Разработка урока по теме: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Таскаева Надежда Анатольевна

Разработка урока по биологии поможет провести интересный и познавательный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gazoobmen_vlegkih_i_tkanyah.doc130 КБ
Файл prilozhenie_1.docx16.26 КБ
Файл prilozhenie_2.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Урок «Газообмен в легких и тканях»

Цель:углубить знания о строении легких и газообмене в легких и тканях;

Задачи:

Образовательная:

  • раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы,  повторить строение органов дыхания.

Развивающая:

  • развивать умения  и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу, работать в  парах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

Воспитательная

  • воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью, умение общаться с одноклассниками.

Оборудование: раздаточный материал,лабораторное оборудование, презентация, таблица «Органы дыхания».

Основные приемы:  индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.

Основные ключевые понятия: легкие, «ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия,  легочное дыхание, тканевое дыхание.

Тип урока: комбинированный урок.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка и актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Обобщение и систематизация новых знаний.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях,

Тема урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?

Сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:

Дыхание - жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна - 15 - 20 литров воздуха, при физической работе - 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе - до 120 литров воздуха. На уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2.

  1. Проверка  и актуализация знаний(7 мин.)

Каковы основные функции дыхательной системы?

Проверим ваши знания дыхательной системы с помощью тестов

  • индивидуальная работа учащихся с карточками

Вариант 1(низкий уровень сложности)

1.Органом голосообразования является

а) бронх;

б) гортань;

в) трахея;

г) глотка.

2.Согревание вдыхаемого воздуха в носовой полости происходит за счет

а) обонятельных клеток;

б) рецепторов;

в) кровеносных сосудов;

г) извилистых ходов.

3.Какой орган дыхания человека имеет многократное анатомическое ветвление  

а) носоглотка;

б) бронх;

в) трахея;

г) гортань.

4. Значение дыхания(найди 2 правильных ответа):

а) движение;

б) газообмен;

в) окисление органических веществ;

г) переваривание.

5.Внутренняя полость носа выстлана

а) соединительной тканью;

б) мышечной тканью;

в) мерцательным эпителием;

г) жировой тканью.

Вариант 2 (средний уровень сложности)

1.Какое анатомическое образование предохраняет от попадания  в легкие инородных частиц?

а) щитовидный хрящ;

б) твердое небо;

в) трахея;

г) надгортанник.

2.Голосовые связки у человека располагаются в области

а) гортани;

б) трахеи;

в) пищевода;

г) корня язык.

3.Верхние дыхательные пути включают(выбери 3 правильных ответа из предложенных)

а) бронхи;

б) носовую полость;

в) легкие;

г) носоглотку;

д) трахею;

е) глотку.

4. Установите последовательность этапов газообмена у человека

а) транспортировка газов кровью;

б) обмен веществ между воздушной средой и легкими;

в) обмен газов между легкими и кровью;

г) газообмен в тканях.

Вариант 3 (высокий уровень сложности)

1. Анатомической основой гортани являются  

а) мышцы, образованные поперечнополосатыми волокнами;

б) разнообразные по форме хрящи;

в) эпителиальные клетки, образующие множество слоев;

г) мелкие косточки, расположенные в области шеи.

2.Определите правильную последовательность прохождения воздуха из атмосферы в дыхательные  пути.

а) трахея;

б) бронхи;

в) носовая полость;

г) носоглотка;

д) гортань;

е) глотка.

3. Из перечня органов дыхательной системы (1-7) выберите правильные полные ответы на вопросы(А-Ж), то есть установите соответствие.

1. Слизистая оболочка

2. Бронхи

3. Трахея

4. Надгортанник

5. Гортань

6. Хрящевые полукольца

7. Носовая полость

А- Не пропускает пищу в гортань.

Б - Не дают трахее сужаться.

В - Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревая его.

Г - Поверхностный слой воздухоносных путей.

Д - Самая длинная часть воздухоносного пути.

Е -  Внутри содержит голосовые связки.

Ж - Орган, по которому вдыхаемый воздух доставляется до легочных пузырьков.

  • Обмениваемся тестами  в паре и проверяем  карандашом работу своего одноклассника, высчитываем количество баллов.

  1. Изучение нового материала. (15мин.)

Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

1. Как вы себя чувствуете?

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

3. Сколько времени мы можем не дышать?

4. Зачем же мы дышим?

5. Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?

Учитель(объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации): Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают  все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные  артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют "воротами легких".

Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Плеврой также выстлана грудная полость с внутренней стороны. Это пристеночная плевра. Между легочной и пристеночной плеврой узкая щель. Это плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки  во время вдоха и выдоха, уменьшая трение.

В органах дыхания происходит   2 вида дыхания : легочное дыхание (внешнее)  и тканевое дыхание(клеточное).  Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен меду воздухом и кровью. Тканевое дыхание - это газообмен между кровью и клетками тканей.

Как же происходит  легочное дыхание или газообмен в легких?

Обмен газов в легких осуществляется с помощью диффузии.

А что такое диффузия газов? Спросим у наших ребят - "физиков". Выступление группы "физиков".

     Итак, кровь,  поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы содержит много углекислого газа. В воздухе легочных альвеол углекислого газа мало, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его связывает  гемоглобин и превращается в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по легочной вене направляется к сердцу.

Чтобы этот газообмен происходил постоянно, надо чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.

Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов. Выступление учеников - «химиков». Сообщение о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, проведение опыта по определению состава выдыхаемого воздуха. Ученик берет стакан с известковой водой и дует на нее в трубочку для коктейля.  Вода должна помутнеть. Это доказывает, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ.

Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании. Оно происходит в капиллярах большого круга, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ.  Выделяющаяся при этом энергия используется  для процессов жизнедеятельности клеток и тканей.  Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, частично растворяется или химически связывается с солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, затем в правый желудочек, а затем по легочной артерии- в легкие  - круг замыкается. В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения.(демонстрация схемы в программе)

  1. Обобщение и систематизация новых знаний

Таким образом мы  проследили  с вами движение газов в организме человека при  дыхании,  это  еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.

  • попробуем ответить на проблемные вопросы ,поставленные в начале (1 мин.).

 Физкультминутка

Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».

Упражнения для глаз: Не двигая  головой, вращайте  глазами  сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу  

  1. Закрепление нового материала
  • Кроссворд - отгадывают в парах,
  • ученики сами осуществляют проверку кроссвордов и выставляют оценки по десятибальной системе по количеству отгаданных слов.
  1. Рефлексия

Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:

  • проверка пройденного - максимум 6 баллов;
  •  подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;

  • работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.

На листе оценки знаний ученик выставляет баллы, подсчитывает их сумму и ставит оценку, критерии оценки - на листе.

Итого максимум 21 балл.

19-21балл - "5"

17-18 баллов- "4"

13-16 баллов - "3".

 На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.  

  1. Домашнее задание

Дифференцированное:1)параграф  27 изучить, ответы на вопросы на с.141 устно ( у кого за урок   оценка "отлично");

2)параграф  27 изучить, ответы на вопросы и задание на с.141 устно ( у кого за урок   оценка "хорошо");

3)параграф  27 изучить,  задания 111,112 печатной в рабочей тетради

 ( у кого за урок   оценка "удовлетворительно");

Приложение 1

Правильные ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.Б - 1 балл

1.Г - 1 балл

1. Б -1 балл

2.В - 1 балл

2.А - 1 балл

2 . В,Г,Е,Д, А,Б (точная последовательность) - 2 балла

3.Б - 1балл

3. Б,Г,Е (в любом порядке)

- 2 балла

3. 1-Г, 2-Ж, 3-Д, 4-А, 5-Е, 6-Б, 7-В

- 3 балла

4.Б,В -  2 балла

4 . Б,В, А,Г(точная последовательность) - 2 балла

-

5.В - 1 балл

-

-

! Внимание!Если в сложном  задании(оно выделено синим цветом в таблице правильных ответов) допущены ошибки , то  за 1 ошибку снимается 1 балл, за 2 ошибки - 2 балла.

Приложение 2

Кроссворд

Вопросы:

1.Узкая щель между легочной и пристеночной плеврой-плевральная …

2.Во что одето каждое легкое?

3.Главная функция дыхания

4.Место входа вен, артерий, бронхов в легкие.

5. Полость, где расположены обонятельные клетки.

6. Легочный пузырек.

7.Процесс, благодаря которому происходит обмен газов в легких.

8. Вещество-переносчик кислорода  к клеткам.

9. Дыхание, происходящее в капиллярах большого круга кровообращения.

10.Вид дыхания, обеспечивающего газообмен между воздухом и кровью.

4

3

 

 

 

7

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Ответы кроссворда

4

3

в

г

о

7

а

р

д

2

з

о

и

1

п

о

л

о

с

т

ь

ф

л

о

а

6

ф

е

б

а

у

в

м

л

з

р

е

ь

и

9

а

5

н

о

с

о

в

а

я

т

е

к

о

а

8

г

е

м

о

г

л

о

б

и

н

а

е

в

10

л

е

г

о

ч

н

о

е

е

Приложение 4

Лист оценки ____________________________________(Фамилия, Имя)

Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:

  • проверка пройденного(тест) - максимум 6 баллов - уже подсчитан соседом;
  •  подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;
  • работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.

Итого максимум 21 балл.

19-21балл - "5"

17-18 баллов- "4"

13-16 баллов - "3".

 На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.  

Тест по пройденному материалу  (макс. 6 баллов)- выставляет сосед по парте

Подготовка материала к уроку и выступление в составе группы (макс. 5 баллов)

Работа с кроссвордом (макс.10 баллов)

Итого

Оценка

Понравился ли тебе урок?_________________________________________

Что тебе понравилось на уроке?____________________________________

Что хотел бы изменить?_______________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»

Задание 1

Выберите правильные ответы.

1. Значение дыхания для организма человека:

а) Обеспечение питательными веществами,
б) Охлаждение организма
в) Поглощение кислорода
г) Выделение паров воды
д) Выделение углекислого газа
е) Освобождение энергии

2. Вставьте пропущенные слова:

Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживают частички пыли и микробы.

3. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

1. Трахея 
2. Носовая полость
3. Гортань 
4. Бронхи
5. Носоглотка

Задание 2 

Используя текст учебника, заполните таблицу

Газ

Вдыхаемый воздух

Выдыхаемый воздух

Кислород

 

 

Углекислый газ

 

 

Азот

79%

79%

– Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Задание 3

 Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в легких»

1. Где происходит легочный газообмен?

Легочный газообмен происходит

2. Какая кровь поступает в легочные капилляры?

В легочные капилляры поступает

3. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?

4. Какая кровь покидает легочные капилляры?

Легочные капилляры покидает

Запишите вывод:

При газообмене в легких кровь в капиллярах легких малого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .

Задание 4.    Заполните обобщающую таблицу

Вопросы для сравнения

В легких

В тканях

Какая кровь в начале?

Какой газ поступает в кровь?

Какой газ выходит из крови?

Какой стала кровь?

В каком круге кровообращения это происходит?

Выводы:

Задание 5.   Заполните обобщающую таблицу

Вдох

Выдох

Возбуждение

Межреберные мышцы

Грудная клетка

Диафрагма

Объем легких

Давление

Увеличивается               понижается            центр выдоха

Расширяется                  плоская                     повышается

Куполообразная           сужается                   сокращаются

Расслабляются              центр вдоха            уменьшается

Задание 7.

Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.

а) поступление кислорода к клеткам тела;  б) поступление кислорода в тканевую жидкость;  в) поступление воздуха в лёгкие;  г) удаление воздуха из лёгких; д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

 е) поступление углекислого газа в капилляры тканей;  ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью;  з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких;  и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»

2 вариант

Задание 1

Выберите правильные ответы.

1. Значение дыхания для организма человека:

а) Обеспечение питательными веществами,
б) Охлаждение организма
в) Поглощение кислорода
г) Выделение паров воды
д) Выделение углекислого газа
е) Освобождение энергии

2. Вставьте пропущенные слова:

Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживает частички пыли и микробы.

3. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

1. Трахея 
2. Носовая полость
3. Гортань 
4. Бронхи
5. Носоглотка

Задание 2 

Используя текст учебника, заполните таблицу

Газ

Вдыхаемый воздух

Выдыхаемый воздух

Кислород

 

 

Углекислый газ

 

 

Азот

79,03

79,07

– Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Задание 3

1. Почему в тканях мало кислорода?

В тканях мало кислорода, потому что…

2. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?

Запишите вывод:

При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .

Задание 4

Заполните обобщающую таблицу

Вопросы для сравнения

В легких

В тканях

Какая кровь в начале?

Какой газ поступает в кровь?

Какой газ выходит из крови?

Какой стала кровь?

В каком круге кровообращения это происходит?

Выводы:

Задание 5.  

Заполните обобщающую таблицу.

Вдох

Выдох

Возбуждение

Межреберные мышцы

Грудная клетка

Диафрагма

Объем легких

Давление

Увеличивается               понижается            центр выдоха

Расширяется                  плоская                     повышается

Куполообразная           сужается                   сокращаются

Расслабляются              центр вдоха            уменьшается

Задание 6.

Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.

а) поступление кислорода к клеткам тела;  б) поступление кислорода в тканевую жидкость;  в) поступление воздуха в лёгкие;  г) удаление воздуха из лёгких; д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

 е) поступление углекислого газа в капилляры тканей;  ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью;  з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких;  и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии "Газообмен в легких и тканях"

Разъяснить, как происходит газообмен в лёгких и тканях, значение этих процессов, разъяснить механизм вдоха и выдоха используя принцип интеграции....

Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"

Методическаяразработка урока по биологии 8 класс с применением ИКТ...

Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"

Методическая разработка урока по линии УМК Н.И. Сонина 8 класс...

Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"

Методическая разработка урока по линии УМК Н.И. Сонина 8 класс...

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

•Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбу...