категория

                                                                     Потапова О.В., учитель биологии

I квалификационная   категория

с. Нижний Саянтуй

2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022  учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
  4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
  5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
  6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  7. Учебный план основного общего образования МБОУ «Нижнесаянуйская СОШ» на 2021-2022 учебный год. 
  8. Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ».
  9. Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» (принята на ПС протокол № 7 от 21.06.2021г., утверждена Приказом № 239 от 21.06.2021г.).
  10. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. — М.: ВентанаГраф, 2017. — 88 с.

Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов в 5-м классе – 35 (1 час в неделю).

Цели и задачи курса в 5 классе:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
  • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
  • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Задачи курса биология в 5 классе

Обучения:

  1. способствовать формированию знаний о науке биологии, изучающую живую природу; о свойствах живого; о методах биологического исследования; о строении, химическом составе и процессах жизнедеятельности клеток и тканей представителей разных царств живой природы.
  2. сформировать знания о строении и жизнедеятельности, распространении основных представителей царств «Бактрии», «Грибы», «Растения», «Животные», о их роли в природе и жизни человека.
  3. обеспечить усвоение знаний о средах обитания, экологических факторах и приспособленности к ним основных представителей царств живой природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на живую природу.
  4. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету, через систему разнообразных по форме уроков - изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний
  5. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
  6. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике бактерий, грибов, лишайников в соответствии со стандартом биологического образования
  7. способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе
  8. продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки,  через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (проверка ведения тетради и конкурс на лучшую  тетрадь в конце каждой четверти)

Развития:

  1. создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
  2.  развитие - слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, -положительного отношения к учёбе, -умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания:

  1. способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»,
  2. способствовать формированию у учащихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей

Особенности программы

Учебное содержание курса представлено блоками знаний. Блоки завершаются обобщающими уроками, с акцентом на эколого-краеведческий материал. Учебный материал излагается последовательно, с целью формирования представлений о системности материального мира.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В программе расширен краеведческий материал. Изучение курса ведется с использованием местного материала (объекты местной флоры и фауны, натуральных объектов и т.п.)

В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.

Раздел  «Биология – наука о живой природе» увеличен на 1 часа, в связи со сложностью  усвоения §5 разделён на два урока (Клетка  и  Ткани). Запланирована экскурсия.

В раздел «Многообразие живых организмов» добавлена  лабораторная работа «Многообразие грибов», так как данная работа является частью урока, дополнительный час не требуется. Добавлен 1 час на обобщение и систематизацию знаний по темам 1 и 2.

В  разделе «Жизнь организмов на планете Земля»  запланирована экскурсия.

Раздел «Человек на планете Земля» увеличен на 1 час для знакомства с природоохранными территориями Бурятии.

В разделе «Повторение» запланирована экскурсия.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы - 5,  демонстрационные работы. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются целыми уроками или фрагментами уроков.

Запланировано 3 экскурсии. В связи с большим объемом информации, предлагаемого для изучения в 5 классе и количеством отведенного на изучение времени, 35  часов, экскурсии планируется проводить во внеурочное время, поэтому в общую сумму часов они не включены.

Лабораторные и практические работы, экскурсии проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.


Планируемые результаты изучения биологии в 5 классе

Требования к результатам освоения курса биологии в 5 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих результатов:

Личностные результаты        

1) воспитание российской гражданской идентичности

2) формирование и осознание ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

4) умение анализировать опыт собственных действий и образа жизни  и поступки других людей с точки зрения последствий для окружающей среды и ее сохранения; опыт разработки и реализации проектов на экологическую тему; приводить примеры заповедников России и Республики Бурятия, объяснять их ценность.

5) сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

6) формирование личностных представлений о целостности природы - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

7) освоение социальных норм, правил поведения

8) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

Метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

умение организовать свою учебную деятельность:

самостоятельно и под руководством учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности и предлагать несколько способов ее достижения, выбирать тему проекта. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Планировать пути и ресурсы для достижения целей.

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности. Называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению своей учебе, к живой природе, здоровью своему и окружающих;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

умение работать с разными источниками биологической информации:

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.составлять тезисы,

различные виды планов (простых, сложных и т.п.).преобразовывать информацию из одного вида в другой.

создавать модели и схемы для решения задач.

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач

умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

участвовать в проектно- исследовательской деятельности, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

давать определение понятиям

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение владение основами самоконтроля, самооценки.

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере.
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и  животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • объяснение мира  с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого;объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); понимать смысл биологических терминов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов
  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;использование биологических знаний в быту – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека, различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности,  использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. Уметь характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  1. В ценностно-ориентационной сфере.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности.
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч)

Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Демонстрация

  • Обнаружение воды в живых организмах;
  • Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
  • Обнаружение белков, углеводов, жиров в  растительных организмах.
  • Рассматривание микропрепаратов различных тканей под микроскопом.

