Реализация меж предметных связей в обучении биологии с другими дисциплинами естественного цикла.
статья по биологии (7 класс) на тему
Эта статья - типичный пример использования меж предметных связей биологии с другими науками, или, как сейчас говорят, мета предметных умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья Лютова В.Н.
учителя биологии ГКОУ СКОШИ № 2
«Реализация меж предметных связей в обучении биологии с другими дисциплинами естественного цикла»
Давно не является секретом тот факт, что программы предметов естественного цикла – биологии, химии, физики, географии и астрономии – мягко говоря, не согласованы между собой в плане формирования в процессе обучения учащихся целостного естественнонаучного мировосприятия.
В 8 классе при изучении биологии человека требуются довольно серьёзные знания по химии и физике. Например, такие явления, как диффузия и осмос, изучаются в 9 классе, а ведь без их понимания совершенно невозможно учащемуся усвоить согласованную работу кровеносной и дыхательной систем в процессе газообмена в лёгких и тканях. Другим, не менее ярким примером подобной несогласованности, может служить самая первая тема, изучаемая в курсе общей биологии в 10 классе «Химический состав клетки», где более 90% всего учебного материала (углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и белки) базируется на знании органической химии, а эти органические соединения начинают изучать, в лучшем случае, в середине 11 класса. Вот и приходится учителю биологии становиться физиком и химиком одновременно.
И примеров таких множество – один фотосинтез в 6 классе чего стоит! А ведь ни физикой, ни тем более химией в 6 классе и не пахнет. Действительно, ну как понять шестикласснику, что в листе на солнце из какой-то там водички и ядовитого для всего живого (но почему-то только не для растений!) углекислого газа образуется сладкая вкусная глюкоза?.. Вот и приходится учителю превращать сложнейший процесс в бытовое явление, превращая фотосинтез в «выпечку блинов».
«Представим себе, ребята, что мука – это углекислый газ, а вода остаётся водой. Смешивая эти два ингредиента, мы получаем тесто. Но тесто – это ещё
не «глюкоза» – нужна энергия, в данном случае не световая, а тепловая».
Хоть как-то восполнить этот «образовательный пробел» можно не только на уроках, но и во внеурочное время. В последние годы вошли в моду мета предметные умения, где учащиеся должны показать свои знания сразу по нескольким дисциплинам.
Являясь председателем методического объединения учителей естественного цикла (биологии, химии, физики, географии, астрономии и математики), задолго до того, как МПУ предложил МЦКО, члены нашего МО решили хотя бы раз в год проводить такой марафон в школе, но на ином, более качественном, на мой взгляд, уровне. Мною были выработаны некоторые принципы, на основе которых и проводились данные мероприятия, названные «Интеллектуальными посиделками». Вот эти принципы:
I. Участвуют все желающие, а не только отличники и хорошисты. Причём оригинальность, импровизация и юмор не только приветствуются, но и поощряются.
II. Набираются две команды, причём в каждой из них могут быть учащиеся из разных классов. Как-то раз команды создавались по половому признаку, что, как мне думается, непродуктивно, потому что создаётся нездоровый ажиотаж, мол, кто умнее – мальчики или девочки.
III. Каждая из команд выбирает капитана, который в самом начале соревнования провозглашает её название и девиз.
Приведу несколько примеров названий: «КГБ – аббревиатура расшифровывается как конгениальные биологи»; «БИОЛОХИ»; «БИОЛУХИ»; «БИОГЕОЦЕНОЗНИКИ»; «ХИБИЗИКИ – ХИ – химия, БИ – биология, ЗИКИ – физика»; «ФИГА – ФИ – физика, Г – география, А– астрономия».
А вот примеры девизов: «Если ты не БИОЛОХ, значит ты вселенский лох!»; «Если я люблю учиться, то не надо мне жениться!»; «Грызи гранит науки, и будет не до скуки!»; «Дантистом можешь ты не быть, но быть биологом обязан!».
IV. Вопросы следующего, основного этапа, сформулированы так, что должны содержать информацию, как минимум, по двум дисциплинам. Я приведу примеры некоторых таких вопросов:
Биология и химия
1. Видовое название какого паука произошло от названия драгоценного металла (паук-серебрянка).
2. Какой газ называют болотным и какие живые организмы используют его для своей жизнедеятельности (метановые бактерии).
3. Какое взрывоопасное вещество кладут под язык при острой сердечной недостаточности (нитроглицерин).
4. Какое горючее вещество вырабатывает в процессе своей жизнедеятельности большинство животных (сероводород).
5. Какие животные стали символами «химической защиты» собственной жизни (скунс, жук-бомбардир, божья коровка, тропические лягушки и т.д. – достаточно, если приводится хотя бы один пример; если два и более – балл повышается).
6. Какое животное изобрело чернила задолго до появления человека (спрут).
7. Какой ядовитый газ довольно большая группа живых организмов превращает в пищу не только для самих себя, но и для других (углекислый газ).
8. Каким химическим элементом – антисептиком богата морская бурая водоросль ламинария. Недостаток этого элемента у человека приводит к нарушению деятельности щитовидной железы (йод).
