Рабочие программы элективного курса "Клетки и ткани"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Данные рабочие прпо курсу «Клетки и ткани » для 10 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективнДанные рабочие программы по курсу «Клетки и ткани » для 10-11 класса созданы на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани » для 11  класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностными результатами освоения учебного курса являются:

- осознание  единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения  на основе достижений науки.

- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

- осознание  потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

- оценка  жизненных ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы.

- формирование   экологического мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Предметными  результатами освоения учебного курса являются:

-Устройство светового микроскопа;

- Положения клеточной теории;

- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

- Сходство и различие растительной и животной клеток;

- Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

- Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;

- Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

- Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

-Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

- Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

- Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

- Работать со световым микроскопом и препаратами;

- Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;

- Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; Определять тип ткани по фотографии;

- Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);

- Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

- Работать с современной биологической и медицинской литературой;

- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

-Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни. 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД). Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- составлять(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления(на основе отрицания).

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов(простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- вычитывать все уровни текстовой информации.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы

- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

- понимать позицию другого; различать в его речи: мнение, доказательство, факты

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции.

Содержание программы

Тема

Количество часов

1

Происхождение и эволюция клеток

4

2

Введение в гистологию

2

3

Эпителиальные ткани

4

4

Мышечные ткани

3

5

Ткани внутренней среды

8

6

Нервная ткань

4

7

Растительные ткани

3

8

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

1

9

Проблемы современной гистологии

3

10

Обобщающее занятие

2

Итого

34

Тематическое  планирование

№ ур.

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

  1. Происхождение и эволюция клеток (4 ч)

1

Первичные этапы биохи-мической эволюции на Земле.

1

2

Белки, РНК, ДНК – молекулы жизни?

1

3

Теории эволюции про- и эукариотических клеток.

1

4

Происхождение много-клеточных организмов.

1

  1. Введение в гистологию (2 часа)

5

Гистология как наука

1

6

 Классификация тканей

1

  1. Эпителиальные ткани (4 часа)

7

Эпителии – пограничные ткани.

1

8

Покровные эпителии беспозвоночных и позвоночных животных.

1

9

Кишечные эпителии. Типы пищеварения.

1

10

 Железистые эпителии.

1

  1. Мышечные ткани (3 часа)

11

Поперечно-полосатые соматические и сердечные мышцы позвоночных животных.

1

12

Особенности строения и механизмы сокращения гладкой мышечной ткани

1

13

Эволюция мышечных тканей.

1

  1. Ткани внутренней среды (8 ч)

14

Ткани внутренней среды

1

15

Соединительная ткань

1

16

Опорно- механические разновидности тканей внутренней среды

1

17

18

Кровь, лимфоидная и кроветворная ткань.

2

19

20

Защитная функция крови. Неспецифическая защита.

2

21

Иммунитет. Система специфической защиты организма.

1

  1. Нервная ткань (4 часа)

22

Нейронная теория – ос-новной закон строения и функционирования нервной системы.

1

23

Строение нервной клетки.

1

24

Взаимодействие между нервными клетками. Межнейронные контакты. Синапсы.

1

25

Нейросекреторные клетки и глия.

1

 

  1. Растительные ткани (3 часа)

26,

27,

28

Классификация растительных тканей.

3

  1. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез (1 ч).

29

Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных.

1

  1. Проблемы современной гистологии ( 3 часа)

30

 Нанотехнологии  и гистология

1

31

Трансплантация тканей и органов.

1

32

Рак – опасное заболевание человека и других существ. Современные подходы к лечению онкологических заболеваний.

1

  1. Обобщающее занятие ( 2 ч)

33

Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию

1

34

Обобщающий урок

1



Предварительный просмотр:

Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани » для 10 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностными результатами освоения учебного курса являются:

- осознание  единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения  на основе достижений науки.

- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

- осознание  потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

- оценка  жизненных ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы.

- формирование   экологического мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Предметными  результатами освоения учебного курса являются:

Понимание

- принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

положения клеточной теории;

особенности прокариотической и эукариотической клеток;

сходство и различия животной и растительной клеток;

основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);

особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;

строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами

уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;

изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

определять тип ткани по препарату или фотографии;

уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД). Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- составлять(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления(на основе отрицания).

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов(простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- вычитывать все уровни текстовой информации.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы

- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

- понимать позицию другого; различать в его речи: мнение, доказательство, факты

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции.

Содержание программы

Тема

Количество часов

1

Введение в клеточную биологию: история и перспективы  

2

2

Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты

5

3

 Основные компоненты и органоиды клетки

5

4

Метаболический аппарат клетки.

8

5

Ядерный аппарат и репродукция клеток.

10

6

Вирусы – неклеточные формы жизни

3

7

Обобщающее занятие

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ ур.

Тема

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

                                                                          1.Введение в клеточную биологию: история и перспективы  (2 ч)

1.

Биология клетки – базис современной биологии

1

2.

 Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.

1

                                                                           2.Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты.(5ч)

3.

 Особенности строения прокариотических организмов. Эубактерии (Настоящие бактерии). Архебактерии

1

4.

Эукариоты. Царство Животные. Особенности строения клеток.

1

5.

Эукариоты. Царство Растения. Особенности строения клеток.

1

6.

Эукариоты. Царство Грибы. Особенности строения клеток.

1

7.

Характерные черты сходства и различия в строении клеток растений, грибов, животных и бактерий.

1

3. Основные компоненты и органоиды клетки (5 ч)

8.

Плазматическая мембрана клеток

1

9.

Надмембранные образования клеток прокариот и эукариот.

1

10.

Цитоплазма клетки. Цитоскелет.

1

11.

 Мембранные и немембранные органоиды клетки: история изучения и строение

1

12.

 Раковые  и стволовые клетки: сходство и различия.

1

4.Метаболический аппарат клетки. (8 ч)

13.

 Законы термодинамики и живые системы

1

14.

Пластический обмен (анаболизм). Синтез белка

1

15.

Синтез липидов и углеводов

1

16.

Растения – «дети Солнца»

1

17.

Автотрофы.

1

18.

Энергетический обмен (катаболизм).

1

19.

Аэробный обмен.

1

20.

Функции клеточного дыхания и законы биоэнергетики.

1

5.Ядерный аппарат и репродукция клеток. (10ч)

21.

Строение ядра. Хромосомный аппарат клетки.

1

22.

Современные представления о структуре гена про- и эукариот.

1

23.

Транскрипция. Синтез и созревание и-РНК

1

24.

Расшифровка генома человека - крупнейшее достижение биологии 20 века

1

25.

Митотический цикл клетки

1

26..

Репликация ДНК в эу- и прокариотической клетке

1

27.

Типы митоза и репродукции клеток

1

28.

Мейоз. Половые клетки.

1

29.

Старение клеток и апоптоз.

1

30.

 Клонирование организмов.

1

6. Вирусы – неклеточные формы жизни (3 ч)

31

Строение вирусов. Вирусы и человек.

1

32

Хранение и передача генетической информации вирусами.

1

33

Способы борьбы с вирусными инфекциями. Устойчивость и жизнеспособность вирусов

1

7.Обобщающее занятие (1 ч)

34

Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого Итоговый урок  

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Ткани всякие нужны, ткани всякие важны..."

Занятие включает в себя несколько видов и форм проведения : это и посещение предполагаемого салона-магазина с консультациями педагога по выбору ткани для конкретного изделия, интересная информация из...

"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...

Рабочая программа "Технология обработки ткани и пищевых продуктов" 5 класс

Учебный курс "технология" 5 класса предусматривает преемственность с содержанием уроков технологии в начальной школе, осуществление межпредметных связей с общеобразовательными учебными дисциплинами. К...

Текстильные волокна и ткани. Получение ткани. Стороны ткани.

Данный материал знакомит учащихся  с видами текстильных волокон. Подробно дан материал о видах натуральных  волокон растительного происхождения, а также рассмотрены этапы производства ткани ...

Рабочая программа "Клетки и ткани".

Рабочая программа элективного курса  " Клетки и ткани" для 10 класса....

Рабочая программа "Цветы из ткани" 1 год обучения

Рабочая программа "Цветы из ткани" 1 год обучения...

Рабочая программа "Цветы из ткани" 2 год обучения

Рабочая программа "Цветы из ткани" 2 год обучения...