Экскурсия: фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдения.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • под руководством учителя ставить учебную задачу,  оформлять отчеты, описывать наблюдения, результаты и выводы;
  • получать, систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
  • устройство светового микроскопа и правила работы с ним;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
  •  характерные признаки различных  тканей
  • основные процессы жизнедеятельности клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • отличать живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; работать с лупой и световым микроскопом;
  • характеризовать среды обитания организмов;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природеи для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

Лабораторная работа № 5. «Многообразие грибов» - Строение плодовых тел шляпочных грибов; строение плесневого гриба мукора; строение дрожжей.

Демонстрация

  • Гербарии различных групп растений.
  • Влажные препараты и чучела представителей царства Животные.
  • Муляжи плодовых тел шляпочных грибов и натуральные объекты грибов-паразитов.
  • Многообразие лишайников

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

  • Учащиеся должны уметь:
  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
  • анализировать объекты под микроскопом;
  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.

  • Учащиеся должны знать:
  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • основныепризнаки представителей царств живой природы.
  • основные группы растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;
  • роль бактерий и грибов, растений и животных в природе и жизни человека и в биосфере.
  • Учащиеся должны уметь:
  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Среды жизни планеты Земля. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.

Экскурсия: Природные сообщества. Приспособления организмов к жизни в природе.

Демонстрация: Приспособления организмов к жизни в природе

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры

  • Учащиеся должны уметь:
  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  •  находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  •  составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • основные экологические факторы;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами
  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)

Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты.

Сохраним богатство живого мира.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

  • Учащиеся должны уметь:
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Повторение  (1 часа)

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.

Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ и 4 лабораторных работ.

Тема раздела

Вид контроля

Контрольная работа

Лабораторная работа

1

Тема 1. Биология — наука о живом  мире

1

2

2

Тема 2. Многообразие живых организмов

1

2

3

Тема 3. Жизнь  организмов на планете Земля

1

0

4

Тема 4. Человек на планете Земля

1

0

 

Всего

4

4

Тематическое планирование

Тематическое планирование курса биологии в 5-м классе рассчитано на 35 учебных недель с учетом1 урока в неделю. При соотнесении прогнозируемого планирования с расписанием и календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год количество часов составило 35.

Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Название разделов

Количество часов

Лабораторные работы

Запланированные экскурсии

Биология – наука о живой природе

9

2

1

Многообразие живых организмов

12

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

1

Человек на планете Земля

5

Повторение

1

1

Итого

35

5

3

Тематическое планирование по биологии для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

 1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

2. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

 3. Развитие ценностных отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

4. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.


Календарно-тематическое планирование

Биология, 5 класс

№ урока

Тема урока

Воспитательный компонент

Дата

по плану

Дата

фактическая

Глава I  «Биология – наука о живом мире» 9 часов

1

Наука о живой природе

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

1 неделя

2

Свойства  живого

2 неделя

3

Методы изучения природы.

3 неделя

4

Увеличительные приборы ЛР

4 неделя

5

Строение клетки. ЛР

5 неделя

6

Ткани. Строение тканей.

6 неделя

7

Химический состав клетки

7 неделя

8

Процессы жизнедеятельности клетки

8 неделя

9

Великие естествоиспытатели

9 неделя

Глава II «Многообразие живых организмов» 12 часов

10

Царства живой природы

Создание условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

10 неделя

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

11 неделя

12

Значение бактерий в природе и для человека.

12 неделя

13-14

Царство Растений ЛР

13-14 недели

15-16

Царство Животные ЛР

15-16 недели

17

Царство Грибы ЛР

17 неделя

18

Многообразие  и значение грибов

18 неделя

19

Лишайники

19 неделя

20

Значение живых организмов в природе и жизни человека

20 неделя

21

Подведем итоги по темам

 «Биология – наука о живом мире»

 «Многообразие живых организмов»

21 неделя

Глава III «Жизнь организмов на планете Земля» 7 часов

22

Среды жизни планеты Земля

Создание условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

22 неделя

23

Экологические факторы среды

23 неделя

24

Приспособления организмов к жизни в природе

24 неделя

25

Природные сообщества

25 неделя

26

Природные зоны  России

26 неделя

27

Жизнь организмов на разных материках

27 неделя

28

Жизнь организмов в морях и океанах

28 неделя

Глава IV «Человек на планете Земля»  5 часов

29

Как появился человек на Земле

Создание условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

29 неделя

30

Как человек изменял природу

30 неделя

31

Важность охраны живого мира планеты

31 неделя

32

Сохраним  богатство живого мира

32 неделя

33

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

33 неделя

34

Годовая контрольная работа

34 неделя

35

Повторение  по курсу 5 класса.

Задание на лето

35 неделя

ИТОГО:

   35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов  Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...

Рабочая программа по предмету: «Экология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка             Рабочая программа по экологии 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:Федерал...

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс  на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по  предмету профильный труд 12 класс  на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «География» ориентирована на учащихся 5 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общ...