Рабочие программы элективного курса "Клетки и ткани"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Данные рабочие прпо курсу «Клетки и ткани » для 10 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективнДанные рабочие программы по курсу «Клетки и ткани » для 10-11 класса созданы на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kletki_i_tkani_11_klass.doc | 89.5 КБ |
rabochaya_programma_kletki_i_tkani_10_klass.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани » для 11 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностными результатами освоения учебного курса являются:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- оценка жизненных ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы.
- формирование экологического мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Предметными результатами освоения учебного курса являются:
-Устройство светового микроскопа;
- Положения клеточной теории;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Сходство и различие растительной и животной клеток;
- Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
- Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
- Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
- Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
-Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
- Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
- Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
- Работать со световым микроскопом и препаратами;
- Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
- Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; Определять тип ткани по фотографии;
- Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
- Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- Работать с современной биологической и медицинской литературой;
- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
-Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД). Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- составлять(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления(на основе отрицания).
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов(простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- вычитывать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы
- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
- понимать позицию другого; различать в его речи: мнение, доказательство, факты
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции.
Содержание программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Происхождение и эволюция клеток | 4 |
2 | Введение в гистологию | 2 |
3 | Эпителиальные ткани | 4 |
4 | Мышечные ткани | 3 |
5 | Ткани внутренней среды | 8 |
6 | Нервная ткань | 4 |
7 | Растительные ткани | 3 |
8 | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез | 1 |
9 | Проблемы современной гистологии | 3 |
10 | Обобщающее занятие | 2 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование
№ ур. | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
| |||||
1 | Первичные этапы биохи-мической эволюции на Земле. | 1 | |||
2 | Белки, РНК, ДНК – молекулы жизни? | 1 | |||
3 | Теории эволюции про- и эукариотических клеток. | 1 | |||
4 | Происхождение много-клеточных организмов. | 1 | |||
| |||||
5 | Гистология как наука | 1 | |||
6 | Классификация тканей | 1 | |||
| |||||
7 | Эпителии – пограничные ткани. | 1 | |||
8 | Покровные эпителии беспозвоночных и позвоночных животных. | 1 | |||
9 | Кишечные эпителии. Типы пищеварения. | 1 | |||
10 | Железистые эпителии. | 1 | |||
| |||||
11 | Поперечно-полосатые соматические и сердечные мышцы позвоночных животных. | 1 | |||
12 | Особенности строения и механизмы сокращения гладкой мышечной ткани | 1 | |||
13 | Эволюция мышечных тканей. | 1 | |||
| |||||
14 | Ткани внутренней среды | 1 | |||
15 | Соединительная ткань | 1 | |||
16 | Опорно- механические разновидности тканей внутренней среды | 1 | |||
17 18 | Кровь, лимфоидная и кроветворная ткань. | 2 | |||
19 20 | Защитная функция крови. Неспецифическая защита. | 2 | |||
21 | Иммунитет. Система специфической защиты организма. | 1 | |||
| |||||
22 | Нейронная теория – ос-новной закон строения и функционирования нервной системы. | 1 | |||
23 | Строение нервной клетки. | 1 | |||
24 | Взаимодействие между нервными клетками. Межнейронные контакты. Синапсы. | 1 | |||
25 | Нейросекреторные клетки и глия. | 1 |
| ||
| |||||
26, 27, 28 | Классификация растительных тканей. | 3 | |||
| |||||
29 | Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных. | 1 | |||
| |||||
30 | Нанотехнологии и гистология | 1 | |||
31 | Трансплантация тканей и органов. | 1 | |||
32 | Рак – опасное заболевание человека и других существ. Современные подходы к лечению онкологических заболеваний. | 1 | |||
| |||||
33 | Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию | 1 | |||
34 | Обобщающий урок | 1 |
Предварительный просмотр:
Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани » для 10 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностными результатами освоения учебного курса являются:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- оценка жизненных ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы.
- формирование экологического мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Предметными результатами освоения учебного курса являются:
Понимание
- принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
положения клеточной теории;
особенности прокариотической и эукариотической клеток;
сходство и различия животной и растительной клеток;
основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);
особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;
строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами
уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;
изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
определять тип ткани по препарату или фотографии;
уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД). Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- составлять(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления(на основе отрицания).
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов(простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- вычитывать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы
- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
- понимать позицию другого; различать в его речи: мнение, доказательство, факты
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции.
