РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Новикова Наталья Михайловна

автор УМК В.В. Пасечник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» августа2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                      /О.Н.Гуляева

                            /А.Н. Скрипникова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: биология

8 «А,Б,В,Г» класс основного общего образования

Срок реализации программы 2018/2019учебный год

                                                                                  Разработчик рабочей программы:

                                                                          Новикова Наталья Михайловна,

                                                                                       учитель биологии

                                                        высшей категории

г. Барнаул, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе:

  1. ООП основного общего образования МБОУ «Гимназия №80»
  2. Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г Швецов. // Биология.5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
  3. Учебно-методического комплекса:

1. Колесов Д.В.,  Биология. Человек.8кл: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2018.                                                                                           2. И.А. Демичева, И.Н. Беляев  Биология. Человек.8кл:  методическое пособие к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.  - М.: Дрофа. 2018.                                                                                                                  3. Колесов Д.В.,  Биология. Человек.8кл:  рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева « Биология. Человек.8 класс./ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.  - М.: Дрофа. 2017.                                                                                                                                                  

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—методы наук, изучающих человека;

—основные этапы развития наук, изучающих человека.

—общее строение организма человека;

—строение тканей организма человека;

—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека

—строение скелета и мышц, их функции.

—компоненты внутренней среды организма человека;

—защитные барьеры организма;

—правила переливания крови.

—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

—строение и функции органов дыхания;

—механизмы вдоха и выдоха;

—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

—строение и функции пищеварительной системы;

—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

—правила предупреждения желудочно -кишечных инфекций и гельминтозов.

—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

—роль ферментов в обмене веществ;

—классификацию витаминов;

—нормы и режим питания.

—наружные покровы тела человека;

—строение и функция кожи;

—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

—строение нервной системы;

—соматический и вегетативный отделы нервной системы.

—анализаторы и органы чувств, их значение.

—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

—особенности высшей нервной деятельности человека.

—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

—жизненные циклы организмов;

—мужскую и женскую половые системы;

Учащиеся должны уметь:

—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

—место человека в систематике;

—основные этапы эволюции человека;

—человеческие расы.

—объяснять место и роль человека в природе;

—определять черты сходства и различия человека и животных;

—выделять существенные признаки организма человека,

особенности его биологической природы;

—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

—объяснять особенности строения скелета человека;

—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

—выявлять взаимосвязь между особенностями строения

клеток крови и их функциями;

—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах

—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

—выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

—измерять пульс и кровяное давление.

—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

—приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной  системы.

—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

—объяснять роль витаминов в организме человека;

—приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

—выделять существенные особенности поведения и психики человека;

—объяснять роль обучения и воспитания в развитии

—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

—выделять существенные признаки органов размножения человека;

—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—работать с учебником и дополнительной литературой

—доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

—составлять сообщения на основе обобщения материала

учебника и дополнительной литературы;

—устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать

выводы на основе сравнения;

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

—устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника..

—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

-классифицировать витамины.

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

поведения и психики человека;

—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

—классифицировать типы и виды памяти.

—классифицировать железы в организме человека;

—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—соблюдать правила поведения в природе;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—осознание значения семьи в жизни человека и общества;

—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—признание права каждого на собственное мнение;

—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так

и для опровержения существующего мнения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

70 часов, 2часа в неделю ( 6 часов резерв)

Раздел 1

Введение. Науки, изучающие организм человека( 2ч )

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 2

Происхождение человека (3 часа)

 Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

       Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 3

Строение  организма ( 4ч)

Общий обзор организма человека.Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

 Клеточное строение организма. Ткани

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Демонстрация

 Разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

■    Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

■    Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Коленный рефлекс и др.

Раздел 4

 Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

■    Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Раздел 5

 Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

■    Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Раздел 6

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

■    Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Раздел 7

 Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

           Демонстрация Модель гортани. Модель поясняющей механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерения жизненной емкости легких. Приемы искусственного  дыхания.

