Презентация к мастер-классу «Решение генетических задач. Анализ и составление родословных».
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему

Голоднова Светлана Юрьевна

 Цель: познакомить учащихся  с генеалогическим методом изучения родословных;  познакомить со способами  решения генетических задач из КИМов «ЕГЭ-2018» по биологии  и методом составления родословной» . 

Задачи:

Образовательные:

продолжить формирование навыков решения генетических задач.

Развивающие:

ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека.    

Воспитательные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sostavlenie_rodoslovnoy.ppt298.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Решение генетических задач. Анализ и составление родословных» Цель: познакомить учащихся с генеалогическим методом изучения родословных; познакомить со способами решения генетических задач из КИМов «ЕГЭ-2018» по биологии и методом составления родословной » . Задачи: Образовательные: продолжить формирование навыков решения генетических задач. Развивающие: ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения

Слайд 2

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. А.С. Пушкин Составление родословной начинается со сбора сведений о семье, и прежде всего со сбора сведений о пробанде — индивиде, который является предметом интереса исследователя (врача, педагога). Чаще всего это больной или носитель изучаемого признака. Однако за медико-генетической консультацией могут обращаться и здоровые индивиды. В этом случае используется термин «консультирующийся».

Слайд 3

В графическом изображении родословной пробанд отмечается соответствующим знаком и стрелкой , которая идет снизу вверх и слева направо. Дети одной родительской пары (братья и сестры) называются сибсами . Если сибсы имеют только одного общего родителя, они называются полусибсами. Различают единоутробных (общая мать) и единокровных (общий отец) сибсов. Семьей в узком смысле называют родительскую пару и их детей (ядерная семья), но иногда и более широкий круг кровных родственников. В последнем случае лучше использовать термин «род».

Слайд 4

Особенности генетики человека : Невозможность использовать гибридологический метод; Позднее наступление половой зрелости; Малое число потомков в каждой семье; Невозможность создания равных условий жизни для потомков; Отсутствие точной регистрации проявления наследственных свойств в семье; Отсутствие чистых линий; Большое число хромосом; Медленная смена поколений.

Слайд 5

Система обозначений , используемых для составления родословных

Слайд 6

У человека установлены следующие типы наследования: Аутосомно-рецессивное наследование (АР), Аутосомно-доминантное наследование (АД). Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХД), Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХР) Сцепленное с Y хромосомой наследование ( Y Н) и цитоплазматическое наследование (ЦН).

Слайд 7

Правила, используемые при составлении графического изображения родословной Составление родословной начинают с пробанда. Братья и сестры (сибсы) располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего. Все члены родословной располагаются строго по поколениям, в один ряд. Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз. Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (одного ряда) слева направо. Благодаря такой нумерации каждый член семьи имеет свой шифр (например: I -1, I -2, II -2, II -4 и др.)

Слайд 8

Задание 28 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении. Пояснение: 1) При­знак ре­цес­сив­ный; 2) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — аа, отец — АА или Аа; 3) ге­но­ти­пы детей: сын и дочь ге­те­ро­зи­го­ты — Аа (до­пус­ка­ет­ся: иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи, ука­за­ние толь­ко од­но­го из ва­ри­ан­тов ге­но­ти­па отца).

Слайд 9

Задание 28 По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении. Пояснение.1) При­знак до­ми­нант­ный, не сцеп­лен с полом; 2) ге­но­ти­пы детей 1 по­ко­ле­ния: дочь Аа, дочь аа, сын Аа; 3) ге­но­ти­пы детей 2 по­ко­ле­ния: дочь Аа.

Слайд 10

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. Пояснение: Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Х а , т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y — хромосому, а от матери (11) один Х а , другой Х А . Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11: 3 — женщина-носитель — Х А Х а 4 — мужчина без признака — Х А Y 8 — мужчина с признаком — Х а Y 11 — женщина-носитель — Х А Х а

Слайд 11

Задание: Составить родословную своей семьи по наследованию одного из предложенных признаков: цвет глаз (карие, голубые или серые); цвет волос (рыжие, не рыжие); пигментирование кожи лица (веснушки, отсутствие веснушек); острота зрения (близорукость, нормальное); ямочки на щеках (есть, нет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"      Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...

Презентация на тему "Первый и второй Законы Менделя. Решение генетических задач". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в теме "Генетика".Приведены основные понятия и символы генетики, используемые при решении генетических задач. В през...

Мастер-класс по решению экономических задач.

Решение текстовых задач в школьном курсе математики....

Мастер – класс. Тема: «Решение логических задач»

Мастер – класс на районном МО учителей информатики. Тема: «Решение логических задач»...

Мастер класс по теме "Решение генетических задач".

Мастер класс по теме "Решение генетических задач"....

мастер-класс "Методика решения финансовых задач"

Данна презентация содержит материалы для мастер-класса для учителей по вопросу решения финансовых задач в рамках развития функциональной грамотности....