Открытый урок " Покрытосеменный растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Сердюкова Елена Сергеевна

Материал содержит конспект урока,презентацию и рабочий лист для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokrytosemennye_rasteniya.doc234.5 КБ
Microsoft Office document icon test_pokrytosemennye_rasteniya.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

 5 класс. Тема урока: «Покрытосеменные, или Цветковые, растения»

Тип урока: урок открытия нового знания.

 Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск  решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая  цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний о растениях отдела Покрытосеменные, их многообразии; сформировать представление о жизненных формах и продолжительности жизни покрытосеменных растений; изучить роль покрытосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека

Планируемые   результаты:

Предметные

  1. Ученики будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные.
  2. Уметь  выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни
  3. Уметь  находить сходство и отличия между Покрытосеменными и ранее изученными группами  растений и  выявлять черты более высокой организации у Покрытосеменных растений в сравнении с  Голосеменными.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

  •    научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов  – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать   её  из  одной формы в другую;
  • учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.

2.     Коммуникативные:

  • учиться слушать и понимать речь другого человека.
  • учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество,  определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;        
  • учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

3.     Регулятивные:

  • учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
  • учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.

Личностные

  1. Осознавать единство и целостность мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
  3. Личностное самоопределение и смыслообразование.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Учащийся  должен знать: признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений;  значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны  уметь:   различать покрытосеменные растения;  называть черты отличия между споровыми и семенными растениями,  давать характеристику покрытосеменным растениям

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Обеспечение урока: мультимедийное  оборудование, презентация к уроку «Покрытосеменные растения»,   учебники, рабочие тетради,   дидактический раздаточный материал, листы оценивания    

Ход урока

  1. Организационный момент. (мотивирование на учебную деятельность) (1мин.)

Здравствуйте, ребята. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

  1.   Актуализация знаний (3 мин)

На доске собираем схему «Классификация растений» (выясняем что знаем)

  1. Создание проблемной ситуации. (2 мин.)

Слайд №1.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

 И голосеменные: сосны, пихты, ели,

Но властелины царства не они .

Как вы думаете, почему?(ответы учащихся).

Вам сложно ответить на этот вопрос.

Я попрошу вас о следующем. На слайде вы видите изображения растений. Какие общие черты у них вы видите? Слайд №2.

  • Какова тема сегодняшнего урока?  Формулирование темы урока Слайд №3

Слайд №4 – тема урока

  1. Целеполагание. (Формулирование целей урока) ( 2 мин)

Что бы вы   хотели узнать на уроке.

  • Почему растения называются покрытосеменными
  • Каковы общие  особенности покрытосеменных растений
  • Как делятся покрытосеменные растения по внешнему виду
  • Многообразие растений по срокам жизни

  1. Открытие» нового знания (15-20 мин)

С покрытосеменными растениями вы познакомились еще в начальной школе на уроках окружающего мира. Давайте вспомним что нам уже известно.Слайд№5

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились Покрытосеменные. Что же объединяет все эти растения?

Задание 1.Работа с учебником самостоятельно. Заполняем пропуски в тексте с помощью учебника с.84. Проверяем по эталону Слайд№6

Покрытосеменные самая молодая и многочисленная группа царства Растений. Появились около_______млн._лет назад.Насчитывают_________тыс. видов.Произрастают во_______климатических зонах. Имеется орган семенного размножения – _________. ____________развиваются внутри_______,то есть они защищены(покрты).

Стебли у покрытосеменных бывают:

А)___________________________

Б)_____________________________

В)________________________________

Г)______________________________

Почему же эти растения называют Покрытосеменные или Цветковые? (Имеется орган семенного размножения –  цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).       

Как же классифицировать эти растения? С формами растений вы познакомились еще во 2 классе. Давайте вспомним, что нам известно.Слайд№7

 Среди них встречаются травы, кустарники, кустарнички и деревья. Давайте узнаем особенности строения каждой из жизненных форм перед выполнением задания.