■    Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Раздел 8

 Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

■    Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Раздел 9

 Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

■    Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Раздел10

 Покровные органы. Теплорегуляция.Выделение (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация

Рельефная таблица «Строение кожи».Модель почки. Рельефная таблица « Органы выделения».

Лабораторные и практические работы.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Раздел 11

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы,их взаимодействие.

Демонстрация

Модель головного мозга человека.

■    Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Раздел 12

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация

 Модели глаза и уха. Опыты,  выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

■    Лабораторная работа

Опыты ,выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Раздел 13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

■    Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Раздел 14

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 15

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация

 Тесты, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени — 4 часа. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов или общих тем

Всего часов

1

Раздел 1.Введение

2

2

Раздел 2. Происхождение человека

3

3

Раздел 3. Строение организма

4

4

Раздел 4.Опорно-двигательная система.

7

5

Раздел 5. Внутренняя среда организма.

3

6

Раздел 6.Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

7

Раздел 7.Дыхательная система.

4

8

Раздел 8.Пищеварительная система.

6

9

Раздел 9.Обмен веществ и энергии.

3

10

Раздел 10.Покровные органы. Теплорегуляция.Выделение.

4

11

Раздел 11.Нервная система человека.

5

12

Раздел 12.Анализаторы.

5

13

Раздел 13.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

14

Раздел 14.Железы внутренней секреции (эндокринная система).

2

15

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма.

5

Резерв

6

Итого

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема уроков

Дата

Вид контроля

По плану

По факту

Раздел 1. Введение.

1

Науки о человеке .Здоровье и его охрана Вводный ИТБ №30,31

2

Становление наук о человеке.

01.09.17-09.09.17

Раздел 2. Происхождение человека.

3

Систематическое положение человека.

01.09.17-09.09.17

Текущий

4

Историческое прошлое людей.

11.09.17-16.09.17

Текущий

5

Расы человека. Среда обитания.

11.09.17-16.09.17

Текущий

Раздел 3.Строение организма. 

6

Общий обзор организма человека.

18.09.17-23.09.17

Текущий

7

Клеточное строение организма. Л.р. № 1 "Рассматривание клеток и. тканей в оптический микроскоп.

18.09.17-23.09.17

Текущий

8

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Л.р. №2 « Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей» ИТБ №31

25.09.17-30.10.17

Текущий

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.  Л.р.№3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс». ИТБ №31

25.09.17-30.10.17

Текущий

Раздел 4..Опорно-двигательная система.

10

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей Л.р.№4«Микроскопическое строение кости». ИТБ №31

09.10.17-14.10.17

Текущий (Л.р.)

11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

16.10.17-21.10.17

Текущий

12

Соединение костей.

16.10.17-21.10.17

Текущий

13

Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р.№5 «Мышцы человеческого тела». ИТБ №31

23.10.17-28.10.17

Текущий (Л.р.)

14

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р.№6 «Утомление при статической и динамической работе». ИТБ №31

23.10.17-28.10.17

Текущий (Л.р.)

15

Нарушение опорно-двигательной системы  Л.р №7«Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия». ИТБ №31

07.11.17-11.11.17

Текущий (Л.р.)

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

07.11.17-11.11.17

Текущий

Раздел 5.Внутренняя среда организма.

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р.№8«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». ИТБ №31

13.11.17-18.11.17

Текущий (Л.р.)

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

13.11.17-18.11.17

Текущий

19

Иммунология на службе здоровья.

20.11.17-25.11.17

Текущий

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

20

Транспортные системы организма

20.11.17-25.11.17

Текущий

21

Круги кровообращения. Л.р.№9«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». ИТБ №31

27.11.17-02.12.17

Текущий(Л.р).

22

Строение и работа сердца.

27.11.17-02.12.17

Текущий

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.р. №10«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса».

04.12.17-09.12.17

Текущий (Л.р.)

24

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р.№11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». ИТБ №31

04.12.17-09.12.17

Текущий (Л.р.)

25

Первая помощь при кровотечениях

11.12.17-16.12.17

Текущий

Раздел 7.Дыхательная система.

26

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

11.12.17-16.12.17

Текущий

27

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

18.12.17-23.12.17

Текущий

28

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

18.12.17-23.12.17

Текущий

29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Л.р.№12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». ИТБ №31

25.12.17-28.12.17

Текущий (Л.р.)

Раздел 8.Пищеварительная система.

30

 Питание и пищеварение.

11.01.18-13.01.18

Текущий

31

 Пищеварение в ротовой полости. Л.р. №13 «Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании». ИТБ№31

15.01.18-20.01.18

Текущий

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

15.01.18-20.01.18

Текущий (Л.р.)

33

 Всасывание. Барьерная роль печени. Функция толстого кишечника.

22.01.18-27.01.18

Текущий

34

Регуляция пищеварения.

22.01.18-27.01.18

Текущий

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

29.01.18-03.01.18

Текущий

Раздел 9.Обмен веществ и энергии.

36

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

29.01.18-03.02.18

Текущий

37

Витамины.

05.02.18-10.02.18

Текущий

38

Энерготраты человека и пищевой рацион Л.р.№14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Л.р.№15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». ИТБ №31

05.02.18-10.02.18

Текущий (Л.р.)

Раздел 10.Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение.

39

Покровы тела. Кожа- наружный покровный орган.

12.02.18-17.02.18

Текущий

40

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

12.02.18-17.02.18

Текущий

41

Терморегуляция организма. Закаливание.

19.02.18-24.02.18

Текущий

42

Выделение.

19.02.18-24.02.18

Текущий

Раздел 11.Нервная система .

43

Значение нервной системы.

26.02.18-03.03.18

Текущий

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

26.02.18-03.03.18

Текущий

45

Строение головного мозга. Функция продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р.№16«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». Л.р.№17 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга». ИТБ №31

05.03.18-10.03.18

Текущий (Л.р.)

46

Функция переднего мозга.

05.03.18-10.03.18

Текущий

47

Соматический и автономный отделы нервной системы.

12.03.18-17.03.18

Текущий

Раздел12. Анализаторы.

48

Анализаторы.

12.03.18-17.03.18

Текущий

49

Зрительный анализатор. Л.р.№17«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». ИТБ №31

19.03.18-23.03.18

Текущий (Л.р.)

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

19.03.18-23.03.18

Текущий

51

Слуховой анализатор. Л.р.18 «Определение остроты слуха»

2.04.18-07.04.18

Текущий

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

02.04.18-07.04.18

Текущий

Раздел 13..Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

53

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

09.04.18-14.04.18

Текущий

54

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р.№19 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». ИТБ №31

09.04.18-14.04.18

Текущий (Л.р.)

55

Сон и сновидения.

16.04.18-21.04.18

Текущий

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

16.04.18-21.04.18

Текущий

57

Воля, эмоции, внимание. Л.р.№20«Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды  при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом». ИТБ№31

23.04.18-28.04.18

Текущий (Л.р.)

Раздел 14.Железы внутренней секреции (эндокринная система).

58

Роль эндокринной регуляции.

23.04.18-28.04.18

Текущий

59

Функция желез внутренней секреции.

30.04.18-05.05.18

Текущий

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма.

60

Жизненные циклы. Размножение. Половая система.

30.05.18-05.05.18

Текущий

61

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

07.05.18-12.05.18

Текущий

62

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

07.05.18-12.05.18

Текущий

63

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

14.05.18-19.05.18

Текущий

64

 Интересы, склонности, способности.

14.05.18-19.05.18

Текущий

Резерв.


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель   Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся ЗПР по учебному предмету "Биология" 5-9 классы

Данная адаптированная  рабочая программа по биологии для обучающихся  с  ЗПР разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного  стандар...

Рабочая программа (ID 1209665) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год ( по УМК Кузовлева В.П.)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по В.П.Кузовлеву

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования  на 2022-2023  учебный год  по В.П.Кузовлеву...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4411341) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Предлагаю рабочую программу для 5 класса по английскому языку в соотвествии с обновленными ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (немецкий)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в ФГОС,с учётом распределённ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС....