Мастер-класс "Развитие навыков смыслового чтения"
учебно-методический материал по биологии

Абайдуллина Альфия Валерчановна

Тема: Развитие навыков смыслового чтения как средство формирования метапредметных умений

 

Цель : показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных умений, через различные приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx388.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Развитие навыков  смыслового чтения

как  средство формирования  метапредметных  умений

Прием «Грецкий орех»

Здравствуйте уважаемые коллеги, уважаемые жюри! (Мешочек грецкого ореха) до мастер класса просила взять  каждого участника один орешек. На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и мы с вами: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черты, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять. Приглашаю вас повернуться друг к другу, прикоснуться ладошками и произнести свое имя. Спасибо. Меня зовут Альфия Валерчановна, учитель биологии Новоалександровская СОШ. Протягивая свои ладони к Вам я приглашаю вас к сотрудничеству.

Тема: Развитие навыков  смыслового чтения как  средство формирования  метапредметных  умений

Цель : показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных умений, через различные приемы.

Эпиграфом  я взяла утверждение  российского психолога и лингвиста, доктора психологических и филологических наук, Алексея Алексеевича Леонтьева. Но Высказывание разрозненно, я прошу вас сейчас мне помочь его восстановить.

https://peoplelife.ru/images/catalog/img_item_164267.jpg

«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».

Восстанавливая высказывание, мы осваиваем один из приемов смыслового чтения. Это упражнение, направлено на формирование навыков преобразования и интерпретации текста.

Смысловое чтение – умение воспринимать текст как единое смысловое   целое  (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам прочитать текст.

 Возникли ли какие – нибудь трудности при прочтении такого текста?  Справились с заданием без особых проблем. Но в данном случае это не только тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? (вопрос аудитории)

Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст. Это говорит о том, что обучающиеся мало читают

Ни для кого не секрет, что, когда - то читающая Россия, сейчас находится на седьмом месте читающих стран мира, поэтому смысловое чтение является важным не только в курсе гуманитарных дисциплин, но и в курсе точных и естественных наук

http://wiki-sibiriada.ru/images/1/16/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B5_%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B.jpg 

Так же   Выбор данной темы не случаен.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО, где одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Во-вторых, проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий части С, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект)

В третьих тема актуальна в связи с внедрением новой формы ГИА в 9 классе, а именно сдача  устной части по русскому языку.

Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

С вопросов «А верите ли вы?» я иногда начинаю свои уроки. Дети, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. Поэтому  последующая работа с текстовой информацией сразу же наполняется смыслом. при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Прочитай текст, останавливаясь после каждого стихотворения.

От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

Рвать охапкой цветы,

Вам, друзья, не годиться

Ведь такая краса

Нам ещё пригодиться.

     И.З. Суриков

Друзья мои, товарищи,

Хочу я вам сказать:

«Давайте станем дружненько

Природу защищать!»

Не будем больше мусорить.

Следить за ней всегда.

И будет благодарна

Нам матушка-Земля!

         А. Ершов

Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр

И закончил разговор

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь и – пожар!

Д. Лапина, П. Юрциньш

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой,

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

      Г.А. Ладонщиков

Составь памятку о бережном отношении к природе. Определить главные пункты памятки тебе помогут данные стихотворения.

  • Не губи растения.
  • Не оставляй за собой мусор.
  • Не разводи костры, а если пришлось, то, уходя, потуши всё.
  • Не уничтожай грибы.

Выполняя такую работу  дети не только учатся читать текст, но выделять из текста главное

Прием «Задай вопрос» «Горячий стул»

Перед вами учебный текст, прочитайте, работая в паре составьте вопрос, задайте вопрос аудитории или конкретно кому то.

  •  «Горячий стул» - на стул садится ученик, а остальные задают ему «тонкие»  «толстые» вопросы по изучаемому материалу. По тексту.

Необычное растение – мать-и-мачеха.

Растение издавна так называется. Произошло название от одной особенности листьев. Если взять в руку лист, то можно почувствовать, что его нижняя сторона, опушённая волосками, мягкая, создаёт ощущение теплоты. Это – «мать». Верхняя же сторона листа, наоборот, гладкая, жёсткая, холодная. Это – «мачеха». Золотисто-жёлтые соцветия мать-и-мачехи появляются очень рано, порой в середине апреля. Листья появляются лишь после цветения. Мать-и-мачеха – лекарственное растение. О её лечебных свойствах знали ещё древние римляне. Недаром латинское название мать-и-мачехи – туссиляго (происходит от слова «туссис» - кашель). На её соцветиях можно встретить множество пчёл, собирающих нектар и цветочную пыльцу. Она как бы открывает календарь цветения остальных травянистых медоносных растений.

Вопрос 1. Почему растение получило такое название?

Вопрос 2. Какое заболевание можно лечить с помощью этого растения?

Вопрос 3. Подумайте и ответьте, почему растение зацветает ранней весной?

Стимулировать обучающихся задавать вопросы, работать с текстом помогают игровые ситуации,

.ИГРА «Звери спрятались». Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.  И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: «Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!                                                

Данные задания направлены прежде всего на формирование и развитие общеучебных умений (метапредменые) таких как извлечение необходимой информации,  свободное ориентирование и восприятия текста, умение работать с текстом, аргументированно высказываться, задавать вопросы.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Хочу закончить рассказав Притчу о красивом сердце.

На площади старинного города стоял юноша и с гордостью хвастался своим прекрасным сердцем. Он рассказывал о его храбрости, красоте, доброте. И все присутствующие на площади с ним соглашались. Вдруг из толпы вышел седой старик и сказал: «Твое сердце не может быть красивым, если оно не познало горечь боли и утрат, как мое сердце». Юноша взглянул на сердце старика и увидев, что оно было помятое, всё в шрамах и ранах, засмеялся: «Ты шутишь, старик! Мое сердце – идеально! А твое – шрамы да дыры!»
«Да», - ответил старик. «Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь, вырывая из него кусочки. Не все возвращали мне свои кусочки взамен, поэтому вы можете видеть пустые дыры в моем сердце. И хоть они приносят мне боль, но напоминают о любви, которой я делился с другими».

Для меня смысл этой притчи заключается в моей работе: не надо бояться отдавать, ты от этого не становишься беднее, ты обогащаешь себя тем, что помог другим.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"

Статья содержит практический материал по системно-деятельностному подходу в преподавании литературы....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

Формирование навыков смыслового чтения

В презентации представлена одна из форм работы с небольшим  текстом на уроке...