Работа в группах. Делимся на 4 группы (травы, деревья, кустарники, кустарнички). Каждая группа должна из предложенного списка растений выбрать названия растений, которые  соответствуют названию группы.

Кустарнички

Кустарники

Травы

Деревья

Черника
Клюква
Голубика
Брусника
Морошка

Шиповник

Малина

Орешник

Барбарис

Смородина

Одуванчик

Мать -и- мачеха

Василек

Календула

Ромашка

Клевер

Дуб

Яблоня

Рябина

Липа

Береза

Клён

Проверяем правильность. Слайд№8

Задание2. В рабочий лист записать по 2 примера растений каждой группы (жизненной формы).

Кустарнички

Кустарники

Травы

Деревья

Физкультминутка.( 2 мин)

А теперь я предлагаю немного размяться.

Я буду называть различные растения покрытосеменные, а вы делать движения. Если это дерево – руки тянем вверх, если это трава – приседаем, ну а если кустарник или кустарничек – прыгаем. Как только слышим название  растения не относящееся к Отделу Покрытосеменные, значит физкультминутка закончена.
Шиповник, смородина, груша, береза, одуванчик, ромашка, липа, сирень, тюльпан, ландыш, сосна.

Задание 3. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, с. 84 и рисунком на слайде ) В рабочий лист запиши по два примера к каждой группе растений.

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Двулетние растения   полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Многолетние растения   цветут и живут больше двух лет.

Цветковые растения произрастают на всех  материка и очень разнообразны. Давайте познакомимся с рекордсменами.

  • Самое маленькое растение на  планете – Вольфия бескорневая.  Её крошечный листочек  имеет диаметр не более 2мм.
  • Самый большой цветок имеет Раффлезия Арнольда. Диаметр цветка -1м, вес около 6 кг.
  • Самые большие листья у южноамериканского растения Виктория амазонская. Диаметр ее листьев достигает двух метров. Они способны выдержать вес в несколько десятков килограмм.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека

Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

– В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

  1. Применение нового знания (5 мин)
  1. Заполни пропуски в таблице «Сравнительная характеристика Голосеменных и Покрытосеменных растений » ( работа в парах)

Признаки

Покрытосеменные

Голосеменные

Органы растений

Корень, стебель, лист, семя

Форма листьев

Разнообразная

   

Расположение семени

Жизненные формы

Деревья, кустарники

Проверяем по эталону на слайде. Слайд №22

2.Тестовые задания по теме «Покрытосеменные» (5мин. Взаимопроверка)

Часть А. Выберите  один правильный вариант ответа

1. Особенность строения покрытосеменных растений – это:

А) наличие цветков и плодов;              Б) размножение семенами;

В) почвенное питание;                          Г) фотосинтез на свету.

2.  Семена находятся внутри плода у:

А) Кукушкиного льна          Б) Ели             В) Вишни             Г) Лиственницы

3.В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

А) Мхи;                                     Б) Папоротники;            

В) Голосеменные;                    Г) Покрытосеменные;

4. Общим признаком Голосеменных и Покрытосеменных растений является

А) Наличие цветка                    Б)  Размножение спорами

В) Размножение семенами       Г)  Отсутствие органов и тканей    

Часть В. Установите соответствие между названиями растений и отделами, к которым они принадлежат

Название растения:                                 Отделы:

А)  Ромашка                                        1. Голосеменные

Б)   Туя                                                 2.Покрытосеменные

В)   Ель

Г)   Сосна

Д)   Яблоня

Е)   Одуванчик

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Домашнее задание. (1 мин).

  1. §24, читать отвечать на вопросы с.
  2. На гербах многих стран имеются изображения растений или животных. Цветы каких растений изображены на гербах?

  1. Рефлексия.(2 мин).

  • Я узнал что….
  • Я научился…..
  • Самым сложным для меня сегодня было…

Ребята, спасибо большое вам за работу на уроке. Я довольна нашей работой и общением с вами сегодня.