Биология и физика
1. Почему глубоководные животные не погибают от немыслимого для остальных живых существ давления (выравнивание давления внутри и вне животных).
2. Какие животные изобрели реактивный способ передвижения (медузы, головоногие моллюски).
3.Каких животных можно назвать «живыми шокерами» (электрические скаты и угри).
4. Какое типично водное животное использует для своего передвижения энергию ветра (медуза «португальский кораблик»).
5. Какие животные «подсказали» человеку создать эхолот (с ультразвуковым ориентированием – дельфины и летучие мыши).
Биология и география
1. Какие приматы являются эндемиками, обитающими только на этом острове (лемуры, Мадагаскар). Здесь можно предложить и других эндемиков, на пример, гинкго или древовидные папоротники.
2. У каких млекопитающих довольно явно проявляются признаки рептилий, и на каком материке они обитают (сумчатые и яйцекладущие, Австралия).
3. Какой материк с полным правом можно назвать «родиной малярии»
и прародиной человечества (Африка).
4. Какое земноводное является самым крупным и где оно обитает
(исполинская саламандра, Япония).
В одной из игр мы не стали ограничиваться предметами исключительно естественного цикла и предложили ребятам ряд вопросов, граничащих с гуманитарными науками.
Химия и литература (перевёртыши)
1. Гладь металл, пока он холоден («Куй железо, пока горячо»).
2. Не та грязь, что тусклая («Не всё то золото, что блестит»).
3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы («Прошёл огонь, воду и медные трубы»).
4. В пустыне саксаул коричневый, на нём из меди обручальное кольцо («У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том»).
Биология и математика
1. Назовите самые маленькие кости человеческого скелета, весящие всего-навсего 50 мг (слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко).
2. Какая кость скелета млекопитающего не только самая большая, но и самая тяжёлая (бедренная).
Биология и история
1. В средние века этому растению приписывали чудодейственные свойства: якобы оно способно предохранять воина от ударов меча и даже смерти. Ему приписывали лечебные свойства и считали, что даже его запах предохраняет от любого заболевания (репчатый лук).
2. Это растение посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им
награждали художников, артистов и учёных в знак признания их творческих успехов. Именно от него произошло слово «лауреат» (лавр благородный).
Химия и история
1. По имени этого металла назван век (железо).
2. Это сложное вещество «из воды родится, а воды боится». Оно служило мерилом богатства, а на пирах у киевских князей его ставили в золотой посуде на стол (поваренная соль).
3. Этот металл следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк его червонный блеск, и оно приобретало серовато-тусклый оттенок. Дукаты самого могущественного в то время государства – Испании – упали из-за этого в цене (платина).
Были и такие вопросы, в которых соединялись знания из трёх предметов, и задавались они, как правило, в тех случаях, когда жюри не выявляло явного лидера среди команд. На пример:
История, химия, биология (медицина)
Александр Македонский и его офицеры на протяжении своих длительных завоевательных походов ели и пили из посуды, сделанной из этого металла. Простые же солдаты, пользовавшиеся оловянной посудой, часто болели и умирали от инфекционных заболеваний (серебро).
Биология, химия, физика
Какой важнейший процесс планетарного масштаба объединяет в себе
биологические, физические и химические процессы (фотосинтез).
V. На этом этапе проверяются способности учащихся к ассоциативно-логическому мышлению.
На кафедре находятся следующие предметы: ГВОЗДЬ, МЕЛ, ЛУПА,
ГИТАРА, ФИЛЬТРОВАЛЬНАЯ БУМАГА, МОЛОТОК, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, ПУЗЫРЁК С ЙОДОМ, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, ЛИСТ РАСТЕНИЯ. Количество предметов чётное – 10, то есть каждой команде достаётся по 5. Суть задания следующая: выдаваемый команде объект учащиеся должны связать, как минимум, с двумя естественнонаучными учебными дисциплинами. Если будет найдено более двух связей, то балл за ответ повышается вдвое. Приведу несколько примеров ассоциативно-логических цепочек, которые должны быть озвучены ребятами в этом соревновании:
ГВОЗДЬ – сделан из железа (химия); железо получают из руды (география); железо входит в состав гемоглобина – белка крови, транспортирующего кислород и углекислый газ (биология).
МЕЛ – это не что иное, как карбонат кальция (химия); является осадочной породой (география); эта осадочная порода состоит в основном из раковин морских корненожек (биология).
ЛУПА – это двояковыпуклая линза, увеличивающая изучаемые объекты (физика); хрусталик человеческого глаза, проецирующий изображение увиденного на сетчатку, также представляет из себя двояковыпуклую линзу (биология); линзы составляют основу оптической системы светового микроскопа и телескопа (физика, биология, астрономия).
ГИТАРА – является струнным музыкальным инструментом, издающим звуки различной частоты (физика); голосовые связки гортани работают по аналогичному принципу (биология).
ФИЛЬТРОВАЛЬНАЯ БУМАГА – используется для очистки растворов от различных механических и химических примесей (химия);
выделительная система животных, в особенности почки позвоночных,
являются естественными биологическими фильтрами (биология).
