Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Бактерии:строение и жизнедеятельность»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Урок,  направленный  на формирование УУД, разработан на основе школьного учебника по биологии для 5 класса под редакцией   И.Н.Пономаревой в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Ф.И. _______________

1.Сформулируйте проблему  и цель урока. Заполните «Оценочные листы».

2.Составьте план работы на уроке. Заполните  «Оценочные листы».

3.Самостоятельная работа в группах по инструктивной карточке. Результаты работы занесите в «Оценочный лист».

4.Решите проблемно-познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является  процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему?  Сформулируйте гипотезу.

Результаты занесите в «Оценочный лист »

4. Заполните  сравнительную таблицу.

Признак сравнения

Растительная клетка

Бактериальная клетка

1.Оболочка

2.Ядро

3.Хлоропласты

4.Цитоплазма

После выполнения задания проведите самопроверку в паре.  Результаты занесите в «Оценочный лист »

5. Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+».

Прием «Верные, неверные утверждения»

1.Бактерии не имеют ядра.

2.У бактерий нет наследственной информации.

 3.Бактерии быстро размножаются путем деления.

4. Больше всего бактерий содержится в воздухе

5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры

6.  При помощи спор бактерии размножаются

Проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном, результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

6. Закончите предложение  

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных  растений, грибов, животных, не имеют … .

3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … .

4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .

7. Рефлексия

«Неоконченное предложение»:

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

 

Ф.И. __________________

Деятельность на уроке

Баллы за верное выполнение

Результат

Формулирование проблемы и цели урока

1

Участие в составлении плана своей деятельности

2

Формулирование гипотезы

3

Решение  познавательной задачи

1

Самостоятельная работа в парах

2

Заполнение сравнительной таблицы

2

Выполнение задания «Верные и неверные утверждения»

1

Итог

12

Переведите набранные вами баллы в оценку

11-12 баллов – «5»

9-10 баллов –  «4»

6-8 баллов –    «3»

0-5 баллов –   «2»



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Самостоятельная работа в группах

1 группа «Внешнее строение»

Инструктивная карточка

1) Прочитайте текст учебника на стр.41-42, ответьте на вопрос:

Каковы размеры бактерий?

 2) Составьте схему «Формы бактерий»

 

2 группа «Внутреннее строение»

Инструктивная карточка

1) Прочитайте текст учебника на стр.42,  ответьте на вопрос:

Что является отличительной чертой бактериальной клетки?  

2) Прочитайте текст учебника на стр.43, ответьте на вопрос:

Как называют организмы,  у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме)  и есть оформленное ядро?

 3) Прочитайте текст учебника на стр. 42-43 и ответьте на вопрос:

Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют? Предложите схему строения бактериальной клетки

3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания  и размножения)

Инструктивная карточка

1) Прочитайте текст учебника на стр.43-44 дополните схему.   Дайте определение организмам, отличающимся по типам питания.

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

питание  → ……..      

                    → …….

дыхание → ……..

                     → …….

размножение:  ……….



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Бактерии: строение и жизнедеятельность УМК «Биология. Концентрический курс. 5 класс». И.Н.Пономарева Автор- Рожнова Валентина Митрофановна, учитель биологии и химии, стаж педагогической работы 32 года, первая квалификационная категория 2019г.

Слайд 5

1 2 3 4 5 6

Слайд 6

Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему?

Слайд 7

1.Нет ядра 2.Ядерное вещество в цитоплазме 3.Есть плотная клеточная стенка 4. Иногда жгутики

Слайд 8

Автотрофы: способны синтезировать органические вещества из неорганических Гетеротрофы:они не способны синтезировать органические вещества, а питаются готовыми

Слайд 9

Аэробное –организмам необходим кислород для окисления органических веществ. Анаэробное -Анаэробным организмам кислород не нужен, а для некоторых видов этой группы он даже ядовит

Слайд 10

Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут

Слайд 11

При неблагоприятных условиях (недостатке воды, пищи, при низких температурах) многие бактерии переходят в состояние покоя-спору. Споры очень стойки. Они выдерживают нагревание, кипячение, высушивание и низкие температуры.

Слайд 12

Рис. 1. Округлые Рис. 2. Палочковидные Р Рис. 3. Спиралевидные Рис. 4. Вибрионы Формы бактерий

Слайд 13

Признаки сравнения Растительная клетка Бактериальная клетка Оболочка Ядро Хлоропласты Цитоплазма

Слайд 14

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … . 3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … . 4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .

Слайд 15

Изучить §9, выполнить творческое задание на выбор: -выполнить модель бактериальной клетки, подготовить мини - проект «Мир полезных бактерий», составить синквейн «Бактерии»



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Матреногезовская средняя общеобразовательная школа»                          

Алексеевского городского округа

Технологическая карта урока

по учебному предмету « Биология»

по теме: «Бактерии:строение и жизнедеятельность»

 

УМК  И.Н.Пономаревой.  Биология. 5  класс.  

