Методические рекомендации проведения коррекционно-развивающей работы на уроке и во внеурочное время по предмету биология " Зеленый класс"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

нина федоровна малюгина

Методические рекомендации по развитию у учащихся с особенностями психического развития учебных навыков в освоении предмета биологии.Проводимая коррекционно-развивающая работа с учащимися направлена на развитие способностей воспринимать окружающий мир и развитие умственных операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

проведения коррекционно-развивающей работы на уроке

и во внеурочное время по предмету «Биология»:

«Зеленый класс»

Учитель биологии: Малюгина Н.Ф.

     Все педагоги нашей школы стремятся помочь учащимся учиться. Мы стараемся процесс обучения сделать продуктивным и интересным. Но формированию учебных навыков у наших детей препятствуют определенные психологические особенности.

      Учащиеся не умеют внимательно читать и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающие влияния побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии заданий  на слух.

      Наши дети имеют бедный запас общих знаний, для них характерна задержка развития в целом, отставание в развитии памяти, внимания, мышления, они быстро утомляются.

     Поэтому необходимо проводить специальную коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, развитию умственных операций.

     Проведение коррекционно-развивающей работы отличается рядом специфических особенностей:

  • каждое задание должно предваряться объяснением;
  • необходимо оказать  помощь учащемуся, если задание сложно выполнить самостоятельно;
  • выполнять задание повторно, через небольшой промежуток времени, если ребенку сложно понять, что необходимо выполнить.

     Стараюсь подбор заданий осуществлять таким образом, чтобы в процессе их выполнения формировалось произвольное внимание , расширялся бы его объем и концентрация, чтобы учащиеся овладевали простыми, но необходимыми для них приемами зрительного и слухового запоминания, а также сохранение увиденного и услышанного в памяти.

     В данной работе мне очень хорошо помогают уроки в «Зеленом классе», уроки в природном окружении в дополнении к целям, согласно программе, имеют самостоятельные учебные цели и задачи, специфическую культуру и отличаются от традиционных степенью активности учащихся.

Все педагоги нашей школы стремятся помочь учащимся учиться. Мы стараемся процесс обучения сделать продуктивным и интересным. Но формированию учебных навыков у наших детей препятствуют определенные психологические особенности.

      Учащиеся не умеют внимательно читать и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающие влияния побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии заданий  на слух.

      Наши дети имеют бедный запас общих знаний, для них характерна задержка развития в целом, отставание в развитии памяти, внимания, мышления, они быстро утомляются.

     Поэтому необходимо проводить специальную коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, развитию умственных операций.

.

     Вне школьных стен увидеть себя одним из жителей большого »Дома» планеты Земля, ощутить ответственность человека за сохранность и чистоту этого « Жилища», познакомиться с его законами.

     Урок в природе решает следующие задачи курса: «Биология»:

  • Формирование современной экологической ориентированной картины мира;
  • Воспитание любви и уважения к позиции самого себя и окружающего мира;
  • Обеспечение опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

Рекомендуется для  решения общих задач:

  • Формирование учебной деятельности;
  • Развитие мышления через формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • Развитие памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;
  • Развитие положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и т. п

    Содержание уроков, проводимых на улице, по каждой теме расширяется.

    Это происходит за счет того, что любой изучаемый объект рассматривается во взаимосвязи со своим естественным окружением. Но учебной перегрузки не возникает, так как обучение поддерживается многократно увеличивающимся познавательным интересом.

                         Методические рекомендации для  проведения уроков и мероприятий

в «Зеленом классе»

  1. Предполагаемая форма уроков успешно обеспечивает решение поставленных задач, так как опирается на деятельностный подход в обучении учащихся. На каждом занятии организуется:
  • Распознавание природных объектов и их практическое исследование;
  • Моделирование объектов и явлений и их практическое исследование;
  • Моделирование объектов и явлений окружающего мира;
  • Эколого –этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к живой и неживой природе.

Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников (книг, видео, аудио записей).

