Урок по биологии "Модификационная изменчивость"
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Иванова Елена Николаевна

Урок носит прикладной характер, позволяет подготовиться к ОГЭ по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx15.4 КБ
Файл klaster.docx23.32 КБ
Файл modifikatsionnaya_izmenchivost.docx24.22 КБ
Файл chast_1.pptx1.37 МБ
Файл chast_2.pptx2.69 МБ
Файл chast_3.pptx2.11 МБ
Файл chast_4_2.pptx2.33 МБ
Файл chast_5.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

       Несколько слов о классе…

        Цель урока: развитие исследовательских умений учащихся при изучении закономерностей модификационной изменчивости в ходе лабораторной работы

       Задачи:

Образовательные: научиться решать графические задачи

Развивающие: развивать способности действий по алгоритму

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, коммуникативные качества

       Межпредметные связи: математика и биология.

       Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, словесный.

       Формы работы: фронтальная, работа в группах, самостоятельная работа.

                В системе личностно - ориентированного обучения уроки предполагают широкое использование различных технических средств, в том числе и компьютеров, что и было использовано на данном уроке.

      Вводно-мотивационный этап я начала с актуализации знаний, которая обеспечила положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Используя знания прошлых уроков  учащиеся самостоятельно вышли к теме урока.

      На операционно-содержательном этапе реализованы все задачи урока. Проведена небольшая лабораторная работа.

        На контрольно-рефлексивном этапе закрепили полученные знания на уроке,

 решили типичную задачу ОГЭ.

   Я считаю, что урок достиг цели.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению данной темы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки;

Предметные УУД:

Познакомиться с основными характеристиками модификационной изменчивости

Научиться решать графические задачи и правильно формулировать выводы



Предварительный просмотр:

Эпиграф урока. «Старайся дать уму как можно больше пищи»  Л. Н. Толстой

1. Повторение терминов.

Генетика____________________________________________________________________________

Наследственность____________________________________________________________________

Изменчивость_______________________________________________________________________

Генотип____________________________________________________________________________

Фенотип___________________________________________________________________________

2. Тема урока_______________________________________________________________________

Схема

Модификационная изменчивость______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Характеристика

1. Зависит от окружающей среды

2. Носит групповой характер

3. Определённая

4. Не передаётся по наследству.

Таблица «Примеры модификационной изменчивости»

Модификационная изменчивость у растений

Модификационная изменчивость у животных

Модификационная изменчивость у человека

3. Норма реакци_____________________________________________________________________

Значение модификационной изменчивости

Организмы с широкой нормой реакции__________________________________________________

Организмы с узкой нормой реакции__________________________________________________

4. Лабораторная работ.

Тема.  Изучение модификационной изменчивости роста  9 А класса

Цель: построить вариационный ряд и вариационную кривую, найти среднее значение роста 9 А класса.

Ход работы

 Построение вариационного ряда и кривой роста 9 А класса

Х

151-155

156-160

161-165

166-170

171-175

176-180

181-185

186-190

191-195

У

Ответ:

1. Самый маленький рост в классе –

2. Самый большой рост в классе –

3. Средний рост 9 А класса -

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Решаем задачу из ОГЭ. 

Выполните практическую работу «Жирность молока»
и ответьте на вопросы.

На совещании руководства животноводческого комплекса решался вопрос по закупке 36 коров одной породы обанкротившего соседнего хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу №1) и свои соображения на необходимость покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса (средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4.1, а количество коров – 42).

1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров.

2. Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения:

X – значение признака (жирность молока);

Y – частота встречаемости признака.

3. Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите своей ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.

Таблица № 1. Жирность коровьего молока в стаде коров. (%)

3,9

3.8

3,7

3,5

4,0

3,9

3,8

3,8

4,1

4,2

3,9

3,8

3,9

3,6

3,9

4,0

4,3

4,0

3,9

3,8

3,6

4,0

4,1

3,7

4,2

3.9

4,0

4.1

4,0

3,6

3.7

3.8

3,7

3.9

4,1

3,9

Решение.

Вариационный ряд

Х

3,5

3,6

3,7

3,8

3,9

4,0

4,1

4,2

4,3

У

Вариационная кривая

Аргументы зоотехника_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе

«Модификационная изменчивость и её закономерности»

 

Цель: Развитие исследовательских умений учащихся при изучении закономерностей модификационной изменчивости  в ходе лабораторной  работы.


Задачи: 
 Общеобразовательные:
• изучить закономерности модификационной  изменчивости;

• научить  составлять вариационный ряд и график, определять норму реакции признака, приводить примеры модификационной изменчивости и объяснять их;
• закрепить  умения работать с бумажными носителями информации;

Развивающие:
• развивать у обучающихся способности по  анализу  и обобщению изученного материала;
• развивать  способности  действий по алгоритму,  развивать логическое мышление.


Воспитательные: 
• воспитывать аккуратность в работе,  коммуникативные качества при выполнении заданий.

Межпредметные связи: математика и биология.