 

 

Рожнова Валентина Митрофановна

                      учитель биологии

              образование: высшее,

                                                                                                                                  стаж: 32 года,    

                                                                                        квалификационная категория: первая

2019 год

 

Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность

 

Место урока в рабочей программе:  второй урок в теме «Многообразие живых организмов»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: создать условия для   формирования представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни   

Задачи:

Обучающие: содействовать  изучению особенностей  строения, жизнедеятельности бактерий; содействовать формированию знаний о полезных и вредных бактериях; об отличительных признаках бактерий.

Развивающие: способствовать развитию  умений  перерабатывать полученную информацию: работать с текстом, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы

Воспитывающие: содействовать     формированию  творческих, коммуникативных  способностей    обучающихся; формированию понятия о необходимости соблюдения санитарных норм обучающихся

Формирование УУД:

1. Регулятивные –  умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

2.Познавательные – умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения.

3. Коммуникативные – умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других.

4.Личностные –  Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, спора  

Оборудование для учителя: технологическая карта, учебник: Биология: 5 класс: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2019, компьютер, презентация «Бактерии»

Оборудование для учащихся: таблицы: «Строение растительной клетки»,   «Строение клетки бактерий»; Учебник: Биология: 5 класс: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2019, оценочный лист, рабочий лист урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся  

УУД

Мотивация (самоопределение) к    учебной деятельности

Приветствует учащихся

Мотивирует,   создает положительный настрой к учебной деятельности:

«Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро улыбчивым лицам!

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным

Иначе вдруг увидишь ты….

Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Все наше волнение, все плохие эмоции сбросим в наш «волшебный мешочек». Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа повторяйте за мной: Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу»

Раздаются материалы урока, учитель объясняет, как и когда учащиеся будут работать с ними.

(Приложение  1)

 

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку.   Организуют свое рабочее место

Знакомятся  с материалами урока: «Оценочный лист», «Рабочий лист урока».

 

Регулятивные:  

  Волевая саморегуляция

Личностные:

формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения   в пробном  действии

Организует проверку знаний, стимулирует к активной работе учеников

 

Вспомните строение растительной клетки

У каких организмов тело не состоит из клеток?  

Назовите царства живой природы.

Какие из указанных царств живой природы вам уже знакомы?

 Почему ученые систематики распределили живые организмы на различные царства?

Отвечают на вопросы, при необходимости дополняют ответы одноклассников

Рассказывают строение растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль, пластиды) (слайд 2)

Вирусы

Царства: Растения, животные, грибы, бактерии (слайд 3)

Потому что представители каждого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них

 Коммуникативные: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, уметь обосновывать собственное мнение.

Личностные: самоопределение

 

Выявление места и причины затруднения

Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций.  Их количество превышает число людей на земном шаре. О них наш сегодняшний разговор . (слайд 4)

Кто они?   Какое же это царство?

Какими особенностями должны обладать такие организмы?

Давайте сформулируем проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?)

 

  Вопрос: Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты?

 Что вы знаете об этих организмах?  Прием «Корзина идей»

Посмотрите на слайд 5 презентации, перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии.

Почему вы столкнулись с проблемой при выполнении этого задания?

Для решения этой проблемы нужно поставить цель.

Исходя из цели, сформулируйте тему урока

Как мы сможем оценить себя после достижения цели?

Для оценки нужны критерии. У вас есть «Оценочные листы», которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий, а в конце урока вы оцените свою работу.(Приложение 2)

Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы.

Высказывают свои предположения

Анализируют информацию, используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ: «Царство Бактерии»

  Отвечают на вопрос, но допускают ошибки

Формулируют проблему:

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Высказывают предположения  об этих организмах.

Формулируют проблему: Не смогли   распознать бактерии, т.к.  не знаем их характерных признаков

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

Цель:  изучить  признаки бактерий,  особенности    строения и процессы жизнедеятельности бактерий

Формулируют тему урока: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Запись темы  урока.

Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивов.

Регулятивные: целеполагание; планирование путей достижения целей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные: логические – анализ дополнительной информации;

общеучебные- самостоятельное выделение- формулирование познава тельной цели; логическое формулирование проблемы

Построение  проекта выхода из затруднения

Давайте составим план работы на уроке.

Создает условия для   составления плана работы

В тетрадях составляют  план работы   на уроке

 Составляют план:

1. Изучить внешнее строение бактерий.

2. Изучить внутреннее строение бактерий.

3. Изучить особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 Познавательные: логическое формулирование проблемы

Регулятивные: планирование путей достижения целей

Личностные: планирование учебного сотрудничества

Реализация построенного проекта

 Формулирует проблемно-

познавательную задачу: Бактерии

появились на Земле более 3,5 млрд. лет  назад. И до сих пор эта самая древняя  и примитивная группа является  процветающей, наряду с гораздо более  сложными организмами, почему? (слайд 6)

Помогает уточнить противоречие и гипотезу

У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации

Организует работу с текстом учебника.

Самостоятельная работа   в  группах (Приложение 3)

 Во время защиты группы,  учитель дополнительно поясняет материал, а также добавляет к материалу учебника (под запись: перенесение неблагоприятных условий: образование спор)  (слайды 7-12)

Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС.

 Результаты занесите в «Оценочный лист »

Физкультминутка

 Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу.

Причина: организмы устроены сложно, значит они жизнеспособны, широко распространены.

А если   организмы древние и примитивные, то  не жизнеспособны, встречаются редко, не приспособлены

Возникает противоречие: но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны.

Гипотеза:

Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими. Ребята работают  в группе по инструктивной карточке.

Обсуждение результатов работы в паре, дополняют ответы одноклассников

 

Результаты заносят в «Оценочный лист »

Проводят физкультминутку

 Познавательные: установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, оценка результата своей работы

Коммуникативные: умение обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других,  организовывать учебное взаимодействие в паре

Личностные:

действие смыслообразования

Первичное закрепление с проговариванием   во внешней речи

Организует  работу по заполнению сравнительной таблицы  (рабочий лист, задание 4)

После выполнения задания проведите самопроверку в паре.

Результаты занесите в «Оценочный лист »

Заполняют сравнительную  таблицу(слайд  13)

Результаты заносят в «Оценочный лист »

Личностные:    нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные:  волевая  саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: структурирование  знаний,   логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и учениками, оценка и коррекция действий партнера.

  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+»

1.Бактерии не имеют ядра.

2.У бактерий нет наследственной информации.

3.Бактерии быстро размножаются путем деления.

4. Больше всего бактерий содержится в воздухе

5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры

6.  При помощи спор бактерии размножаются

Проведите взаимоконтроль,   сверившись с эталоном, результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

Выполняют тест,  осуществляют взаимоконтроль,  результаты выполнения  заносят в «Оценочный лист»

         

Правильные суждения- 1,3

Личностные:    нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные: волевая  саморегуляция в ситуации затруднения,  самостоятельная адекватная оценка правильности результатов

Включение в систему знаний и повторение

Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос  

Почему примитивные бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Закончите предложение (слайд 14)

1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных  растений, грибов, животных, не имеют … .

3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … .

4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .

 Отвечают на проблемный вопрос

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Предполагаемый ответ: очень простое строение, приспособление к разным условиям существования (кислородное и бескислородное), типам питания, быстрое размножение, спорообразование  

Выполняют задание «Закончи предложение»

Познавательные: умение структурировать знания

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения  

  Информация по домашнему заданию

Озвучивает  домашнее задание  (слайд 15)

Изучить §9, выполнить творческое задание на выбор:

-выполните модель бактериальной клетки;

 Подготовить мини - проект «Мир полезных бактерий», синквейн «Бактерии»

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные: осознание того, что усвоено и на основании этого оценка пробелов в знаниях и выбор домашнего задания.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Организует рефлексию

Возьмите «Оценочные листы», просуммируйте  баллы  и соотнесите с оценкой

Закончить предложения…

Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание

Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»:

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия   способов и условий действия

Личностные:  самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения

 

Источники информации:

1.Биология: 5 класс: учебник / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 141 с.: ил.

2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Разработка интернет - урока по биологии в 6 классе. Тема: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Тип урока: урок изучения нового материала. Формы урока: урок – исследование Прогнозируемый результат: 1. Умение работать с источниками информации, с микроскопами, лабораторным оборудованием. 2. Знают ...

Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность" по теме "Бактерии" в 5 классе по программе Пономарёвой И.Н....

Урок биологии в 5 классе Тема «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Цель: формирование у учащихся представлений о царстве Бактерии, особенностях их строения и жизнедеятельности.Задачи:1) познакомить учащихся с самой древней группой живых организмов – бактериями...

Презентация по биологии на тему: "Бактерии: строение и жизнедеятельность" 5 класс

Презентация по биологии на тему: "Бактерии: строение и жизнедеятельность" 5 класс составлена в соответствии с учебником И.П. Пономарёвой. В ней раскрыты основные отличительное особенности ба...

Технологическая карта урока по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". Биология. 5 класс.

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе. Тема урока "Бактерии: строение и жизнедеятельность".  На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная, групповая и...