Заболевания, вызванные низким качеством питьевой воды.
материал по биологии (7 класс)

Задачи занятия: образовательная: рассмотреть заболевания, возникающие из-за низкого качества воды; раскрыть причины заболеваний мочевыделительной системы, ознакомить с симптомами распространенных заболеваний.

развивающая: повышать у учащихся мотивационный интерес к изучению биологии, развивать логическое мышление, память, умение анализировать и делать выводы.

воспитывающая: воспитывать привычку к здоровому образу жизни, научить внимательно относиться к воде, которую они пьют; закреплять коммуникативные компетентности.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-конференция.

Планируемые результаты:

а) предметные: уметь определять источники, из которых можно пить воду без последствий для организма; анализ информации, полученной из различных источников.

б) метапредметные: использовать знания, которые были получены в течение изучения курса других предметов;

в) личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью, умение управлять своей познавательной деятельность; воспитывать  устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Предупреждение почечных заболеваний», таблички ТПО.

Продолжительность занятия: 90 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_urok.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Заболевания, вызванные низким качеством питьевой воды.

Цель урока: Рассмотреть основные причины заболеваний, появившихся из-за воды низкого качества.

Задачи занятия: образовательная: рассмотреть заболевания, возникающие из-за низкого качества воды; раскрыть причины заболеваний мочевыделительной системы, ознакомить с симптомами распространенных заболеваний.

развивающая: повышать у учащихся мотивационный интерес к изучению биологии, развивать логическое мышление, память, умение анализировать и делать выводы.

воспитывающая: воспитывать привычку к здоровому образу жизни, научить внимательно относиться к воде, которую они пьют; закреплять коммуникативные компетентности.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-конференция.

Планируемые результаты:

а) предметные: уметь определять источники, из которых можно пить воду без последствий для организма; анализ информации, полученной из различных источников.

б) метапредметные: использовать знания, которые были получены в течение изучения курса других предметов;

в) личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью, умение управлять своей познавательной деятельность; воспитывать  устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Предупреждение почечных заболеваний», таблички ТПО.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

 — Здравствуйте, ребята. Я рад приветствовать вас на нашем занятии.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Для этого я прошу вас заполнить шкалу настроения в ТПО. Я думаю, что оно у вас хорошее и сохраниться таким до конца урока.

Актуализация знаний и умений. (введение в тему)

— Напомните мне, что мы изучали на прошлом занятии. (фронтальный опрос).

— Да, верно. Мы изучали в лаборатории состав воды. Мы узнали, где лучше брать воду для питья. А сегодня мы сначала посмотрим фильм и определим тему нашего занятия.

Просмотр фильма «Предупреждение почечных заболеваний. Мочекаменная болезнь» (2-3 мин).

— О чем будет наш урок? (ответы детей).

— Почему вы так решили?

В ходе обсуждения, идёт подведение учащихся к теме урока:

Этап приобретения новых знаний.

Качество воды в первую очередь сказывается на мочевыделительной системе, в частности почках. Почки отвечают за выполнение функций фильтрации, очистки, вывода продуктов жизнедеятеьности из организма и препятствуют накоплению в организме лишней жидкости. Заболевания почек могут привести к почечной недостаточности, интоксикации организма и прочим очень неприятным последствиям.

Заболевания почек имеют характерные симптомы:

- боли в пояснице;

- кровь в моче, помутнение мочи;

- повышение температуры;

-повышение артериального давления;

- отеки лица, часто в области глаз по утрам, отеки ног и скопление жидкости в брюшной полости (асцит);

- общая слабость, потеря аппетита, частая жажда, сухость во рту.

Если некоторые из этих симптомов имеют место в вашей жизни, не медлите с обращением к врачу-урологу. Современная медицина располагает значительным арсеналом средств и методов для диагностики и эффективного лечения заболеваний почек.

Среди многочисленных болезней почек наиболее часто встречаются цистит, мочекаменная болезнь, пиелонефрит, гидронефроз, нефроптоз, почечная недостаточность.

На партах представлена информация о некоторых заболеваниях и причинах мочевыделительных заболеваний. Ребята в парах должны представить ее своим одноклассникам наиболее доступным и интересным способом.

Пиелонефрит — самое распространенное инфекционное воспалительное заболевание почек. Микроорганизмы могут проникнуть в почку с током крови из кариозного зуба, фурункула, из очага воспаления в матке или ее придатках, в кишечнике, в легких. Также инфекция может попасть в почку по мочеточнику из воспаленного мочевого пузыря, а у мужчин – из предстательной железы и уретры. В итоге в почке начинается гнойно-воспалительный процесс. Хронический пиелонефрит — медленно прогрессирующее заболевание, протекает волнообразно, периодически обостряясь из-за снижения иммунитета, переутомления или переохлаждения.