МОЛОТОК – молоточек – одна из трёх слуховых косточек среднего
уха (биология); передаёт колебания барабанной перепонки наковальне – второй слуховой косточки среднего уха (физика).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – напечатана на бумаге, сделанной из целлюлозы (химия); из целлюлозы состоят клеточные стенки сосудов древесины, (биология); энциклопедия – сборник человеческих знаний, полученных в результате интеллектуальной деятельности человека, за которую отвечает лобная доля больших полушарий головного мозга (биология); головной мозг – орган нервной системы, работающей на основе передачи слабых биоэлектрических импульсов (биология, физика).
ПУЗЫРЁК СО СПИРТОВЫМ РАСТВОРОМ ЙОДА – йод – химический элемент, этиловый спирт – органическое соединение (химия); очень много йода накапливает в себе морская бурая водоросль ламинария; йод необходим для нормальной деятельности щитовидной железы; йод является прекрасным антисептическим и ранозаживляющим средством (биология).
ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ – хлорид натрия – соль, содержащаяся в большинстве животных организмов, в составе которой главный положительный ион – натрия и главный отрицательный ион – хлора (химия); входит в состав плазмы крови и костной ткани; отвечает за обменные процессы в организме (биология).
ЛИСТ ЛЮБОГО РАСТЕНИЯ – сразу, как правило, называется фотосинтез (биология); кроме фотосинтеза, этот орган выполняет также функции испарения и газообмена (физика).
VI. Совершенно понятно, что после таких серьёзных интеллектуальных
испытаний необходимо отдохнуть и немного повеселиться. На этом этапе командам предлагается практически без предварительной подготовки, то есть экспромтом, используя пантомиму и другие средства театрального искусства, представить жюри какой-либо процесс или явление, связанное с любой естественнонаучной дисциплиной.
Вот варианты, показавшиеся мне наиболее оригинальными:
НАСЕКОМОЯДНОЕ РАСТЕНИЕ. Участвовали трое ребят из 6 класса. Двое
встали в позу, изображавшую половинки листа росянки. Появился третий, имитировавший жужжание летящего насекомого, «долетел» до листа, половинки которого мгновенно захлопнулись. «Насекомое» билось в предсмертных конвульсиях, а «половинки» смачно при этом облизывались, переваривая бедняжку.
БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. На сцену выходит группа учеников, которые двигаются в совершенно произвольных направлениях. Наталкиваясь друг на друга, каждый говорит «извините». Выражения лиц отсутствующие.
ДИФФУЗИЯ. Стоит в трамвае девушка и держится рукой за верхний поручень. К ней подходит парень и спрашивает: «Можно с вами познакомиться?» При этом из её подмышки просовывается голова другого парня и произносит: «Хрю! Хрю!» Первый парень падает замертво.
ФАГОЦИТОЗНЫЙ ПУЗЫРЁК. На сцене стоит шеренга взявшихся за руки ребят. Появляется парень, становится в центре шеренги и с силой начинает её продавливать до тех пор, пока не оказывается в кругу нескольких участников. К образовавшемуся «пузырьку» медленно подходит девушка и начинает со словами «ням-ням» поедать беднягу, изображая, естественно, лизосому.
ФОТОСИНТЕЗ. На сцену выходят трое. Первый включает софит, забирается на стул и направляет свет на двоих, один из которых делает глубокий выдох, а другой произносит «буль-буль». После тесного рукопожатия на ладони одного из участников появляется конфета.
VII. На завершающем этапе командам предлагаются необычные вопросы, на которые нужно дать оригинальные ответы. Вот некоторые из них:
Вопрос:
«Испытывает ли скунс брезгливость к себе самому?»
Ответы:
«Когда хищник дышит тебе в спину, то тут уж не до брезгливости!»
«Своя копра не пахнет…»
«За миллионы лет эволюции к чему только не привыкаешь!»
Вопрос:
«О чём думает кукушка, подбрасывая свои яйца в чужие гнёзда?»
Ответы:
«Как-бы не промахнуться!»
«А я случаем ничего не напутала – вдруг это гнездо вороны?..»
«Какое облегчение!»
Вопрос:
«Мираж в пустыне – это настоящее, прошлое или будущее?»
Ответы:
«Это форменное издевательство!»
«Когда ты его видишь – это настоящее; когда он исчезает – это уже прошлое; ну, а когда ты о нём мечтаешь – это будущее…»
Вопрос:
«Думают ли растения?»
Ответы:
«Почему бы и нет – они ведь всё время молчат…»
«А если и вправду они думают?! Господи, стыд-то какой!..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении биологии
Из опыта работы учителя сельской школы по внедрению личностно-ориентированного подхода на уроках биологии....
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла
Данная статья предназначена для педагогов, активно использующих ИКТ технологии на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла. Несколько лет назад я участвовала в пятом городском фестивале ...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...
Межпредметные связи в обучении биологии
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико...
Дорожная карта реализации работы экспериментальной площадки по теме «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)
Задачи:Включение детей в специально организованную деятельность .Овладение приёмами анализа, полученного в ходе исследования материала.Разработка уроков на основе системно-деятельностного подхода.Выст...
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»...