Рабочий лист

                                                                                                Дата_________________________

Тема урока___________________________________________________________________

Задание 1.Работа с учебником самостоятельно. Заполняем пропуски в тексте с помощью учебника с.84.

Покрытосеменные самая молодая и многочисленная группа царства Растений. Появились около_______млн._лет назад.Насчитывают_________тыс. видов.Произрастают во_______климатических зонах. Имеется орган семенного размножения – _________. ____________развиваются внутри_______,то есть они защищены(покрты).

Стебли у покрытосеменных бывают:

А)___________________________

Б)_____________________________

В)________________________________

Г)______________________________

Задание 2. Запиши по 2 примера растений каждой группы (жизненной формы).

Кустарнички

Кустарники

Травы

Деревья

Задание 3. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, с. 84 и рисунком на слайде). Запиши по два примера к каждой группе растений.

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Пример:______________________________________________________________________

Двулетние растения   полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Пример:______________________________________________________________________

Многолетние растения   цветут и живут больше двух лет.

Пример:______________________________________________________________________

Задание 4.Заполни пропуски в таблице «Сравнительная характеристика Голосеменных и Покрытосеменных растений»

Признаки

Покрытосеменные

Голосеменные

Органы растений

Корень, стебель, лист, семя

Форма листьев

Разнообразная

   

Расположение семени

Жизненные формы

Деревья, кустарники

Обведите в кружок смайл, который соответствует вашему настроение на уроке.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2108934/04dcf6b6-098d-4a5e-89eb-68ee5420f94e/s1200?webp=false https://i.pinimg.com/736x/b7/0b/67/b70b670a1e2a6fa6bee16f84f575a90b.jpg 

«Проверим друг друга»

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа

1.А)

2.В)            

3.Г)

4.В)

Часть В. Установите соответствие между названиями растений и отделами, к которым они принадлежат

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

1

2

2

1-4 вопросы - 0,5 балла за правильный ответ.

5 вопрос – 0,25 балла за каждую правильную цифру



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Покрытосеменные»

Часть А. Выберите  один правильный вариант ответа

1. Особенность строения покрытосеменных растений – это:

А) наличие цветков и плодов;              Б) размножение семенами;

В) почвенное питание;                          Г) фотосинтез на свету.

2.  Семена находятся внутри плода у:

А) Кукушкиного льна          Б) Ели             В) Вишни             Г) Лиственницы

3.В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

А) Мхи;                                     Б) Папоротники;            

В) Голосеменные;                    Г) Покрытосеменные;

4. Общим признаком Голосеменных и Покрытосеменных растений является

А) Наличие цветка                    Б)  Размножение спорами

В) Размножение семенами       Г)  Отсутствие органов и тканей    

Часть В. Установите соответствие между названиями растений и отделами, к которым они принадлежат

Название растения:                                 Отделы:

А)  Ромашка                                        1. Голосеменные

Б)   Туя                                                 2.Покрытосеменные

В)   Ель

Г)   Сосна

Д)   Яблоня

Е)   Одуванчик

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

А

Б

В

Г

Д

Е

Тест по теме «Покрытосеменные» 

Часть А. Выберите  один правильный вариант ответа

1. Особенность строения покрытосеменных растений – это:

А) наличие цветков и плодов;              Б) размножение семенами;

В) почвенное питание;                          Г) фотосинтез на свету.

2.  Семена находятся внутри плода у:

А) Кукушкиного льна          Б) Ели             В) Вишни             Г) Лиственницы

3.В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

А) Мхи;                                     Б) Папоротники;            

В) Голосеменные;                    Г) Покрытосеменные;

4. Общим признаком Голосеменных и Покрытосеменных растений является

А) Наличие цветка                    Б)  Размножение спорами

В) Размножение семенами       Г)  Отсутствие органов и тканей    

Часть В. Установите соответствие между названиями растений и отделами, к которым они принадлежат

Название растения:                                 Отделы:

А)  Ромашка                                        1. Голосеменные

Б)   Туя                                                 2.Покрытосеменные

В)   Ель

Г)   Сосна

Д)   Яблоня

Е)   Одуванчик

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 1.Работа с учебником самостоятельно. Заполняем пропуски в тексте с помощью учебника с.84.