Приобретаемые таким образом знания содержат яркие, реалистичные образы; запахи, внешний вид, тактильные ощущения. Знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены. Их запоминание подкрепляется эмоциями радости, которые дети всегда испытывают от непосредственного общения с природой. Уроки в «Зеленом классе» усиливают развитие эмоционального мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретенные знания будут содействовать изменению отношения учащихся к природе. А это и есть цель экологического образования учащихся.

  1. Исследовательскую учебную деятельность учащиеся осуществляют только под руководством учителя. Подготовить учащихся к освоению самостоятельных способов организации поисковой, творческой деятельности по решению познавательных проблем позволяют методы проблемного обучения.

Начинать уроки в «Зеленом классе» лучше с проблемного изложения. Оно рассчитано на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Учитель ставит учебную проблему, показывает пути ее решения. Учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя и включаются  в атмосферу научно- доказательного поиска решения.

Следующий этап подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем использование частично-поисковых методов. Учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить отдельные этапы исследования. С первого урока в «Зеленом классе» данные методы:

  • Создают оптимальные условия для мыслительной деятельности;
  • Способствуют приобретению прочных знаний, умений и навыков, а также умения переносить знания в новую ситуацию;
  • Формируют потребность в новых знаниях;
  • Направляют обучение, а связь с жизнью и ориентируют на решение общих и частных задач, т.е. формируют систему знаний.
  1. В результате апробации сложилась практика проведения занятий в «зеленом классе», т.е. на природе, на улице. По сути своей это- комбинированный урок. Его структурные элементы способствуют этапам комбинированного урока. Специфика в том, что первый и заключительный этапы занимают время движения учащихся к месту проведении  занятия и обратно.
  2. На успех работы в «зеленом классе» можно рассчитывать только при условии различных форм обучения. Сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы позволяет формировать не только коммуникативные навыки, но и коллективное мнение, а через это стимулировать мыслительную деятельность отдельных учащихся.

Проводимые на уроках игры также помогают развитию коммуникативности, воображения,                  творческих способностей, повышению познавательного интереса. Их можно разделить на дидактические игры, когда в ходе выполнения игровых условий ставится задача отработки конкретных знаний и навыков, и  подвижные игры, в которых учащиеся исполняют роли изучаемых объектов(листьев, снежинок, птиц…

Игровая форма заданий – оптимальная для передачи школьникам труднейших экологических понятий. В процессе игры учащиеся усваивают и терминологию, и взаимосвязи в природе и в обществе.

Урок в «Зеленом классе» прекрасно развивает внимание, благодаря комбинированию форм работы. Всякий раз из многообразия окружающих предметов учащиеся должны выделить изучаемый объект, сосредоточить на нем внимание, удерживать его в поле зрения, работать с ним. Для детей приученных работать за партой, это  сложная задача. Тем ценнее она для личностного роста детей, воспитания их как внимательных учеников, вдумчивых исследователей.

  1. Основные учебные средств на уроке - натуральные объекты. Понадобятся также инструменты      

для ведения наблюдений, различный игровой и демонстрационный материал, мел. Учащиеся    

должны быть одеты в удобную форму для движения, по погоде. Необходимы перчатки рабочие,

пакеты для мусора и семян растений.

  1. Такие уроки должны проводиться регулярно. Исходя их погодных условий.
  2. Местом проведения урока может быть тихий двор рядом со школой, парк или сквер.

     Итак, на уроке в «зеленом классе» учащиеся смогут приобрести углубленные знания об окружающем мире, почувствовать природу, активно наслаждаясь ею. Учеба на природе станет естественной и необходимой. Общая работа. игры, к принятию собственной ответственности за окружающий мир. Поэтому эти уроки можно рассматривать как основу формирования экологического сознания учащихся.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы на уроках и во внеурочное время

Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, основанный на краеведческом материале села Савинка....

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка  на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....

Методические рекомендации по организации экспериментальной работы на уроках физики и во внеурочное время.

В работе представлены рекомендации, в виде алгоритмов,  по организации опытов, проводимых самими учащимися в классе при ответах,  вне школы по домашним заданиям учителя; по организации кратк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...