КВН по биологии
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

презентация для проведения внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kvn_po_biologii.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К В Н

Слайд 2

Прокариоты Прокариоты – наиболее древние одноклеточные организмы, не имеющие ограниченного мембраной ядра, играющие значительную роль в природе и в жизни человека. Многоклеточная нитчатая цианобактерия Бактерия сальмонелла Бактерия легионелла

Слайд 3

Грибы Грибы – особая группа живых организмов, не способная к фотосинтезу, по типу питания делящихся на паразитов, сапрофитов и симбионтов и имеющая большое значение в природе и в жизни человека. Вулканические грибы Верпа коническая Лисичкаложная

Слайд 4

Растения Зеленые растения - единственная на Земле производительная группа, обеспечивающая атмосферный воздух кислородом, создающая огромные запасы органического вещества и аккумулирующая солнечную энергию, за счет которой развивается жизнь на Земле. Ромашка (обыкновенная) Рододендрон золотистый Роза (красная)

Слайд 5

«АНАЛИТИКИ» 1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? Ответ: Папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания. 5 баллов. 2. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? Ответ: Лишайники - индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнений. 5 баллов.

Слайд 6

«Эрудиты»

Слайд 7

«Устами младенца», или «Знакомые незнакомцы» 1. Оно может жить до 2000 лет. 2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. 3. Из него делают бочки и паркет. 4. Пушкин писал, что на нем сидит русалка. Ответ: Дуб, 3 балла. 1. Оно всегда зеленое или голубое. 2. Из него делают струнные музыкальные инструменты. 3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов. 4. Оно теневыносливое. В лесу, где оно растет, всегда темно и сыро, там много лишайников. Ответ: Ель европейская, 3 балла.

Слайд 8

«Пятый - лишний» 1. Ядро, цитоплазма, пластиды, оболочка, хлорофилл. Ответ: Лишнее слово «хлорофилл», так как остальные - это части растительной клетки. 3 балла. 2. Спирогира, хлорелла, улотрикс, ульва, ламинария. Ответ: Хлорелла - это одноклеточная водоросль, а остальные - многоклеточные водоросли. 3 балла. 3. Риччия, кукушкин лен, хвощ, маршанция, сфагнум. Ответ: Исключить слово «хвощ», так как остальные четыре слова - названия мхов. 3 балла. 4. Береза, огурец, тюльпан, томат, горох. Ответ: Лишнее слово «береза» - это дерево, остальные - травы. 3 балла.

Слайд 9

«РЕШИ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ» Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? Ответ: Мох кукушкин лен - двудомное растение. Проблема возникла бы при размножении. В зарослях мха задержи­вается вода, только передвигаясь в воде, сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки и произойдет процесс оплодотворения. 2. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? Ответ: Избыточное размножение одноклеточных водорос­лей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоёма.

Слайд 10

«Дальше, дальше…» ( к оманда I) 1. Круглая форма бактерий. Ответ: Кокки. 2. «Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях речь? Ответ: Стафилококки. 3. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. Ответ: Паразиты. 4. Группа организмов, не имеющая ядра. Ответ: Прокариоты. 5. Взаимовыгодное существование организмов. Ответ: Симбиоз. 6. Какой гриб поражает картофель? Ответ: Фитофтора. 7. Почему лишайники не встречаются в крупных городах? Ответ: Чувствительны к загрязнению.

Слайд 11

«Дальше, дальше…» ( команда II) 1. Палочковидная форма бактерий. Ответ: Бациллы. 2. «Точка, точка, запятая...». Назовите формы бактерий. Ответ: Кокки и вибрионы. 3. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. Ответ: Сапрофиты. 4. Ядерные организмы. Ответ: Эукариоты. 5. Какие организмы называют «пионерами» растительности? Ответ: Лишайники. 6. Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? Ответ: Дрожжи. 7. Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? Ответ Бактерии гниения. .

Слайд 12

«Заморочки из бочки» 1 2 3 4 Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. 2 3 4 (Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.) 2 3 4 1 Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться? 3 4 1 (Ответ: руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества.) 3 4 1 2 На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему? 4 1 2 (Ответ: на необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении.) 4 1 2 3 Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к ство­лу дерева, а в дождливое - на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению. 1 2 3 (Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола, поэтому и «жмется» гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.)