Покрытосеменные самая молодая и многочисленная группа царства Растений. Появились около_______млн._лет назад.Насчитывают_________тыс. видов.Произрастают во_______климатических зонах. Имеется орган семенного размножения – _________. ____________развиваются внутри_______,то есть они защищены(покрты).

Стебли у покрытосеменных бывают:

А)___________________________

Б)_____________________________

В)________________________________

Г)______________________________

Задание 2. Запиши по 2 примера растений каждой группы (жизненной формы).

Кустарнички

Кустарники

Травы

Деревья

Задание 3. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, с. 84 и рисунком на слайде).Запиши по два примера к каждой группе растений.

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Пример:________________________________________________________

Двулетние растения   полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Пример:________________________________________________________

Многолетние растения   цветут и живут больше двух лет.

Пример:________________________________________________________

Задание 4.Заполни пропуски в таблице «Сравнительная характеристика Голосеменных и Покрытосеменных растений»

Признаки

Покрытосеменные

Голосеменные

Органы растений

Корень, стебель, лист, семя

Форма листьев

Разнообразная

   

Расположение семени

Жизненные формы

Деревья, кустарники

        Обведите в кружок смайл, который соответствует вашему настроению на уроке.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2108934/04dcf6b6-098d-4a5e-89eb-68ee5420f94e/s1200?webp=falsehttps://i.pinimg.com/736x/b7/0b/67/b70b670a1e2a6fa6bee16f84f575a90b.jpg

Многолетние растения   цветут и живут больше двух лет.

Пример:________________________________________________________

Задание 4.Заполни пропуски в таблице «Сравнительная характеристика Голосеменных и Покрытосеменных растений»

Признаки

Покрытосеменные

Голосеменные

Органы растений

Корень, стебель, лист, семя

Форма листьев

Разнообразная

   

Расположение семени

Жизненные формы

Деревья, кустарники

        Обведите в кружок смайл, который соответствует вашему настроению на уроке.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2108934/04dcf6b6-098d-4a5e-89eb-68ee5420f94e/s1200?webp=falsehttps://i.pinimg.com/736x/b7/0b/67/b70b670a1e2a6fa6bee16f84f575a90b.jpg

Задание 1.Работа с учебником самостоятельно. Заполняем пропуски в тексте с помощью учебника с.84.

Покрытосеменные самая молодая и многочисленная группа царства Растений. Появились около_______млн._лет назад.Насчитывают_________тыс. видов.Произрастают во_______климатических зонах. Имеется орган семенного размножения – _________. ____________развиваются внутри_______,то есть они защищены(покрты).

Стебли у покрытосеменных бывают:

А)___________________________

Б)_____________________________

В)________________________________

Г)______________________________

Задание 2. Запиши по 2 примера растений каждой группы (жизненной формы).

Кустарнички

Кустарники

Травы

Деревья

Задание 3. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, с. 84 и рисунком на слайде).Запиши по два примера к каждой группе растений.

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Пример:________________________________________________________

Двулетние растения   полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Пример:________________________________________________________

  • Почему растения называются Покрытосеменными

  • Каковы общие  особенности Покрытосеменных растений

 

  • Как делятся Покрытосеменные растения по внешнему виду

  • Многообразие растений по срокам жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

Открытый урок биологии «Растение – целостный организм»

Урок  биологии  разработан для учащихся  7 класса  коррекционной школы VIII вида....

открытый урок "Опыление растений"

На уроки ученики знакомятся с различными способами опыления и приспособлениями к опылению....

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...

Технологическая карта урока " Покрытосеменные растения"

урок изучения нового материала по теме " Покрытосеменные растения"...