Мочекаменная болезнь (уролитиаз) характеризуется образованием камней в почках и других органах мочевой системы. Как и пиелонефрит, это одно из самых распространенных урологических заболеваний. Развитию уролитиаза способствуют жаркий климат, жесткая вода с большим содержанием солей, особенности питания (однообразная, острая, кислая пища). Травмы и заболевания костей, хронические заболевания желудка и кишечника, обезвоживание организма, болезни почек и органов мочеполовой системы также могут быть причиной возникновения мочекаменной болезни.

Гидронефроз развивается из-за нарушения оттока мочи и характеризуется значительным расширением лоханки и чашечек. Гидронефроз может развиваться бессимптомно, хотя обычно в начальной стадии ощущается боль в поясничной области.

Нефроптоз (синонимы: блуждающая почка, подвижная почка, опущение почки). При опущении почка может поворачиваться вокруг своей оси. Это ведет к растяжению и перегибам сосудов и, как следствие, нарушению кровообращения и лимфообращения органа. Женская физиология определяет большую подверженность этому заболеванию. К нефроптозу могут привести резкое похудание, тяжелая физическая работа (связанная с постоянной ездой, долгим нахождением в вертикальном положении), травмы.

Почечная недостаточность — состояние, при котором почки частично или полностью перестают выполнять свои функции. В организме нарушается водно-электролитный баланс, в крови накапливаются мочевина, креатинин, мочевая кислота и т.д. Острая почечная недостаточность может развиться из-за воздействия на почку ядовитых веществ, лекарственных препаратов, осложненной попытки прерывания беременности и т. д. Хроническая почечная недостаточность может быть следствием многих заболеваний, среди них хронический гломерулонефрит и пиелонефрит, сахарный диабет, подагра, аномалии почек и мочеточников, интоксикации свинцом, ртутью, анальгетиками, антибиотиками и др.

Причины заболевания почек

Причины могут быть самыми разными. Неправильное питание, употребление в пищу большого количества соленых и маринованных продуктов, копченостей, консервов приводит к заболеваниям почек. Также очень вредны газированные сладкие напитки. Заболевания почек могут возникнуть, как осложнение после гриппа или других вирусных заболеваний, часто возникают при инфекциях мочеполовой системы.

Часто заболевания почек могут быть вызваны внутриутробной патологией или передаваться по наследству. Вредные привычки тоже являются причинами заболевания почек, чрезмерное употребление алкоголя, курение, наркомания, все это наносит серьезный удар по почкам. И последней причиной является возраст. Почки тоже стареют, как и весь человеческий организм.

Подведение итогов урока. Рефлексия:

— Зная основные причины заболеваний органов выделительной, предложите рекомендации по предупреждению заболеваний органов выделения.

— (Предположительные ответы учащихся) Для сохранения здоровья органов выделения, необходимо выполнять следующие рекомендации (правила): соблюдать личную гигиену, закаливать свой организм, важно своевременно лечить зубы, горло. Следует правильно питаться, пить качественную воду, не переедать, не злоупотреблять солёной, острой пищей, осторожно обращаться с ядовитыми веществами, не переохлаждаться, отказаться от вредных привычек.

— По вашему мнению, ЗОЖ важен в жизни человека?

— ответы детей.

— Ребята, перед вами кружочки разного цвета. Выразите с помощью кружочков своё настроение и отношение к уроку. Для этого вы должны взять один кружок, согласно той характеристике, которую вы видите на экране и прикрепить к магнитной доске.

Домашнее задание

Самостоятельно найти материал о редких заболеваниях, возникающих из-за низкого качества воды и представить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование качества питьевой воды в п. Котлубань

Исследовательская работа по оценке экологического состояния п. Котлубань с проведением химического анализа питьевой воды....

Качество питьевой воды в с. Набережное и п. Гавриловка

Проблемы чистой воды и охраны водных экосистем становятся все болееострыми по мере исторического развития общества, стремительноувеличивается влияние на природу, вызываемого научно-техническим...

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Презентация: Качество питьевой воды и здоровье

Хотя на Земле имеются миллионы и миллиарды тонн свежей и чистой воды,её совсем немного , когда речь идёт о возможности напоить человечество. Она как универсальный растворитель не может быть заменена н...

Оценка качества питьевой воды(коллективный мини-проект)

Оценка качества питьевой воды поселка Октябрьский физико-химическими методами - это коллективный мини-проект, который рекомендуется осуществить на уроках химии в 8 классе....

Исследование качества питьевой воды

Данная презентация о качестве питьевой воды....

Проект "Исследование качества питьевой воды в с. Шарапово"

Выполнили: Белянинова М., Уланова А., Филоненко А....