Мастер-класс "Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом в биологическом образовании"
презентация к уроку по биологии на тему

Булгакова Светлана Владимировна

 

Презентация рассказывает о нескольких приёмах формирования грамотной работы с текстом на уроках биологии.

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. 

Полное понимание текста- это вычитывание трех видов текстовой информации: 

*Ф - фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) 
*П - подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») 
*К - концептуальной (основная идея текста, его главный смысл) 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом в биологическом образовании Булгакова С.В., учитель биологии МБОУ «Лицей г.Черемхово, высшая квалификационная категория

Слайд 2

Французский просветитель Монтень, уже в XVI веке бьющего тревогу по поводу догматизма образования, писал: «Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного…я не хочу, чтобы учитель находил и говорил всегда один; я хочу, чтобы он в свою очередь выслушивал слова ученика…»

Слайд 3

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Цель смыслового чтения

Слайд 4

Полное понимание текста- это вычитывание трех видов текстовой информации: Ф - фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) П - подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») К - концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)

Слайд 5

находить точную информацию в тексте; переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию); работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение); при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию; использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста; привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи. Ориентир на преодоление дефицитов , таких как :

Слайд 6

До чтения текста Суждения После чтения текста В наше время состав и функции крови хорошо изучены. Плазма содержит белки, углеводы, соли кальция. Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. Гемофилия – генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Кроветворные органах - костный мозг, лимфатические узлы, селезенка Приём «Ориентиры предвосхищения»

Слайд 7

1.Из каких компонентов состоит кровь? 2. Где образуются клетки крови? 3. От чего зависит свёртываемость крови? 4. Что такое гемофилия? Приём «Батарея вопросов»

Слайд 8

Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. В нимательно ознакомьтесь с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: + - это я уже знал; - -это я не знал; ? - думал иначе, непонятно, есть вопросы; ! – это интересно; !!!- это нужно запомнить. Прием «Пометки на полях»

Слайд 9

Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича . А. Унаследовал ген гемофилии от отца. Б. Унаследовал ген гемофилии от матери. В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии. Задание 1.

Слайд 10

Переведите схему процесса свертывания крови в текст с указанием местонахождения всех компонентов, участвующих в свертывании крови . Задание 2.

Слайд 11

Известно , что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните. Задание 3

Слайд 12

1.Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо–железо; глобин–белок). Основная функция перенос кислорода. 2.Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови. 3.Лейкоциты – «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет. Задание 4. Соотнесите тексты с рисунками .

Слайд 13

В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите Врачу. Свой выбор обоснуйте. Пациент №1 . Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание. Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле. Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение. Задание 5.

Слайд 14

На основе текстов сделайте вывод, в чем заключаются основные функции крови? Задание 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Основное общее образование. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Выделяют четыре основных способа осмысления текста: • постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д); • создани...