Содержание программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение в клеточную биологию: история и перспективы | 2 |
2 | Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты | 5 |
3 | Основные компоненты и органоиды клетки | 5 |
4 | Метаболический аппарат клетки. | 8 |
5 | Ядерный аппарат и репродукция клеток. | 10 |
6 | Вирусы – неклеточные формы жизни | 3 |
7 | Обобщающее занятие | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ ур. | Тема | Количество часов | Домашнее задание | Дата проведения |
1.Введение в клеточную биологию: история и перспективы (2 ч) | ||||
1. | Биология клетки – базис современной биологии | 1 | ||
2. | Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. | 1 | ||
2.Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты.(5ч) | ||||
3. | Особенности строения прокариотических организмов. Эубактерии (Настоящие бактерии). Архебактерии | 1 | ||
4. | Эукариоты. Царство Животные. Особенности строения клеток. | 1 | ||
5. | Эукариоты. Царство Растения. Особенности строения клеток. | 1 | ||
6. | Эукариоты. Царство Грибы. Особенности строения клеток. | 1 | ||
7. | Характерные черты сходства и различия в строении клеток растений, грибов, животных и бактерий. | 1 | ||
3. Основные компоненты и органоиды клетки (5 ч) | ||||
8. | Плазматическая мембрана клеток | 1 | ||
9. | Надмембранные образования клеток прокариот и эукариот. | 1 | ||
10. | Цитоплазма клетки. Цитоскелет. | 1 | ||
11. | Мембранные и немембранные органоиды клетки: история изучения и строение | 1 | ||
12. | Раковые и стволовые клетки: сходство и различия. | 1 | ||
4.Метаболический аппарат клетки. (8 ч) | ||||
13. | Законы термодинамики и живые системы | 1 | ||
14. | Пластический обмен (анаболизм). Синтез белка | 1 | ||
15. | Синтез липидов и углеводов | 1 | ||
16. | Растения – «дети Солнца» | 1 | ||
17. | Автотрофы. | 1 | ||
18. | Энергетический обмен (катаболизм). | 1 | ||
19. | Аэробный обмен. | 1 | ||
20. | Функции клеточного дыхания и законы биоэнергетики. | 1 | ||
5.Ядерный аппарат и репродукция клеток. (10ч) | ||||
21. | Строение ядра. Хромосомный аппарат клетки. | 1 | ||
22. | Современные представления о структуре гена про- и эукариот. | 1 | ||
23. | Транскрипция. Синтез и созревание и-РНК | 1 | ||
24. | Расшифровка генома человека - крупнейшее достижение биологии 20 века | 1 | ||
25. | Митотический цикл клетки | 1 | ||
26.. | Репликация ДНК в эу- и прокариотической клетке | 1 | ||
27. | Типы митоза и репродукции клеток | 1 | ||
28. | Мейоз. Половые клетки. | 1 | ||
29. | Старение клеток и апоптоз. | 1 | ||
30. | Клонирование организмов. | 1 | ||
6. Вирусы – неклеточные формы жизни (3 ч) | ||||
31 | Строение вирусов. Вирусы и человек. | 1 | ||
32 | Хранение и передача генетической информации вирусами. | 1 | ||
33 | Способы борьбы с вирусными инфекциями. Устойчивость и жизнеспособность вирусов | 1 | ||
7.Обобщающее занятие (1 ч) | ||||
34 | Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Ткани всякие нужны, ткани всякие важны..."
Занятие включает в себя несколько видов и форм проведения : это и посещение предполагаемого салона-магазина с консультациями педагога по выбору ткани для конкретного изделия, интересная информация из...
"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""
Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...
Рабочая программа "Технология обработки ткани и пищевых продуктов" 5 класс
Учебный курс "технология" 5 класса предусматривает преемственность с содержанием уроков технологии в начальной школе, осуществление межпредметных связей с общеобразовательными учебными дисциплинами. К...
Текстильные волокна и ткани. Получение ткани. Стороны ткани.
Данный материал знакомит учащихся с видами текстильных волокон. Подробно дан материал о видах натуральных волокон растительного происхождения, а также рассмотрены этапы производства ткани ...
Рабочая программа "Клетки и ткани".
Рабочая программа элективного курса " Клетки и ткани" для 10 класса....
Рабочая программа "Цветы из ткани" 1 год обучения
Рабочая программа "Цветы из ткани" 1 год обучения...
Рабочая программа "Цветы из ткани" 2 год обучения
Рабочая программа "Цветы из ткани" 2 год обучения...