Опорные знания по биологии: генетика, наследственность, изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции.

Опорные знания по математике: статистическая обработка информации, общий ряд данных, варианта измерения, размах, мода измерения, среднее значение.

Оборудование: информационные карточки.

Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, исследовательский, словесный.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа и работа в творческих группах (парах).

Образовательные ресурсы: Биология 9 класс. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2008. 

Планируемые результаты: учащиеся научаться применять математические методы для обработки биологической информации, получат навык самостоятельной работы проводить исследования.

                                                          План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель приветствует учащихся и желает всем успешной работы на уроке!

Настраиваются на урок.

Актуализация знаний.

Изучая раздел «Генетика», учащиеся познакомились с различными понятиями, характеризующими этот раздел  биологической науки.

Что изучает генетика?

Определение: Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости.  

 Что такое наследственность?

Определение: Свойство организмов передавать наследственные признаки от родителей к потомству.

Передаваемые признаки проявляются у организмов в форме фенотипа и генотипа.

Что называют фенотипом? 

Определение: Совокупность признаков и свойств организма, которые формируются в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой.

Что называют генотипом? 

Определение: Совокупность всех генов одного организма.

Работа по презентации:

Посмотрите внимательно на экран и скажите, под какими цифрами обозначены фенотипы?

Ответы учащихся: 1, 6

Что изображено на других рисунках?

3-5 – генотипы

4 – просто предмет, 2- пейзаж

Молодцы! Справились!

Чтобы перейти к теме урока, предлагаю выполнить задание 2 - Мотивация учащихся

Определяют математическую закономерность и читают слово «Изменчивость»

Чтобы прочитать слово, вам пришлось использовать закономерность из другой науки.

Ещё раз посмотрите на задание и предположите, с помощью каких закономерностей мы будем изучать изменчивость?

С помощью математических закономерностей.

Подумайте и сформулируйте цель нашего урока.

Формулируют образовательные цели

Сегодня на уроке мы изучаем закономерности  модификационной изменчивости.

Модификационная изменчивость – способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды.

Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается по наследству.

Рассказ об опытах  французского учёного Г. Боннье с одуванчиками. Он разрезал одно растение одуванчика на две части. Одну часть выращивал на равнине, вторую  -  высоко в горах.

Предположите, какими могли вырасти одуванчики? Почему?

Свойство живых организмов приобретать изменения в процессе жизнедеятельности

Процесс, отражающий взаимосвязь организма с внешней средой.

Записывают определение в тетради

Слушают, смотрят слайды презентации.

Ответы:

Первое растение выросло нормальным по высоте, а второе было   карликовым. Разные условия среды, разные факторы действовали на растения.

 Модификационная изменчивость у растений

Делают выводы, рассматривая  рисунки в презентации.

 Примеры модификационной изменчивости у человека и животных.

Объясняют причину появления изменений.

 Работа  по составлению характеристики модификационной изменчивости.  

Заполнение  учащихся таблицы в тетради

Лабораторная работа.

Вам предлагается проверить свои знания по терминам и   выполнить лабораторную работу, используя знания биологии и математики.

 Выполняют лабораторную работу, работают в парах.

В качестве объекта исследования возьмём учеников 9 А класса

Предметом исследования будет рост и вес учеников.

Гипотеза – что влияет на рост человека

Ученики называют свой рост и вес

Выполняют работу по плану.

В класторе  составляют вариационный ряд, чертят вариационную кривую, вычисляют среднее  арифметическое  значение роста и веса делают выводы

Выводы по лабораторной работе

Вывод: рост и вес человека как и любой признак имеет наследственную основу – норму реакции, но на его проявление оказывают влияние: внешняя среда (окружающая среда организма), внутренняя среда организма и генотипическая среда

Закрепление знаний

Задание № 1. Решаем задание ОГЭ.

Задание № 2. Из списка выбрать примеры модификационной изменчивости

 Учащиеся выполняют задания в класторе

Рефлексия.

Анализ эмоциональной составляющей урока.

Задает вопросы («Три что») учащимся (устно, желающим):

- Что вам дал сегодняшний урок для жизни?

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

-Что научились делать на уроке?

      Диалог с учителем, обсуждение.

Ответы обучающихся.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф к уроку. «Старайся дать уму как можно больше пищи» Л. Н. Толстой Учитель биологии МАОУ сош № 16 р.п. Приютово Иванова Елена Николаевна

Слайд 2

Актуализация знаний Генетика Наследственность Изменчивость

Слайд 3

Актуализация знаний Задание 1 . Какие цифры обозначают фенотипы? ААВВ АаВв 1 2 3 4 5 6

Слайд 4

Генотип – совокупность генов данного организма. Фенотип – совокупность признаков данного организма