Слайд 13

«Ты – мне, я – тебе»

Слайд 14

«Гонка за лидером» 1) Спорынья чаще встречается на ржи и почти никогда на пше­нице. Почему? Ответ: Спорынья поражает ветроопыляемые злаки, а пшеница — самоопыляемое растение. 2) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в бере­зовом - подберезовиков. Почему? Ответ: Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами. 3) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? Ответ: Ядовитые грибы тоже поражаются вредителями, они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека. 4) Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселив­шись на коре, причиняют им вред. Почему? Ответ: Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разру­шают даже горные породы.) 5) На какой съедобный гриб похожа бледная поганка? Ответ: На шампиньон. 6) С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб? Ответ: С белым грибом. 7) Какие грибы растут под землей? Ответ: Трюфели. 8) Какой «гриб» умеет летать? Ответ: Грибы не летают, но есть птица чемга, которую за невкусное мясо называют поганкой. 9) Какие грибы лечат? Ответ: Их много. Наиболее известный гриб -пеницилл, из него получают лекарство — пенициллин. 10) Что такое «чайный гриб»? Ответ: Это симбиоз дрожжей с уксус­нокислыми бактериями.

Слайд 15

«Тёмная лошадка»

Слайд 16

Кроссворд По горизонтали: 3. Бурая водоросль. 6. Пресноводная зеленая многоклеточная водоросль. 7. Общее название микроскопических водорослей. 8. Один из отделов растений. 10. Хвойное дерево 11 Систематическая единица классификации. 12. Кустарник из отдела голосеменных. 16. Воспроизведение себе подобных. 17. Структурная единица всего живого. 19. Один из видов папоротников. 20. Одна из частей клетки. 22. Подвижная спора водоросли. По вертикали: 1. Мох, растущий болотах. 2. Бурая водоросль, используемая в пищу. 4. Наука о классификации. 5. Единица классификации, реально существующая в природе. 9. Одноклеточная зеленая водоросль. 13. Один из видов папоротников. 14. Половой процесс у многоклеточных водорослей. 15. Растение, относящееся к отделу папоротникообразные. 18. Многолетнее корневищное растение, относящееся к папоротникообразным. 21. Она отделяет клетки друг от друга.

Слайд 17

Ответы. По горизонтали: 3. Фукус. 6. Спирогира. 7. Фитопланктон. 8. Мох. 10. Пихта. 11. Отдел. 12. Можжевельник. 16. Размножение. 17. Клетка. 19. Голокучник. 20. Ядро. 22. Зооспора. По вертикали: 1. Сфагнум. 2. Ламинария. 4. Систематика. 5. Вид. 9. Хлорелла. 13. Лиственник. 14. Конъюгация. 15. Папоротник. 18. Плаун. 21. Оболочка .

Слайд 18

Кроссворд По горизонтали: 3. Одноклеточная микроскопическая зеленая водоросль. 7. Выросты на нижней части слоевища, с помощью которых водоросль прикрепляется ко дну. 9. Представитель папоротникообразных. 10. Тело водоросли. 14. Одноклеточная зеленая водоросль со жгутиками. 16. Низшие растения. По вертикали: 1. Кустарник из отдела голосеменных. 2. Зеленая многоклеточная водоросль, у которой хроматофор в виде сеточки. 4. Листопадное хвойное дерево. 5. Многолетнее корневищное растение, относящееся к отделу папоротникообразные. 6. Полость, заполненная клеточным соком. 8. Лист хвойного дерева. 9. Светочувствительный орган у хламидомонады. 11. Представитель хвойных растений. 12. Клетка, образующаяся при слиянии двух гамет. 13. Растение, относящееся к папоротникообразным. 15. Высшее растение, не имеющее корней.

Слайд 19

Ответы. По горизонтали: 3. Хлорелла. 7. Ризоиды. 9. Голокучник. 10. Слоевище. 14. Хламидомонада. 16. Водоросль. По вертикали: 1. Можжевельник. 2. Кладофора. 4. Лиственни­ца. 5. Хвощ. 6. Вакуоль. 8. Хвоинка. 9. Глазок. 11. Пихта. 12. Зигота. 13. Папоротник. 15. Мох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...