Слайд 5

Задание 2. Прочитайте слово . ОС НЧ ИЗ ТЬ ИВ МЕ 15 9 3 18 12 6

Слайд 6

Опыт французского биолога Боннье

Слайд 7

Модификационная изменчивость

Слайд 8

Модификационная изменчивость – способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. 1. Зависит от окружающей среды. 2 . Носит групповой характер . 3. Определённая. 4. Не передаётся по наследству.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модификационная изменчивость у животных (сезонная) ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ШЕРСТИ И ПЕРЬЕВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕМПЕРАТУРЫ

Слайд 2

Примеры модификационной изменчивости у человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модификационая изменчивость у растений (сезонная) ПОЖЕЛТЕНИЕ ЛИСТЬЕВ ПРИ НЕХВАТКЕ ОСВЕЩЕНИЯ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Норма реакции – предел изменения признака под влиянием условий среды Условия наихудшие Условия наилудшие ПРИЗНАК РАЗВИВАЕТСЯ ПО МИНИМУМУ ПРИЗНАК РАЗВИВАЕТСЯ ПО МАКСИМУМУ НОРМА РЕАКЦИИ

Слайд 2

Признак "всхожесть" горох и тыква имеют разные нормы реакции. У гороха всходы появляются в температурных пределах +2...44 "С, а у тыквы — +14...46 "С.

Слайд 3

Признак "длительность сохранения всхожести": для дуба - 1 год, для ели - 5 лет, для ржи - 10 лет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение модификационной изменчивости: Обеспечивают приспособления к условиям обитания. Организмы с широкой нормой реакции приспособлены к разным условиям среды. Организмы с узкой нормой реакции могут обитать только в определённых условиях среды.

Слайд 2

Лабораторная работа. Изучение модификационной изменчивости роста и веса 9 А класса. Цель: построить вариационный ряд и вариационную кривую, найти среднее значение роста и веса 9 А класса. Ход работы. Строим вариационный ряд. Строим вариационную кривую. Находим среднее проявление признака. Делаем вывод.

Слайд 3

Подготовка к ОГЭ Задание № 3 . Выполните практическую работу «Жирность молока» и ответьте на вопросы. На совещании руководства животноводческого комплекса решался вопрос по закупке 36 коров одной породы обанкротившего соседнего хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу №1) и свои соображения на необходимость покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса ( средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4.1, а количество коров – 42) . 1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров. 2. Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения: X – значение признака (жирность молока); Y – частота встречаемости признака. 3. Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите своей ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.

Слайд 4

Таблица № 1. Жирность коровьего молока в стаде коров. (%) 3,9 3.8 3,7 3,5 4,0 3,9 3,8 3,8 4,1 4,2 3,9 3,8 3,9 3,6 3,9 4,0 4,3 4,0 3,9 3,8 3,6 4,0 4,1 3,7 4,2 3.9 4,0 4.1 4,0 3,6 3.7 3.8 3,7 3.9 4,1 3,9

Слайд 5

Задание № 4 . Определи модификационную изменчивость Примеры изменчивости Формы изменчивости 1.На ферме улучшили кормление коров - молока стало больше, ухудшили кормление-молока стало меньше 2.За всеми свиноматками белой породы уход был одинаковый. У одной из них родился поросёнок, который по сравнению с другими рос быстрее и имел пучок чёрных волос на лбу. 3. В гнезде галки среди чёрных галчат один галчонок оказался белый ( альбинос) 4. От овцематки с нормальными ногами родился ягнёнок с короткими кривыми ногами, от которого произошла новая ( анконская ) порода 5. На хорошо удобренной почве капуста образует крупные кочаны, на бедной почве -мелкие кочаны. 6. Родился бесшерстный щенок- зубы у него оказались недоразвитыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме: "Изменчивость"

В презентации представлен материал к уроку по теме: "Изменчивость", который можно использовать при повторении материала. Применяются приемы для формирования у детей убеждения ценностей образования и з...

Презентация к уроку по теме: "Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости".

В данной презентации к уроку: "Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости" представлены типы изменчивости, причины и закономерности её проявления. Презентация интересна не совсем о...

Урок биологии "Фенотипическая изменчивость"

Урок позволяет рассмотреть вопросы о влиянии среды на формирование фенотипа, о модикационной изменчивости. Для иллюстрации модификационной изменчивости заранее закладываются опыты, а урок начинается с...

Презентация к уроку биологии "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9класс

Презентация к уроку биологии в 9 классе  по теме " Мутационная изменчивость" . Программа В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.  Каменский А.А., Криксунов Е.А.,  Пасечник В...

технологическая карта урока по теме : "Изменчивость" в 11 классе

Технологическая карта разработана в качестве апробации  технологии в рамках внедрения ФГОС. УМК В. В. Пасечника...

Интегрированный урок Выявление модификационной изменчивости организмов методом построения диаграмм

Цели:образовательная: сформировать знания учащихся о свойствах и значении фенотипической изменчивости организмов в эволюционном процессе;• научить строить вариационную кривую и определять среднюю...

Конспект урока «Ненаследственная (модификационная) изменчивость»

Конспект урока «Ненаследственная (модификационная)  изменчивость»...